К ВОПРОСУ О ТРАКТОВКЕ ДЕФИНИЦИИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ» - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

К ВОПРОСУ О ТРАКТОВКЕ ДЕФИНИЦИИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ»

Кобелев Д.В. 1
1Магнитогорский Государственный Технический Университет им. Г.И.Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время в современной педагогике вопрос о развитии и повышении познавательной активности дошкольников занимает одно из значительных мест. Это связано с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования содержание образовательной области «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира [1].

Многие педагоги и психологи при определении термина «познавательная активность» используют термин «познавательный интерес», часто отождествляя эти два понятия.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля дано следующее определение интереса: «интерес - это занимательность или значение, важность дела»
[2].

Познавательная активность состоит из двух слов: познание и активность. Что же такое активность? Этот термин принес научному сообществу не мало проблем, одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность. Словарь русского языка даёт общеупотребительное определение «активного» как деятельного, энергичного, развивающегося. От такого понятия мы и будем отталкиваться.

Изучив варианты определения «активность», целесообразно рассмотреть термин «познавательная активность». Познавательную активность психологи и педагоги изучают с различных сторон, но любое исследование рассматривает как часть общей проблемы воспитания и развития.

Сегодня проблема интереса всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности обучающихся, что позволяет творчески работающим педагогам успешно формировать и развивать интересы детей, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.

В педагогике познавательная активность определяется как «качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели» [3].

Фундаментальные исследования в области обучения раскрывают процесс становления познавательной активности обучающихся и определяют изменения содержания образования, формирование обобщенных способов учебной деятельности и приемов логического мышления. Становление познавательной активности в дошкольном возрасте положительно влияет на развитие личности. В силу этого, необходима, на наш взгляд, целенаправленная педагогическая деятельность по формированию познавательной активности дошкольников.

В целом, педагоги-ученые определяют процесс познавательной активности дошкольников как целенаправленную деятельность, направленную на личностное развитие дошкольника и ориентированную на становление субъективных характеристик в познавательной работе.

Важно отметить, что основой развития познавательной активности служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача. В соответствии с теорией Д.Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта [4].

Согласно точке зрения А.Н. Леонтьева, познавательная активность побуждается потребностью ребенка, т.е. состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида. Многообразие человеческих потребностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения. На различных возрастных ступенях оперативно меняются виды и характер деятельности. Познавательный интерес – это форма проявления потребностей, выраженная в стремлении познавать [5].

Развитие познавательной активности представляет тот идеальный вариант, когда ее становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.

На основании проведенного анализа, мы определяем познавательную активность дошкольника как меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убежденность ребенка в необходимости познания, творческого усвоения системы знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности.

Несмотря на значительное внимание, уделяемое данной проблеме исследователями, на сегодняшний день нет общепризнанного понимания структуры познавательной активности, отсутствует единая, удобная система выделения показателей, критериев познавательной активности. Анализ литературы показал, что наиболее аргументировано выделение авторами следующих компонентов структуры познавательной активности: эмоциональный, волевой, мотивационный, содержательно-процессуальный и компонент социальной ориентации.

Для активизации познавательной деятельности необходимо внешнее стимулирование, в качестве которого в основном выступает деятельность педагога. Главная роль педагога заключается в организации деятельности с помощью различных приемов так, чтобы качественно улучшить, усилить каждый из этапов, при этом не обязательно все одновременно.

Этот принцип используют различные программы развивающего обучения. При реализации данных программ в процессе обучения непрерывно создаются условия, вызывающие усиление и нарастание познавательной деятельности. Результатом такого обучения должно стать то, что высокий уровень познавательной активности станет привычным для дошкольников.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания дети не получают в готовом виде, а «открывают» их сами в процессе учебно-познавательной деятельности. Роль педагога заключается в том, чтобы так организовать исследовательскую работу дошкольников, что дети должны сами найти решение проблемы и сами объяснить, как надо действовать в новых условиях.

Таким образом, одна из основных задач современного образования не просто вооружить ребенка определённым набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться, умение работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Литература:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/70512244/paragraph/8:0

Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. – Санкт-Петербург : Издание книгопродавца-типографа М.О. Вольфа, 1881. – Том 2. И-О. – 776 с.

Ильин, В.С. Формирование личности школьника: целостный процесс / В.С.Ильин. – М. : Педагогика, 1984. – 144 с.

Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – С. 6-20.

Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М. : Смысл, 2001. 511 с.

Просмотров работы: 1180