Воспитание нравственности через приобщение к культурно-исторической традиции - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Воспитание нравственности через приобщение к культурно-исторической традиции

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Понятие «нравственность» произошло от корня «нрав» и появилось в русском языке в XVIII веке, став синонимом понятия «мораль». Зачастую понятия «мораль» и «нравственность» отождествляются. Но это не верно. Мораль — это внешний фактор, регулирующий человеческие отношения. Нравственность же это те внутренние качества человека, которые определяют соответствие его поведения нормам, принятым в обществе. Г.В. Плеханов утверждал: «если человек черпает все свои ощущения, знания из внешнего мира и из опыта, приобретаемого от этого мира, то надо, стало быть, так устроить окружающий его мир, чтобы человек получал из этого мира достойные его впечатления, чтобы он привыкал к истинно человеческим отношениям, чтобы он чувствовал себя человеком. Если правильно понятый личный интерес есть основа всякой нравственности, то надо, стало быть, позаботиться о том, чтобы интересы отдельного человека совпадали с интересами человечества…» (1,165)Мы видим, что нравственность в его понимании это все то, что человек приобретает из опыта и окружающего его мира. Если заглянуть в историю и обратиться к памяти человечества, мы увидим, что нравственные нормы поведения: вера, честь, достоинство, верность, любовь к Родине, чувство долга и данного слова всегда были превыше всего. За эти ценности люди умирали.

Нравственные ценности связываются с семьёй.Семья — это влиятельная социальная общность.(2,18).Она выступает важнейшим фактором формирования нравственного человека, она передаёт социальный опыт из поколения в поколение, культурно-исторические традиции, тем самым вносит вклад в нравственное воспитание общества. И уже ни для кого не секрет, что воспитание, ориентация в культуре и прочие важнейшие категории души человека во многом зависят от семейного воспитания.Стремление ко всему прекрасному заложено в нас природой. Никто не рождается злым – это факт. Каждый малыш изначально добр, открыт и готов обнять весь мир. Он не знает, что такое деньги, его не интересует дорогая одежда вместе с чудесами технологий. Все, что надо ребёнку – это еда, тепло, мягкая постель, мама, любящие люди вокруг. Не найти более нравственное и одухотворённое создание, чем ребёнок 3 лет. В нем уже есть все: человеколюбие, стремление к прекрасному, здоровая скромность и желание заботиться. Все, что нужно – это не дать ребёнку «испортиться», показать на собственном примере правильные ориентиры. Но что дети видят:

часто озлобленных на жизнь и друг на друга, родителей; которые то ли от усталости, то ли от незнания, несут в себе недовольство по отношению к себе, к тому, чем занимаются, к своей работе, к городу, в котором живут, к стране;

праздники, венец которых – алкоголь в компании изобилия пищи;

приоритет материального над духовным.

Потребительский век породил общество потребителей. Все продаётся и покупается, даже то, что должно быть незыблемым и бесценным. Молодёжь оказалась в эпицентре это потребительского водоворота. Современные проблемы нравственного образования берут свое начало во всем, что окружает подростков:

телевидение. С экранов телевизора льётся нескончаемый поток информации со знаком минус. От простейших мультфильмов и сериалов до полноценных художественных фильмов. Каков бы ни был благородным сюжет – фоном проходит: агрессия, нездоровый эгоизм, потребительство, жажда власти;

супергерои. Положительные, казалось бы, персонажи обладают рядом недостатков, дурных привычек, и часто ругаются нецензурной бранью. Образ женщины в современных (подростковых) фильмах являет собой полностью анти-женственную фигуру. Изображение женщины, матери и жены искажено до безобразия. Быть сексуальной, выглядеть сексуально и сводить с ума – это то, что транслирует кино. Это то, чем девочки хотят стать;

пресса. Журналы мало внимания уделяют истинным проблемам, но много - рекламе (доход превыше всего). С каждой страницы, прямо или косвенно, предлагаются товары, без которых, как утверждается, мы не можем быть красивыми, любимыми, желанными, успешными и знаменитыми. Пресса рукоплещет скандалам, разводам;

опыт из детства. Создавая семьи, молодые родители часто не знают , чему учить своих маленьких детей. Воспитывать их некогда - родители должны работать, как должны работать бабушки и дедушки. Исчезает огромный пласт семейного воспитания, за которое отвечали бабушки и дедушки. Кто расскажет детям сказку? Кто научит любить и уважать родную землю? Кто покажет красоту родной природы? Испокон веков это ложилось на плечи старшего поколения. Поэтому дети и не могут в полной мере ощутить ценность семьи. Исчезают и семейные традиции.

