Маркетинговые исследования регионального рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Бензалкония хлорид - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Маркетинговые исследования регионального рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Бензалкония хлорид

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Контрацепция (от новолат. contraceptio - исключение) - предотвращение беременности механическими, химическими и другими противозачаточными средствами и способами.

Контрацепция - это не только защита от нежелательной беременности, это сохранение здоровья и путь к рождению здорового ребенка тогда, когда вы этого захотите [17].

Благодаря огромному выбору средств контрацепции, можно иметь безопасный секс, желанную беременность, планировать рождение ребенка и иметь полноценную половую жизнь, будучи кормящей матерью.

Выбор контрацептива является непростой задачей. Применяемый метод должен подходить к стилю жизни, учитывать мнение партнера, не оказывать вредного действия на организм, иметь максимальную эффективность, быть доступным, по стоимости не дорогим и удовлетворять полной информативностью о себе. Выполнить все эти условия поможет только врач - гинеколог.
Актуальность темы обусловлена тем, что анализ данных официальной статистики, литературы и результатов исследований свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии репродуктивного здоровья граждан РФ, отсутствия реальной возможности выбора поведения в репродуктивной сфере. Свидетельствами неблагополучия в этой области являются данные о реализации репродуктивной функции женщин: ухудшение состояния здоровья беременных и рожениц, что в значительной мере определяет высокий процент репродуктивных потерь; значительная частота гинекологической заболеваемости и болезней, передаваемых половым путем; относительно высокий уровень абортов и осложнений после них. Не секрет, что аборт все еще остается одним из основных методов регуляции рождаемости, приводя, зачастую, к непоправимым последствиям [7].

Альтернативой аборту, как известно, является использование эффективных методов контрацепции. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что контрацепция - это не ограничение рождаемости, а метод ее регуляции, возможность осуществления репродуктивных планов в отношении числа детей и сроков их рождения. Исходя из этого, необходимо более широко внедрять в практику здравоохранения нашей страны современные контрацептивные средства для предупреждения нежелательной беременности и сохранения репродуктивного здоровья женщины.

Цель: провести маркетинговые исследования регионального рынка лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Бензалкония хлорид.

Задачи исследования:

Изучить способы и методы управления ассортиментом лекарственных

средств в аптечной организации.

2. Изучить общую характеристику контрацептивных средств и их

классификацию.

3. Дать товароведческую характеристику ЛС Бензалкония хлорид.

4. Провести маркетинговые исследования российского и регионального рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Бензалкония хлорида.

5. Провести сравнительный анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Бензалкония хлорид, предлагаемого на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации по показателям ассортимента.

Разработать рекомендации по оптимизации ассортимента лекарственных

препаратов на основе ЛС МНН Бензалкония хлорид в аптечной организации.

Объект исследования: ассортимент лекарственных препаратов, предлагаемых на российском и региональном фармацевтическом рынке на основе лекарственного средства МНН Бензалкония хлорид.

Методы исследования: контент-анализ, сравнение, аналитический метод.

ГЛАВА 1. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АССОРТИМЕТА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Управление ассортиментом в аптечной организации

Аптечная организация (АО) ежедневно сталкивается с необходимостью быстрого реагирования на каждое изменение рыночной ситуации, что в первую очередь отражается на ассортименте.

Ассортиментная политика является одним из основных объектов системы управления, так как именно отношение потребителей к товару определяет возможности существования и развития аптечной организации. Товар аптечного ассортимента необычен. С одной стороны, он спасает жизни и облегчает страдания, а с другой - сам может наносить вред при неправильном употреблении. К тому же многие из лекарственных препаратов (ЛП) дают побочные эффекты [13].

Одной из основных задач в деятельности аптечной организации является выработка ассортиментной политики (АП), которая представляет собой систему мер по определению набора товарных групп, наиболее предпочтительных для успешной работы на рынке и обеспечивающих экономическую эффективность деятельности предприятия в целом для удовлетворения запросов потребителей, завоевания новых покупателей, улучшения финансовых показателей [18].

Необходимо учитывать особенности основной массы товаров, реализуемых через аптечные организации. Основополагающим признаком отнесения продукции к медицинской и фармацевтической является применение ее в здравоохранении для больных и здоровых людей с диагностической, лечебно - оздоровительной и профилактической целью.

Следует отметить, что существенное влияние на формирование ассортимента оказывает наличие регламентирующих перечней, представляющих собой обязательный ассортимент, который устанавливается соответствующим приказом МЗ РФ для аптечной организации. Кроме того, ежегодно утверждается «Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств», которые в обязательном порядке должны быть в аптечной организации независимо от форм собственности.

Наряду с обязательным, в АО формируется и свободный ассортимент - с учетом заболеваемости населения, расположения близлежащих к аптеке медицинских организаций, учитывается фактор сезонности спроса и т.д. [13].

Ассортимент товара в аптеке регламентируется Федеральным законом № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» Статья 55. Порядок розничной торговли лекарственными препаратами. В пункте 7 приведен перечень товаров, реализуемых через аптечные организации: «Аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, наряду с лекарственными препаратами имеют право приобретать и продавать медицинские изделия, дезинфицирующие средства, предметы и средства личной гигиены, посуду для медицинских целей, предметы и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет, очковую оптику и средства ухода за ней, минеральные воды, продукты лечебного, детского и диетического питания, биологически активные добавки, парфюмерные и косметические средства, медицинские и санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни» [1].

Основная цель ассортиментной политики, а значит, и результат, к которому в конечном итоге стремятся все руководители аптек - формирование оптимального и рационального ассортиментного портфеля для удовлетворения населения в лекарственной помощи и получения запланированной прибыли [18].

Сложность процесса управления ассортиментом заключается в большом количестве торговых наименований препаратов, которые реализуются через аптечную сеть. Значительные ограничения на работу с ассортиментом накладывает сложность точного расчета потребности в лекарственных средствах. И при всем этом обеспечение лекарственными средствами населения и лечебных учреждений должно быть высококачественным.

В целом можно сказать, что в современных условиях конкуренции на рынке формируется структура необходимого ассортимента, поэтому задача аптечных учреждений - удовлетворить спрос в максимально полном объеме и быстрее, чем конкуренты.

Существует несколько этапов работы с ассортиментом: планирование, формирование и управление. Их сущность заключается в своевременном предложении определенной совокупности товаров, которые бы наиболее полно удовлетворяли спрос определенных категорий покупателей.

Планирование ассортимента - это процесс определения перспективных торговых наименований, которые будут наполнять ассортиментный портфель, удовлетворять потребностям потребителей и обеспечивать аптечному предприятию прибыльную работу. Комплексный подход к планированию возможен только на основе полной информации об ассортименте аптечных учреждений конкретного региона, объеме продаж каждой товарной позиции и группы товаров, учитывая особенности месторасположения и организации работы самого аптечного учреждения, и, конечно же, о потребностях и предпочтениях покупателей [12].

На наполнение ассортимента также оказывает влияние промоционная активность производителей, поэтому следует учитывать влияние рекламы и деятельности медицинских представителей.

Широко распространенным способом планирования изменений ассортимента является анализ дефектуры, позволяющий выявить спрос на отсутствующие препараты путем фиксации спроса покупателей первостольником в учетной системе или на бумажных носителях (журнал неудовлетворенного спроса, или учета дефектуры) [23].

На формирование ассортимента влияет много факторов, среди которых - месторасположение аптечного учреждения, его размер и тип, а также форма организации торговли. Так, структура потребления в аптеках, расположенных в спальных или центральных районах города, в оживленных местах и в аптеках самообслуживания будет иметь свою специфику. Также деятельность по формированию ассортимента предусматривает изучение информации об особенностях рынка, выбор дистрибьюторов и определение ценовой политики, необходимые для эффективной прибыльной работы [13].

Управление ассортиментом - комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию ассортимента, минимизацию товарных запасов и дефектуры. Среди основных способов управления ассортиментом необходимо выделить анализ собственных продаж. Этот метод применяют для определения оптимального размера запасов. Его эффективность зависит от частоты обновления ассортимента с учетом тенденций регионального рынка [8].

