ВВЕДЕНИЕ
Среди всего многообразия социально-экономических проблем в рыночной системе одно из ведущих мест занимает проблема безработицы. Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики любой страны. Особенно безработица обостряется в тех странах, где происходит переход к иной системе хозяйствования. В настоящее время такой переход к рыночным отношениям переживает Россия, и в связи с этим возникают социально-экономические проблемы, которые обуславливают возникновение безработицы в России. Безусловно, немалый урон наносит безработица и человеку, не давая ему приложить своё умение в той или иной деятельности, влечёт за собой потерю дохода и снижение жизненного уровня населения. Безработица является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики страны, для оценки её эффективности. Изучение безработицы позволяет определить ее причины и совершенствовать меры государственной политики, которые направлены на сферу занятости. Этим определился выбор темы курсовой работы. Цель курсовой работы: изучить безработицу и рассмотреть особенности безработицы в России.
Задачи, которые необходимо рассмотреть следующие:
1. Рассмотреть основные причины безработицы
2. Выявить ее последствия
3. Определить специфику безработицы в России
4. Рассмотреть пути преодоления безработицы в нашей стране.
Теоретической основой написания работы послужили учебники и публикации экономистов в области занятости и безработицы, федеральные законы, аналитические данные по безработице. Работа состоит из введения, двух глав и заключения, списка использованных источников, приложений. В первом разделе рассматриваются сущность и виды безработицы. Во второй главе проводится анализ безработицы в Российской Федерации, ее проблемы, последствия и система защиты от безработицы.
1.1 Сущность и виды безработицы
Безработица — одна из основных форм проявления макроэкономической нестабильности и одна из острейших социальных проблем. Она тесно сопряжена с рассмотренными выше циклическими колебаниями экономики.
Безработица отражает такую ситуацию в экономике, при которой в структуре трудоспособного населения имеются безработные — люди, которые не имеют работы, желают работать и готовы немедленно приступить к работе. Такое определение безработных принято Международной организацией труда (МОТ) — авторитетной организацией, созданной в 1919 г. для регулирования социально-трудовых отношений в мире (СССР стал ее членом в 1934 г., а современная Россия сохранила правопреемство). Таким образом, не всякий человек, не работающий в данный момент, может быть назван безработным [1, с. 203].
Уровень безработицы - отношение численности безработных определённой возрастной группы к численности рабочей силы (занятых и безработных) соответствующей возрастной группы, рассчитанное в процентах. По субъектам Российской Федерации в целях повышения репрезентативности данных месячные данные обследования сформированы в среднем за 3 месяца по совокупности трех последовательных выборок. Годовые данные сформированы в среднем за 12 месяце по совокупности двенадцати последовательных выборок [1] .
Виды безработицы
Основными типами безработицы являются фрикционная, структурная и циклическая.
Фрикционная безработица связана с поисками и ожиданием работы.
Это безработица среди лиц, для которых поиск места работы, соответствующего их квалификации и индивидуальным предпочтениям, требует определённого времени.
Информация о вакансиях и претендентах на рабочие места несовершенна и ее распространение требует известного времени. Территориальное перемещение рабочей силы также не может быть моментальным.
Часть работников увольняется по собственному желанию в связи с изменением профессиональных интересов, места жительства и т. д. Поэтому фрикционная безработица имеет преимущественно добровольный и кратковременный характер: у этой категории безработных имеются
«готовые» навыки работы, которые можно продать на рынке труда.
Структурная безработица связана с технологическими сдвигами в производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу. Это безработица среди лиц, профессии которых оказались «устаревшими» или менее необходимыми экономике вследствие научно-технического прогресса. Структурная безработица имеет преимущественно вынужденный и более долговременный характер, так как у этой категории безработных нет
«готовых» к продаже навыков и получение рабочих мест для них связано с профессиональной переподготовкой, нередко сопровождающейся сменой места жительства.
