В настоящее время актуальным предметом исследований выступает определение механизмов развития творческих способностей школьников в процессе получения образования. Особенно актуальной данная тематика является в контексте разработки инновационных способов творческой активности и модернизации ее традиционных форм с учетом возрастных и психологических особенностей детей и подростков. Развитие творческих способностей школьников выступает критерием успешности индивидов в осуществляемой деятельности, охватывающей не только учебные достижения, но и другие личностно значимые виды деятельности. Одним из методов формирования и развития творческих способностей учащихся в процессе изучения биологии может стать работа с дополнительной биологической литературой. Существует достаточно большое количество литературных источников по всем отраслям биологии, с помощью изучения которых можно заинтересовать школьников биологической дисциплиной, а также предложить на основе её использования разные виды творческой деятельности. Всё вышеизложенное определяет актуальность нашего исследования.
Вопросам развития творческих способностей учащихся посвящены работы В.И. Андреева, А.Г. Асмолова, Е.П. Торренса, В.С. Шубинского, П.К. Энгельмейер и др. Проблема развития творческих способностей школьников представлена в исследованиях отечественных психологов и педагогов (Н.С. Лейтес, А.Н. Лук, Д.И. Фельдштейн и др.). В работах Т.И. Шамовой развитие творческих способностей рассматривается как высший уровень познавательной активности, характеризуемый оригинальностью и самостоятельностью. Л.В. Максименко, Е.А. Жмакина обобщили опыт использования дополнительной литературы на уроках биологии [2];[4]. Методы и приёмы развития творческих способностей на уроках биологии отражены в работах педагогов М.Н. Дудиной, Т.В. Моисеенко[1];[3].
Результаты психолого-педагогических исследований, проводимых В.В. Давыдовым, С.Л. Рубинштейном, И.С. Якиманской и др. свидетельствуют о том, что реализация творческого потенциала учащихся общеобразовательных учреждений оказывает положительное влияние не только на уровень общего развития ребенка, но и ориентирована на формирование познавательных способностей. Качественные характеристики показателей творческих способностей могут быть определены на трех уровнях: низком, среднем и высоком. Низкий уровень связан с отсутствием познавательного интереса школьников. Для учащихся со средним уровнем развития творческих способностей познавательный интерес носит ситуативный характер, ориентированный на возникающие внешние стимулы и требования (со стороны родителей, учителей и значимых для индивида лиц). Поэтому в работе с детьми со средним уровнем развития творческих способностей необходимо ориентироваться на методы и условия внешней мотивации учащихся. Таким стимулом, по нашему мнению, может стать дополнительная научно-популярная биологическая литература.
Дополнительная биологическая литература может использоваться как на уроке, так и при выполнении домашней работы. На уроках биологии животных мы предлагаем школьникам следующие виды творческой работы с дополнительной литературой:
1. На уроках изучения нового материала, посвящённых рассмотрению отдельных систематических групп животных, учащимся выдаются тексты по данной теме из научно-популярных журналов, например «Вокруг света», «Наука и жизнь», «Гео», «Геолёнок». Учащимся предлагается изучить материал и составить на его основе кроссворд. Учитель проверяет выполненные задания, и лучшие кроссворды разгадываются школьниками на уроке.
В процессе выполнения такого типа заданий, учащиеся знакомятся с новой информацией, расширяют кругозор, при переработке текста в кроссворд запоминают значительный объём информации.
2. На уроке проводится зоологическая викторина «Путешествие в мир птиц», «Путешествие в мир млекопитающих». Для подготовки к игре, учащимся рекомендуется ознакомиться с дополнительной литературой по теме за две недели до урока. Учитель выдаёт список литературы, отмечая на какие моменты следует обратить особое внимание. Вопросы викторины формируются на основе текстов списка дополнительной литературы.
Использование дополнительной литературы при выполнении домашних заданий оказывает комплексное влияние на развитие личности школьника, так как происходит одновременное развитие личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностный компонент заключается в формировании целостного мировоззрения и представлений о ценности природы, осознании общности проблем человечества, развитии творческой деятельности эстетического характера. Предметные результаты ориентированы на овладении биологическими понятиями, теориями и законами. Метапредметные результаты включают три вида универсальных учебных действий:
познавательные (развитие мотивации к овладению словарями и другими поисковыми системами, способности переводить многоаспектную информацию из графического или символьного представления в текстовое);
регулятивные (самостоятельная постановка целей и учебных задач и планирование путей их достижения);
коммуникативные (организация сотрудничества со сверстниками, навыков успешной групповой работы, способов урегулирования конфликтных ситуаций) [3].
На основе универсальных учебных действий определены ключевые компоненты развития творческих способностей школьников в образовательном процессе: мотивация, познавательная активность, самостоятельное решение проблем, уровень интеллектуального развития. В учебных материалах по биологии задания для школьников обозначены специальными условными знаками (кружочками, треугольниками, галочками и др.) Также в тестах учебников присутствуют рубрики с вопросами повышенной сложности и тематическими заданиями. Использование дополнительной литературы при выполнении данного типа заданий включает активную поисковую работу, обработку и систематизацию полученных данных, а также сопряжено с высоким уровнем личной самоорганизованности и стремлением к учебным достижениям. В процессе изучения дополнительной литературы школьники расширяют теоретические представления в необходимых тематических областях, а также реализуют новые способы усвоения знаний, выступающие решающим фактором развития творческих способностей учащихся.
Творческая самостоятельная работа обеспечивает развитие индивидуальных способностей и потенциала личности. Проявляющаяся тенденция к усложнению учебных заданий в учебниках биологии и необходимость успешного прохождения итоговой аттестации способствует широкому обращению к дополнительной литературе.
В качестве дополнительных литературных источников для школьников нами рекомендованы следующие книги: И.И. Акимушкин «Занимательная биология», Л.А. Багров «Я познаю мир: Растения», Н.М. Верзилин «По следам Робинзона: книга для учащихся среднего и старшего школьного возраста», Б.Н. Головкин «О чем говорят названия растений» и др. Большой интерес представляют произведения Дж. Даррела, в которых автор описывает свои путешествия по разным регионам и странам и наблюдения за животными. В настоящее время получили распространение электронные образовательные ресурсы (электронные книги библиотек и представленные материалы на Интернет-ресурсах).
Таким образом, дополнительная литература в процессе формирования творческих способностей учащихся выступает средством активизации и интенсификации учебной деятельности школьников. Использование дополнительной литературы школьниками не только расширяет их знания в предметной области, но и ориентирует на поиск новых вариантов решения задач, более глубокое рассмотрение изучаемых областей знаний.
Список использованных источников:
1. Дудина О.Н. Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/584739;
2. Максименко Л.В. Использование дополнительной литературы на уроках биологии [Электронный ресурс] /Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/511398;
3. Моисеенко Т. В. Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках биологии в рамках ФГОС [Электронный ресурс] / Режим доступа:
https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-tvorcheskogo-potenciala-obuchayuschihsja-na-urokah-biologi-v-ramkah-fgos.html;
4. Жмакина Е.А. Повышение интереса к урокам биологии путём привлечения дополнительной литературы [Электронный ресурс] /Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2012/09/13/povyshenie-interesa-k-urokam-biologii-putem-privlecheniya;