При работе над ассортиментом наибольшее внимание уделяется анализу собственных продаж. Так, к основным методам анализа собственных продаж, которые могут использоваться в аптечных учреждениях, относят:

1. Анализ динамики объема продаж по каждой категории препаратов, маржинального дохода, средней суммы покупки и количества покупок - используется для коррекции ассортиментной политики и ценовой стратегии.

2. Анализ структуры чеков - для оценки эффективности мерчандайзинга, анализа состава чеков различных групп покупателей и выделения наиболее часто встречающихся и совместно покупаемых товаров. Мерчендайзинг основывается на стимулировании розничных продаж без дополнительных усилий со стороны сотрудников - за счет выкладки товаров и размещения рекламы в торговом зале. Чем лучше представлен товар, тем более активно он продается.

3. Анализ структуры товарооборота и маржинального дохода (АВС-анализ) предусматривает анализ ассортимента, его разделение по степени влияния на общий объем продаж на три группы и выбор направлений по работе с каждой из них с целью оптимизации ассортимента, и, следовательно, увеличения совокупной прибыли.

4. Анализ эластичности и эффективности использования торговых площадей подразумевает оценку эффективности изменений планировки или выкладки, проведенных в аптеке. Применяется для перераспределения места в торговом зале и на полках [13].

При формировании ассортимента, необходимо осуществить несколько последовательных шагов. Сформировать общую структуру ассортимента на уровне фармацевтических групп. При этом необходимо учитывать следующие параметры:

-  соотношение долей парафармацевтической продукции и лекарственных средств в ассортименте;

-  соотношение долей каждой фармгруппы внутри лекарственного ассортимента и каждой товарной категории внутри других групп товаров;

-  наполняемость отдельных фармгрупп и категорий;

-  соотношение долей отечественных и импортных товаров, рецептурных и безрецептурных лекарственных средств;

-  доля жизненно-важных лекарственных средств.

Эффективное управление ассортиментом в аптеке позволяет решить целый ряд важнейших проблем:

-    увеличить оборачиваемость лекарственных средств и других товаров, снизив при этом товарный запас;

-    минимизировать количество потерянных вследствие дефектуры покупателей;

-    предупредить списание товаров в связи с истечением срока годности.

Таким образом, доказано, что рационально сформированный ассортимент ускоряет оборачиваемость товарной массы, приводит к равенству спроса и предложения, повышая тем самым эффективность хозяйственной деятельности АО [23].

Методы анализа ассортимента лекарственных средств

Анализ структуры ассортимента проводится с целью формирования ассортиментной политики организации в зависимости от имеющегося на рынке предложения товаров и спроса на них. При этом, в зависимости от поставленных целей проводят анализ структуры российского, регионального рынка или локального ассортиментного перечня конкретной медицинской или фармацевтической организации.

Дрёмовой Н.Б. в фармацевтической литературе изложена концепция маркетинговых исследований ассортимента лекарственных средств (ЛС), состоящая из  четырех этапов.

На первом этапе исследований в соответствии с концепцией осуществляют выбор ассортимента JIC, изучают возможные аспекты применения в медицине, анализируются основные производители, поставщики и т.д. Основным методом изучения чаще всего является контент-анализ - это формализованный метод количественного анализа документов, позволяющий получить детальное представление о выбранной группе товара или фармакотерапевтической группе лекарственных средств. В качестве основных документов используются реестры ЛС, регистры, монографии, справочники и другая литература. Использование для анализа реестров на несколько лет позволяет получить характеристику выбранного ассортимента в ретроспективе.

На втором этапе в соответствии с концепцией из реестра выбираются сведения по каждому зарегистрированному ЛС выбранной фармакотерапевтической группы; название, синонимы, форма выпуска, страна производитель, способ применения и дозы.

Затем на третьем этапе проводят анализ по следующим направлениям:

1) определяют число всего зарегистрированных препаратов, данные определяют в абсолютных показателях;

2) рассчитывают абсолютные и относительные показатели соотношения отечественных и зарубежных препаратов;

3) проводят анализ по странам и фирмам производителям внутри группы зарубежных лекарственных средств, данные представляются в относительных показателях, в процентах;

4) анализируют виды лекарственных форм; данные определяются как в абсолютных, так и в относительных показателях.

Для наглядности все результаты анализа представляют в виде таблиц, графиков, диаграмм, рисунков. Проведенный анализ позволяет получить полную характеристику ассортимента препаратов, разрешенных к применению.

На четвертом этапе проводят сравнение полученных результатов и рассчитывают основные маркетинговые характеристики ассортимента ЛС.

Ассортимент лекарственных средств - это номенклатура различных лекарственных препаратов, объединенных по фармакотерапевтическому,  фармакологическому, химическому или иному признаку и обеспечивающих оптимальное лечение, диагностику, профилактику заболеваний с учетом современных представлений о рациональной терапии и возможности выпуска ЛС зарубежной и отечественной фармацевтической промышленностью [8].

Для анализа аптечного ассортимента (АА) часто используют деление ЛП на следующие группы:

Ходовые позиции - те, которые стоят недорого и пользуются стабильно высоким спросом (Цитрамон, Нафтизин). Необходимо заботиться об их постоянном присутствии на полках.

Прибыльные позиции - те препараты, которые имеют высокую цену и достаточно высокий спрос (Кавитон, Эссенциале, Предуктал МБ).

Выгодные - те, которые имеют очень высокую цену и низкий, непрогнозируемый спрос.

Все остальные.

Ассортимент - это та продукция, которая предлагается покупателю. При формировании ассортимента лю­бой аптечной организации необходимы всесторон­ний анализ разрешенных к применению и суще­ствующих на рынке лекарственных средств, рассмотрение приме­нительно к своей деятельности конкретных номен­клатурных позиций лекарственных препаратов, их дозировок, фасовок, лекарственных форм, ценовых характе­ристик, качества, новизны [15].

Для того чтобы анализировать ассортимент необходимо разобраться в его свойствах и показателях.

Свойство ассортимента - это его специфическая особенность, проявляющаяся при его формировании, а показатель ассортимента - это количественно измеряемое выражение его свойств. При этом измерению подлежит не только ассортимент аптечной организации в целом, но также его группы, подгруппы и товарные категории.

Ключевое свойство ассортимента - это его ширина, оно характеризуется двумя показателями: действительной шириной и базовой шириной. Действительная ширина ассортимента - это фактическое количество товарных групп, подгрупп и категорий, имеющихся в наличии в аптеке. Базовая ширина - это ширина, принятая за основу. За основу может быть принята ширина ассортимента, регламентированная нормативными документами (Государственным реестром ЛС) [25].

Следующее свойство ассортимента - это его глубина. Она характеризуется такими показателями, как количество видов подгрупп и товарных категорий, входящих в одну товарную группу и нацеленных на удовлетворение однородных потребностей.

Следующее свойство ассортимента - это его устойчивость, что означает способность ассортимента удовлетворять спрос на одни и те же товары в течение продолжительного времени. Показателем устойчивости ассортимента является коэффициент устойчивости. Он рассчитывается как соотношение количества товарных групп, подгрупп и категорий, пользующихся устойчивым спросом, к общему количеству товарных групп, подгрупп и категорий, представленных в аптеке.

Еще одно свойство ассортимента - это его обновляемость, или новизна, т.е. способность ассортимента удовлетворять новые потребности за счет включения в ассортиментную матрицу аптечной организации новых товаров. Новизна ассортимента характеризуется такими показателями, как действительное обновление ассортимента и степень обновления ассортимента. Действительное обновление ассортимента - количество новых товаров, представленных в ассортименте аптеки, а степень обновления - это соотношение количества новых товаров и общего количества товаров.

Заключительное свойство ассортимента - это его рациональность, которая выражает способность ассортимента наиболее полно удовлетворять потребности различных сегментов покупателей.

Все свойства и показатели ассортимента представлены в таблице 1[25].

Таблица 1.

