ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ: ЕЁ РОЛЬ И МЕСТО В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ: ЕЁ РОЛЬ И МЕСТО В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Никонов Н.А. 1, Юнусов М.Б. 1
1Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» в г. Челябинске.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Основу безопасности Российской Федерации составляют Вооруженные силы. Они выполняют свое предназначение с успехом только при условии поддержания их качественного состояния и боевой готовности на необходимом уровне с учетом военно-политических целей.

Современный этап развития Вооруженных сил Российской Федерации предъявляет повышенные требования к военным кадрам, их деловым, профессиональным, общечеловеческим, морально-боевым и другим качествам, выдвигает новые задачи по воспитанию военнослужащих.

Существенную роль в системе обучения и воспитания военнослужащих играет военно-политическая подготовка, смысл которой заключается в формировании моральных качеств и боевого духа, готовности к выполнению задач в мирное время и, особенно, в боевой обстановке. Военно-политическая подготовка (ВПП) является одним из основных предметов подготовки личного состава Вооруженных сил Российской Федерации и важнейшей формой военно-политического, государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового и эстетического воспитания [1].

Целью военно-политической подготовки является формирование и развитие военно-политического сознания, воинской культуры, патриотических и гражданских качеств личности, ответственного отношения к воинскому долгу. В сочетании с другими предметами, военно-политическая работа включает в себя и такой важный аспект, как формирование психической и эмоциональной устойчивости, развитие навыков самоконтроля и саморегуляции.

Современный офицер должен свободно ориентироваться в вопросах военно-политической обстановки, разбираться в государственных и правовых вопросах, знать отечественную историю, чтить традиции армии и флота, помнить о воинах, самоотверженно отдавших жизнь за свою Родину.

Ведущая роль в организации политико-воспитательной работы в подразделении принадлежит командиру-единоначальнику. Именно он заботится о том, чтобы все мероприятия проходили организованно, на высоком идейном уровне, в тесной связи с задачами подразделения, способствовали формированию у воинов высоких морально-политических и боевых качеств, укреплению воинской дисциплины, повышению бдительности и боевой готовности. Заместитель командира по политической части отвечает за организацию и состояние политической работы в подразделении. Также в воспитательной работе с личным составом активно участвуют командиры взводов и непосредственные командиры (сержанты).

Политические занятия проводятся в течение всего учебного года, на них отводятся специальные дни и часы. Занятия по военно-политической подготовке строятся на основе исторического подхода, изучения военного опыта предшествующих исторических этапов развития государства. Кроме того, учебный материал теснейшим образом должен быть связан с изучением норм морали и воинской этики, воинских уставов, норм воинской дисциплины, а также формированием знаний по международному гуманитарному праву.

На занятиях по военно-политической работе с личным составом изучаются законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, важнейшие постановления правительства Российской Федерации, вопросы внутреннего и международного положения нашей страны, боевой путь Вооруженных сил Российской Федерации, современные задачи по охране священных рубежей и государственных интересов Родины, основные требования военной присяги и уставов.

Опыт Великой Отечественной войны и защита интересов Российской Федерации в Сирийской Арабской Республике показали, что центральное место в повышении моральной готовности личного состава к подвигу, образцовому выполнению воинского долга занимает воспитание патриотизма, являющегося одним из главных источников мужества, отваги, героизма в бою.

Безусловно, военно-политическая работа в военных вузах должна носить целенаправленный характер. В учебниках по военной педагогике Ефремов О.Ю. воспитание военнослужащих определяет как целенаправленную и планомерную деятельность государства и общества, ведомственных, общественных и иных организаций, а также органов военного управления и должностных лиц Вооруженных сил по формированию и развитию личности военнослужащих в соответствии с требованиями функционирования современной военной организации государства, обеспечения готовности военнослужащих к выполнению задач по предназначению в интересах обеспечения обороны и безопасности личности, общества и государства [1].

Исходя из понимания военно-политической работы как системы, определяются основные структурные компоненты: цель воспитания, участники воспитательного процесса, содержание, формы и методы воспитания, инновационные педагогические технологии, оценка результатов и эффективности. Функционально все элементы взаимосвязаны между собой, что и характеризует военно-политическую подготовку как целостную педагогическую систему.

Принципами воспитания военнослужащих являются начальные педагогические положения, которые служат руководящими нормами для офицера, командира, прежде всего, как для воспитателя. В своем определении они раскрывают свою направленность, организацию, методику и содержание воспитательного процесса в подразделении.

Организация военно-политической работы в военном вузе требует организации и проведения различных форм учебно-воспитательной работы: плановое и оперативное информирование (военно-политическое, боевое, правовое, военно-техническое, медицинское и иное); единый день информирования; единый день правовых знаний; прослушивание и просмотр информационных и тематических радио- и телепередач, художественных, документальных и учебных кино- и видеофильмов, видео- и аудиоматериалов; собрания личного состава; прямое обращение командования к личному составу; вечера вопросов и ответов; встречи с командованием, представителями органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций, представителями религиозных конфессий, ветеранами войн, военной службы и труда; обмен опытом личного состава, ранее участвовавшего в боевых действиях; доведение приговоров военных судов об осуждении военнослужащих за воинские преступления; теоретические, научно-практические, военно-научные и иные конференции; тематические вечера; использование средств наглядной агитации и другие.

Таким образом, достижение целей военно-политической подготовки обеспечивается решением комплекса разнообразных воспитательных задач. Системное применение различных методов и форм воспитательной работы значительно повышает качество подготовки личного состава Вооруженных сил Российской Федерации.

В современном мире одно из главных качеств военнослужащего – это морально-боевые качества. Только благодаря воспитанию этих качеств, путем занятий по военно-политической подготовке у нашей страны есть много героев, которыми мы должны гордиться!

Литература:

1. Приказ Министра Обороны Российской Федерации от 22 февраля 2019 г. № 95. г. Москва «Об организации военно-политической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации» // https://mil.ru/gvpu/podgotovka.htm (дата обращения 29.11.2021)

2. Военная педагогика /под ред. О.Ю. Ефремова ‒ Спб.: Питер, 2015.‒ 292с.

Просмотров работы: 6812