Сочетание фрикционной и структурной безработицы образует естественный уровень безработицы (или уровень безработицы при полной занятости), соответствующий потенциальному ВВП. Ряд экономистов считает неприемлемым использование термина «естественный» по отношению к безработице, вызванной структурными сдвигами. Циклическая безработица представляет собой отклонение фактического уровня безработицы от естественного. В период циклического спада циклическая безработица дополняет фрикционную и структурную; в периоды циклического подъёма циклическая безработица отсутствует.
Расчёты фактического и естественного уровней безработицы осложняются тем, что критерии отнесения отдельных лиц к категориям занятых или безработных достаточно подвижны. Обычно безработными считаются те, кто не имеет работы на момент проведения статистического обследования, но активно ищут её и готовы приступить к работе немедленно. Люди, имеющие работу, а также все занятые неполный рабочий день или неделю, относятся к категории занятых.
Совокупность занятых и безработных образует рабочую силу. Лица, не имеющие работы и активно её не ищущие, считаются выбывшими из состава рабочей силы. К их числу относятся лица трудоспособного возраста с потенциальной возможностью работать, но по каким-либо причинам ее не использующие: учащиеся, пенсионеры, бездомные, домохозяйки,те, кто отчаялся найти работу и прекратил её поиски и т. д. В состав рабочей силы также не включаются лица, находящиеся длительное время в институциональных учреждениях (психиатрических больницах, тюрьмах и т. д.).
Уровень безработицы определяется как соотношение численности безработных и численности рабочей силы или как соотношение доли занятых, ежемесячно теряющих работу, и суммы этой доли с долей безработных, ежемесячно находящих работу:
U= [U / (U + E)]*100% , (1)
где U - численность безработных; E - численность безработных.
[2, с. 560].
1.2. Формы безработицы и их специфика
Существуют 3 основные вида безработицы: фрикционная, структурная и циклическая. Другие типы безработицы могут быть только вместе с основными. К побочным видам относятся: институциональная,добровольная, технологическая, региональная, экономическая. Обратимся к основным видам безработицы и их характеристикам, которые представлены в таблице 1.1
Таблица 1.1
Формы безработицы
Форма безработицы |
Характеристика |
Причины возникновения безработицы |
|
Фрикционная |
Связана с добровольной сменой работы в связи с различными причинами: поиском более высокого заработка или более престижной работы с более благоприятными условиями труда, географическое перемещение: гражданин меняет место жительства и некоторое время может оказаться без работы. |
Структурная |
Вызывается изменением в структуре общественного производства и деловой активности ,вызываемой экономическим кризисом |
Циклическая |
Возникает при общем резком падении спроса на рабочую силу в период спада производства и деловой активности ,вызываемом экономическим кризисом |
Продолжительность безработицы, мес. |
|
Краткосрочная |
До 4 |
Продолжительная |
4-8 |
Длительная |
8-18 |
Застойная |
Более 18 |
Внешняя форма проявления безработицы |
|
Открытая |
Включает всех незанятых граждан, ищущих работу |
Скрытая |
Включает работников, фактически занятых в экономике, но в действительности не работающих, а также тех, чей труд не является необходимым |
1.3. Причины и последствия безработицы
Среди причин, объясняющих существование естественного уровня безработицы, можно выделить следующие.
1. Существование государственной поддержки безработных. Во многих странах государство гарантирует материальную и иную поддержку безработных, которая может быть выражена в виде денежных выплат (пособий по безработице), программ переобучения и переподготовки, предоставления информации о существующих вакансиях на рынке труда, помощи в трудоустройстве и др. Все это, с одной стороны, направлено на снижение числа безработных, но, с другой стороны, понижает стимулы к трудоустройству у определённой части населения. Гарантированная государственная помощь и поддержка означает, что у человека появляется больше времени на поиск подходящей работы, больше возможностей выбирать.
В долгосрочном периоде государственная поддержка безработных приводит к большей сбалансированности между структурой рабочей силы и структурой рабочих мест, помогает снизить естественный уровень безработицы. Однако в краткосрочном периоде подобные программы требуют привлечения значительных денежных средств и существенно увеличивают нагрузку на государственный бюджет.