Свойства и показатели ассортимента

Свойства

Показатели

Расчет коэффициента

Глубина -действительная; - базовая

Фактическое количество подгрупп и товарных категорий в однородной товарной группе (Пд)

Базовое количество подгрупп и товарных категорий в однородной товарной группе (ПБ)

Коэффициент глубины (Кг)

Кг = Пд/ПБ* 100%

Широта -действительная; - базовая

Количество видов, разновидностей, наименований, имеющихся в продаже (Шд)

Базовое количество видов, разновидностей, наименований товара (ШБ)

Коэффициент широты (Кш)

Кш = Шд/ШБ* 100%

Новизна

Количество новых видов и наименований товаров(Н)

Степень (коэффициент) обновления (Кн)

Кн = Н/Шд* 100%

Устойчивость

Количество видов и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом (У)

Коэффициент устойчивости (Ку)

Ку = У/Шд * 100%

Рациональность (Р)

Коэффициент рациональности (Кр)

Кр = (Кг*ВГ + Кш *ВШ + Кн *ВН + Ку * ВУ) /4, где ВГ, ВШ, ВУ, ВН — коэффициенты весомости показателей глубины, широты, новизны, устойчивости

Показатели ассортимента могут оказывать влияние на степень удовлетворенности покупателей и в целом на коммерческие результаты деятельности аптечной организации.

По широте ассортимента можно судить о степени насыщения рынка товарами, при этом, чем больше широта ассортимента, тем больше насыщенность рынка. Широта ассортимента должна соответствовать уровню спроса. В условиях дефицита товаров, когда спрос превышает предложение, выгодно иметь узкий ассортимент, так как более широкий ассортимент требует дополнительных затрат. Широкий ассортимент требует дополнительных торговых и складских площадей, транспортных расходов и т.д.

Устойчивость ассортимента показывает, в течение какого времени товары определенных групп, подгрупп и категорий входят в состав ассортимента аптечной организации.

Устойчивость ассортимента определяется следующими факторами:

- наличием устойчивого спроса на определенный товар;

- графиком пополнения товарных запасов;

- отсутствием или недостаточным объемом спроса на медленно оборачиваемые и неликвидные товары;

- несоответствием между спросом и количеством имеющихся товарных запасов.

Существуют ситуации, когда обновление ассортимента является необходимым условием для успешного развития аптеки, например в случае необходимости замены морально устаревших и невостребованных товаров на технически усовершенствованные и пользующиеся спросом покупателей. При этом необходимо помнить, что обновление ассортимента - это достаточно затратное и рискованное мероприятие, которое не всегда приносит ожидаемые результаты, так как новый товар может не найти своего покупателя и не будет пользоваться достаточным спросом [8].

Все эти понятия условны и могут рассматриваться как ко всей ассортиментной струк­туре, так и внутри отдельных фармакотерапевтических групп. В качестве информационной ассор­тиментной базы, к которой можно применить сравни­тельное исследование ассортимента аптеки, должны использоваться официальные источники: реестры, постановления Правительства РФ, приказы Мин­здрава России, справочники и т. д. [15].

Для проведения анализа ассортимента лекарственных средств используют несколько известных и универсальных методов [12]:

- АВС-анализ;

- XYZ-анализ;

- Совмещенный ABC-XYZ-анализ.

Достаточно часто в аптеках для исследования ассортимента используют ABC-анализ. Этот метод позволяет классифицировать ресурсы компании по степени их важности. Он эффективен для выделения из множества влияющих факторов и элементов, тех, которые имеют особое значение для достижения поставленных целей и поэтому должны обладать высоким приоритетом.ABC-анализ опирается на правило Парето, согласно которому 20% элементов системы на 80% определяют результат ее работы. По отношению к формированию ассортимента правило Парето может прозвучать так: 20% товарных позиций приносят 80% прибыли, следовательно, надежный контроль над 20% ассортимента позволяет на 80% контролировать всю систему [9].

XYZ-анализ - метод, позволяющий анализировать и прогнозировать стабильность тех или иных бизнес процессов (в нашем случае, стабильность спроса на отдельные позиции ассортимента). XYZ-анализ использует показатель, характеризующий потребности аптеки в товарном запасе [15].

Результатом XYZ-анализа является выделение 3 групп товаров:

- категории X - группы товаров со стабильной величиной потребления и, следовательно, высокими возможностями прогнозирования спроса;

- категории Y -группы товаров с известными сезонными колебаниями и средними возможностями прогнозирования;

- категории Z - группа товаров с нестабильным спросом и, как следствие, низкой точностью прогнозирования спроса.

Подводя итоги, можно сказать, что на сегодняшний момент постоянный анализ ассортимента на основе современных маркетинговых методов исследования, дополненный изучением перспектив развития рынка отдельных, наиболее значимых фармакотерапевтических групп, может стать основой для формирования рационального ассортиментного портфеля, в частности, исключения из него устаревших и убыточных препаратов. Применение различных методов анализа ассортимента лекарственных средств позволит повысить эффективность продаж в аптеке и увеличить прибыль [18].

Таким образом, основная цель аптечной организации это формирование оптимального и рационального ассортиментного портфеля для удовлетворения населения в лекарственной помощи и получения запланированной прибыли. Доказано, что рационально сформированный ассортимент ускоряет оборачиваемость товарной массы, приводит к равенству спроса и предложения, повышая тем самым эффективность хозяйственной деятельности аптеки.

ГЛАВА 2. Маркетинговые исследования рЕГИОНАЛЬНОГО
рынка лекарственных препаратов на основе
лС МНН
БЕНЗАЛКОНИЯ ХЛОРИД

2.1. Классификация контрацептивных средств и их краткая характеристика

Фармацевтический рынок в настоящее время имеет очень широкий ассортимент контрацептивных средств, которые подразделяются на группы.

Каждая группа контрацептивных средств имеет ряд преимуществ, которые играют роль в выборе для различных потребителей (молодые люди, люди среднего возраста, пожилого возраста, рожавшие и нерожавшие женщины и другие). В то же время каждая группа контрацептивных средств имеет особенности и нежелательные побочные действия, которые снижают привлекательность для потребителей [17].

Исследования в данном направлении касаются доступности и предпочтений населения в отношении ассортимента, имеющихся на Российском рынке контрацептивных средств (КС).

Контрацепция (от новолат. «contraceptio» - исключение) - предотвращение беременности механическими (презервативы, шеечные колпачки и др.), химическими (например, влагалищные шарики, грамицидиновая паста) и другими противозачаточными средствами и способами.

Контрацептивные средства - это средства, способные предотвратить наступление нежелательной беременности, а также для профилактики инфекций, передаваемых половым путем [7].

Средства контрацепции разделяются на несколько видов: 

Барьерные контрацептивы;

Химические контрацептивы;

Гормональные (в том числе выделяющие гормоны механические);

Контрацептивные спирали;

Стерилизация.

Барьерные средства контрацепции - это способ контрацепции направленный на механическое препятствование попаданию сперматозоидов в канал шейки матки и их продвижению по половым путям женщины, а также предохраняющие от заболеваний, передающихся половым путем. Они менее эффективны, но весьма надежны, если используются совместно со спермицидами.

Существует две классификации барьерных методов контрацепции:

По методу использования:

- механические средства барьерной контрацепции;

- химические методы барьерной контрацепции.

По назначению:

- мужские и женские презервативы;

- вагинальные диафрагмы и шеечные (цервикальные) колпачки.

Внутриматочная контрацепция - это способ, при котором в матку женщины вставляют (на несколько лет) внутриматочную спираль из меди или пластика, помогающую избежать оплодотворения.

Оральные контрацептивы - повторяют нормальный менструальный цикл и практически не обладают побочными эффектами.

Инъекционные контрацептивы или имплантаты, которые нужно внедрять подкожно. Они, находясь в организме, выделяют маленькие дозы гормональных средств, которые действуют как противозачаточное средство.

Химические контрацептивы:  к ним относятся специфически вещества, спермициды - это вещества, частично или полностью лишающие активности или разрушающие сперматозоиды. Активные ингредиенты, входящие в их состав, уничтожают сперматозоиды, снижают их подвижность и способность к оплодотворению.

Крем, гель вагинальный - вводят во влагалище непосредственно перед половым актом.

Свечи и влагалищные таблетки вводятся во влагалище за 10-20 минут до полового акта [6].

