Формирование творческой познавательной активности младших школьников в процессе учебной деятельности - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Формирование творческой познавательной активности младших школьников в процессе учебной деятельности

Рустамова Э.И. 1
1ФГБОУ ВО "Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Развитие творческой познавательной активности – задача современной школы, которую необходимо ставить систематически и целенаправленно.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития творческой познавательной активности. Именно в начальной школе познавательная активность ребёнка претерпевает наибольшие изменения. В школе обучающийся принимает себя в новой роли – роли школьника, происходит наиболее интенсивное интеллектуальное и психоэмоциональное развитие. Происходит смена социальной роли: дошкольник становится школьником, а значит, меняется ведущий вид деятельности – игра сменяется деятельностью учебной. Именно эта смена позволяет приступить к развитию творческой познавательной активности и осуществить это развитие наиболее эффективно и целесообразно в процессе учебной деятельности.

В процессе учебной деятельности происходит целенаправленное развитие различных процессов: целеполагания, самоконтроля, самосознания. Развиваются регулятивные функции, расширяются границы самостоятельности ребёнка. Всё вышеперечисленное помогает младшему школьнику оценивать себя с различных сторон, учит его ставить перед собой цели и формулировать задачи, а также способствует овладению средствами их достижения.

Современное общество предъявляет к личности особые требования. Обладание творческими качествами – одно из основных. Учитывая потребности общества в творческой личности, можно смело утверждать, что творческая познавательная активность является одной из важнейших характеристик самостоятельности творчески мыслящей личности. В связи с этим изучение психических проявлений личности, условий её становления ­­– одна из важнейших задач педагогической психологии. Пути решения этой задачи включают в себя изучение уровня творческой активности ребёнка, выявление факторов, которые способствуют её функционированию, изучению особенностей её проявления у младших школьников, так как период обучения в начальной школе является наиболее благоприятным к формированию психологических механизмов, обеспечивающих развитие его как творческой личности.

Творческая активность ребёнка в процессе учебной деятельности – одна из форм взаимодействия его с окружающим миром. В основе этой формы лежит потребность в познавательной деятельности, потребность в получении новых знаний и впечатлений, а также в достижении результатов деятельности. Эти потребности младший школьник может удовлетворить с помощью самостоятельных творческих действий, с помощью преобразования изучаемого предмета или явления.

Структура творческой направленности познавательной активности ребёнка, по мнению советского и российского психолога Н. Н. Поддъякова, включает в себя ряд компонентов: потребностно-мотивационный, целеобразование, эмоциональную регуляцию, систему используемых познавательных средств, результаты познавательной деятельности, активное творческое отношение ребёнка к миру, основанное на его побуждении к изобретению новых способов действий и видов деятельности, а также способность к творческому мышлению.

Активное творческое отношение личности к миру выражается в мотивационной готовности и интеллектуальной способности к познанию реальности путём критического взаимодействия с ней, к самостоятельной постановке целей, к изобретению новых способов и средств их достижения.

В основе развития познавательной направленности ребёнка лежит познавательная активность. Д. Б. Годовикова рассматривает познавательную активность ребёнка как следствие его ориентировочной исследовательской деятельности. Познавательная активность ребёнка является характеристикой, которая пронизывает все виды его деятельности, выполняет важнейшие функции в развитии познавательных процессов, в научении, приобретении социального опыта, в социальном развитии и развитии личности в целом.

Изучение творческой активности ребёнка рассматривается нами с точки зрения его способности к творческому мышлению, к исследованию его творческой направленности. Объясняется роль творческой познавательной активности ребёнка на основе работ Л. С. Выготского, который ввёл понятие динамической смысловой системы, а также учёных-основоположников системно-динамического подхода – Б.Ф. Ломова, А.В. Брушлинского, О.К. Тихомирова, А.Г. Асмолова.

Именно благодаря системно-динамическому подходу в обучении учащиеся получают возможность увидеть новизну, комплексность и противоречивость какого-либо предмета или явления. Содержание обучения должно в полной мере включать в себя факторы, обеспечивающие развитие творческих способностей.

Н.Н. Поддъяков отмечает, что движущая сила познавательного саморазвития ребёнка – фундаментальная потребность в обновлении собственных психических образований, отражающих его внутренний мир, а не только во внешних впечатлениях. Творческая направленность личности формируется в соответствии с общими законами развития, стимулирует развитие психических процессов и личности ребёнка, служит основой обучения. К внешним условиям, которые влияют на развитие творческой направленности, относят семейные, социальные, образовательные, культурные, социально-психологические факторы.

В данном исследование были изучены особенности творческого мышления младших школьников, которые явились основой для выявления специфики творческого мышления детей. Младший школьный возраст выбран неслучайно: он очень важен для практики педагогики, так как является очень динамичным для развития творческой познавательной активности.

Всего в исследовании приняли участие 100 обучающихся вторых классов МБОУ «Гимназии №4» города Чебоксары. Для половины учеников была выбрана развивающая программа обучения, для другой половины – традиционная.

В ходе исследования выяснилось, что в семьях развитию творческих способностей детей уделяется недостаточное внимание. Исследования показали, что большинство родителей не предпринимают никаких действий по развитию творческой познавательной активности своего ребёнка, переложив эту ответственность на учителей. Было обнаружено, что при наличии у родителя мотива к творчеству и самообразованию ребёнок гораздо успешнее включается в учебную деятельность и усваивает её мотивы.