Таким образом, государственная политика поддержки безработных должна проявляться не только в выплате пособий безработным, но и в инвестировании в инфраструктуру рынка труда.
2. «Безработица ожидания» как результат устойчивости (жёсткости) заработной платы. «Безработица ожидания» возникает, когда ставка реальной заработной платы выше её равновесного значения, которое устанавливается в точке пересечения функций спроса на труд и предложения труда. В данном случае величина спроса на труд меньше, чем величина предложения труда, а разница между данными величинами – «безработица ожидания». В этой ситуации работники ожидают трудоустройства по ставке оплаты труда, превышающей равновесное значение. Подобный разрыв в уровнях ставок заработной платы может объясняться следующими причинами:
• установление на государственном уровне минимального значения уровня оплаты труда. Для поддержки населения или его определённых групп государство может установить нижний предел заработной платы, который превышает ее равновесное значение;
• деятельность профсоюзов, отстаивающих интересы работников.
Определение минимального уровня заработной платы может быть зафиксировано в коллективных соглашениях между профсоюзами и предприятиями;
• нежелание фирм снижать уровень заработной платы по причине боязни потерять наиболее квалифицированные кадры. Снижение заработной платы на предприятии может привести к тому, что в первую очередь наиболее ценные работники примут решение об увольнении, увеличится текучесть рабочей силы, снизится производительность труда, трудовая дисциплина, что, в конечном счете, может привести к снижению прибыли.
Если существование естественного уровня безработицы считается нормальным, то наличие циклической безработицы приводит к серьезным негативным последствиям. Экономические последствия безработицы для конкретного индивида заключаются в потере дохода или части дохода (т.е. снижении текущего располагаемого дохода), а также в потере квалификации (что особенно плохо для людей новейших профессий), а, следовательно, в уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу в будущем (т.е. возможном снижении уровня будущих доходов).
Для общества экономические последствия безработицы состоят в недопроизводстве валового национального продукта, отставании фактического ВВП от потенциального ВВП. Наличие циклической безработицы (когда фактический уровень безработицы превышает её естественный уровень) означает, что ресурсы используются не полностью. В этом случае фактический ВВП меньше, чем потенциальный (ВВП при полной занятости ресурсов). Отставание фактического ВВП от потенциального ВВП рассчитывается как процентное.
Безработица влечёт за собой серьёзные экономические и социальные издержки. Среди экономических последствий безработицы можно назвать следующие: недовыпуск продукции, недоиспользование производственных возможностей общества. Зависимость между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП нашла выражение в законе Оукена: превышение на 1% фактического уровня безработицы над естественным ведёт к отставанию фактического объёма ВНП на 2,5% от потенциального; значительное снижение уровня жизни людей, оказавшихся безработными, поскольку работа является для них основным источником средств существования; снижение уровня заработной платы занятых в результате возникающей конкуренции на рынке труда;увеличение налоговой нагрузки на занятых из-за необходимости социальной поддержки безработных, выплат пособий и компенсаций [10, с.376].
Помимо чисто экономических издержек безработица имеет и значительные социальные и психологические последствия, зачастую менее очевидные, но более серьёзные, чем экономические. Основные среди них следующие:
1. усиление политической нестабильности и социальной напряжённости в обществе;
2. обострение криминогенной ситуации, рост преступности, поскольку значительное число правонарушений и преступлений совершается неработающими лицами;
3. повышение числа самоубийств, психических и сердечно сосудистых заболеваний, смертности от алкоголизма, в целом случаев девиантного поведения;
4. деформация личности безработного и его социальных связей, выражающаяся в появлении жизненной депрессии у вынужденно незанятых граждан, потере ими квалификации и практических навыков
Последствия безработицы носят долговременный характер. Бывший безработный и после трудоустройства характеризуется пониженной трудовой активностью, комфортностью поведения, что требует значительных усилий по реабилитации безработных.
Экономические и социально-психологические последствия безработицы свидетельствуют о том, что это достаточно опасное для общества и личности явление, требующее проведения активной политики занятости, нацеленной не только на ликвидацию последствий безработицы, но и на профилактику и предупреждение её неконтролируемого роста сверх минимально допустимого уровня.
