Введение
Все живые организмы на Земле, как известно, имеют клеточную структуру строения. Бактериальные клетки или клетки, из которых состоят грибы, в некоторой степени отличаются от клеток животных организмов и человека. Отличия могут заключаться в наличии клеточной стенки, другой структуре рибосом или ДНК, в различных обменных процессах. Эти отличия и дают возможность использования некоторых химических веществ для борьбы с заболеваниями, вызванными бактериями или простейшими грибами [19].
В 20-е годы прошлого столетия были открыты вещества, которые, как тогда казалось, должны были заставить отступить большинство инфекционных болезней. Имя этим веществам - антибиотики.
Открытие антибиотиков вызвало переворот в медицине. Многие антибиотические вещества оказались незаменимыми лекарственными препаратами. Они нашли широкое применение при лечении многих инфекционных заболеваний, которые ранее считались неизлечимыми или сопровождались высоким летальным исходом. На сегодняшний день не существует более действенного средства для борьбы с бактериальными инфекциями [22].
Группу лекарственных средств, основой структуры которых является макроциклическое лактонное кольцо из 14 или 16 членов, называют антибиотиками макролидами. Они эффективны против грамположительных кокков, обладают иммуномодулирующей и противовоспалительной активностью [24].
Джозамицин - природный 16-членный антибиотик широкого спектра действия, относящийся к фармакологической группе макролидов и азалидов, который, используется при инфекциях лор-органов, верхних и нижних дыхательных путей, инфекциях кожных покровов и мягких тканей, инфекциях мочеполовой системы, а также джозамицин применяется в офтальмологии (при блефарите, дакриоцистите) и стоматологии [25].
К настоящему времени в медицинской практике нашло применение около ста антибиотиков. Поиски новых антибиотических веществ, получение ценных полусинтетических препаратов антибиотиков расширяют возможность их практического применения в медицине, поэтому проведение маркетинговых исследований ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства Джозамицин являются необходимыми и актуальными на сегодняшний день.
Цель работы: маркетинговые исследования регионального рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Джозамицин.
Задачи работы:
1. Определить значение и необходимость маркетинговых исследований на рынке лекарственных средств.
2. Изучить методы анализа ассортимента лекарственных средств.
3. Изучить товароведческую характеристику ЛС Джозамицин.
4. Провести маркетинговые исследования российского и регионального рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Джозамицин.
5.Провести сравнительный анализ ассортимента ЛП на основе МНН Джозамицин, предлагаемого на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации по показателям ассортимента.
Разработать рекомендации по оптимизации ассортимента лекарственных препаратов на основе МНН Джозамицин в аптечной организации.
Объект исследования: ассортимент лекарственных препаратов, предлагаемых на российском и региональном фармацевтическом рынке, на основе лекарственного средства МНН Джозамицин.
Методы исследования: контент-анализ официальных источников информации о ЛС, метод сравнения, обобщение и систематизация, статистический метод (таблицы, диаграммы).
Глава 1. маркетинговые исследования НА РЫНКЕ лекарственных средств
Маркетинговые исследования рынка как основной фактор развития предпринимательства
Исследование рынка является одним из ключевых факторов развития бизнеса. Большинство предприятий, фирм и частных компаний составляют стратегию действия, основываясь на результатах исследования. В последнее время значительно повысился спрос на прогнозирование современных рыночных тенденций. В связи с этим стали разрабатываться различные методики и способы анализа данных.
Маркетинговое исследование рынка представляет собой процесс постоянного и беспрерывного сбора информации о поведенческих факторах, спросе, мотивации субъектов рыночных отношений, которые действуют в определенном сегменте, а также ее анализ [8].
Рыночные маркетинговые исследования имеют важную целевую ориентацию. Их основная задача - найти новые возможности для конкретного предприятия, определить свободную нишу, обозначить конкурентов и разработать конкретные рекомендации для эффективной реализации продукта или услуги [12].
Целевая направленность исследований носит следующий характер:
Поисковый - заключается в сборе сведений, что помогут дать достоверную оценку и прогнозы.
Описательный - заранее выбираются факторы, которые будут исследоваться, и описывается их влияние на общее состояние рынка.
Каузальный - проверка причинно-следственных связей.
Тестовый - в результате исследования принимаются наиболее приемлемые решения и испытываются в реальных условиях.
Прогнозный - обобщив все полученные в ходе исследования результаты, можно предсказать дальнейшее состояние исследуемой единицы.
Исследование рынка - длительный и многослойный процесс, основная задача которого состоит в том, чтобы определить возможный объем реализации товаров, услуг и продукции, а также оценить уровень спроса на конкретный товар или услугу. Эта информация достигается путем определения:
- всей емкости рынка;
- своей части в общей емкости;
- анализа спроса, необходимо определить уровень потребительской лояльности;
- анализа предложения, основная цель которого заключается в обозначении конкурентов;
- возможности сбыта. Немаловажной задачей является анализ каналов сбыта продукции или услуги [7].
В целом задачи маркетинговых исследований делятся на два типа: методическое обеспечение деятельности и исследование конъюнктуры рынка. Методическое обеспечение заключается в определении предмета и объекта исследования, а также сборе данных и выборе методов самого исследования. Конъюнктура рынка основывается на определении динамики, свойств, возможностей, перспектив и закономерностей развития [10].
Под методами исследования рынка подразумевают особые приемы, операции или кампании, которые предназначены для теоретического и практического исследования маркетинговой среды, где проводит деятельность определенная организация.
Методы исследования рынка бывают фундаментальными и прикладными. Фундаментальные методы показывают общую картину исследуемого рынка и некоторых отдельных характеристик. В то время как прикладные исследуют положение предприятия в выбранном рыночном сегменте. Каждый метод отличается по сбору и обработке информации. В целом методики могут работать с первичной или вторичной информацией [8].
Первичная информация собирается в ходе текущего исследования. В зависимости от того, каким методом собираются данные, их можно разделить на три вида:
Качественные. Заключаются в сборе практического материала. То есть группа, проводящая исследование, наблюдает за происходящим, интерпретирует и анализирует полученные данные. К качественным методам можно отнести фокус-группы, глубинные интервью и анализ протоколов.
Количественные. Обычно к количественным исследованиям относят опросы. Под ними подразумевают использование вопросов закрытого типа и дальнейшую их обработку. Опросы можно проводить различными способами. Чаще всего используют телефонные опросы, уличные, квартирные, почтовые.
Смешанные. К смешанным исследованиям относят разнообразные тесты и работу тайных покупателей.
Исследование и анализ рынка невозможны без количественных и качественных анализов. Качественные методы используют для определения потребительских предпочтений и прогнозирование моделей поведения при выводе на рынок нового товара или услуги [10].
Для этого применяют:
Фокус-группу. Это аналитическое исследование рынка, которое проводится среди небольшой группы потенциальных потребителей. Руководитель фокус-группы составляет определенный сценарий, согласно которому проводится дискуссия. Основное достоинство этого приема - возможность изучить личное мнение каждого потребителя. А неформальная обстановка способствует получению более достоверной информации.
