Российская экономика в условиях перехода к рыночным отношениям выступает в качестве приоритетного объекта государственно-правового регулирования. Это обусловлено тем, что национальные интересы России в области экономики являются определяющими. В связи с этим особую тревогу вызывает рост преступлений экономической направленности, масштабы и распространенность которой усилившаяся криминальная экспансия в экономику. Угрожая стабильности экономическим институтам, экономическая преступность превратилась в один из главных источников деструктивного воздействия на процессы социального, экономического и политического развития страны. Поэтому обеспечение экономической безопасности является одним из важнейших национальных приоритетов, гарантом автономии страны, условием стабильности и эффективного функционирования общества.
Объектом исследования данной работы являются экономические преступления и их виды.
Цель выполнения работы ‒ изучение видов экономических преступлений и правовых основ, разработка путей предупреждения экономической преступности, снижающих влияние преступлений экономической направленности на экономическую безопасность Российской Федерации.
Реализация данной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
изучить нормативно-правовую базу, направленную на противодействие экономических преступлений, с целью уточнения содержания понятий «экономическая безопасность» и «экономические преступления».
выявить причины роста экономических преступлений в Российской Федерации.
определить пути повышения эффективности экономической безопасности, в связи с ростом экономических преступлений.
На современном рубеже развития Российской Федерации существуют как внешние, так и внутренние угрозы экономической безопасности государства. В настоящее время в стране преступность в экономической сфере является одной из форм проявления внутренних угроз экономической безопасности, которые делают её уязвимой для внешнего воздействия.
Экономическая преступность является значительным негативным фактором, который ослабляет экономическую и, как следствие, национальную безопасность. Преступления в экономике, как правило, возникают в таких сферах, где появляется возможность конкурировать с легальной экономикой. Такие преступления наносят больший экономический ущерб государству, обществу и личности, чем любые другие виды преступных деяний.
Согласно статье 14 Уголовного кодекса Российской Федерации, преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания [3].
Таким образом, можно сделать вывод, что экономическое преступление ‒это совокупность общественно опасных, корыстных, причиняющих или создающих реальную возможность причинения значительного материального ущерба, посягательств на имущество, порядок управления экономическими процессами, экономические права и интересы физических и юридических лиц, а также интересы государства, которые представляют уполномоченные лица.
Экономические преступления включают в себя широкий спектр нарушений закона, которые имеют несколько общих черт: действия направлены на незаконное обогащение, они исключительно напрямую связаны с насилием, носят более латентный характер.
Преступления в сфере экономики условно можно разделить на 3 основных направления, которые разбивают раздел кодекса на соответствующие главы: преступления против собственности (гл. 21 УКРФ), преступления в сфере экономической деятельности (гл. 22 УКРФ) и преступления против интересов служб в коммерческих и иных организациях (гл. 23 УКРФ) [3].
Прежде чем определить меры по предупреждению экономических преступлений, необходимо выявить причины их возникновения. Ученые, занимающиеся вопросами экономической преступности в Российской Федерации [4], в качестве основных причин экономических преступлений выделяют следующие классы.
Первый класс составляют причины экономического характера. Экономика остается неэффективной, затратной и низко интеллектуальной. К экономическим причинам относятся:
превышение издержек легального предпринимательства над его прибыльностью;
превышение уровня инфляции до возможности увеличения собственного капитала;
нестабильность российских экономических отношений.
Второй класс составляют причины правового характера. Сложность рыночных механизмов в экономике породила запутанную правовую систему, недостатки и упущения которой неизбежно ведут к злоупотреблениям.
Правовые причины включают в себя:
отсутствие правового обеспечения перехода к рыночной экономике;
нестабильность современной правовой системы;
наличие перманентных пробелов в правовом регулировании экономических отношений.
К третьему классу относятся причины культурно-нравственного и социального характера. В связи с ускоренным и неравномерным проведением реформ в Российской Федерации в экономической сфере сформировался низкий уровень предпринимательской и экономической культуры. Отсутствие знаний основ рыночного регулирования, низкая грамотность в рассматриваемой сфере деятельности приводят к незаконным действиям заинтересованных лиц, что и составляет культурно-нравственные причины распространения экономической преступности.
Лишившиеся всего граждане, не имеющие экономических благ и движимые отныне животными инстинктами, решаются пойти на все, в том числе и преступления. Данные проявления порождают социальные причины экономических преступлений. К социальным и культурно-нравственным причинам развития экономических преступлений относятся:
необоснованный отказ от старых морально-этических принципов;
сравнение предпринимательской деятельности с деятельностью, в которой отсутствуют моральные принципы;
безнравственность рыночных экономических отношений;
неизбежная безработица, вызванная рыночным механизмом экономических отношений;
реальное отсутствие среднего класса в обществе;
отсутствие культурных традиций у предпринимателей;
отсутствие адекватного образа предпринимателя и собственника [4].
В структуре преступности, представленной Министерством внутренних дел Российской Федерации ФКУ «Главный информационно-аналитический центр», доля преступлений экономической направленности на данный момент составляет 55,9% [2], что указывает на распространенность данного вида преступности. Это обуславливает необходимость разработки и внедрения новых методов предупреждения и борьбы с преступлениями в сфере экономики, тем самым повысив уровень экономической безопасности.
Анализ дел и материалов, которые находились в производстве за отчетный период, позволил выделить ряд мер, способствующих обеспечению высокого уровня экономической безопасности в Российской Федерации и сокращению экономической преступности. К таким мерам мы отнесли следующие:
модернизацию законодательства, направленного на борьбу с экономической преступностью, включающую не только меры карательного, но и профилактического (предупредительного) характера;
оптимизацию системы органов МВД с наиболее четким разграничением компетенции и полномочий;
организацию совместной деятельности органов МВД и других специальных служб, заинтересованных в охране национальных интересов Российской Федерации;
осуществление регулярного контроля за деятельностью мелких и средних предпринимательств;
разработку новых научно-технических средств и юридических методов и приемов предупреждения экономической преступности;
финансовую поддержку деятельности органов МВД в организации мер, направленных на борьбу с экономическими преступлениями;
обеспечение населения низких слоев общества пособиями, источником дохода и иными минимальными экономическими благами [1].
Таким образом, можно сделать вывод том, что с каждым годом экономические преступления лишь увеличиваются, что создает угрозу как экономической, так и национальной безопасности Российской Федерации. Проблема распространения и развития экономической преступности требует незамедлительного решения и принятия необходимых мер, так как ранее созданная система пресечения становится все менее эффективной.
Список литературы
Агаев И.А. Современные методы противодействия экономической преступности и обеспечения экономической безопасности органами внутренних дел // Теория и практика общественного развития. 2014. №2. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-metody-protivodeystviya-ekonomicheskoy-prestupnosti-i-obespecheniya-ekonomicheskoy-bezopasnosti-organami-vnutrennih-del (дата обращения: 28.11.2021).
Состояние преступности в России за январь – сентябрь 2021 года. М.: МВД РФ ФКУ «Главный информационно-аналитический центр» 2021, 67 с. URL: file:///C:/Users/COMP/Downloads/sb_2109%20(1).pdf (дата обращения: 28.11.2021).
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021): принят Государственной Думой 24 мая 1996 г.: одобр. Советом Федерации 5 июня 1996 г. // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 28.11.2021)
Шепелёв М.И.,Горичева В.Л. Экономическая преступность в Российской Федерации // Государственная служба и кадры. 2021.№2. С. 126-127.