Для повышения контрацептивной эффективности многие специалисты советуют комбинировать применение химических и барьерных противозачаточных методов. Одними из наиболее популярных спермицидных средств для химической контрацепции являются Патентекс Овал и Фарматекс.

Плюсами химических методов контрацепции является кратковременность их действия и отсутствие системных эффектов, хорошая переносимость, защита от венерических заболеваний. К недостаткам, существенно ограничивающим использование таких средств, относятся низкая эффективность, риск аллергии (жжение, зуд во влагалище), а также непосредственная связь применения с коитусом.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что способы контрацепции могут быть различными, но независимо от вида противозачаточных средств, женские контрацептивы должны быть высокоэффективными, безопасными для здоровья, удобными в использовании и доступными по цене для их приобретения [17].

2.2. Товароведческая характеристика лекарственного средства Бензалкония хлорид

Международное непатентованное наименование: Бензалкония хлорид

Латинское название вещества Бензалкония хлорид: Benzalkonii chloridum (род. Benzalkonii chloridi)

Химическое название: Алкилдиметил(фенилметил)аммония хлорид (и в виде гидробромида)

Брутто-формула: C21H38NCl

Рисунок 1. Структурная формула

Фармакологическая группа вещества Бензалкония хлорид - контрацептивы негормональные, антисептики и дезинфицирующие средства

Нозологическая классификация (МКБ-10):

K62.8 Другие уточненные болезни заднего прохода и прямой кишки

L98.4.2* Язва кожи трофическая

L99 Другие поражения кожи и подкожной клетчатки при болезнях, классифицированных в других рубриках

M86 Остеомиелит

T14.1 Открытая рана неуточненной области тела

T30 Термические и химические ожоги неуточненной локализации

T79.3 Посттравматическая раневая инфекция, не классифицированная в других рубриках

Z30.0 Общие советы и консультации по контрацепции [24].

Анатомо-терапевтическо-химическая классификация лекарственных средств:

(ATC) D09AA11- Бензалкония хлорид

Расшифровка кода АТХ D09AA11:

D Препараты для лечения заболеваний кожи

D09 Перевязочный материал

D09A Перевязочный материал

D09AA Перевязочный материал, пропитанный противомикробными препаратами [22].

Характеристика вещества Бензалкония хлорид: четвертичное аммониевое соединение. Белый или желтовато-белый аморфный порошок или гелеобразная масса. Очень хорошо растворим в воде, спирте, ацетоне; незначительно растворим в бензоле; почти нерастворим в эфире.

Фармакологическое действие - контрацептивное, антисептическое, спермицидное [25].

Как катионный детергент встраивается в клеточную оболочку, взаимодействует с мембранными липопротеидами сперматозоидов и микроорганизмов, повреждает мембраны, блокирует их барьерные функции и вызывает гибель клеток. Проявляет бактерицидную активность в отношении различных грамположительных (в т.ч. стафилококки, стрептококки) и грамотрицательных (кишечная и синегнойная палочка, протей, клебсиелла и др.) микроорганизмов, фунгицидную - в отношении грибов. Сперматоцидный эффект развивается в два этапа: вначале - разрушение жгутика, затем - разрыв головки сперматозоида, что обусловливает невозможность оплодотворения.

In vitro активен в отношении Neisseria gonorrhoeae, Chlamidia spp., Trichomonas vaginalis,вируса Herpes simplex типа 2, Staphylococcus aureus; не оказывает влияния на Mycoplasma spp.; слабо действует на Gardnerella vaginalis, Candida albicans, Haemophilus ducreyi и Treponema pallidum. Возможно проявление некоторой профилактической активности в отношении ряда заболеваний, передающихся половым путем. Не влияет на нормальную микрофлору влагалища (в т.ч. на палочку Дедерлейна) и гормональный цикл [19].

Практически не подвергается абсорбции при интравагинальном применении и не оказывает резорбтивного действия. Адсорбируется на стенках влагалища и экскретируется с физиологическими выделениями или удаляется промыванием водой. Контрацептивный эффект проявляется через 8-10 мин (таблетки, капсулы), 5 мин (вагинальные свечи), 3 мин (крем) или немедленно после введения во влагалище (тампон); продолжительность сперматоцидного действия вагинальной таблетки 3 ч, капсул и вагинальных свечей -4 ч, крема - 10 ч, тампона - 24 ч.

Применение вещества Бензалкония хлорид: для наружного применения. Раствор - первичная и первично-отсроченная обработка ран, профилактика вторичного инфицирования ран госпитальными штаммами микроорганизмов (травмы мягких и костных тканей, ожоги), гнойные раны, дренирование костных полостей после операции при остеомиелите [16].

Масса густая - поверхностный термический ожог, трофическая язва, длительно незаживающие раны мягких тканей (в т.ч. инфицированные), гнойно-воспалительные заболевания кожи на фоне сахарного диабета; парапроктит.

Таблетки, капсулы для интравагинального применения, вагинальные свечи, крем, тампоны - местная контрацепция для женщин репродуктивного возраста: при наличии противопоказаний к применению пероральных контрацептивов или внутриматочных спиралей, в послеродовом периоде, периоде лактации, после прерывания беременности, в пременопаузном периоде, при нерегулярной половой жизни, пропуске или опоздании в приеме постоянно используемых пероральных контрацептивов.

Концентрат жидкий - дезинфекция помещений и изделий медицинского назначения.

Противопоказания: гиперчувствительность, контактный дерматит, злокачественные новообразования кожи; для интравагинального применения - кольпит, изъязвление и раздражение слизистой оболочки влагалища и матки [14].

Побочные действия вещества Бензалкония хлорид: контактный дерматит, кандидоз, вульвовагинит, аллергические реакции.

Взаимодействие: любое средство, введенное интравагинально, может снижать местное сперматоцидное действие (в т.ч. мыло и растворы, его содержащие). Растворы йода инактивируют препарат.

Меры предосторожности вещества Бензалкония хлорид: для повышения эффективности необходимо тщательное соблюдение способа применения. Возможно применение совместно с влагалищной диафрагмой или внутриматочной спиралью. Следует избегать обмывания или орошения влагалища мыльной водой за 2 ч до и в течение 2 ч после полового контакта (ЛС разрушается мылом), наружный туалет возможен только чистой водой.

Торговые названия: Бенатекс®, Фарматекс, Гинекотекс, Деттол Бензалкония Хлорид, Бензалкония хлорид, Контратекс, Эротекс, Сперматекс, Фармагинэкс [20].

Форма выпуска: суппозитории вагинальные: цилиндрической формы с конической головкой, белого цвета, без запаха [24].

Условия и сроки хранения:

Препарат следует хранить в защищенном от света и влаги месте при температуре до 25 °C. Срок годности - 3 года [4].

Условия отпуска из аптек: без рецепта [2].

2.3. Анализ ассортимента лекарственных препаратов, выпускаемых на

основе лекарственного средства МНН Бензалкония хлорид,

разрешенных к применению в России

Фармацевтический рынок России представлен ассортиментом лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Бензалкония хлорид разрешенных к применению и выпускаемых отечественными и зарубежными производителями.

Для анализа ассортимента ЛП, на основе ЛС МНН Бензалкония хлорид, были изучены литературные источники: Государственный реестр лекарственных средств, Электронная «Энциклопедия лекарств» 2020 г.

Данные анализа предоставлены в таблице 2 [23, 25].

Таблица 2

Ассортимент ЛС предлагаемый на Российском рынке на основе ЛС МНН Бензаклония хлорид

п/п

Торговое наименование

МНН

Форма выпуска, дозировка, фасовка

Фирма

Страна

Рег. №,

дата регистрации

1.

Гинекотекс

Бензалкония хлорид

таблетки вагинальные

20 мг № 6, 10, 12

АО "Верофарм"

Россия

ЛС - 002186

23.12.2011

2.

Сперматекс

Бензалкония хлорид

Суппозито-рии вагинальные

18, 9мг №10

Шрея Лайф Сайенсиз Пвт.Лтд

Индия

ЛС-001058 29.12.2011

3.

