Современные требования к организации образовательного процесса в рамках реализации федеральных образовательных стандартов (ФГОС) к учителям общеобразовательных школ основаны на формировании личностных, метапредметных и профессиональных результатов, которые выражаются в овладении учащимися различными видами деятельности. Познавательная активность играет важную роль в изучении зоологии в школе, что способствует лучшему усвоению знаний и навыков учащимися, более глубокому и содержательному изучению зоологии, формированию практических и исследовательских навыков, развитию творческого мышления, связей между теоретическими знаниями и практической деятельностью человека, способствует пониманию фактического материала.
Познавательная потребность, побуждающая самообразование и самоконтроль формируется в активной общественно и личностно значимой самостоятельной деятельности учащихся. Необходимо, чтобы познавательная активность имела подкрепление в форме положительных эмоциональных переживаний, сначала от достигнутых успехов, а в дальнейшем и от самого познавательного процесса. Успешное решение познавательных задач и положительный отзыв педагога о деятельности школьника вызывают положительные интеллектуальные чувства у детей. Повторяющиеся переживания удовлетворения интеллектуальной деятельностью становятся устойчивой потребностью в знании, имеющей внутренней характер самодвижения и саморазвития. Эта потребность и выступает специфической силой самообразования.
Игровая деятельность предлагает большой потенциал для всестороннего развития личности учащихся. Игровые технологии в образовании были объектом изучения многих известных российских педагогов. В настоящее время существует достаточно большое количество классификаций педагогических игр. В зависимости от типа игровой ситуации, аудитории (пола, возраста, социального положения и пр.) и цели педагогического воздействия подбирается нужный педагогический инструмент. Внутри игровых технологий также можно выделить отдельные группы игр, используемых в учебно-воспитательном процессе:
по характеру педагогического процесса (тренинговые, обучающие и пр.);
по основному виду или цели игровой деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, психологические, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные);
по методике проведения игры (ролевые, деловые, сюжетные, и пр.);
по предмету, в рамках которого используется игровая технология (математические, филологические, естественно-научные, коммерческие и т.п.);
по характеру игрового пространства (настольные, подвижные, компьютерные и пр.) [3].
Игры дают школьникам очень важный навык совместной работы. Отличительные особенности игровой активности обычно проявляются в ее добровольности, высокой активности и контактной зависимости участников. Игра является практически единственным видом деятельности, направленным на развитие не только индивидуальных способностей (для искусства или технологии), но и способности к творчеству в целом.
В интеллектуальных играх творческая задача – быстро принять решение в нестандартной ситуации. В сюжетно – ролевых, строительных играх, играх – драматизациях задача другая, но не менее творческая задача – вообразить, придумать, изобразить. И в то же время во всех групповых играх одна задача – найти способ сотрудничества, взаимодействия на пути к общей цели, действовать в рамках установленных норм и правил.
Игровая деятельность в курсе зоологии осуществляется под руководством учителя в виде экспериментов с приборами, объектами, иными техническими приспособлениями. Такие виды организации учебного процесса позволяют формировать и развивать систему универсальных учебных действий, включающих такие виды деятельности учащихся, как анализ, синтез, сравнение, оценка, вывод, выражение собственного мнения и его обоснование, сворачивание информации, представление результатов работы в различных формах (выводы, тезисы, логические схемы, таблицы и др.), проводить простейшие наблюдения, измерения, эксперименты; решать учебное задание под руководством учителя. Кроме этого, исследовательские практикумы способствуют систематизации и обобщению соответствующих видов информации; созданию плана выполнения учебного задания; разделению живых организмов на отдельные царства; использованию дополнительных источников информации для выполнения учебной задачи; подготовке устного сообщения за 2-3 минуты; поиску и использованию причинно-следственных связей; разработке и формулированию простейших гипотез; выделению смысловых частей в тексте и заголовке, создание простого и сложного текстового плана; участие в совместной деятельности и т.д. [2, 56].
В качестве примера приведем инструкцию по выполнению обобщающего исследовательского практикума в 8 классе по теме «Класс Насекомые. Внешнее строение. Строение органов и систем».
Цель: развитие у учащихся познавательной самостоятельности, активной мыслительной деятельности, логического мышления посредством познавательной игры «Изучение насекомого». Учащимся предлагается макеты насекомого (в данном случае жука), они должны выполнить определенные действия и составить отчет по выполнению.
Алгоритм выполнения следующий.
1. Осторожно дотронься до тела жука пальцем. Определи, какой покров (плотный или мягкий) имеет насекомое? Каково его значение?
2. Найди у жука голову, грудь и брюшко. Внимательно рассмотри их и ответь на вопросы. Сколько секций в теле насекомого? Части тела насекомого разные по форме и размеру?
