Эмоциональный интеллект педагога как условие успешного и доверительного взаимодействия с родителями - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Эмоциональный интеллект педагога как условие успешного и доверительного взаимодействия с родителями

Тупикина Д.В. 1
1ФГБОУ ВО "Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Понятие «эмоционального интеллекта» с каждый днем становится все актуальнее. Его обсуждают как по каналам СМИ, так и в Интернет пространстве. Действительно, эмоциональный интеллект дает новые возможности в понимании себя, как личности. Концепция «не эмоции управляют вами, а вы эмоциями» меняет мировоззрение человека. Эмоциональный интеллект в современном обществе воспринимается, как способность управлять своими эмоциями и эмоциями собеседника. Такое восприятие является обобщенным и неточным.

Впервые термин «эмоциональны интеллект» был выведен П. Сэловеем и Дж. Мэйером в 1990-х годах [5, с. 233]. По их мнению, эмоциональный интеллект представляет собой конструкт способностей, помогающий перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, а именно определять значение эмоций, взаимосвязи, использование эмоциональной информации в когнитивной обработке, а также составление более полных выводов о внешнем мире.

Рассмотрим определение Д. Гоулмана. Автор определяет эмоциональный интеллект, как сочетание факторов, позволяющее индивиду ощущать, чувствовать, самомотивироваться, регулировать свое настроение, импульсивность, удерживаться от фрустрации. Его модель эмоционального интеллекта включает самосознание, самоконтроль, социальное понимание, управление взаимоотношениями [2, с. 118].

И.Н. Андреева описывала эмоциональный интеллект в качестве способности гармонизации внутренней среды чувств и желаний, контролировании эмоциональной сферы [1, с.131].

Исходя из данных моделей можно сделать заключение, что эмоциональный интеллект – это сложный когнитивно-эмоциональный конструкт, отвечающий и регулирующий поведение индивида, его мышление и эмоциональную экспрессию, его способность к социальным интеракциям и понимаю собеседника [4, с. 333]. Также важно отметить, что автономное совершенствование эмоционального интеллекта, протекающее параллельно психо-физиологическому и возрастному развитию индивида, довольно мало. Эмоциональный интеллект необходимо подвергать целенаправленному формированию, корректировке. И не только в определенный момент жизни, а в течение всей её продолжительности.

Важно учитывать, что для развития эмоционального интеллекта необходимы определенные условия: эмоциональная открытость в «безопасной зоне», принятие себя как многогранной личности, а также выполнение специальных техник и упражнений на его развитие.

На данный момент разработанные техники и методы можно разделить на следующие группы:

- идентификация, понимание и принятие своих эмоций;

- управление своими эмоциями;

- управление чужими эмоциями;

- снижение стресса.

Главной целью техник является развитие у личности безоценочного принятия своих эмоциональных состояний, способности слушать и слышать свои эмоции. Отрицание и подавление эмоций – главная проблема и основная причина стресса современного человека.

Будет обоснованным сделать вывод о высокой необходимости развитого эмоционального интеллекта у педагогов дошкольной образовательной организации. Развитый эмоциональный интеллект позволит не только выстраивать экологичные отношения с коллегами и руководством, но также педагог сможет всегда принять эмоции детей, а не запрещать/подавлять/замещать их, будет способен построить наиболее доброжелательные и эффективные коммуникативные каналы с родителями (законными опекунами).

ФГОС ДО четко устанавливает актуальность работы и сотрудничества ДОО с семьёй. Так в принципах дошкольного образования указан принцип «сотрудничество организации с семьей». Одной из задач стандарта указана «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей [6].

В основе работы педагога с родителями лежат его коммуникативные способности: умение проинформировать, успокоить, просветить, повлиять на эмоциональное состояние родителя, поддержать. Все способности, связанные с эмоциональным обменом подчинены эмоциональному интеллекту.

Среди предпочитаемых сфер взаимодействия с воспитателем родители обращаются по следующим темам:

1. Перспективы развития ребенка. «Как научить ребенка играть?», «Как приучить ребенка к порядку?» и тд.