Вместе с тем, как было показано выше, именно безработное население составляет резерв, необходимый для нормального функционирования экономики страны. Поэтому регулирование безработицы, как часть государственной политики занятости, имеет целью, с одной стороны, создание мобильного потенциала рабочей силы, а с другой — предупреждение и устранение ее негативных последствий, создающих напряженность как на рынке труда, так и в обществе в целом [3, с. 284].
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЗАНЯТОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Анализ динамики безработицы в России
Проблема безработицы – одна из основных, сложных социально- экономических проблем современного общества. Одной из основных задач социально-экономического развития России является регулирование занятости и, как неразрывно связанный с этим процесс, снижение безработицы населения. Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Безработица образует основное, существенное содержание рынка труда. Сущность безработицы достаточно противоречива: являясь естественным элементом современной экономики, она отражает бедственное состояние части наёмных работников, при этом формирует трудовой резерв в ходе циклических колебаний экономики, а также во время её структурной перестройки.Согласно Федеральной службе государственной статистики РФ, безработными считаются граждане, достигшие 16 возраста, не имеющие оплачиваемой занятости, находящиеся в поисках работы в течение последнего месяца, готовые приступить к трудовой деятельность. Безработными так же могут являться пенсионеры, студенты, инвалиды, которые находятся в поисках работы и готовы приступить к ней. Данная проблема весьма актуальна в наше время. Во-первых, занятость и безработица оказывают огромное влияние как на уровень жизни населения, так и на экономику страны в целом. А во-вторых, уровень безработицы, определяемый государством, не является точным, что искажает действительность и, следовательно, не предпринимаются должные мероприятия для борьбы с этой проблемой.
Чтобы наглядно была видна динамика безработицы в России, обратимся к рисунку 1.
Рис. 1. Анализ уровня безработицы в России (%).
Проанализировав таблицу 1.1 ,мы можем увидеть, что рост безработицы был в 2008-2009 гг., 2014 и в настоящее время. Мировой экономический кризис, начавшийся в 2008 году, неумолимо повысил темпы роста уровня безработицы в России. Такой высокий темп роста привёл к тому, что ситуация по безработице в нашей стране значительно превысила по всем показателям ситуацию в США, несмотря на то что как раз Штаты и явились родиной данного кризиса. Кризис вызвал производственный спад во многих экономических отраслях: в октябре 2008 года по России пошла волна сокращений. Самыми слабыми звеньями оказались строительство, металлургия, автопромышленность, а также кредитные и банковские учреждения. В 2009 году по данным из официальных источников темпы роста безработицы пошли на спад. А летом того же года рост безработицы совсем прекратился. Рост прекратился, но уровень остался прежним, несмотря на все попытки правительства снизить этот показатель, путем создания новых рабочих мест. По итогам исследования по проблемам занятости, численность экономически активного населения за 2014 год составила 75,4 млн. человек, что на 100 тыс. человек меньше, чем за 2013 год. Сокращение предложения трудовых ресурсов позволило сохранить безработицу на исторически минимальном уровне. На протяжении 2014 года уровень безработицы (с исключением сезонного фактора) находился на уровне 5,1-5,2% от экономически активного населения. В абсолютных цифрах общая безработица в 2014 году по сравнению с 2013 годом снизилась на 248 тыс. человек, и составила 3,9 млн. человек. При этом численность занятых в 30 экономике за 2014 год по сравнению с 2013 годом увеличилась на 148 тыс. человек и составила 71,5 млн. человек [5, с. 208].
2.2. Проблемы безработицы в России
Очень важная проблема в России - это проблема занятости молодёжи и женщин. Молодёжь часто не может найти работу после обучения из-за того, что людей без опыта на хорошую работу не берут,а молодежь сама чаще всего не хочет идти на подработки и тд. Давайте обратимся к рисунку 2, для того, чтобы понять, в каких годах были проблемы с безработицей у женщин и молодёжи.
Рис. 2. Динамика уровня безработицы среди молодёжи в возрасте от 15 до 24 лет и женщин в России (%).