Анализ протокола зачастую используется для исследования рынка продукции. Суть этого метода состоит в том, что исследователи моделируют процесс приобретения товара (чаще всего дорогостоящего: недвижимость, автомобиль, бытовая техника), а потребитель описывает свои мысли и поступки.
Глубинное интервью заключается в опросе одного из потребителей. Основное отличие от опроса - все вопросы являются открытыми, то есть человек не выбирает вариант ответа, а рассказывает о своем отношении к продукту или услуге. В процессе такого интервью легко изучить ход мыслей потенциального потребителя, а также определить его отношение к аспектам исследуемого материала. Зачастую исследование рынка услуг проводится при помощи глубинного интервью. Единственный недостаток такого метода - это необходимость в высококвалифицированном специалисте, который не только разбирается в теме, но и является хорошим психологом.
Исследование рынка происходит также при помощи количественных методов, что выражают определенную проблему количественными показателями. Этим способом изучают мнение огромного количества людей, что позволяет применить статистическую оценку информации. В основном количественные методы практикуют, если возникает необходимость определить объем рынка, узнаваемость бренда, потребительское отношение и т.д [8].
Количественные методы разделяются на:
Массовые опросы. Заключаются в анализе ответов респондентов на вопросы анкеты. Такие опросы отличаются местом проведения, способом связи (телефон, Интернет, почта), субъектами (ЮЛ, ФЛ или эксперты), типом выборки.
Личные интервью. В отличие от массового опроса интервью предоставляет более достоверную информацию. Интервьюер может задавать те же вопросы, что и в анкете опросника, но не предлагает варианты ответов.
Существует еще одна эффективная методика исследования рынка - аудит розничной торговли. Этот способ сложно отнести к качественным, количественным или смешанным, поэтому зачастую он определяется отдельно.
Суть методики состоит в оценке рынка и его товаров путем сбора общедоступной информации. То есть исследователи анализируют ценовую политику, товарные единицы, рекламные кампании.
Проведение исследований рынка таким способом позволяет быстро определить незанятую нишу и выявить основных конкурентов [5].
Смешанные методики основаны на базовых аспектах количественных и качественных способов исследования.
К ним можно отнести следующие методы:
Локации. Для исследования набирают группу потребителей, не являющихся экспертами в сфере исследования. Им предлагают протестировать определенный товар и попутно ответить на вопросы анкеты.
Домашнее тестирование. Потребителям предоставляют товар, которым они пользуются в естественной для этого товара среде, то есть дома, на природе, на море. Используя товар по назначению, потребители должны записывать ответы в специальные анкеты.
Тайный покупатель. Маркетинговые исследования рынка услуг давно уже освоили этот метод. Его используют для определения уровня качества облуживания. Такая методика позволяет оценить уровень снижения продаж из-за субъективных факторов реализаторов, к которым можно отнести хамство и непрофессионализм [5].
Все полученные в результате маркетингового исследования рынка данные необходимо проанализировать соответствующим образом.
Эта процедура состоит из двух этапов:
- на первом этапе все полученные данные вводятся в компьютер, проходят проверку на ошибки, кодируются и выводятся в виде матрицы;
- второй этап заключается в статистическом анализе полученных величин.
После получения статистических данных исследователи дают свои комментарии и рекомендации. На основе всех материалов делаются выводы и прогнозы.
Изучение литературных источников показало, что маркетинговое исследование рынка - трудоемкий и затратный процесс, но только благодаря нему компании могут выбирать правильный курс развития и радовать потребителей нужными товарами и услугами.
Значение маркетинговых исследований в изучении рынка лекарственных средств
Фармацевтический рынок России стремительно развивается. Ежегодно его объем увеличивается примерно на 14-15 %. Вместе с тем в этой отрасли существует много проблем, решением которых должно заниматься, в том числе и правительство РФ.
Российский рынок фармацевтической продукции состоит из коммерческого и государственного сегмента. Второй по сравнению с первым включает продажи не только через аптеки, но и лечебно-профилактические учреждения и в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения. Коммерческий сегмент характеризуется ежегодной положительной динамикой и считается одной из наиболее интенсивно развивающихся отраслей экономики страны [21].
Фармрынок РФ имеет сложную структуру. В ней взаимодействуют:
- потребители (пациенты и медицинские работники);
- посредники (оптовые и розничные реализаторы медикаментов);
- органы здравоохранения разных стран;
- производители лекарств.
Фармацевтический маркетинг - часть общего маркетинга - это процесс реализации фармацевтической помощи - деятельность, направленная на удовлетворение нужд и потребностей населения в фармацевтической продукции [5].
Фармацевтический маркетинг имеет ряд особенностей, не свойственных общему маркетингу. Основной целью фармацевтического маркетинга является оптимизация рынка фармацевтической помощи, под которой понимается анализ связи между нуждой, потребностью, спросом и предложением, а также учет влияний всех внутренних факторов системы лекарственного обеспечения населения [18].
Продуктом в фармацевтическом маркетинге являются лекарственные средства в различных лекарственных формах, медицинские инструменты, перевязочные материалы и др., использование которых зависит не только от заболевания больного, но и от квалификации врача [10].
Одним из основных объектов фармацевтического маркетинга является лекарственное средство (продукт) в различных лекарственных формах (единицы продукции), которому как товару принадлежат некоторые уникальные характеристики, задающие в свою очередь и специфические особенности маркетингу:
1. Врач, а не больной принимает решение о необходимости приема лекарственного препарата, но врач не имеет возможность контролировать покупку и потребление лекарственного препарата;
2. Больной потребитель лекарственного препарата чаще всего мало знает о качестве и назначении препарата, а кроме того, и не всегда желает употреблять его;
3. Определяющие показатели при покупке лекарственного препарата - его эффективность, качество и безопасность, а не цена;
4. Фармацевтический маркетинг в большей степени связан с регулирующей ролью внешней среды, которую играет государственное учреждение в системе лекарственного обеспечения (требования к качеству, регистрация, номенклатура, ценообразование, условия отпуска) [18].
Исходя из всего вышесказанного, основные цели фармацевтического маркетинга можно определить как изучение потребностей общества в лекарственных препаратах и услугах по оказанию фармацевтической помощи населению и разработка стратегических программ, направленных на своевременное и наиболее полное удовлетворение этих потребностей.
К основным задачам фармацевтического маркетинга относят:
1. Анализ фармацевтического рынка, выявление особенностей фармацевтической продукции как товара, специфики спроса и предложения;
2. Анализ потребностей фармацевтического рынка и прогнозирование его развития;
3. Повышение качества услуг оказания фармацевтической помощи населению через создание рациональной информационной маркетинговой среды для субъектов маркетинга лекарственных средств.