Семейная традиция — это некая категория, которая принадлежит процессу создания членами семьи норм и ценностей, которые регулируют жизнь семьи. (2, 89). Как и нравственность, семейные традиции становятся неписанным законом. Эти традиции воспитывают членов семьи, затрагивают отношение ребёнка к самому себе как к личности, к остальным людям и всему миру. Семейные, культурно-исторические традиции и нормы безусловно являются некой базой в процессе нравственного воспитания детей. А теперь представьте на минуту, что будет, если семья перестанет соблюдать эти сложившиеся традиции. Не трудно догадаться, что семья перестанет существовать, а если семья перестанет чтить традиции, то и общество даст «трещину».

Поэтому не стоит забывать и об общественном воспитании. Подрастающее поколение обязаны воспитывать не только семья, но и общество, в частности учебные заведения.

Нравственное воспитание учебными заведениями отнюдь не легкая задача, поскольку нравственные устои в семье не всегда совпадают с требованиями образовательных учреждений. Кроме того, это кропотливый труд, результаты которого видны по истечению длительного времени. Причём заострять воспитание исключительно на нравственности не правильно. Одновременно нужно развивать трудовые, умственные, эстетические, физические, творческие и другие способности ребёнка. А это, как правило, серьезная и сложная задача, которая ложится на плечи педагога.

В свою очередь сам педагог должен соответствовать требованиям как профессиональным, так и духовным. Иначе чему научит педагог, который не соблюдает культурные и нравственные традиции? И какой с него спрос?

В учебных заведениях России введены программы, которые помогают учащимся воспитывать себя как физически, так и духовно. В большинстве своём они направлены на патриотическое воспитание, на совместные работы семьи, детского сада, школы, на здоровый образ жизни, эстетическое развитие детей. В решении данной проблемы работает и наш детский сад. Ведь именно здесь ребёнок и родитель выступают как равноправные участники процесса воспитания.

Мы начинаемс народного творчества, с игры. Дети часто играют, мы знакомим их с народными играми. Создавая ситуации, которые необходимо решить с сообразительностью, с шуткой, наблюдаем, как дети, примеряя на себя роль, обязанности того или иного персонажа народной игры, соблюдают не только традиции народа, но и, пропуская их через себя, применяют традиции собственной семьи. Игра превращается в занятие, где дети обсуждают роли, обязанности, привычки мам, пап, бабушек, дедушек, братьев и сестёр. Здесь мы решаем, «что такое хорошо, что такое плохо..» Цели этих занятий очень разные: во-первых, дети учатся говорить так, чтобы их поняли, говорить интересно, эмоционально, чтобы их слушали с интересом; во-вторых, они перестают стесняться, раскрепощаются; в-третьих, они делятся рассказами о том, что они любят, поэтому становятся ближе друг другу. Начинают волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать – а это, по-моему мнению, и есть самая главная цель моей работы. Как говорил К. И. Чуковский – «Воспитание человечности». В результате такого общения, они учатся жить в коллективе, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Вся работа ведётся через приобщение детей к сказкам, вообще, культурно-историческая традиция пронизывает всю деятельность дошколят. Создание копилки «Пословиц и поговорок», рассказывающих об умелых, нужных людях воспитывает уважительное отношение к человеку труда, пополняет знания прошлого.

Макетирование жилища народов Южного Урала, изучение орнамента, узоров закрепляет знания детей о среде обитания людей, об условиях жизни того времени, развивает творческие и даже конструкторские способности ребят. А сравнение с современным житьем помогает развивать аналитический ум. Знакомство с «Детским народным календарём», помогает ребятам определять состояние природы в любое время года. А интерес, вызванный «старинными» названиями не только месяцев, но и животных, растений учит беречь природу родного края сейчас.

Опираясь на тесное сотрудничество с семьёй: организуем регулярные встречи с родителями разных национальностей, посвящённые культуре разных народов. В группе организуем выставки: «Семейная коллекция», «Куклы из прошлого». Ведь не зря старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к культурным традициям других народов.

В завершение, хочется сказать, что детский сад – это первая ступенька ребенка во взрослый мир. От того какие знания, какую нравственную модель поведения, модель семьи ребенок получит в дошкольном возрасте во многом зависит становление его как личности, а значит, как гражданина. Государство – это тоже «своеобразная» семья. А значит, именно от воспитателя зависит: будет ли эта семья человечной, духовно богатой. Профессию «воспитатель детского сада» я считаю одной из самых важных профессий в обществе. Нам доверяют самое дорогое, что есть у народов любой национальности и вероисповедания.

Список использованных источников и литературы:

Багаутдинова С.Ф., Образовательная деятельность с дошкольниками в конкурсном движении: проблемы и рекомендации / С.Ф. Багаутдинова, Н.И. Левшина // Дошкольное воспитание. –2014. – № 8. –С. 89-93.

Левшина, Н.И. К проблеме оценки качества дошкольного образования на современном этапе [Текст] / Н.И. Левшина, Л.Н. Санникова, С.Н. Юревич // В книге: Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: тезисы докладов 76-й международной научно-технической конференции (16-20 апреля 2018г.).–  Магнитогорск, 2018. – С. 380-381.

Просмотров работы: 18