Проанализировав таблицу, можно сказать что после мирового кризиса 2012 года безработица среди молодёжи увеличилась, ведь период с 2006 по 2012 г. можно оценить как один из самых неоднозначных с точки зрения развития практики предоставления социальных услуг молодёжи. В этот период менялась нормативная правовая основа государственной молодёжной политики РФ; в то же время активно проводились исследования инфраструктуры Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах Российской Федерации; были подготовлены проекты нормативных актов в целях развития сети учреждений социального обслуживания молодёжи, но они не были утверждены.
Так, в начале 2006 г. не была возобновлена Федеральная целевая программа «Молодёжь России», и лишь в декабре 2006 г.утверждена Стратегия государственной молодёжной политики Российской Федерации. Департаментом молодёжной политики Министерства спорта, туризма и молодёжной политики РФ разработаны, но не утверждены Концепция развития системы учреждений органов по делам молодёжи субъектов Российской Федерации и Типовое положение об учреждениях органов по делам молодёжи для внесения изменений в ст. 17 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в части установления правового статуса учреждений органов по делам молодёжи. К сожалению, проект «ФЗ о государственной молодёжной политике» также не был принят. В настоящее время правовую основу деятельности социальных служб для молодёжи (учреждений органов молодёжной политики, оказывающих социальные услуги молодёжи) составляют:
- Федеральный закон от 10.12.1995 № 195ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;[3]
- Федеральный закон от 24.06.1999 № 120ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который определяет функции и назначение органов по делам молодёжи и их учреждений, включает перечень учреждений органов по делам молодёжи;[4]
- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;[5]
Стратегия государственной молодёжной политики в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006 № 1760р);
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662р);
Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (утверждены распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1663р);
Концепция развития кадрового потенциала молодёжной политики в Российской Федерации (приказ Минспорттуризма России от 23.12.2008 № 72) [10, стр. 294].
Общепризнанно, что большую роль в обеспечении занятости играет государство, так как в силу социальной важности рынок труда нуждается в постоянном эффективном регулировании. К основным направлениям государственного регулирования рынка труда относятся программы: — подготовки и переподготовки рабочей силы; — стимулирования роста занятости, в том числе в государственном секторе; — социального страхования, в том числе страхования по безработице. Государственная политика занятости в Российской Федерации реализуется Министерством труда и социальной защиты РФ (Минтруд России). В его функции входит выработка и реализация государственной политики и нормативно-правового регулирования в сферах: демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, социального страхования (за исключением обязательного медицинского), условий и охраны труда, социального партнёрства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции и т.д. Особое внимание среди них уделяется: — развитию пенсионной системы в Российской Федерации; — демографической политике; — специальным государственным программам, в том числе
«Социальная поддержка граждан», «Содействие занятости населения»,
«Доступная среда»; — гендерной политике.
В частности, в рамках программы «Содействие занятости населения» на 2013—2020 гг. предусмотрено создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда. С этой целью Минтруд России, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральная миграционная служба и Министерство финансов РФ должны осуществить комплекс мероприятий в области активной политики занятости населения и социальной поддержки безработных граждан, внешней трудовой миграций и развития институтов рынка труда. Объем бюджетных ассигнований на реализацию программы составляет 634 872 256,92 тыс. руб., в том числе средства федерального бюджета 569 272 145,47 тыс. руб. При этом распределены эти средства между подпрограммами, как показано на рис. 3.
Рис. 3. Объёмы финансирования программы «Содействия занятости населения» по подпрограммам.( млн. руб.)
«Содействие занятости населения» по подпрограммам, млн руб.» Данная программа предполагает:
— снижение напряжённости на рынке труда за счёт минимизации уровней общей и регистрируемой безработицы;
— создание в период с 2013 по 2015 г. ежегодно до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов;
— удовлетворение спроса экономики на рабочую силу за счёт внешней трудовой миграции там, где не хватает внутренних трудовых ресурсов;
— создание основы для приведения содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда путём утверждения к 2015 г. не менее 800 профессиональных стандартов;
— снижение численности иностранных граждан, незаконно осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации;
— обеспечение сохранения здоровья работников за счёт улучшения условий их труда;
— обеспечение соблюдения трудовых прав граждан [6, с. 375].