4. Разработка комплексных методов формирования спроса на товары и услуги фармацевтического профиля;
5. Выявление особенностей управления маркетингом лекарственных средств;
6. Разработку методов стратегического планирования, обеспечивающего рентабельность производства лекарственных средств и их реализации с учетом макроэкономической конъюктуры и собственного потенциала компании.
Маркетинговое исследование можно также определить как систематический сбор, учет и анализ данных по маркетингу и маркетинговым проблемам в целях совершенствования качества процедур принятия решений и контроля в маркетинговой среде [7].
Основные цели маркетингового исследования: уменьшить неопределенность и минимизировать риск в процессе принятия управленческих решений; следить за процессом реализации маркетинговых задач.
Глобальные цели маркетингового исследования - это информационное обеспечение маркетинга, то есть сбор необходимой информации и аналитическое обеспечение, заключающееся в использовании математических моделей для анализа данных и получения с их помощью прогнозов и возможности принятия оптимальных решений.
На макроуровне маркетинговое исследование должно выявить и смоделировать закономерности и тенденции развития рынка, дать оценку рыночной ситуации, определить емкость рынка и дать прогноз спроса.
На микроуровне даются оценки, осуществляется анализ и прогноз собственных возможностей фирмы (ее потенциала и конкурентоспособности), состояния и перспектив развития того сегмента рынка, на котором эта фирма действует.
Задачи маркетинговых исследований могут быть самыми разнообразными и диктоваться потребностями разработки стратегии маркетинга, формирование ценовой, товарной, коммуникационной, сбытовой политики и другими аспектами управления маркетингом на предприятии. Можно выделить лишь основные направления исследований [8]:
Анализ влияния глобальных сил и факторов макросреды маркетинга на деятельность фирмы и ее результаты;
Исследование рынка - систематический количественный и качественный анализ одного или совокупности рынков для получения информации о потенциале, емкости рынка, характеристиках конкурентной среды, ценах.
Основными результатами исследования рынка являются прогнозы его развития, оценка конъюнктурных тенденций, выявление ключевых факторов успеха. Определяются наиболее эффективные способы ведения конкурентной политики на рынке и возможности выхода на новые рынки, осуществляется выбор целевых рынков и рыночных ниш [8].
Исследование собственных возможностей фирмы, ее потенциала и конкурентоспособности.
Она заключается в оценке состояния конкурентов, их позиции на рынке в сравнении с позицией самой фирмы. Это позволит фирме правильно оценить ситуацию и ее развитие, что дает возможность получить определенное конкурентное преимущество. С этой целью анализируются сильные и слабые стороны конкурентов, изучаются занимаемая ими доля рынка, реакция потребителей на маркетинговые средства конкурентов, материальный, финансовый, трудовой потенциал, организация управления деятельностью.
Анализ системы стимулирования сбыта и рекламы - преследует цель выявить, как, когда и с помощью каких средств лучше стимулировать сбыт товара, повысить авторитет товаропроизводителя, успешно осуществлять рекламные мероприятия.
В качестве объектов исследования выступают: поведение поставщиков, посредников, покупателей, эффективность рекламы, отношение потребительской общественности, контакты с покупателями.
Исследование товара - это определение соответствия технико- экономических показателей и качества товара, обращающегося на рынке, запросам и требованиям покупателей, анализ их конкурентоспособности. Позволяет получить сведения о том, что хочет иметь потребитель, какие потребительские параметры он более всего ценит [8].
Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что каждая фирма самостоятельно ставит себе задачи маркетингового исследования, исходя из собственных интересов. Направление маркетинговых исследований зависит от конкретных условий: ситуации на товарном рынке, маркетинговой стратегии фирмы и, разумеется, от ее специализации. Значительная часть отечественных производственно-сбытовых и торговых предприятий проводит маркетинговые исследования по следующим направлениям: оценка рыночной ситуации, краткосрочные и среднесрочные прогнозы основных параметров рынка, изучение поведения покупателей и конкурентов, характеристика уровня и динамики цен и т.п., а также оценка собственного потенциала.
1.3. Маркетинговая деятельность аптечного предприятия по изучению рынка
Маркетинговая деятельность аптечного предприятия по изучению рынка включает в себя следующие этапы:
1. Изучение рыночного потенциала (емкости рынка), то есть максимально возможного количества конкретных лекарственных средств, которые могут быть реализованы на рынке в определенный период времени. Определить емкость рынка по отношению к товару важно потому, что на этой основе можно оценить эффективность работы аптечного предприятия, роль рекламы и требования к ее эффективности.
2. Анализ рыночной сегментации. Этот этап предполагает выделение на рынке в соответствии с выбранными критериями (географическими, демографическими, поведенческими и т.д.) отдельных сегментов (долей) рынка. Сегментация производится с целью последующего выявления наиболее соответствующих запросам потребителей и возможностям предприятия целевых рынков.
3. Исследование структуры рынка, позиций конкурентов. При этом определяются основные группы фирм, работающих на данном рынке: фирмы-партнеры, фирмы-конкуренты, фирмы-нейтралы. На практике чаще всего производится анализ изменения структуры предложения конкурентов, ценовой политики конкурентов, проводимой конкурентной рекламной политики. Для этого используются следующие каналы получения информации: поступление сведений от посреднических и аптечных предприятии; анализ рекламных проспектов, посещение выставок, опрос отдельных лиц, заполнение специальных формуляров по конкурентам.
4. Изучение информации о покупателях фирмы тщательно исследует факторы, оказывающие влияние на потребности покупателей. Аптечное предприятие должно определить основные критерии, которые определяют выбор покупателем того или иного лекарственного средства.
Маркетинговая деятельность по исследованию рынка должна начинаться со сбора информации. Ценность маркетинговой информации определяется уменьшением неопределенности представлений аптечного предприятия о состоянии рынка и, как следствие, снижением коммерческого риска по результатам анализа собранной информации.[18]
Система маркетинговых исследований призвана обеспечить сбор информации, актуальной с точки зрения стоящей перед фирмой конкретной маркетинговой проблемы [12,15].
Итак, маркетинговые данные могут помочь при определении и планировании параметров будущего лекарства, таких как потенциальный размер рынка, применяемые конкурирующие лекарственные средства, формы конкретной болезни. Исследования рынка лекарственных препаратов должны лечь в основу их производства и сбыта. Без этих исследований сейчас уже невозможно продвижение лекарств до конечного потребителя.
ГЛАВА 2. Маркетинговые исследования рОССИЙСКОГО
рынка лекарственных препаратов на основе
лс МНН ДЖОЗАМИЦИН
2.1. Товароведческая характеристика лекарственного средства Джозамицин
Джозамицин - является природным 16-членным антибиотиком-макролидом, который продуцируется актиномицетом Streptomyces narbonensis [1]. С 2012 года включён в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов [4].