Эротекс

Бензалкония хлорид

суппозитории вагинальные [с запахом лаванды] 18,9 мг № 5, № 10

суппозитории вагинальные [с запахом лимона]

18,9 мг № 5, № 10

суппозитории вагинальные [с запахом розы] 18,9 мг № 5, № 10

СП "Сперко Украина"

Украина

ЛП-000151 13.01.2011

4.

Бенатекс®

Бензалкония хлорид

гель вагинальный 1.2%

30мг; 50мг; 72мг; 100мг

ОАО "Нижегородский химико-фармацевтический завод"

Россия

ЛРС - 008786/10

26.08.2010

Продолжение таблицы 2

5.

Бензалко

ния хлорид

Бензалкония хлорид

Суппозито-рии вагинальные 18, 9мг № 5

Аптеки 36.6 ЗАО

Россия

ЛРС - 002410/10

24.03.2010

6.

Бенатекс

Бензалкония хлорид

таблетки вагинальные 20мг № 5, 6, 7, 10, 12

Нижфарм ОАО

Россия

ЛРС - 001896/10

12.03.2010

7.

Фармаги

нэкс

Бензалкония хлорид

Суппозито-рии вагинальные18, 9 мг № 5

К.О.Ромфарм Компани С.р.Л.

Румыния

ЛСР-007630/09

29.09.2009

8.

Фарматекс

Бензалкония хлорид

таблетки вагинальные 20 мг №12

Лаборатория Иннотек Интернасиональ

Франция

П N011489/03

26.05.2009

9.

Фарматекс

Бензалкония хлорид

крем вагинальный, 1.2 % (туба) 72 г

Лаборатория Иннотек Интернасиональ

Франция

П N011489/02

26.05.2009

10.

Фарматекс

Бензалкония хлорид

Суппозито-рии вагинальные 18, 9мг № 10

Лаборатория Иннотек Интернасиональ

Франция

П N011489/01

14.05.2009

11.

Фарматекс

Бензалкония хлорид

капсулы вагинальные 18, 9мг № 6

Лаборатория Иннотек Интернасиональ

Франция

П N011489/05

14.05.2009

Продолжение таблицы 2

12.

Контратекс

Бензалкония хлорид

Суппозито-рии вагинальные 18, 9мг №5

Московская фармацевтическая фабрика ЗАО

Россия

ЛСР-006072/08

31.07.2008

13.

Бенатекс®

Бензалкония хлорид

Суппозитории вагинальные 18, 9мг № 5

ОАО "Нижфарм"

Россия

ЛСР-000063

10.05.2007

14.

Бенатекс

Бензалкония хлорид

Суппозито-рии вагинальные 18, 9 мг №5

Нижфарм ОАО

Россия

ЛСР-000063

10.05.2007

15.

Гинекотекс

Бензалкония хлорид

таблетки вагинальные; 20 мг

№ 6,10,12

Верофарм ОАО

Россия

ЛС-002186

03.11.2006

16.

Бензалкония хлорид С14

Бензалкония хлорид

Порошок;

5кг

Дишман Фармасьютикалс энд Кемикалс Лимитед

Индия

ЛС-001608

26.05.2006

 

ТН-16

ЛП-32

МНН-1

ЛФ-6

ФП-9

СП-5

 

Исследования показали, что ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Бензалкония хлорида имеет 16 торговых наименований и насчитывает 32 предложения ЛП, производится в 5 странах 9 фирмами-производителями в виде 6 лекарственных форм. Так же было выявлено, что все препараты имеют моно состав. Все препараты зарегистрированы в период с 2006 по 2011 год.

На основании данных, представленных в таблице 2, был проанализирован ассортимент ЛП по составу. Данные анализа предоставлены в таблице 3.

Таблица 3

Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Бензалкония хлорид по составу

Количество предложений ЛП

Состав

Монопрепарат

Комбинированный

К - во ЛП

Доля, %

К - во ЛП

Доля, %

32

32

100,0

0

0

Итого:

32

100,0

0

0

Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Бензалкония хлорид по составу показал, что на фармацевтическом рынке РФ ЛП представлены только монопрепаратами (100 %), комбинированные препараты отсутствуют.

Далее в работе был рассмотрен ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Бензалкония хлорид по формам выпуска. Данные анализа предоставлены в таблице 4.

Таблица 4

Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Бензалкония хлорид, по формам выпуска

№ п/п

Вид лекарственной формы

Количество предложений ЛП

Доля, %

1.

Таблетки вагинальные

12

37,5

2.

Крем вагинальный

1

3,1

3.

Капсулы вагинальные

1

3,1

4.

Гель вагинальный

4

12,5

5.

Суппозитории вагинальные

13

40,6

6.

Субстанция порошок

1

3,1

 

Итого:

32

100,0

В результате анализа установлено, что ЛП на основе ЛС МНН Бензалкония хлорид выпускаются в шести лекарственных формах.

Наибольшее количество ЛП представлено в лекарственной форме суппозитории вагинальные, что составляет – 40,6% от общего количества предложений. Наименьшее количество ЛП выпускается в форме субстанции (3,1%), крема вагинального (3,1%) и в форме капсул вагинальных – 3,1% (рисунок 2).

Рисунок 2. Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Бензалкония хлорида по формам выпуска

Далее в работе был проведен анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Бензалкония хлорид по странам-производителям и фирмам. Данные анализа представлены в таблице 5.

Таблица 5

Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Бензалкония хлорид по странам-производителям и фирмам

Страна производитель

Количество предложений ЛП

Доля, %

Фирма-производитель

Количество предложений ЛП

Доля, %

Россия

19

59,4

Верофарм ОАО

Нижфарм ОАО Московская фармацевтическая фабрика ЗАО

Аптеки 36.6 ЗАО

6

11

1

1

18,8

34,4

3,1

3,1

Продолжение таблицы 5

Украина

6

18,8

СП "Сперко Украина"

6

18,8

Франция

4

12,5

Лаборатория Иннотек Интернасиональ

4

12,5

Румыния

1

3,1

К.О.Ромфарм Компани С.р.Л.

1

3,1

Индия

2

3,1

Дишман Фармасьютикалс энд Кемикалс Лимитед

1

3,1

3,1

Шрея Лайф Сайенсиз Пвт.Лтд

1

3,1

Итого:

32

100,0

9

32

100,0

Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Бензалкония хлорид по странам-производителям и фирмам показал, что наибольшую часть разрешенных к медицинскому применению ЛП составляют препараты отечественного производства 59,4%. В сумме на долю зарубежных производителей приходится 40,6%, а именно: Франция – 12,5%, Индия – 6,2%, Румыния – 3,1%. На основании проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что на Российском рынке лекарственных препаратов лидерами остаются отечественные лекарственные средства (рисунок 3).

Рисунок 3. Структура ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Бензалкония хлорид по производственному признаку.

Далее был рассчитан индекс обновления ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Бензалкония хлорид.

Расчет индекса обновления ассортимента за последние 5 лет.

Индекс обновления ассортимента рассчитывается по формуле (1):

Y= n:N;

где n - число предложений на рынке, зарегистрированных в течении 5 лет (2016-2020 гг).

N - общее число предложений на рынке.

Y=0/32=0

Анализ ассортимента лекарственных препаратов по датам регистрации показал, что ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Бензалкония хлорид за последние 5 лет не обновлялся. Индекс обновления составляет 0 %.

2.4. Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе

ЛС МНН Бензалкония хлорид в аптечной организации

Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Бензалкония хлорид проводился на базе аптечной организации ОАО «Курская фармация», филиал-аптека № 122, расположенной по адресу: г. Курск, Карла Маркса, д. 65 А.

Ассортимент лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Бензалкония хлорид имеющихся в аптеке на момент изучения представлен в таблице 6.

Таблица 6

Ассортимент лекарственных средств, предлагаемых в аптечной организации на основе ЛС МНН Бензалкония хлорид

№ п/п

Торговое наименование

Лек.форма, дозировка, фасовка

Цена

Фирма производитель, страна

Регистр. номер, дата

1.

Фарматекс

таблетки вагинальные

20 мг №12

364.00

Лаборатория Иннотек Интернасиональ

Франция

П N011489/03

26.05.2009

Продолжение таблицы 6

2.

Фарматекс

крем вагинальный, 1.2 % (туба) 72 г

495.00

Лаборатория Иннотек Интернасиональ

Франция

П N011489/02

26.05.2009

3.