Исследование показало, что практически все учителя используют на своих уроках задания, способствующие развитию творческого потенциала ребёнка, но делают это для того, чтобы повысить качество усвоения изучаемого материала. А задача нашего исследования состоит в том, что это необходимо для целенаправленного развития познавательной активности обучающегося. В классах был проведён тест Е. Торренса, определяющий уровень образной креативности учащегося. При подведении итогов стало понятно, что уровень креативности превышает показатели шкалы чрезвычайно редко. В целом по классам примерно одинаковый уровень креативности. В таблице 1 приведены данные распределения учащихся по уровням, характерным для образной креативности. Полученные данные вербальных тестов, которые отражают общую креативность школьника, приведены в таблице 2.

Таблица 1

Уровни образной креативности обучающихся, %

Класс

Беглость

Оригинальность

Разработанность

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

14,6

69,8

15,6

9,55

72,95

17,5

10,0

75,5

14,5

15,0

68,4

16,6

11,2

70,3

18,5

12,4

72,6

15

13,2

68,0

18,8

9,3

70,0

20,7

11,3

71,4

17,3

15,8

71,8

12,4

10,55

75,15

14,5

10,0

75,5

14,5

Таблица 2

Уровни вербальной креативности обучающихся, %

Класс

Беглость

Гибкость

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

17,66

62,12

20,12

12,9

65,7

21,4

16,35

64,17

19,48

13,4

66,5

20,1

18,6

62,5

18,9

14,7

65,4

19,9

15,0

65,0

20,0

12,75

66,75

20,5

В таблице 2 видно, что по уровняем наблюдается примерно одинаковое соотношение показателей вербальной креативности. У обучающихся отсутствует динамика в развитии креативности. В ходе эксперимента был зафиксирован различный уровень умений в построении словесных конструкций. Наибольшее число детей, умеющих составлять оригинальные, нетипичные предложения, это дети, обучающиеся по развивающей программе.

Содержательный анализ уроков показал, что учителя используют недостаточное количество заданий и упражнений именно на развитие речевых творческих способностей учеников, которые помогли бы развить скорость и креативность ассоциаций. Это приводит к тому, что уровень креативности учащихся 2-х классов остаётся неизменным в процессе обучения. Для учеников характерно неумение выстраивания причинно-следственных связей, им трудно даётся сопоставление предметов по различным признакам, комбинирование частей разных объектов, создание нового.

Результаты проведённой работы позволили нам выделить условия, необходимые для развития творческой направленности учащихся. К ним мы отнесли знание и понимание родителями специфики творческого мышления ребёнка, нахождение наиболее адекватных способов его тренировки, опору на личность каждого ребёнка (индивидуальный подход). В процессе развития творческой познавательной активности младшего школьника необходимо абстрагироваться от конкретных свойств и отношений объектов и явлений действительности, выделять их наиболее значимые компоненты. Объектом мыслительного поиска должны стать причинно-следственные связи, закономерности объективной действительности.

Условия для пробуждения творческой мыслительной деятельности всегда индивидуальны. Лишь у маленького процента детей творческая активность и потребность в творческой деятельности проявляются независимо от каких-либо условий и факторов. У остальных она избирательна, проявляется в конкретных видах интеллектуальной деятельности, при выполнении определённых заданий и упражнений. Также для пробуждения той же активности был обнаружен определённый предел сложности задач. Для одних учеников было характерно неожиданное проявление инициативы в упрощении сложных задач, когда для других – в усложнении простых.

Таким образом, использование индивидуальных приёмов, разный темп, разные внешние условия влияют на развитие творческой познавательной активности младших школьников. Поэтому для развития творческой направленности личности ребёнка, его творческого мышления очень важна опора на его индивидуальность. Направленное формирование творческих способностей в учебной деятельности возможно при наличии нескольких условий:

– организации определённой системы предметно-преобразовательных действия, вскрывающих необходимые отношения;

– организация системы занятий;

– усвоение способов действий;

– определение общих принципов построения этих действий.

При отсутствии этих условий формирование творческой познавательной активности ребёнка, его творческих способностей в учебной деятельности приобретает стихийный характер и не поддаётся контролю, что мешает достижению определённого результата. Учебная деятельность направлена на усвоение содержательно-обобщённых способов решения задач, теоретических знаний.

Диагностика творческого мышления в системе учебной деятельности младших школьников показала необходимость формирования творческой познавательной активности учащихся, которая существенно зависит от мотивационных и операциональных ориентаций педагогов, родителей и самих учащихся. Формирование и развитие творческой познавательной активности – сложная учебно-воспитательная задача. Важным условием выступает специально организованная система занятий, основанная на индивидуально-направленном и дифференцированном обучении.

Список использованной литературы

1. Айрес Э.Дж. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. М.: Теревинф, 2009. – 272 с.

2. Божович Л.И Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. – 464 с.

3. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «Модэк», 1996. – 392 с.

4. Давыдов. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Интор, 1996. – 544 с.

5. Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей. Волгоград : Перемена, 1994. – 48 с.

Просмотров работы: 65