Международное непатентованное наименование - Джозамицин
Латинское название - Josamycinum (род. Josamycini)
Химическое название:
(2S,3S,4R,6S)-6-{[(2R,3S,4R,5R,6S)-6-{[(4R,5S,6S,7R,9R,10R,11E,13E,16R)-4-(Ацетилокси)-10-гидрокси-5-метокси-9,16-диметил-2-оксо-7-(2-оксоэтил)-1-оксациклогексадека-11,13-диен-6-ил]окси}-4-(диметиламино)-5-гидрокси-2-метилоксан-3-ил]окси}-4-гидрокси-2,4-диметилоксан-3-ил-3-метилбутаноат (в виде пропионата) [24]
Брутто-формула: C42H69NO15
Рисунок 1. Структурная формула
Анатомо-терапевтическо-химическая классификация лекарственных средств (ATC):
Код АТХ: J01FA07Джозамицин
J Противомикробные препараты для системного использования
J01 Антибактериальные препараты для системного использования
J01F Макролиды, линкозамиды и стрептограмины
J01FA Макролиды
J01FA07 Джозамицин [20].
Фармакологическая группа: макролиды и азалиды.
Нозологическая классификация (МКБ-10):
A22 Сибирская язва
A36.9 Дифтерия неуточненная
A37 Коклюш
A38 Скарлатина
A46 Рожа
A49.3 Инфекция, вызванная микоплазмой, неуточненная
A53.9 Сифилис неуточненный
A54 Гонококковая инфекция
A55 Хламидийная лимфогранулема (венерическая)
A56 Другие хламидийные болезни, передающиеся половым путем
A70 Инфекция, вызываемая Chlamydia psittaci
H01.0 Блефарит
H04.3 Острое и неуточненное воспаление слезных протоков
H66 Гнойный и неуточненный средний отит
I89.1 Лимфангит
J01 Острый синусит
J02.9 Острый фарингит неуточненный
J03.9 Острый тонзиллит неуточненный (ангина агранулоцитарная)
J04 Острый ларингит и трахеит
J18 Пневмония без уточнения возбудителя
J20 Острый бронхит
J31.2 Хронический фарингит
J32 Хронический синусит
J35 Хронические болезни миндалин и аденоидов
J37 Хронический ларингит и ларинготрахеит
J42 Хронический бронхит неуточненный
K05 Гингивит и болезни пародонта
L02 Абсцесс кожи, фурункул и карбункул
L04 Острый лимфаденит
L08.0 Пиодермия
L70 Угри
N34 Уретрит и уретральный синдром
N39.0 Инфекция мочевыводящих путей без установленной локализации
N41 Воспалительные болезни предстательной железы
N74.2 Воспалительные болезни женских тазовых органов, вызванные сифилисом (A51.4+, A52.7+)
N74.3 Гонококковые воспалительные болезни женских тазовых органов (A54.2+)
N74.4 Воспалительные болезни женских тазовых органов, вызванные хламидиями (A56.1+) [24].
Характеристика вещества Джозамицин: антибиотик группы макролидов. Хорошо растворим в метаноле и этаноле, растворим в эфире и очень слабо в воде.
Фармакологическое действие - антибактериальное.
Обратимо связывается с 50S субъединицей рибосом, тормозит синтез белка и размножение микробных клеток (бактериостатический эффект). При создании в очаге воспаления высоких концентраций оказывает бактерицидное действие. Обладает широким спектром действия, включающим грамположительные и грамотрицательные бактерии, внутриклеточные микроорганизмы и некоторые анаэробы. Незначительно влияет на энтеробактерии, поэтому мало изменяет естественную бактериальную флору ЖКТ. Эффективен при резистентности к эритромицину. Резистентность к джозамицину развивается реже, чем к другим антибиотикам из группы макролидов [9,11].
После приема внутрь быстро и полностью всасывается из ЖКТ, прием пищи не влияет на биодоступность. Хорошо растворяется в жирах и мало ионизируется при обычных значениях рН крови и тканевых жидкостей, хорошо проникает через гистогематические барьеры в различные органы и ткани. Особенно высокие концентрации обнаруживаются в легких, миндалинах, слюне, поте и слезной жидкости. Концентрация в мокроте превышает концентрацию в плазме крови в 8–9 раз. Накапливается в костной ткани. Способен проникать и накапливаться в аденоидах, экссудате среднего уха, секрете околоносовых пазух, деснах, предстательной железе. Практически не проникает в спинно-мозговую жидкость, проходит через плаценту и секретируется в грудное молоко. Биотрансформируется в печени с образованием менее активных метаболитов.. Экскретируется в основном с желчью, менее менее 20% - с мочой.
Применение вещества Джозамицин: острые и хронические инфекции, вызванные чувствительными микроорганизмами - инфекции верхних дыхательных путей и лор-органов (ангина, фарингит, паратонзиллит, ларингит, средний отит, синусит, дифтерия - дополнительно к лечению дифтерийным анатоксином, скарлатина в случае повышенной чувствительности к пенициллину); инфекции нижних дыхательных путей (острый бронхит, обострение хронического бронхита, пневмония, в т.ч. вызванная атипичными возбудителями, коклюш, пситтакоз); стоматологические инфекции (гингивит и болезни пародонта); инфекции в офтальмологии (дакриоцистит, блефарит); инфекции кожных покровов и мягких тканей (пиодермия, фурункулез, сибирская язва, рожа - при повышенной чувствительности к пенициллину, угри, лимфангит, лимфаденит, венерическая лимфогранулема); инфекции мочеполовой системы (простатит, уретрит, гонорея, сифилис - при повышенной чувствительности к пенициллину, хламидийные, микоплазменные, в т.ч. уреаплазменные, и смешанные инфекции) [11, 15].
Противопоказания:
Гиперчувствительность (в т.ч. к другим макролидам), тяжелые нарушения функции печени, недоношенность детей.
Применение при беременности и кормлении грудью: разрешено применение при беременности и в период грудного вскармливания по показаниям. Европейское отделение ВОЗ рекомендует джозамицин в качестве препарата выбора при лечении хламидийной инфекции у беременных женщин [24].
Побочные действия вещества Джозамицин:
Со стороны органов ЖКТ: отсутствие аппетита, тошнота, изжога, рвота, дисбактериоз и диарея, метеоризм, обложенность языка, спазмы в животе, нарушение функции печени, транзиторное повышение активности печеночных трансаминаз (АСТ, АЛТ), нарушение оттока желчи и желтуха.
Прочие: отек стоп, дозозависимое преходящее нарушение слуха, кандидоз, кожные аллергические реакции (крапивница, сыпь), очень редко - лихорадка, общее недомогание [24].