Фарматекс

Суппозитории вагинальные

18, 9мг №10

515.00

Лаборатория Иннотек Интернасиональ

Франция

П N011489/01

14.05.2009

4.

Фарматекс

капсулы вагинальные

18, 9мг № 6

408.00

Лаборатория Иннотек Интернасиональ

Франция

П N011489/05

14.05.2009

 

ЛП - 4

ЛФ- 4

 

Стран – 1

Фирм - 1

 

По данным таблицы 6, на основе ЛС МНН Бензалкония хлоридв аптечной организации предлагается четыре ЛП в четырех формах выпуска.

Анализ ассортимента по производственному признаку (по странам и фирмам-производителям) показал наличие ЛП на основе ЛС МНН Бензалкония хлорид одного производителя - фирма Лаборатория Иннотек Интернасиональ, Франция.

Выбор лекарственных форм, в которых имеются лекарственные препараты в ассортименте аптеки достаточно широкий:

- вагинальные свечи;

- вагинальные таблетки;

- вагинальные капсулы;

- крем.

В ассортименте аптеки имеются ЛП только зарубежного производства. Цена ЛП от 360.00 до 500.00 рублей за упаковку, в зависимости от дозировки, фасовки и формы выпуска.

На следующем этапе был рассчитан индекс обновления ассортимента ЛС на основе ЛС МНН Бензалкония хлоридв аптечной организации.

Как видно из таблицы 6, ЛП на основе ЛС МНН Бензалкония хлорида имеющиеся в аптеке зарегистрированы в 2009 году.

Индекс обновления ассортимента составляет: 0. Из этих данных видно, что ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Бензалкония хлорид за последние пять лет на фармацевтическом рынке России и в аптеке не обновлялся.

2.5. Сравнительный анализ ассортимента лекарственных препаратов

на основе ЛС МНН Бензалкония хлорид, предлагаемого на

фармацевтическом рынке России и в аптечной организации по

показателям ассортимента

На заключительном этапе был проведен сравнительный анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Бензалкония хлорид, предлагаемого на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации. Для этого были рассчитаны показатели ассортимента: полноты и глубины.

Расчет показателя полнота ассортимента:

Полнота ассортимента характеризуется числом подвидов одного товара, имеющихся в аптеке к числу подвидов этого товара, зарегистрированных в стране. Показателем полноты ассортимента ЛС является коэффициент полноты – Кп. Показатель полноты ассортимента определялся по формуле 2 [8,13].

Kn = Пфакт / Пбаз, (2)

где Пфакт - количество наименований лекарственных форм одного ЛС или одной фармакотерапевтической группы, имеющихся в фармацевтической организации,

Пбаз - количество наименований лекарственных форм этого ЛС или этой фармакотерапевтической группы, разрешенных к применению в стране.

В аптечной организации ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Бензалкония хлорид представлен в четырех лекарственных формах. В Государственном реестре зарегистрированы ЛП МНН Бензалкония хлорид в шести лекарственных форма.

Исходя из имеющихся данных,

Кп = 4 : 6=0,6

Значение коэффициента полноты ассортимента равное 0,6, свидетельствует о том, что в ассортименте аптеке присутствуют не все виды лекарственных форм препаратов на основе ЛС МНН Бензалкония хлорид.

Расчет показателя глубина ассортимента

Глубина ассортимента характеризует наличие разновидностей одного вида товара (например, числом видов лекарственных форм на основе МНН). Показателем глубины ассортимента является коэффициент глубины - Кг, который рассчитывается по формуле 3 [13]:

Кг=Гфакт/Гбаз, (3)

где Гфакт - количество наименований лекарственных препаратов одного ЛС или одной ФТГ, имеющихся в фармацевтической организации,

Гбаз - количество наименований лекарственных препаратов этого ЛС или этой ФТГ, разрешенных к применению в стране.

В ассортименте аптеки имеется четыре ЛП на основе ЛС МНН Бензалкония хлорид, в Госреестре зарегистрированы 32 ЛП.

Значение коэффициента глубины равно:

К г = 4 : 32 = 0,12.

Рассчитанное значение коэффициента глубины свидетельствует о том, что на локальном рынке присутствует 12% лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Бензалкония хлорид.

Далее в работе была проведена сравнительная характеристика ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Бензалкония хлорид, имеющегося на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации, филиал-аптека № 122.

Данные представлены в таблице 7.

Таблица 7

Сравнительная характеристика ассортимента ЛС, имеющегося на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации на основе ЛС МНН Бензалкония хлорид

Признак

Характеристика ассортимента ЛС, имеющегося на фармацевтическом рынке России

Характеристика ассортимента ЛС, имеющегося в аптечной организации

Группа по АТС классификации

D09AA11- Бензалкония хлорид

DПрепараты для лечения заболеваний кожи

D09 Перевязочный материал

D09A Перевязочный материал

D09AA Перевязочный материал, пропитанный противомикробными препаратами

D09AA11- Бензалкония хлорид

DПрепараты для лечения заболеваний кожи

D09 Перевязочный материал

D09A Перевязочный материал

D09AA Перевязочный материал, пропитанный противомикробными препаратами

Количество предложений

32

4

По составу

Монопрепараты - 100,0%

Комбинированные препараты – 0

Монопрепараты - 100,0

Комбинированные препараты – 0

Производственный признак

Отечественного производства – 59,4%

Зарубежного производства– 40,6%

Отечественного производства – 0 %

Зарубежного производства – 100,0%

По видам лекарственной формы

Суппозитории вагинальные

Таблетки вагинальные

Капсулы вагинальные

Гель

Крем

Субстанция

Всего - 6

Суппозитории вагинальные

Таблетки вагинальные

Капсулы вагинальные

Крем

Всего - 4

Индекс обновления

0

0

По данным таблицы 7, в ассортименте аптеки имеется четыре лекарственных препарата на основе ЛС МНН Бензалкония хлорид в четырех лекарственных формах. На фармацевтическом рынке России имеются ЛП ЛС МНН Бензалкония хлорид в шести лекарственных формах.

Сравнительное изучение структуры ассортимента по производственному признаку показало, что ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Бензалкония хлорид представлен ЛП отечественного и зарубежного производства. В ассортименте аптечной организации имеются ЛП только зарубежного производства. Рассчитанное значение индекса обновления говорит о том, что ассортимент препаратов на фармацевтическом рынке России и на локальном рынке давно не обновлялся. Индекс обновления равен - 0%.

2.6. Предложения по оптимизации ассортимента лекарственных

препаратов на основе ЛС МНН Бензалкония хлоридв аптечной организации

На основании рассчитанных показателей ассортимента были разработаны предложения по оптимизации ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Бензалкония хлорид в аптечной организации ОАО «Курская фармация», филиал-аптека № 122, которые представлены в таблице 8.

Таблица 8

Предложения по оптимизации ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Бензалкония хлорид в аптечной организации

Признак

Характеристика ассортимента ЛС, предлагающегося на фармацевтическом рынке России

Характеристика ассортимента ЛС, предлагающегося аптечной организации

Предложения по оптимизации ассортимента в аптеке

Коэффициент глубины

Коэффициент глубины: 1

Коэффициент глубины: 0,12

Дополнить ассортимент ЛП отечественного производства.

Коэффициент полноты

Коэффициент полноты: 1

Коэффициент полноты: 0,6

Расширить ассортимент ЛС аптечной организации за счет ЛП в форме геля вагинального.

По данным таблицы 8, рассчитанная величина коэффициента глубины говорит о том, что ассортимент аптеки представлен лишь на 12% от возможного. На основании этого можно порекомендовать расширить ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Бензалкония хлорид за счет лекарственных препаратов отечественного производства в различной дозировке и фасовке, имеющихся на фармацевтическом рынке России, что позволит учесть все желания и предпочтения покупателей.

Значение коэффициента полноты равное 0,6 позволяет рекомендовать к включению в ассортимент аптеки ЛП в форме геля вагинального, что позволит учесть и удовлетворить все вкусы и предпочтения покупателей и сформировать более полный и рациональный ассортимент ЛП для мecтной кoнтpaцeпции.