2.3 Экономические последствия безработицы
Безработица влечёт за собой серьёзные экономические и социальные издержки. Среди экономических последствий безработицы можно назвать следующие:
§ недовыпуск продукции, недоиспользование производственных возможностей общества. Зависимость между уровнем безработицы и отставанием объёма ВНП нашла выражение в законе Оукена: превышение на 1% фактического уровня безработицы над естественным ведет к отставанию фактического объёма ВНП на 2,5% от потенциальною;
§ значительное снижение уровня жизни людей, оказавшихся безработными, поскольку работа является для них основным источником средств существования;
§ снижение уровня заработной платы занятых в результате возникающей конкуренции на рынке труда;
§ увеличение налоговой нагрузки на занятых из-за необходимости социальной поддержки безработных, выплат пособий и компенсаций и т.д.
Экономические последствия. Прежде всего, безработица означает экономические потери для общества, когда часть потенциального объема производства товаров и услуг теряется безвозвратно, производственные возможности экономики не реализуются полностью.
Разницу между фактическим валовым и национальным продуктом (ВНП) и потенциальным экономисты называют отставанием, которое в условиях роста безработицы увеличивается. Периоды экономических спадов сравнивают с катастрофами. В результате сокращения объёма выпуска товаров, оказания услуг уменьшается потребность в рабочей силе, фирмы не только не берут на работу новых людей, а наоборот, увольняют тех, кто работает. Высокий уровень безработицы оказывает на экономику почти такой же эффект, как если бы все товары и услуги, которые могли бы произвести нетрудоспособные рабочие были просто выброшены.
Издержки безработицы распределяются неравномерно среди различных слоёв и групп населения. Так, уровень безработицы среди неквалифицированной рабочей силы обычно выше, чем у квалифицированной. Кроме того, квалифицированная рабочая сила занята в отраслях, менее подверженных циклическим колебаниям, таких, как сфера услуг, производство товаров кратковременного пользования.
Отрасли промышленности, производящие инвестиционные товары, реагируют на спад быстрее, что объясняет более высокий уровень безработицы среди мужчин по сравнению с уровнем безработицы среди женщин [8, стр. 250].
Безработица образует экономические потери для общества, при этом часть потенциального объёма производства товаров и услуг теряется безвозвратно и производственные возможности экономики не могут реализоваться полностью. Разницу между фактическим и потенциальным валовым внутренним продуктом экономисты называют отставанием ВВП, которое находится в прямой зависимости с уровнем безработицы (если уровень безработицы растёт, то отставание ВВП тоже увеличивается, и наоборот). В результате сокращения объёма выпуска 17 товаров и оказания услуг, уменьшается потребность в рабочей силе, фирмы не только не берут на работу новых людей, но и увольняют тех, кто уже работает. Высокие показатели безработицы влияют на экономику с такой силой, как если бы все товары и услуги, произведённые нетрудоспособными гражданами, были просто выброшены [6,с.20]. Следовательно, безработица тормозит недоиспользование производственных возможностей и развитие общества. Невыпущенная продукция выступает в качестве главной «цены» безработицы. Артур Оукен, известный американский экономист, смог математически выразить отношение между уровнем безработицы и величиной отставания ВВП. Первоначальное исследование Оукена основывалось на данных о развитии экономики США в начале 60-х годов XX века. Экономист обнаружил, что превышение реального уровня безработицы на 1% над уровнем полной занятости приводит к отставанию реального объёма ВВП на 2% от его потенциального уровня. Данное явление получило название «Закон Оукена» и выражается формулой:
∆Y/Y = к – c*∆u (2)
где, ∆Y – изменение фактического уровня производства в сравнении с прошлым годом,
∆Y – изменение фактического уровня производства в сравнении с прошлым годом,
∆u – изменение фактического уровня безработицы в сравнении с прошлым годом,
с — коэффициент Оукена,
к – среднегодовой рост производства при условии полной занятости.