2. Ситуативные вопросы бихевиористической направленности. «Чем ребенок занимался?», «Есть ли проблемы?» и тд.

3. Организационные вопросы. «Какое стихотворение необходимо выучить к празднику?», «Что нужно принести?», «Как одеваться?» [3, с. 2].

Из вышеперечисленных данных прослеживается потребность родителей в доверительных, партнерских взаимоотношениях с педагогом своего ребенка. Даже в конфликтных ситуациях педагогу следует уметь выдерживать эмоциональную границу, а также повлиять на эмоциональное состояние конфликтующего: успокоить, подбодрить, вывести на ассертивный диалог.

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости высокой коммуникативной компетентности педагога, его эмпатичности, развитости его навыков управления эмоциями, иными словами: развитого эмоционального интеллекта.

Педагог с развитым эмоциональным интеллектом обладает характерными качествами, которые полноценно раскрываются в конфликтных ситуациях с родителями (законными опекунами) воспитанников. Если смоделировать ситуацию конфликта между родителями и педагогом, то поведение педагога будет следовать следующим этапам:

1. Он знает уровень своего профессионализма. Осознавая это, его самооценка не нарушает своей целостности и стабильности в процессе неприятного диалога. Он ощущает и понимает свои эмоции на данный момент, подбирая для них наилучший способ выражения в данной ситуации.

2. Обладает высоким уровнем самоконтроля. Он осознает свою пробуждающуюся агрессию на данный диалог. Но также, педагог понимает, что агрессия – это энергия. Энергию можно перевести в оптимизм и стремление к победе, к лучшему. Он готов к действиям.

3. Владеет навыками социального понимания. Он принимает текущие эмоции родителей, сопереживая им. «Они волнуются за своего ребенка. Это нормальное желание для родителей – дать детям лучшее. Просто они не умеют его правильно выражать». Он спокойно и экологично ведет с ними беседу.

4. Управляет взаимоотношениями. Он содействуют изменениям, предлагает родителям идеи для рассмотрения. Разрешает разногласие мирным и адекватным путем. В котором как эмоции родителей, так и эмоции педагога не перешли в конфронтацию, а слились в единую цель.

Таким образом, педагог с развитым эмоциональным интеллектом является идеальным посредником между родителями и ДОО. Его качества и способности позволят педагогу не только эффективно сотрудничать с родителями, но также позитивно влиять на развитие эмоционального интеллекта дошкольников, что позволит повысит общую эффективность образовательно-воспитательного процесса ДОО.

Учитывая современные тенденции, родители высоко ценят педагогов своих детей, с которыми можно построить более доверительные отношения. Родители хотят видеть педагога, который поддержит, наставит и направит, которому можно довериться. Таким педагогом является педагог с высоким уровнем эмоционального интеллекта.

Список литературы

1. Андреева, И.Н. Концептуальное поле понятия «эмоциональный интеллект» /И.Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2009. № 4. – С. 131

2. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. Д.Гоулман. – М.: Изд-во АСТ, 2009.– 480 с.

3. Грязнова, Г. А., Михальцова, Л. П. Проблемы организации работы с родителями в дошкольных образовательных организациях // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. №38. – С. 2 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-organizatsii-raboty-s-roditelyami-v-doshkolnyh-obrazovatelnyh-organizatsiyah (дата обращения: 02.11.2021).

4.  Тупикина, Д.В. Технологии управления развитием эмоционального интеллекта в педагогической деятельности / Д.В. Тупикина, Ю.В. Карлова // Здоровьесбережение в условиях цифровой образовательной среды: от проблем - к решениям : Сборник научных трудов по результатам Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Магнитогорск, 24–26 мая 2021 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2021. – С. 331-336.

5. Mayer, J. D., Salovey, P., Caruso, D. R., & Sitarenios, G. Emotional Intelligence As a Standard Intelligence. - Emotion, 2001. – С. 233

6. ФГОС дошкольного образования. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 02.11.2021)

Просмотров работы: 166