Учитывая вышесказанное, разработаны предложения по оптимизации ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Бензалкония хлорид в аптечной организации ОАО «Курская фармация», филиал-аптека № 122:

- дополнить ассортимент лекарственным препаратом Бенатекс®, гель вагинальный 1.2% (30мг; 50мг; 72мг; 100мг). Производитель ОАО "Нижегородский химико-фармацевтический завод", Россия, регистрационный номер ЛРС - 008786/10, дата регистрации 26.08.2010 г., отсутствующим в аптеке.

Бенатекс® - это негормональный препарат местного действия, применяемый для предотвращения нежелательной беременности. Бесцветный прозрачный гель со слабым специфическим запахом. Дeйcтвующee вeщecтвo являeтcя aнтиceптикoм. Aктивeн пpoтив виpуca гepпeca, xлaмидий, тpиxoмoнaд, зoлoтиcтoгo cтaфилoкoккa. Haдeжнaя зaщитa oт пoлoвыx инфeкций вoзмoжнa тoлькo coвмecтнo c пpeзepвaтивoм. He нapушaeт микpoфлopу влaгaлищa. Paзpушaeт мeмбpaну cпepмaтoзoидoв, тeм caмым дeлaя иx нecпocoбными к oплoдoтвopeнию. Дeйcтвиe нacтупaeт  чepeз 10 минут, пpoдoлжaeтcя 4 ч.

Отзывы об этом препарате, как впрочем, и обо всех остальных, достаточно противоречивы. К главным плюсам, перечисленным в положительных отзывах, относятся:

- высокая эффективность препарата;

- отсутствие в составе активных гормональных компонентов, что позволяет использовать Бенатекс недавно родившим и кормящим грудью женщинам, а также женщинам, которые по ряду причин не могут принимать гормональные препараты (в частности, врачи рекомендуют использовать препарат в качестве противозачаточного средства в период пременопаузы);

- быстрое развитие ожидаемого эффекта;

- отсутствие необходимости следовать определенным схемам приема (в отличие от гормональных средств для перорального приема).

Главным достоинством геля является быстрое развитие противозачаточного эффекта и продолжительный период действия после применения. Недовольство других женщин в отношении Бенатекса обусловлено в большей степени неприятными ощущениями, которые отмечались у них после введения таблеток, свечей или геля. Отзывы врачей о ЛП Бенатекс тоже в подавляющем большинстве положительные, поскольку препарат в отличие от оральных контрацептивов не провоцирует нежелательных побочных явлений в виде колебаний массы тела, появления отеков или изменения либидо. Кроме того, подобная форма защиты от нежелательной беременности является наиболее подходящей для женщин, чья половая жизнь не характеризуется регулярностью [7].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ литературы по теме работы показал, что одной из основных задач в деятельности аптечной организации является выработка ассортиментной политики, которая представляет собой систему мер по определению набора товарных групп, наиболее предпочтительных для успешной работы на рынке и обеспечивающих экономическую эффективность деятельности предприятия в целом для удовлетворения запросов потребителей, завоевания новых покупателей, улучшения финансовых показателей.

На сегодняшний момент постоянный анализ ассортимента на основе современных маркетинговых методов исследования, дополненный изучением перспектив развития рынка отдельных, наиболее значимых фармакотерапевтических групп, может стать основой для формирования рационального ассортиментного портфеля, в частности, исключения из него устаревших и убыточных препаратов.

Бензалкония хлорид относится к фармакологической группе контрацептивы негормональные, антисептики и дезинфицирующие средства.

По АТС классификации - D09AA11- Бензалкония хлорид.

Применение: таблетки, капсулы для интравагинального применения, вагинальные свечи, крем, тампоны - местная контрацепция для женщин репродуктивного возраста: при наличии противопоказаний к применению пероральных контрацептивов или внутриматочных спиралей, в послеродовом периоде, периоде лактации, после прерывания беременности, в пременопаузном периоде, при нерегулярной половой жизни, пропуске или опоздании в приеме постоянно используемых пероральных контрацептивов.

В практической части дипломной работы был проведен маркетинговый анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Бензалкония хлорид, который показал, что на отечественном фармацевтическом рынке есть достаточно широкий целевой сегмент лекарственных средств на основе ЛС МНН Бензалкония хлорид: 16 ТН и 32 ЛП. Весь ассортимент представлен монопрепаратами - 100%. Анализ ассортимента ЛП по странам-производителям позволил установить, что лекарственные средства на основе ЛС МНН Бензалкония хлорид производят в 5 странах, наибольшее количество производится в России – 59,4%. Анализ ассортимента лекарственных препаратов по датам регистрации показал, что ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Бензалкония хлорид за последние 5 лет не обновлялся. Индекс обновления составляет 0 %.

Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Бензалкония хлорид в аптечной организации показал наличие четырех ЛП в четырех формах выпуска: свечи, таблетки и капсулы вагинальные, крем вагинальный. Анализ ассортимента по производственному признаку (по странам и фирмам-производителям) показал наличие ЛП на основе ЛС МНН Бензалкония хлорид одного производителя - фирма Лаборатория Иннотек Интернасиональ, Франция. Ценовой диапазон от 360.00 до 500.00 рублей за упаковку, в зависимости от дозировки, фасовки и формы выпуска.

Сравнительный анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Бензалкония хлорид, предлагаемого на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации показал, что в ассортименте аптеки имеется четыре лекарственных препарата на основе ЛС МНН Бензалкония хлорид в четырех лекарственных формах. На фармацевтическом рынке России имеются 32 ЛП на основе ЛС МНН Бензалкония хлорид в шести лекарственных формах. Сравнительное изучение структуры ассортимента по производственному признаку показало, что ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Бензалкония хлорида представлен ЛП отечественного и зарубежного производства. В ассортименте аптечной организации имеются ЛП только зарубежного производства. Рассчитанное значение индекса обновления говорит о том, что ассортимент препаратов на фармацевтическом рынке России и на локальном рынке давно не обновлялся. Индекс обновления равен - 0%.

На основании рассчитанных показателей ассортимента предлагается оптимизировать ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Бензалкония хлорид в аптечной организации ОАО «Курская фармация», филиал-аптека № 122 и дополнить его лекарственным препаратом Бенатекс®, гель вагинальный 1.2% (30мг; 50мг; 72мг; 100мг), производитель ОАО "Нижегородский химико-фармацевтический завод", Россия, отсутствующим в аптеке. Это позволит учесть и удовлетворить все вкусы и предпочтения покупателей и сформировать более полный и рациональный ассортимент ЛП для мecтной кoнтpaцeпции.

литературА

Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об обращении лекарственных средств»:// КонсультантПлюс
[сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99350/ (дата обращения: 20.04.2020).

Приказ МЗ РФ от 11 июля 2017 г. № 403н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность»:// КонсультантПлюс [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_277454/ (дата обращения: 25.03.2020).

Приказ Минздрава России от 14.01.2019 N 4н "Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения":// КонсультантПлюс [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_321140/ (дата обращения: 25.03.2020).

Приказ МЗ РФ № 706-н от 23.08.2010 г. «Об утверждении правил хранения лекарственных средств»: // КонсультантПлюс [сайт]. – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105562/ (дата обращения: 25.03.2020).

Армстронг, Г. Основы маркетинга / Г. Армстронг. - М.: Вильямс И.Д., 2019. - 752 c. - ISBN: 978-5-8459-1571-9. 

Бахарева И.В. Контрацепция после родов: оптимальный выбор / «РМЖ» №1, 2020. – С.31-38.

Вовк И.Б., Борисюк О.Ю., Новик Л.Н. Современный взгляд на роль и место спермицидных контрацептивов в сохранении здоровья женщин/ Журнал «Здоровье женщины», Издательство: Издательский дом "Здоровье женщины" (Киев)  № 5, 2014. – С. 72.

Васнецова, О.А. Медицинское и фармацевтическое товароведение. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. - Москва: Авторская Академия, 2016. - 424 с.: ил. - ISBN 978-5-9704-1106-3.

Жильцова О. Н. Маркетинговые исследования : учебник для среднего профессионального образования / О. Н. Жильцова [и др.] ; под общей редакцией О. Н. Жильцовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 315 с. — ISBN 978-5-9916-5368-8.

Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, А. Гари. - М.: Вильямс, 2016. - 752 c. с ил — ISBN 978-5-8459-0376-1.

Клиническая фармакология: Учебник/Н.В.Кузнецова, - М.: ГЭОТАР- Медиа, 2012. – 272 с. - ISBN 13:978-5-9704-2267-0.

Коротков, А. В. Маркетинговые исследования : учебник для бакалавров / А. В. Коротков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 595 с.  — ISBN 978-5-9916-2878-5.

Управление и экономика фармации: Учебник/ под ред. профессора И.А.Наркевича. – М.: Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2017. – 928 с. : ил. - ISBN 978-5-9704-4226-5.

Машковский, М.Д. Лекарственные средства в 2 т. - 16-е изд. перераб. и доп. / Машковский М.Д. - М.: Новая волна, 2019. – С. 1216. - ISBN: 978-5-7864-0303-0.

Лукичёва Т. А. Маркетинг: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. А. Лукичёва [и др.]; под редакцией Т. А. Лукичёвой, Н. Н. Молчанова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 370 с.— ISBN 978-5-534-01478-5.

Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России 2017/ Под ред. Е.А. Толмачевой/. - Издатель Видаль Рус, 2017. – С. 1240. - ISBN: 978-5-9908154-4-5.

Серов, В.Н. Михайлова, О.И. Современные аспекты негормональной контрацепции / РМЖ. Мать и дитя №19. 2014. - С. 12-13.

Фармацевтический маркетинг: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры/ Н.И. Суслов, А.А.Чурин, М.Е. Добрусина, Е.А. Лосев. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 319 с. - ISBN 978-5-9916-6131-7.

Харкевич Д.А., Основы фармакологии: учебник / Д.А. Харкевич. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 720 с. - ISBN 978-5-9704-3492-5.

Шашкова, Г.В. Справочник синонимов лекарственных средств / Г.В. Шашкова, В.К.Лепахин, Е.Д. Бешлиева. – Изд. 15-е, перераб. И доп. – М.: РЦ «ФАРМЕДИНФО», 2013. – 619 с.- ISBN 978-5-85556-082-4.

Экономика и организация фармации: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования / И. В. Косова, Е. Е. Лоскутова, Т. П. Лагуткина и др.; под редакцией И. В. Косовой. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Академия, 2018. - 445, [1] с. : ил., табл.; 22 см.; - ISBN 978-5-4468-3999-5.

АТХ-классификация лекарств и медицинских препаратов [Электронный ресурс]. —URL: http://www.eurolab.ua/medicine/atc/

Государственный реестр ЛС [Электронный ресурс]. – URL: http://grls.rosminzdrav.ru.

Регистр лекарственных средств России, 2020. URL: http://www.rlsnet.ru/

Энциклопедия лекарственных средств [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.rlsnet.ru/news_100323.htm

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Сравнительная характеристика контрацептивных лекарственных препаратов местного действия

Название ЛП,

производи-тель

Цена

Характеристика

Продолжительность действия

Фарматекс, (Фpaнция, Laboratoire Innotech International)

12 тaблeтoк - З20 pуб.

10 cвeчeй -499 pуб.

Kpeм вaгинaльный 70,0 - 450 pуб.

Дeйcтвующee вeщecтвo являeтcя aнтиceптикoм. Aктивeн пpoтив виpуca гepпeca, xлaмидий, тpиxoмoнaд, зoлoтиcтoгo cтaфилoкoккa. Haдeжнaя зaщитa oт пoлoвыx инфeкций вoзмoжнa тoлькo coвмecтнo c пpeзepвaтивoм. He нapушaeт микpoфлopу влaгaлищa. Paзpушaeт мeмбpaну cпepмaтoзoидoв, тeм caмым дeлaя иx нecпocoбными к oплoдoтвopeнию.

Hacтуплeниe эффeктa - чepeз 10 минут. Пpoдoлжитeльнocть дeйcтвия - З ч. У cуппoзитopиeв  эффeкт нacтупaeт чepeз 5 минут, длитcя  4 ч. Caмoe длитeльнoe дeйcтвиe у кpeмa - 10 ч.

Бeнaтeкc (Poccия, Hижфapм)

10 cвeчeй -З80 pуб.

Дeйcтвующee вeщecтвo являeтcя aнтиceптикoм. Aктивeн пpoтив виpуca гepпeca, xлaмидий, тpиxoмoнaд, зoлoтиcтoгo cтaфилoкoккa. Haдeжнaя зaщитa oт пoлoвыx инфeкций вoзмoжнa тoлькo coвмecтнo c пpeзepвaтивoм. He нapушaeт микpoфлopу влaгaлищa. Paзpушaeт мeмбpaну cпepмaтoзoидoв, тeм caмым дeлaя иx нecпocoбными к oплoдoтвopeнию.

Дeйcтвиe нacтупaeт  чepeз 10 минут, пpoдoлжaeтcя 4 ч.

Продолжение приложение 1

Hoнoкcинoл (Гepмaния, GmbH Amcapharm Pharmaceutical)

10  cвeчeй - З40 pуб.

Oкaзывaeт cпepмициднoe дeйcтвиe. Paзpушaeт cпepмaтoзoиды, дeлaя иx мaлoпoдвижными и нecпocoбными к oплoдoтвopeнию. Pacтвopяяcь, oбpaзуeт oбильную пeну, кoтopaя oбpaзуeт нa пoвepxнocти cлизиcтoй плeнку, пpeдoтвpaщaющую дaльнeйшee пpoдвижeниe cпepмaтoзoидoв. Haдeжнaя зaщитa oт пoлoвыx инфeкций вoзмoжнa тoлькo coвмecтнo c пpeзepвaтивoм.

Hacтуплeниe эффeктa - чepeз 15 минут, дeйcтвуeт 1 ч. Пpи пpoдoлжитeльнoм кoитуce тpeбуeтcя пoвтopнoe ввeдeниe. Пpoмeжутoк мeжду пoлoвыми aктaми - нe мeнee 6 ч.

Пaтeнтeкc Oвaл (Гepмaния, Merz Pharma GmbH & Co)

6 cвeчeй - 220 pуб. 12 cвeчeй - З60 pуб.

Oкaзывaeт cпepмициднoe дeйcтвиe. Paзpушaeт cпepмaтoзoиды, дeлaя иx мaлoпoдвижными и нecпocoбными к oплoдoтвopeнию. Pacтвopяяcь, oбpaзуeт oбильную пeну, кoтopaя oбpaзуeт нa пoвepxнocти cлизиcтoй плeнку, пpeдoтвpaщaющую дaльнeйшee пpoдвижeниe cпepмaтoзoидoв. Haдeжнaя зaщитa oт пoлoвыx инфeкций вoзмoжнa тoлькo coвмecтнo c пpeзepвaтивoм. Coглacнo дaнным BOЗ, нe peкoмeндуeтcя чacтoму пpимeнeнию из-зa paздpaжaющиx cвoйcтв

Дeйcтвиe нacтупaeт чepeз 10 минут, в ocтaльнoм cxoж c нoнoкcинoлoм

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рейтинг лучших противозачаточных средств 2019 года

Место

Наименование

Характеристика в рейтинге

Лучшие противозачаточные свечи

1

Фарматекс

Лучшие противозачаточные свечи

2

Патентекс Овал

Самое популярное средство

3

Гинекотекс

Лучшие по стоимости противозачаточные свечи

Лучшие внутриматочные противозачаточные спирали

1

Мультилоад

Лучшая внутриматочная спираль

2

Мирена

Лучшая гормональная спираль

3

Спираль Нова Т

Самая доступная негормональная спираль

Лучшие барьерные контрацептивы

1

Контрацептивное кольцо Новаринг

Лучший гормональный контрацептив

2

Контрацептивные губки Фарматекс

Лучшее спермицидное средство

Лучшие противозачаточные таблетки

1

Джес

Лучшие противозачаточные таблетки

2

Марвелон

Самое недорогое средство

3

Лактинет

Лучшее противозачаточное средство для взрослых женщин

Просмотров работы: 157