Взаимодействие: Джозамицин замедляет выведение теофиллина (усиливаются побочные эффекты). При совместном приеме джозамицина с такими антигистаминными препаратами, как астемизол и терфенадин, возможно замедление выведения последних, что может привести к развитию угрожающих жизни желудочковых аритмий. При одновременном применении джозамицина и дигоксина возможно увеличение концентрации дигоксина в плазме крови. Имеются отдельные сообщения об усилении вазоконстрикторного действия после совместного приема алкалоидов спорыньи и антибиотиков-макролидов. Возможно ослабление эффекта гормональных контрацептивов. Джозамицин может снижать бактерицидный эффект других антибиотиков, таких как пенициллины и цефалоспорины (следует избегать совместного назначения). При совместном применении джозамицина и линкомицина возможно взаимное снижение их эффективности. Джозамицин повышает концентрацию циклоспорина в крови и увеличивает риск развития нефротоксичности (необходим регулярный контроль концентрации циклоспорина в крови). Возможно повышение концентрации мидазолама, триазолама и бромокриптина в плазме. Джозамицин тормозит метаболизм дизопирамида, выведение (увеличивает T1/2) карбамазепина [25].
Передозировка:
Симптомы: усиление выраженности побочных эффектов.
Лечение: симптоматическая терапия.
Пути введения: внутрь.
Меры предосторожности вещества Джозамицин: при назначении джозамицина следует учитывать возможность перекрестной устойчивости к различным антибиотикам-макролидам.
Во время терапии необходим мониторинг ЭКГ (особенно у больных, одновременно получающих дигоксин). С осторожностью под контролем функции почек следует назначать на фоне почечной недостаточности. В случае стойкой тяжелой диареи следует иметь в виду возможность развития на фоне антибиотиков опасного для жизни псевдомембранозного колита. Людям пожилого возраста назначают в меньших дозах и проводят лечение под контролем врача.
Торговые названия: Вильпрафен® солютаб, Вильпрафен® [17].
Форма выпуска: таблетки, гранулы для приготовления суспензии [24].
Условия и сроки хранения: препарат следует хранить при комнатной температуре, не допуская замораживания или нагрева солнечными лучами [2].
Условия отпуска из аптек: по рецепту врача [1].
Форма рецептурного бланка для выписывания лекарственных препаратов: 107-1/у, утверждена Приказом Минздрава России от 14.01.2019 N 4н "Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения" [3].
2.2. Анализ ассортимента лекарственных препаратов, выпускаемых на
основе лекарственного средства МНН Джозамицин, разрешенных к
применению в Российской Федерации
Ассортимент лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Джозамицин на Российском фармацевтическом рынке представлен лекарственными средствами, выпускаемыми зарубежными производителями.
В Государственном реестре ЛС зарегистрированы следующие лекарственные препараты на основе МНН Джозамицин (таблица 1) [23].
Таблица 1
Ассортимент лекарственных препаратов на основе МНН Джозамицин
№ п/п |
МНН |
Торговое наименование |
Лекарственные формы, дозировка, фасовка |
Страна |
Фирма |
Рег. номер, дата регистрации |
|
1 |
Джозамицин |
Вильпрафен® |
гранулы для приготовления суспензии для приема внутрь 250 мг/5 мл 15 г – фл. 125 мг/5 мл 15 г – флакон 500 мг/5 мл 20 г - флакон |
Франция |
Фамар Лион |
ЛП-004305, 22.05.2017 |
|
2 |
Джозамицин |
Вильпрафен® Солютаб® |
таблетки диспергируемые 1000 мг № 5, № 10, № 5000 пакеты |
Франция |
Фамар Лион |
ЛС-001632, 23.08.2010 |
|
3 |
Джозамицин |
Вильпрафен® |
Таблетки, покрытые п/ оболочкой 500 мг № 10, № 30, № 1800 коробки № 5000 пакеты |
Германия |
Драгенофарм Апотекер Пюшль ГмбХ |
П N012028/01, 24.03.2010 |
|
МНН - 1 ЛП - 10 |
ТН - 3 |
ЛФ - 3 |
Стран - 2 |
Фирм - 2 |
Анализ данных ГРЛС на 01.03.2020 г. показал, что ассортимент ЛС на основе Джозамицина имеет десять предложений ЛП, разрешенных к применению и зарегистрированных в Российской Федерации. Выпускают ЛП две фирмы-производителя в двух странах в виде трех лекарственных форм [23].
Далее был проведен анализ ассортимента ЛС на основе МНН Джозамицин по составу, который представлен в таблице 2.
Таблица 2
Анализ ассортимента ЛС на основе МНН Джозамицин по составу
Количество предложений (всего) |
Состав |
||||
монопрепарат |
комбинированный препарат |
||||
К-во |
Доля,% |
К-во |
Доля,% |
||
10 |
10 |
100,0 |
0 |
0 |
|
Итого |
10 |
100,0 |
0 |
0 |
Анализ таблицы 2 показал, что количество предложений на рынке всего – 10 ЛП, из них монопрепараты составляют 100,0% от общего количества предложений, комбинированные препараты отсутствуют.
Далее был проведен анализ ассортимента ЛС на основе МНН Джозамицин по формам выпуска, который представлен в таблице 3.
Таблица 3
Структура ассортимента на основе МНН Джозамицин, по видам лекарственных форм
№ п/п |
Вид лекарственной формы |
Количество ЛС |
|
абс. знач. |
доля,% |
||
1. |
Гранулы для приготовления суспензии для приема внутрь |
3 |
30,0 |
2. |
Таблетки, покрытые пленочной оболочкой |
3 |
30,0 |
3. |
Таблетки диспергируемые |
4 |
40,0 |
Итого: |
10 |
100,0 |
Как видно из таблицы 3, в структуре ассортимента ЛП на основе МНН Джозамицин по видам ЛФ наибольшую долю составляют: таблетки диспергируемые – 40,0% (рис. 2).
Рисунок 2. Структура ассортимента лекарственных препаратов на основе МНН Джозамицин, по видам лекарственных форм
На основании данных таблицы 1 была определена структура ассортимента лекарственных препаратов на основе МНН Джозамицин, разрешенных к применению, по производственному признаку, которая представлена в таблицах 4 и 5.
Таблица 4
Структура ассортимента лекарственных препаратов на основе МНН Джозамицин по странам-производителям
Страна-производитель |
Количество предложений (лекарственных препаратов) |
Доля, % |
Франция |
6 |
60,0 |
Германия |
4 |
40,0 |
Всего – 2 |
10 |
100,0 |
Анализ данных таблицы 4 показывает, что анализируемый ассортимент лекарственных препаратов на основе МНН Джозамицин, разрешенных к применению в России, производится в двух странах. Количество ЛП, произведенных за рубежом составляет 100,0 (рис. 3).
Рис. 3. Структура ассортимента ЛП на основе ЛС Джозамицин по странам-производителям
Таблица 5
Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе МНН Джозамицин по фирмам-производителям.
№ п/п |
Фирма |
Количество ЛП |
Доля, % |
1. |
Фамар Лион, Франция |
6 |
60,0 |
2. |
Драгенофарм Апотекер Пюшль ГмбХ, Германия |
4 |
40,0 |
Всего: 2 |
10 |
100,0 |
При анализе ассортимента ЛП по фирмам установлено, что на фармацевтическом рынке присутствует 2 фирмы-производителя, которые производят лекарственные препараты на основе Джозамицина. Наибольшее количество производится фирмой Фамар Лион, Франция – 60,0% от общего количества предложений на рынке.