В 2019 г. ежемесячная численность населения с доходами ниже прожиточного минимума колебалась не так значительно, как в предыдущие годы, и составила в среднем за 4 квартал 29,3 млн человек, в декабре - самые низкие показатели (27,0 млн.), но они и более конъюнктурны. В январе 2020 г. этот показатель уже вырос до 32,5 млн, достиг максимума в сентябре - 43,4 и составил 41,4 млн человек в среднем за последний квартал года (28% всего населения страны), что на 41% выше численности бедных в аналогичном периоде 2019 года. Все это последствия КОВИД-19,который ударил по экономике страны.
Экономические последствия безработицы на индивидуальном уровне заключаются в потере дохода или части дохода (т.е. снижении текущего дохода), а также в потере квалификации (что особенно плохо для людей новейших профессий) и поэтому уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу в будущем (т.е. возможном снижении уровня будущих доходов).
Экономические последствия безработицы на уровне общества в целом состоят в недопроизводстве валового национального продукта, отставании фактического ВВП от потенциального ВВП. Наличие циклической безработицы (когда фактический уровень безработицы превышает её естественный уровень) означает, что ресурсы используются не полностью. Поэтому фактический ВВП меньше, чем потенциальный (ВВП при полной занятости ресурсов). Отставание (разрыв) фактического ВВП от потенциального ВВП рассчитывается как процентное отношение разницы между фактическим и потенциальным ВВП к величине потенциального ВВП.
2.4 Российская система защиты от безработицы
Система защиты от безработицы в России проходила в несколько этапов. На первом этапе преобразований решающую роль среди факторов, воздействующих на рост безработицы, играли падение производства и резкое изменение структуры народного хозяйства. Различные формы безработицы по-разному реагировали на эти изменения.
Фрикционная, или текучая, безработица занимала меньший удельный вес в общей структуре безработицы. Циклическая безработица оказывала существенное влияние на общий уровень безработицы в связи с падением совокупного спроса на труд из-за общего падения производства.
Наибольшее же влияние на динамику безработицы и занятости оказала структурная безработица. Эта форма прямо связана со структурными изменениями производства, которые нарушают соответствие между структурой спроса и структурой, предлагаемой на рынке рабочей силы. Большое значение в рамках данной формы безработицы приобретает региональный фактор. Увеличение безработицы в отдельных регионах может быть элиминировано миграцией, однако миграция требует значительного времени, в течение которого в данном регионе будет наблюдаться безработица при нехватке рабочей силы в другом регионе. Ситуация еще больше усугубляется в том случае, если регион ранее был специализирован на производстве продукции, выпуск которой подвергся особенно резкому сокращению. В российских условиях особое значение также имела и имеет дифференциация региональных рынков труда, обусловленная различными позициями регионов. В условиях недостаточно развитого рынка жилья и существенных издержек, связанных с миграцией населения, региональные рынки труда сохраняют устойчивые различия длительное время.
Динамика безработицы подвержена влиянию ряда других специфических обстоятельств. Наряду с усилением воздействия причин, увеличивающих вытеснение рабочей силы из производства, на изменение безработицы влияют демографические, миграционные, внешнеэкономические факторы, политика сдерживания безработицы и т. д. Переход к экономическому росту создаёт предпосылки для уменьшения циклических форм безработицы и стабилизирует уровень безработицы
[6, c. 78].
Следует отметить, что после 2000 г. в экономике проявились позитивные тенденции в изменении безработицы и занятости.
