ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ КАК СПОСОБ УМЕНЬШЕНИЯ УЩЕРБА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ КАК СПОСОБ УМЕНЬШЕНИЯ УЩЕРБА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ

Галкин В.А. 1, Прессман Наом Александрович 1, Сивожелезов В.В. 1
1ФГБОУ ВО "Российский университет транспорта" РУТ (МИИТ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Экологическая проблема является актуальной, государство всё больше утверждает законы, которые должны сохранять нашу природу. Создание реестра объектов негативного воздействия на окружающую среду показывает, насколько актуальна эта проблема. Для решения этой проблемы можно выбрать разные пути, но одним из наиболее эффективных будет электрификация железных дорог. Почему? По той причине, хоть их деятельность по сравнению с другими транспортами занимает меньший процент загрязнения, но он не равен нулю. В России экологические преимущества железнодорожных перевозок перед другими видами транспорта обеспечивает электрическая тяга, которая исключает загрязнение воздуха. По данным ОАО «Российские железные дороги» на электрической тяге перевозится более 85% грузов и 80% пассажиров.

В России можно заметить процесс увеличения грузоперевозок, по данным ОАО «Российские железные дороги», относительно 2006 года на момент 2020 года объём увеличился на 43,9%, а к 2030 году, по прогнозам, на 63,1%.

Можно сделать вывод, что РЖД придётся увеличивать парк поездов. Если не будет модернизированы участки железной дороги, то по ним будут продолжать ходить поезда на двигателях внутреннего сгорания, что в свою очередь будет продолжать наносить вред природе. ОАО «РЖД» по состоянию на начало 2013 года располагает парком в 20 619 локомотивов.

Локомотивный парк почти поровну делится на электровозы и тепловозы. Электровозов насчитывается 10 401 шт., а тепловозов — 10 218 машин. Рассмотрим тепловозы по данным «Уральского государственного университета путей сообщения» выбросы загрязняющих веществ от подвижных источников составляют в среднем 1,65 млн. т. в год. При сжигании 1 кг дизельного топлива выбрасывается 15,53 г окиси углерода, 29 г двуокиси азота и 2,7 г сажи.

Таким образом, если посмотреть на темп роста грузоперевозок, на количество локомотивов, которые используют дизель и на выбросы, то можно понять, насколько важна электрификация. ОАО «Российские железные дороги» обладает самой протяжённой в мире сетью электрифицированных железных дорог 43 759 км (51,7%), а общая эксплуатационная длина составляет 85 513 км. Динамика удельного веса электрифицированных участков в общей эксплуатационной длине железнодорожных путей общего пользования говорит о постоянном росте этого показателя (табл. 1).

Таблица 1. - Удельный вес электрифицированных участков в общей эксплуатационной длине железнодорожных путей общего пользования.

Год

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

На железнодорожном транспорте, %

50,5

50,6

50,6

50,7

50,6

50,8

51,7

Бюджеты проектов по электрификации и модернизации железных дорог ОАО «Российские железные дороги» приведены в таблице 2.

Таблица 2. - Сводный бюджет инвестиционного проекта «Развитие железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Северо-Западного бассейна».

Наименование проекта

Бюджет проекта

Результаты, ожидаемые после реализации проекта

Комплексная реконструкция железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива и участка Мга-Гатчина-Веймарн-Ивангород

58,4 млрд руб.

Увеличение провозной способности Усть-Лужского железнодорожного узла до 80,3 млн тонн к 2020 году, до проекта – 6,3 млн тонн

Электрификация участка Выборг-Приморск-Ермилова и строительство вторых путей

6,1 млрд руб.

Достижение дополнительного объема перевозок назначением в порт Приморск 3,3 млн тонн в год к концу 2017 г.

Увеличение пропускной способности участка Дмитров-Сонково-Мга

142,8 млрд руб.

Рост пропускной способности до 45 пар грузовых поездов к 2025 году

Увеличение пропускной способности участка Волховстрой-Мурманск

27,6 млрд руб.

Возможность пропускать 10 дополнительных пар грузовых поездов длиной 100 условных вагонов и унифицированного веса 6300 тонн; до этого пропускная способность – 18 пар поездов в сутки

Из приведенных таблиц можно сделать вывод, что железные дороги постепенно модернизируются. Этот процесс является очень трудоёмким и дорогостоящим, конечно, это вызвано тем, что Россия является самой крупной страной в мире. Но несмотря на трудности масштабной электрификации, нельзя останавливать темп, чем он будет быстрее, тем меньше будет негативного воздействия на природу. Речь идёт не только об электрификации участков, но и строительство обходов крупных железнодорожных узлов, разгрузке напряжённых магистралей, функционирующих на пределе обеспечения перевозок по мощности системы тягового электроснабжения. Такое развитие портов и скоростного движения, несомненно, является стратегической целью формирования географии распределения электрифицируемых участков на территории страны.

Таим образом, из всего вышесказанного следует, что процесс электрификации крайне необходим, так как он позволит разгрузить главные магистрали, позволит увеличить объём грузооборота, все данные изменения положительно повлияют с экономической точки зрения, также электрификация позволит снабдить участки электропоездами, что положительно скажется на окружающей среде.

ЛИТЕРАТУРА

Климова Е. В. Методика оценки экономической эффективности электрификации участка (полигона) железной дороги // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов наука и образование. № 4(83), 2016, С. 47.

Локомотивный парк полуюрского периода // magazines.gorky.media [Электронный ресурс] URL:https://magazines.gorky.media/oz/2013/3/

lokomotivnyj-park-poluyurskogo-perioda.html (19.11.2021)

Оценка степени загрязнения атмосферного воздуха от передвижных источников железнодорожного транспорта // pandia.ru [Электронный ресурс] URL: https://pandia.ru/text/80/191/29366.php (19.11.2021)

Сердинова С. М. Ведущее звено реконструкции железнодорожного транспорта // Железнодорожный транспорт, №2, 2016, С. 74–78.

Экологическая стратегия ОАО "РЖД" на период до 2020 года и перспективу до 2030 года// company.rzd.ru [Электронный ресурс] URL: https://company.rzd.ru/ru/9353/page/105104?id=958 (19.11.2021)

Просмотров работы: 56