Далее был проведен анализ ассортимента ЛС на основе МНН Джозамицин по датам регистрации.
Анализ полученных данных показал, что новыми ЛП на основе Джозамицина являются три препарата (Вильпрафен®), дата регистрации 22.05.2017. Для расчета индекса обновления ассортимента была использована формула (1):
У = n : N , [6, 13]
где: У - индекс обновления; n - количество ЛП, зарегистрированных за последние 5 лет (2016–2020 гг.)
N - количество ЛП, зарегистрированных на рынке России.
У = 3 : 10 = 0, 3, где n = 3, N = 10.
Полученный результат говорит о том, что ассортимент ЛП на основе МНН Джозамицин за последние 5 лет обновился на 30 %.
2.3. Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе
ЛС МНН Джозамицин в аптечной организации
Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Джозамицин проводился на базе аптечной организации ИП Гаранина Т.В. «Здоровье», расположенной по адресу: г. Курск, ул. Магистральный проезд, д. 12.
На момент изучения ассортимент ЛС на основе МНН Джозамицин был представлен следующими наименованиями ЛС (таблица 6).
Таблица 6
Ассортимент лекарственных средств, предлагаемых в аптечной организации на основе МНН Джозамицин
№ п/п |
Торговое наименование |
Лек.форма, дозировка, фасовка |
Цена |
Фирма производитель, страна |
Регистр. номер, дата |
1. |
Вильпрафен® |
Таблетки, покрытые пленочной оболочкой 500 мг № 10 |
530.00 |
Драгенофарм Апотекер Пюшль ГмбХ Германия |
П N012028/01, 24.03.2010 |
2. |
Вильпрафен® |
гранулы для приготовления суспензии для приема внутрь флакон 500 мг/5 мл 20 г - флакон |
475.00 |
Фамар Лион, Франция |
ЛП-004305, 22.05.2017 |
Продолжение таблицы 6 |
|||||
3. |
Вильпрафен® Солютаб® |
таблетки диспергируемые 1000 мг № 10 |
624.00 |
Фамар Лион, Франция |
ЛС-001632, 23.08.2010 |
ЛП – 3 |
ЛФ - 3 |
Стран – 2, фирм – 2 |
По данным таблицы 6, на основе ЛС МНН Джозамицинв аптечной организации предлагается три ЛП, в трех формах выпуска.
Далее в дипломной работе были проанализированы лекарственные средства на основе МНН Джозамицин, имеющиеся в аптеке по производственному признаку (по странам и фирмам-производителям). Данные анализа представлены в таблице 7.
Таблица 7
Анализ ассортимента ЛС на основе МНН Джозамицинв аптечной организации по производственному признаку
Страна- производитель |
Количество ЛС |
Фирма-производитель |
Количество ЛС |
||
абс. зн. |
доля,% |
абс. зн. |
доля,% |
||
Франция |
2 |
66,7 |
Фамар Лион |
2 |
66,7 |
Германия |
1 |
33,3 |
Драгенофарм Апотекер Пюшль ГмбХ |
1 |
33,3 |
Итого - 2 |
3 |
100,0 |
Фирм - 2 |
3 |
100,0 |
По данным, представленным в таблице 7, в аптечной организации имеется в наличии три лекарственных препарата на основе МНН Джозамицин зарубежного производства (рисунок 5, 6).
Рисунок 5. Структура ассортимента ЛС на основе МНН Джозамицинв аптечной организации по производственному признаку
Рисунок 6. Структура ассортимента ЛС на основе МНН Джозамицинв аптечной организации по фирмам-производителям
На следующем этапе был рассчитан индекс обновления ассортимента ЛС на основе МНН Джозамицинв аптечной организации «Здоровье».
Как видно из таблицы 6, в ассортименте аптеки имеется один новый ЛП на основе МНН Джозамицин, Вильпрафен®, гранулы для приготовления суспензии для приема внутрь.
Индекс обновления ассортимента составляет:
У = n : N , [6, 13]
где: У - индекс обновления; n - количество ЛП, зарегистрированных за последние 5 лет (2016–2020 гг.)
N - количество ЛП, имеющихся в аптечной организации.
У = 1 : 3 = 0,3, где n = 1, N = 3.
Из этих данных видно, что ассортимент ЛП на основе МНН Джозамицин в аптеке за текущий период обновлен на 30%.
2.4. Сравнительный анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе
МНН Джозамицин, предлагаемого на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации по показателям ассортимента
На заключительном этапе был проведен сравнительный анализ ассортимента ЛП на основе МНН Джозамицин, предлагаемого на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации ИП Гаранина Т.В. «Здоровье». Для этого были рассчитаны показатели ассортимента: полноты и глубины.
Расчет показателя полнота ассортимента:
Полнота ассортимента характеризуется числом подвидов одного товара, имеющихся в аптеке к числу подвидов этого товара, зарегистрированных в стране. Показателем полноты ассортимента ЛС является коэффициент полноты - Кп. Показатель полноты ассортимента определялся по формуле 2 [7,15].
Kn = Пфакт / Пбаз, (2)
где Пфакт - количество наименований лекарственных форм одного ЛС или одной фармакотерапевтической группы, имеющихся в фармацевтической организации,
Пбаз - количество наименований лекарственных форм этого ЛС или этой фармакотерапевтической группы, разрешенных к применению в стране.
В аптечной организации ассортимент ЛП на основе МНН Джозамицин представлен в трех формах выпуска. В Государственном реестре зарегистрированы ЛП МНН Джозамицин также в трех лекарственных формах. Исходя из имеющихся данных,
Кп = 3 : 3=1
Значение коэффициента полноты ассортимента равное 1, свидетельствует о том, что в ассортименте аптеке присутствуют все виды лекарственных форм препаратов на основе МНН Джозамицин.
Расчет показателя глубина ассортимента
Глубина ассортимента характеризует наличие разновидностей одного вида товара (например, числом видов лекарственных форм на основе МНН). Показателем глубины ассортимента является коэффициент глубины - Кг, который рассчитывается по формуле 3 [15]:
Кг = Гфакт / Гбаз, (3)
где Гфакт - количество наименований лекарственных препаратов одного ЛС или одной ФТГ, имеющихся в фармацевтической организации,
Гбаз - количество наименований лекарственных препаратов этого ЛС или этой ФТГ, разрешенных к применению в стране.
В ассортименте аптеки имеется три ЛП на основе МНН Джозамицин, в Госреестре зарегистрированы 10 ЛП.
Значение коэффициента глубины равно:
К г = 3 : 10 = 0,3.
Рассчитанное значение коэффициента глубины свидетельствует о том, что на локальном рынке присутствует 30% лекарственных препаратов на основе МНН Джозамицин.