3. Рассмотри голову насекомого, найди перечисленные органы. Подумай и ответь на вопросы. Сколько сегментов составляет грудь насекомого? Какие органы находятся в области груди насекомого? Сколько их там? Какие функции могут выполнять органы на груди?
4. Переверните жука. Подсчитайте количество сегментов груди. Посмотрите на органы в области груди и определите их количество.
5. Посмотрите на первую и вторую пару крыльев и сравните их по сложности, цвету, форме и размеру. Обратите внимание на особенности строения ног. Чем отличается передняя пара крыльев от задней? Какова может быть функция каждой пары крыльев? Почему жуков относят к типу членистоногих?
6. Рассмотри брюшко жука. Посчитай число члеников с помощью лупы, найди на брюшке отверстия. Сколько члеников образует брюшко насекомого? Как расположены мелкие отверстия на брюшке и каково их значение? [1].
7. Сравни внешнее строение жука и рака по признакам, приведенным в 1-ой графе инструкции. Сделай вывод. Чем отличаются по внешнему строению насекомые и ракообразные? В чем заключается внешнее сходство насекомых и ракообразных? О чем оно говорит? Почему жука и рака относят к одному типу, но к разным классам животных?
Правильная организация и проведение игровой деятельности по зоологии позволит учащимся добиться эффективного усвоения материала непосредственно на занятиях, а также познакомить с методами распознавания природных объектов и явлений.
Эффективность игровой деятельности по зоологии во многом зависит от качества восприятия. Необходимо не только предоставить учащимся образец для работы, но и показать, что с ним делать, научить наблюдению и создать программу наблюдения. Знакомство учащихся с образом должно переходить от целого к частному, а затем возвращаться к целому на основе сделанных наблюдений. Инструктаж, который проводится перед началом игры, должен содержать ответы на следующие вопросы:
- Каковы цель и задачи игровой деятельности?
- Какие методы использовать и в каком порядке?
- Как содержать рабочее место в порядке?
- Какие требования безопасности при работе?
- Как представить результаты?
Во время игровых занятий по зоологии учитель постоянно наблюдает за учениками, оказывает поддержку, корректирует их деятельность и контролирует правильность отдельных операций. Игровые задания по зоологии выполняются учащимися самостоятельно. Однако на начальном этапе, а также для относительно новых видов игровой деятельности (например, идентификация животных) рекомендуется разбивать работу на части. Перед тем, как приступить к каждому из них, учитель дает пояснения, и работа выполняется фронтально. Также желательно активно проработать этапы деятельности со всем классом. Особое внимание стоит уделить завершению работы. За несколько минут до окончания работы следует предупредить учащихся, что отведенное время истекло. Необходимо закончить оформление работы и навести порядок на рабочем месте. Обязательно обсудить результаты работы и сделать выводы.
Создание игровых ситуаций, вызывающих умственное напряжение и стимулирующих познавательный интерес учащихся, является важным средством развития мотивов интеллектуальной деятельности. Например, активная мыслительная деятельность учащихся вызывается вопросами, требующими выявления сходства и различий (например, насекомых и ракообразных). Чем они менее выражены, тем интереснее учащимся их находить [3, 28].
При организации игровой деятельности по зоологии необходимо организовать работу в классе таким образом, чтобы учащиеся могли самостоятельно оценить правильность поставленного задания и то насколько предположения, сделанные в начале работы, подтверждаются результатами эксперимента.
Таким образом, игровая деятельность является одной из форм активизации познавательной деятельности учащихся. Они позволяют учащимся проводить, анализировать, сравнивать, делать выводы или обобщать необходимые исследовательские наблюдения за различными зоологическими объектами и процессами. В современной школе их роль становится все более важной, так как способствует развитию у школьников творческих способностей и познавательного интереса.
Список использованной литературы
Пакулова, В. М. Современный урок биологии: учебное пособие / В. М. Пакулова, Т. В. Голикова. – Красноярск, 2014. – 214 с.
Панкратова, О. А. ФГОС ООО: Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии / О. А. Панкратова, С. В. Балалаева, В. Н. Рылова, С. М. Хасьянова, Н. И. Кучумова, Е. С. Тютюник. – Петропавловск-Камчатский, 2012. – 82 с.
Сухова, Т. С. Урок биологии. Технологии развивающего обучения. – М.: Вентана-Граф, 2001. – 112 с.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации: от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ: по состоянию на 2014 год: с комментариями юристов компании «Гарант» / сост.: А.А. Кельцева. – М.: Эксмо, 2014. – 787 с.
Харунжев, А.А. Интеграция в образовании: теория и практика. - Киров: ВТГУ, 2003. - 96 с.