Особенности работы медицинской сестры в химиотерапевтическом отделении - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Особенности работы медицинской сестры в химиотерапевтическом отделении

Котлярская М.Н. 1
1Российский университет дружбы народов(РУНД)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Химиотерапия - метод лечения онкологических заболеваний, основанный на использовании специальных лекарственных средств для уничтожения раковых клеток (цитостатические препараты) с применением инфузионной терапии [6].

Такой метод считается системным, так как лекарства расходятся по всему организму и могут уничтожать злокачественные клетки, которые распространились (метастазировали) в части тела, отдаленные от основной опухоли [6].

Химиотерапия проводится в стационарах больниц, реже в дневных стационарах. В обеспечении квалифицированного ухода за пациентом во время проведения химиотерапии принимают участие все медицинские сестры отделения химиотерапии, у каждой из них своя роль и функционал [2].

В отделениях химиотерапии есть определенные особенности работы среднего медицинского персонала. В своей статье я бы хотела остановиться на трех из них.

1. Специфика работы с цитостатическими препаратами, их разведение. Медицинские сестры, работающие в отделении химиотерапии, каждый день сталкиваются с цитостатиками. Это главная особенность работы в таком отделении.

2. Токсическое воздействие от цитостатических препаратов, которое получают как медицинская сестра отделения химиотерапии, так и пациенты отделения химиотерапии.

3. Оказание психологической поддержки пациентам онкологического отделения и их родственникам.

Первая особенность профессиональной деятельности медицинской сестры отделения химиотерапии- это работа с цитостатическими препаратами, так называемыми «цитостатиками».

Хотя химиотерапию назначает врач, сами процедуры, в том числе введение специализированных лекарственных препаратов, проводит медицинская сестра.

Наиболее ответственный момент работы медицинской сестры при химиотерапии – введение химиотерапевтических препаратов.

Перед началом работы с «цитостатиками» требуется изучить стандартные операционные процедуры (СОП), принятые на месте работы, а также правила безопасности при работе с химиопрепаратами [1].

Разведение и приготовление цитостатических при подготовке их к введению требуют определенного навыка, который достигается благодаря грамотному обучению в отделении химиотерапии.

Технология приготовления раствора для инфузий начинается с обзора лечебного плана, составленного лечащим врачом и согласованного с заведующим отделением.

При подготовке препарата к ведению медицинской сестре необходимо ознакомиться с инструкцией по применению препарата, в которой указаны концентрация, требуемый растворитель, а также имеющиеся противопоказания, возможные побочные эффекты [3].

Лечащий врач выбирает необходимый объём раствора, вводимого пациенту. При изменении клинической картины дозировка препаратов может снизиться или увеличиться. Решение о перерасчёте дозировки принимает лечащий врач. Его обязанность сообщить об этом решении медицинским сестрам до начала процедуры.

Окончив процесс подготовки, медицинской сестре нужно проверить, соответствует ли количество или объём требуемого препарата назначению лечащего врача.

Сейчас мы разберем этапы введение цитостатических препаратов:

1) Обеспечение венозного доступа.

2) Разведение цитостатических препаратов.

3) Доставка цитостатических препаратов в палату.

Первым этапом химиотерапии является обеспечение венозного доступа пациентов из-за необходимости частых курсов химиотерапии, введения лекарственных и инфузионно-трансфузионных средств. На этом этапе медицинские сестры обязательно предоставляют пациентам с онкологическими заболеваниями безопасный, безболезненный и долгосрочный венозный доступ.

Для такой цели разработаны специальные имплантируемые под кожу инфузионные системы, условно названные «портами». Также в отделениях химиотерапии ставят подключичные венозные катетеры. Для пациентов, которые проходят курс химиотерамиии с периодичностью раз в неделю или раз в месяц (к примеру, препаратами «Опдиво», «Ритуксимаб»), предпочтительнее использовать периферический венозный катетер, так называемую (бронюлю). В России предпочтения отдают центральным венозный катетерам и бронюлям. За границей больше используют порт системы [3].

Второй этап химиотерапии заключается в работе с флаконами, в которых содержится раствор для химиотерапии. Медицинским сестрам необходимо всеми силами избегать прямого контакта с веществами и аэрозолями, ошибок в дозировке препарата, а также микробного заражения раствора.

Для забора нужного объема растворимых цитостатических препаратов всегда следует использовать шприц подходящего размера. Так достигается наибольшая точность дозировки. Дозировка всегда ниже при заборе меньшего объема в больший по размеру шприц [2].

Для цитостатических препаратов необходимо использовать закрытые системы для разведения опасного лекарственного препарата [5].

Как правило, для всех внутривенных инфузий растворы цитостатические препаратов необходимо приготовить из концентратов или сухого вещества. Технология разведения особенно важна при использовании концентрированных растворов цитотоксических препаратов. Разводятся цитостатические препараты в специальных ламинар-боксах с использованием средств индивидуальной защиты. Чаще всего это делает процедурная медицинская сестра. При разведении данных препаратов необходимо обязательно держать флакон крышкой вниз и высасывать препарат либо без давления, либо создав небольшой вакуум [8].

Для забора малых объемов препарата нужно потянуть поршень шприца до отметки, соответствующей забираемому объему, ввести иглу во флакон с препаратом и держать его крышкой вниз. Таким образом, следует набрать приблизительно четверть необходимого объема в шприц, при этом можно подтягивать поршень, создавая небольшой вакуум. Затем во флакон вводят небольшое количество воздуха для возмещения количества удаленного раствора и возвращают поршень в исходное положение. Эти этапы повторяют необходимое количество раз. Такая техника аспирации концентрированного раствора с созданием частичного вакуума позволяет избежать избыточного давления на флакон с цитотоксическим препаратом, который может вызвать утечку данного раствора [5].