Далее в работе была проведена сравнительная характеристика ассортимента ЛС Джозамицина, имеющегося на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации. Данные представлены в таблице 8.
Таблица 8
Сравнительная характеристика ассортимента ЛС, имеющегося на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации на основе МНН Джозамицин
Признак |
Характеристика ассортимента ЛС, имеющегося на фармацевтическом рынке России |
Характеристика ассортимента ЛС, имеющегося в аптечной организации |
1 |
2 |
3 |
Группа по АТС классификации |
Код АТХ: J01FA07 Джозамицин J Противомикробные препараты для системного использования J01 Антибактериальные препараты для системного использования J01F Макролиды, линкозамиды и стрептограмины J01FA Макролиды J01FA07 Джозамицин |
Код АТХ: J01FA07 Джозамицин J Противомикробные препараты для системного использования J01 Антибактериальные препараты для системного использования J01F Макролиды, линкозамиды и стрептограмины J01FA Макролиды J01FA07 Джозамицин |
Количество предложений |
10 |
3 |
По составу |
Монопрепараты - 100,0% Комбинированные препараты - 0 |
Монопрепараты - 100,0 Комбинированные препараты - 0 |
Производственный признак |
Зарубежного производства - 100% Отечественного производства 0% |
Зарубежного производства - 100% Отечественного производства 0% |
Продолжение таблицы 8 |
||
1 |
2 |
3 |
По видам лекарствен-ной формы |
Таблетки, покрытые пленочной оболочкой Таблетки диспергируемые Гранулы для приготовления суспензии Всего - 3 |
Таблетки, покрытые пленочной оболочкой Таблетки диспергируемые Гранулы для приготовления суспензии Всего - 3 |
Индекс обновления |
0,3 |
0,3 |
По данным таблицы 8, ассортимент ЛС в аптеке на основе МНН Джозамицин насчитывает три лекарственных препарата. В ассортименте присутствуют все виды лекарственных форм, зарегистрированных в Госреестре РФ.
Сравнительное изучение структуры ассортимента по производственному признаку показало, что ассортимент ЛП Джозамицина на фармацевтическом рынке России и в аптеке представлен ЛП только зарубежного производства. В России лекарственные препараты Джозамицина не производятся. Рассчитанное значение индекса обновления говорит о том, что ассортимент лекарственных препаратов на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации на 30% представлен новыми ЛП, индекс обновления равен 0,3.
2.5. Предложения по оптимизации ассортимента лекарственных препаратов на основе МНН Джозамицин в аптечной организации
На основании рассчитанных показателей ассортимента были разработаны предложения по оптимизации ассортимента ЛП на основе МНН Джозамицин в аптечной организации «Здоровье», которые представлены в таблице 9.
Таблица 9
Предложения по оптимизации ассортимента ЛП на основе МНН Джозамицин в аптечной организации
Признак |
Характеристика ассортимента ЛС, предлагающегося на фармацевтическом рынке России |
Характеристика ассортимента ЛС, предлагающегося аптечной организации |
Предложения по оптимизации ассортимента в аптеке |
1 |
2 |
3 |
4 |
Коэффициент полноты |
Коэффициент полноты: 1 |
Коэффициент полноты: 1 |
Отслеживать и поддерживать наличие ЛП. Коэффициент полноты удерживать на прежнем уровне. |
Коэффициент глубины |
Коэффициент глубины: 1 |
Коэффициент глубины: 0,3 |
Расширить ассортимент ЛС аптечной организации, за счет новых ЛП имеющихся на фармацевтическом рынке. Дополнить ассортимент новыми ЛП в форме гранул в различной дозировке. |
Индекс обновления |
0,3 |
0,3 |
Дополнить ассортимент новыми ЛП Джозамицина, зарегистрирован-ными в 2017 году. |
По данным таблицы 9, рассчитанная величина коэффициента глубины говорит о том, что ассортимент аптеки представлен лишь на 30% от возможного. На основании этого можно порекомендовать расширить ассортимент ЛС на основе МНН Джозамицин за счет новых лекарственных препаратов, имеющихся на фармацевтическом рынке России, а также дополнить ассортимент ЛП в форме гранул в различной дозировке.
Учитывая вышесказанное, разработаны предложения по оптимизации ассортимента ЛС на основе МНН Джозамицин в аптечной организации ИП Гаранина Т.В. «Здоровье»:
- дополнить ассортимент лекарственным препаратом Вильпрафен® в форме гранул для приготовления суспензии для приема внутрь в дозировке 250 мг/5 мл 15 г – флакон, 125 мг/5 мл 15 г – флакон. Производитель Фамар Лион, Франция. Регистрационный номер ЛП-004305, дата регистрации 22.05.2017,
отсутствующим в аптеке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе было определенозначение маркетинговых исследований на рынке лекарственных препаратов. Изучение литературных источников показало важность проведения маркетинговых исследований на фармацевтическом рынке, а также необходимость применения различных методов анализа ассортимента ЛП.
Лекарственные препараты на основе МНН Джозамицин относятся к лекарственным средствам группы J01FA Макролиды. Применяются при острых и хронических инфекциях, вызванных чувствительными микроорганизмами - инфекции верхних дыхательных путей и лор-органов (ангина, фарингит, паратонзиллит, ларингит, средний отит, синусит, дифтерия - дополнительно к лечению дифтерийным анатоксином, скарлатина в случае повышенной чувствительности к пенициллину); инфекциях нижних дыхательных путей (острый бронхит, обострение хронического бронхита, пневмония, в т.ч. вызванная атипичными возбудителями, коклюш, пситтакоз); стоматологических инфекциях (гингивит и болезни пародонта); инфекции в офтальмологии (дакриоцистит, блефарит); инфекциях кожных покровов и мягких тканей (пиодермия, фурункулез, сибирская язва, рожа - при повышенной чувствительности к пенициллину, угри, лимфангит, лимфаденит, венерическая лимфогранулема); инфекциях мочеполовой системы (простатит, уретрит, гонорея, сифилис - при повышенной чувствительности к пенициллину, хламидийные, микоплазменные, в т.ч. уреаплазменные, и смешанных инфекциях).
Ассортимент лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Джозамицин разрешенных к применению на российском рынке насчитывает 3 торговых наименования и 10 лекарственных препаратов (ЛП). Все ЛП являются монопрепаратами, комбинированные ЛП отсутствуют. Выпускают ЛП джозамицина только за рубежом в двух странах мира в виде трех лекарственных форм. Анализ ассортимента ЛП на основе МНН Джозамицин по видам ЛФ показал, что наибольшую долю составляют таблетки диспергируемые – 40,0%. Анализ структуры ассортимента по производственному признаку, показал, что на фармацевтическом рынке присутствует 2 фирмы-производителя. Наибольшее количество производится фирмой Фамар Лион, Франция – 60,0% от общего количества предложений на рынке.
