Воспитатель – одна из самых древних профессий в истории человечества и, вместе с тем, одна из самых сложных на сегодняшний день. Воспитателю принадлежит главная роль в дошкольном образовании ребенка, ему доверяют не только здоровье, но и жизнь ребенка, именно он стоит у истоков зарождения в человеке характера, нравственных взглядов и привычек.
В связи с глобальными изменениями в общественном развитии в современном образовании отмечаются существенные изменения, определившие новые представления о профессионально-педагогической деятельности:
интеллектуализация всех сфер жизни человека требует от педагога использовать в профессиональной деятельности новейшие технологии, влиять на новое поколение силой примера, культуры, творчества;
рост значения человеческого капитала во всех сферах жизни общества повышает роль профессионального развития педагога, его системы ценностей и личностного потенциала.
Говоря о профессиональном развитии педагога необходимо помнить, что формальной оболочкой, подтверждающей «развитие», являются только курсы повышения квалификации и процедура аттестации. И по окончании курсов повышения квалификации педагог получает формализованное подтверждение (сертификат, свидетельство, удостоверение) того, что он повысил свой профессиональный уровень.
Однако, внешней системы повышения квалификации для педагогов явно недостаточно. В постоянно меняющихся условиях образовательной деятельности педагог нуждается в поддержке со стороны профессионального сообщества и в первую очередь методических объединений, а также организации методической работы внутри детского сада.
Цель методической работы в дошкольном образовательном учреждении, по нашему мнению, заключается в создании условий для акмеологического развития педагогов.
Для разработки модели профессионального акмеологического развития педагогов важны следующие принципы международного и отечественного опыта:
- работа по профессиональному развитию педагогов должна быть организована на базе дошкольного учреждения в соответствии с их интересами и программой развития самой образовательной организации;
- с этой целью дошкольное учреждение активно взаимодействует с высшими учебными заведениями и другими учреждениями повышения квалификации;
- формы повышения квалификации носят гибкий и разнообразный характер, включая и дистанционное обучение.
Перспектива профессионального развития педагогов, в том числе в области дошкольного образования, связывается с реализацией акмеологического подхода, как основополагающего теоретического учения, обосновывающего сущность достижения профессиональных вершин.
Специфика акмеологии заключается в развитии самости человека, то есть в развитии специфического свойства человека, его глубинного центра и психологической целостности индивида. Обеспечивает рост человека – развивает его самоотношение, самопонимание, самопознание, самоопределение, самовыражение. Объективно осуществляется его саморазвитие и самореализация.
Главным качеством человека выступает система единства его особой активности – деятельности и способности к ее осуществлению в качестве действенного субъекта, задающего в ней цель, мотивирующего характер и способного к саморазвитию.
Самореализуясь в деятельности и деятельностью, человек реализует будущее, превращая его в свое настоящее, обеспечивая новое пространство своего развития. Именно саморазвитие и самореализация человека способствует прогрессивное движение, развитие общества. [1]
В деятельности дошкольных образовательных организаций педагог-мастер становится основным условием повышения качества образовательных услуг.
Современные преобразовательные процессы обусловливают требования к личности, как инициативной, организованной, обладающей высоким творческим потенциалом, способной активно формировать свое мировоззрение, развивать потенциальные возможности профессионального самосовершенствования, что влияет на достижение вершины профессионализма и мастерства.
Важными для организации методической работы являются принципы акмеологии, к которым, по мнению А.А. Деркача, относятся: потребность в самореализации и самоосуществлении, потребность в саморазвитии и профессиональном становлении.
Для повышения педагогической компетентности в детском саду в рамках методической работы проводятся лекции, педагогические конференция, конкурсы; создаются профессиональные педагогические сайты; открытые мероприятия, мастер-классы; организовываются семинары по диссеминации педагогического опыта.
Однако, современный педагог – это педагог-исследователь, обладающий развитой педагогической интуицией, критическим анализом, разумным использованием передового педагогического опыта, а также потребностью в профессиональном самовоспитании.
Одна из основных особенностей современного периода развития системы образования, в том числе, дошкольного, связана с реализацией федерального государственного стандарта дошкольного образования, что предполагает уход от педагогики формирования к педагогике обогащения возможностей ребенка. Достижение нового, современного качества дошкольного образования связывается с созданием условий, направленными на развитие личности ребенка, а высокий уровень профессионализма педагога дошкольного образования запрашивается современным обществом и родителями, как заказчиками воспитания и развития ребенка дошкольного возраста, способного реализовать себя как часть социума. «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера», - писал американский ученый Д. Дьюи.
Все это обусловливает, с одной стороны, необходимость формирования у педагогов уровня профессиональной компетентности, соответствующего новой образовательной ситуации. А с другой стороны, предполагает разработку методического сопровождения профессионального развития педагога дошкольного образования, основанного на изменениях, происходящих в обществе, перспективных направлениях развития системы дошкольного образования, запросах и учете потребностей участников воспитательно-образовательных отношений (педагогов, воспитанников, родителей, др.).
Методическое сопровождение профессионального развития педагога дошкольного образования предполагает систематическую диагностику и мониторинг его профессионально-педагогической компетентности, выявление его сильных сторон и проблемных точек, определение индивидуальных маршрутов развития педагога, формирование его готовности к экспериментированию, внедрению инноваций, обобщению собственного опыта. Методическая работа стимулирует создание конкретных методических продуктов, которые подлежат экспертной оценке, когда в качестве экспертов выступают руководители ДОУ и авторитетные педагоги. Продукты методической деятельности педагог презентирует профессиональному сообществу в виде статей в научных сборниках, докладов конференций, открытых занятий.
Методическая работа в детском саду – значимый аспект управления. Методическая работа (ее процесс и результат) тщательно анализируется на уровне педагогов и руководителей, планируются в программе развития ДОУ и в годовом плане, контролируется и корректируется руководителями дошкольной организации. При этом важно, что педагог, стремящийся к саморазвитию, становится самоменеджером, способным ставить перед собой высокие цели и достигать их [3]. Таким образом, эффективность методической работы определяется качеством управления профессиональным развитием педагогов.
Следовательно, современное дошкольное образование нуждается в педагоге-профессионале, не только владеющим эффективными образовательными технологиями, способами индивидуализации воспитания и образования своих воспитанников, но, прежде всего, мотивированным на собственное профессиональное развитие и достижение высоких профессиональных результатов. Все это является важным направлением деятельности современной дошкольной образовательной организации, отвечающей требованиям времени и соответствующей актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства [2].
Список использованных источников
Деркач, А.А. Самореализация – основание акмеологического развития : монография А.А. Деркач, Э.В. Сайко. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. – 224 с.
Атмахова, Л.Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ.- Екатеринбург, 2006. -177 с.
Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы.- М.: ТЦ Сфера, 2008.
Кузьмина, Н. В. Профессионализм педагогической деятельности/Н. В.Кузьмина. - СПб., 1993. - 263 с.