Третий этап процесса приготовления цитостатических препаратов является их доставка в палату. Для этого желательно использовать закрытые емкости либо полиэтиленовую пленку для зашиты флаконов или пакетов от повреждений и заражения. Использование закрытых систем позволяет избежать заражения окружающей среды во время переноса подготовленной для инфузии системы из процедурного кабинета в палату.

Вторая особенность работы медицинской сестры отделения химиотерапии - это токсичность препаратов, с которыми она регулярно взаимодействует. Цитостатические препараты оказывают токсическое воздействие на здоровье медицинских работников, в особенности медицинских сестер. Бывает, что химические препараты попадают в организм через дыхательные пути (пыль или пары), всасываются через кожу и слизистые оболочки. Их вредное воздействие может дать о себе знать в виде кожных поражений (наиболее частый вариант), а также головных болей, головокружения. Бывают и отдаленные результаты - бесплодие, прерывание беременности, проблемы с легкими, печенью, почками [6].

Препараты оказывают влияние и на пациентов. Особенностью работы медицинской сестры отделения химиотерапии является наличие специальных знаний о реакции организма онкологических больных на лечение. Медицинская сестра должна уметь объяснить пациентам, что существуют современные методы комплексной профилактики побочных эффектов (тошноты и рвоты), должна тактично и профессионально отвечать пациентам на интересующие их вопросы в рамках своей компетенции, внимательно наблюдать за симптомами, развивающимися во время химиотерапии, прислушиваться к жалобам пациентов[8].

Третья особенность работы медицинской сестры отделения химиотерапии - оказание психологической поддержки онкологическому больному.

Зачастую в результате тяжелого заболевания у пациента нарушаются главные социальные связи (семейные, рабочие, досуг). Очень важно пытаться их восстановить. Роль медицинской сестры заключается в помощи в выработке алгоритмов соблюдения режима сна и бодрствования, диеты, прогулок, регулярного выполнения предписаний лечащего врача[7].

Задача медицинской сестры в процессе психологического сопровождения пациентов заключается в умении слушать и воспринимать, получать информацию, сопереживать, создавать атмосферу доверия, формировать навыки общения. Это целая система деятельности по созданию оптимальных условий для успешного лечения в ситуации взаимодействия между пациентом и медицинской сестрой [7].

Очень важным навыком медицинской сестры является умение установить контакт с родственниками, поддержать их, включить в обсуждение тактики и стратегии лечения, обучить навыкам психологической реабилитации и ухода. Это может значительно улучшить качество жизни пациентов [7].

Выводы:

1. Самая главная особенность работы медицинской сестры отделение химиотерапии - это работа с цитостатическими препаратами. Работа состоит из нескольких этапов:

- работа с назначениями врача;

- подготовка лекарственных препаратов к ведению;

- введение препаратов химиотерапии.

2. Медицинская сестра, работающая в отделении химиотерапии, должна в первую очередь помнить о нежелательных последствиях для своего организма, соблюдать меры предосторожности и не забывать про средства индивидуальной защиты. Кроме того, медицинская сестра должна обладать современными знаниями по избавлению или снижению побочных эффектов от химиотерапии.

3. Особенностью работы в медицинской сестры в отделении химиотерапии является умение психологически поддержать пациента и его родственников. Медицинская сестра должна уметь обучать пациентов социальным навыкам.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". [Электронный ресурс] / Консультант-Плюс. – 1997-2021. – Электр. дан. – Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения 17.11.2021).

2. Белканова, С.Н. Роль медицинской сестры при проведении химиотерапии / С.Н. Белканова // Старшая медицинская сестра. - 2016. - № 3. - С. 3-16.

3. Иващенко, В.В. Организационно-клинические аспекты деятельности процедурной медицинской сестры химиотерапевтического отделения краевого клинического онкологического диспансера / В.В. Иващенко // Главная медицинская сестра. - 2007. - № 6. - С. 17-29.

4. Цветкова, Л.К. Обязанности медсестры, связанные с химиотерапией / Л.К. Цветкова // Медицинская сестра. - 2015. - № 1. - С. 9-11.

5. Блинова, О. К. Особенности работы сестринского персонала с химиотерапевтическими препаратами / О.К. Блинова, М.А. Карасева // 2016. – С. 68-73. [Электронный ресурс] / Научная электронная библиотека – 2016. – Электр. дан. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30477448 (дата обращения 19.11.2021).

6. Сестринский уход за онкологическими больными. [Электронный ресурс] / Лаванда-мед. – 2019. – Электр. дан. – Режим доступа: https://lavanda-med.ru/sestrinskij-uhod-za-onkologich (дата обращения 19.11.2021).

7.Психологическое сопровождение пациентов в химиотерапевтическом отделении. [Электронный ресурс]/ КиберЛенинка.-2012- Электр. Дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-soprovo-zhdenie-patsientov-v-himioterapevticheskom-otdelenii (дата обращения 19.11.2021).

8. Высокодозная химиотерапия. [Электронный ресурс]. / Библиофонд. -2003. - Электр. дан. – Режим доступа: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id =521103 (дата обращения 19.11.2021)

Просмотров работы: 6537