Анализ данных по датам регистрации показал, что новыми ЛП на основе МНН Джозамицин являются 3 ЛП. Индекс обновления составил 30 %.
Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Джозамицин проведенный на базе аптечной организации ИП Гаранина Т.В. «Здоровье», расположенной по адресу: г. Курск, ул. Магистральный проезд, д. 12, показал, что в аптечной организации предлагается три ЛП, в трех формах выпуска, один ЛП на основе МНН Джозамицин является новым, Вильпрафен®, гранулы для приготовления суспензии для приема внутрь.
Сравнительный анализ ассортимента ЛП на основе МНН Джозамицин, предлагаемого на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации ИП Гаранина Т.В. «Здоровье» показал, что ассортимент ЛС в аптеке на основе МНН Джозамицин насчитывает три лекарственных препарата. В ассортименте присутствуют все виды лекарственных форм, зарегистрированных в Госреестре РФ. Сравнительное изучение структуры ассортимента по производственному признаку показало, что ассортимент ЛП Джозамицина на фармацевтическом рынке России и в аптеке представлен ЛП только зарубежного производства. В России лекарственные препараты Джозамицина не производятся. Рассчитанное значение индекса обновления говорит о том, что ассортимент лекарственных препаратов на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации на 30% представлен новыми ЛП, индекс обновления равен 0,3.
На основании проведенного исследования рекомендовано расширить ассортимент ЛС на основе МНН Джозамицин за счет новых лекарственных препаратов, имеющихся на фармацевтическом рынке России, а также дополнить ассортимент ЛП в форме гранул в различной дозировке.
Разработаны предложения по оптимизации ассортимента ЛС на основе МНН Джозамицин в аптечной организации ИП Гаранина Т.В. «Здоровье»:
- дополнить ассортимент лекарственным препаратом Вильпрафен® в форме гранул для приготовления суспензии для приема внутрь в дозировке 250 мг/5 мл 15 г – флакон, 125 мг/5 мл 15 г – флакон. Производитель Фамар Лион, Франция.
ЛитературА
Приказ МЗ РФ от 11 июля 2017 г. № 403н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность»:// КонсультантПлюс [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_277454/ (дата обращения: 21.03.2020).
Приказ МЗ РФ № 706-н от 23.08.2010 г. «Об утверждении правил хранения лекарственных средств»:// КонсультантПлюс [сайт]. – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105562/ (дата обращения: 25.03.2020).
Приказ Минздрава России от 14.01.2019 N 4н "Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения":// Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.01.2020, N 0001202001290028.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) на 2020 год:// Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.01.2020, N 0001202001290028.
Дробышева, Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент: Учебное пособие. 5-е изд. / Л.А. Дробышева. - М.: Дашков и К, 2017. - 152 c.–ISBN:978-5-394-02732-1.
Дремова, Н. Б. Медицинское и фармацевтическое товароведение / Н.Б. Дремова. - М.: Медицинское информационное агентство, 2008. - 608 c.- ISBN: 978-5-8948-1678-4.
Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс / Ф. Котлер. - М.: Вильямс, 2016. - 752 c. с ил — Парал тит англ. ISBN: 978-5-8459-0376-1 (рус).
Коротков, А.В. Маркетинговые исследования 3-е изд., пер. и доп. учебник для бакалавров / А.В. Коротков. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 595 c. – ISBN: 978-5-9916-2878-5.
Краткий фармацевтический справочник для врачей и фельдшеров скорой и неотложной помощи. - М.: Феникс, 2015. - 253 c. - ISBN: 978-5-222-14946-1.
Управление и экономика фармации: Учебник/ под ред. профессора И.А.Наркевича. – М.: Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2017. – 928 с.: ил. – ISBN: 978-5-9704-4226-5.
Машковский, М.Д. Лекарственные средства в 2 т. - 16-е изд. перераб. и доп. / Машковский М.Д. - М.: Новая волна, 2019. – С. 1216. - ISBN: 978-5-7864-0303-0.
Морозов, Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие / Ю.В. Морозов. - М.: Дашков и К, 2018. - 148 c. - ISBN: 978-5-394-02156-5.
Медицинское и фармацевтическое товароведение. Практикум / Под редакцией О.А. Васнецовой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 424 с.: ил. - ISBN 978-5-9704-1106-3.
Настольная книга современного фармацевтического работника. - М.: Феникс, 2016. - 506 c. - ISBN: 978-5-222-13877-9.
Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России 2017/ Под ред. Е.А. Толмачевой/. - Издатель Видаль Рус, 2017. – С. 1240. - ISBN: 978-5-9908154-4-5.
Харкевич, Д. А. Основы фармакологии. Учебник / Д.А. Харкевич. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 720 с. - ISBN 978-5-9704-3492-5.
Шашкова, Г.В. Справочник синонимов лекарственных средств / Г.В. Шашкова, В.К.Лепахин, Е.Д. Бешлиева. – Изд. 15-е, перераб. И доп. – М.: РЦ «ФАРМЕДИНФО», 2013. – 619 с.- ISBN 978-5-85556-082-4.
Экономика и организация фармации: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования / И. В. Косова, Е. Е. Лоскутова, Т. П. Лагуткина и др.; под редакцией И. В. Косовой. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Академия, 2018. - 445, [1] с. : ил., табл.; 22 см.; - ISBN 978-5-4468-3999-5.
Антибактериальная терапия при респираторных инфекциях у детей в амбулаторных условиях: проблемы и пути решения / Дронов И.А., Геппе Н.А., Малахов А.Б., Кондюрина Е.Г. / «РМЖ» №14 от 01.07.2014
Оригинальная статья опубликована на сайте РМЖ (Русский медицинский журнал): http://www.rmj.ru/articles/pediatriya/antibakterialnaya-terapiya-pri-respiratornykh-infektsiyakh-u-detey-v-ambulatornykh-usloviyakh-proble/?print_page=Y#ixzz5hmVWXUbq
АТХ-классификация лекарств и медицинских препаратов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.eurolab.ua/medicine/atc/
Белова, А.Е. Маркетинговые исследования рынка лекарственных средств / А.Е. Белова—http://www.lib.zna-te.ru/docs/index-106729.html.
Внебольничная пневмония у взрослых (рекомендации по лечению амбулаторных пациентов) // «РМЖ» №11 от 14.05.2014
Оригинальная статья опубликована на сайте РМЖ (Русский медицинский журнал): http://www.rmj.ru/articles/antibiotiki/Vnebolynichnaya_pnevmoniya_u_vzroslyh_rekomendacii_po_lecheniyu_ambulatornyh_pacientov/?print_page=Y#ixzz5hmVstnk5
Государственный реестр ЛС [Электронный ресурс]. –http://grls.rosminzdrav.ru.
Регистр лекарственных средств России, 2019. URL: http://www.rlsnet.ru/
Энциклопедия лекарственных средств [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rlsnet.ru/news_100323.htm