Таблица 2
Уровень участия в рабочей силе мужчин и женщин
|
2000 |
2005 |
2010 |
2015 |
2019 |
2020 |
Уровень участия в рабочей силе |
65,5 |
66,0 |
67,7 |
69,1 |
68,9 |
69,4 |
Мужчины |
71,5 |
71,1 |
73,8 |
75,5 |
75,6 |
77,1 |
Женщины |
60,0 |
61,5 |
62,2 |
63,4 |
63,1 |
62,7 |
Уровень занятности, всего |
58,5 |
61,3 |
62,7 |
65,3 |
65,6 |
66,0 |
Мужчины |
63,8 |
65,9 |
68,0 |
71,1 |
71,7 |
72,2 |
Женщины |
53,8 |
57,2 |
58,0 |
60,1 |
60,2 |
60,7 |
Обратившись к таблице 2 мы выяснили,что за 2000—2015 гг., благодаря активным действиям по содействию высокой занятости населения в народном хозяйстве России, поддерживался высокий уровень участия в рабочей силе. Как видно из табл. 14.2, этот уровень, начиная с 2000 г., систематически возрастал. Если в 2000 г. он составил 65,5 %, то в 2015 г. — 69,1 %, в 2018 — 68,9 %, а в 2020 70,3%. В целом возрастал и уровень занятости, в 2020 г. он составил, несмотря на снижение темпов роста экономики, 67,5 %.
В целом, благодаря реализации программ по стабилизации ситуации на рынке труда (повышения размера пособий по безработице, активизации общественных работ, развития системы профессионального переобучения и повышения квалификации безработных, субсидирования рабочих мест для молодёжи, впервые вступающей на рынок труда, дополнительной поддержки предпринимательства и организации собственного дела и пр.) удалось сдержать нарастание кризисных явлений на рынке труда и улучшить докризисные показатели. За последние годы безработица стабилизировалась на уровне 5,2—5,6 % (в 2012—2017 гг.) и даже снизилась до 4,8 % в 2018 г. Следует отметить особо, что по сравнению с 2010 г. тенденция к снижению безработицы прослеживается последовательно. В Российской Федерации важное значение также уделялось осуществлению поддержки рынка труда в регионах, с тем, чтобы не допустить увеличения региональных различий и стабилизировать ситуацию на рынке труда[4].
За 1990-е гг. отраслевая структура занятости изменилась в пользу торговли, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания, финансов и страхования, органов управления и некоторых других отраслей, связанных с формированием и обслуживанием рыночной экономики. В то же время в обрабатывающей промышленности, доля занятых в среднегодовой численности занятых в стране снизилась.
Отмеченные тенденции можно оценить как противоречивые. Рост занятости в сфере услуг и сокращение ее в индустриальном секторе соответствуют общемировым тенденциям, свидетельствуют о модернизации российской экономики и переключении платёжеспособного спроса от промышленности к сфере услуг. Но сокращение числа лиц, занятых в высокотехнологичном производстве, в сфере науки при ухудшении структуры кадров не могут быть оценены положительно. Переход к реиндустриализации экономики неизбежно требует перелома данных сложившихся тенденций [1].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе была изучена проблема безработицы в России.
Безработица пагубно сказывается на всей экономической жизни общества, ведет к колоссальным социально-экономическим потерям. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что проблема безработицы является одним из ключевых вопросов в рыночной экономике, не решив который, невозможна эффективная экономическая деятельность. Изучив такие глобальные процессы, как занятость и безработица, в моей курсовой работе были выполнены все выше поставленные мною задачи.
В ходе работы, мы выяснили, что безработица - это сложнейшее социально-экономическое явление, при котором многие люди не могут трудоустроиться. Она порождается большим количеством причин, которые подробнейшим образом мною описаны. В данной курсовой работе исследуются и объясняются различные методы и способы борьбы с безработицей, анализируется динамика текущего явления в различных категориях, а также рассматриваются эффективные направления политики государства на рынке труда. результате чего мною были выявлены наиболее действенные пути решения данной глобальной проблемы: создание различных программ, направленных на стимулирование роста занятости населения; финансирование государством сфер, влияющих на занятость; создание систем помощи безработным в трудоустройстве; создание условий для повышения роста самозанятости (поддержка малого бизнеса, помощь молодым работникам).
Благодаря активным действиям по содействию высокой занятости населения в народном хозяйстве России, поддерживался высокий уровень участия в рабочей силе. Уровень, начиная с 2000 г., систематически возрастал. Если в 2000 г. он составил 65,5 %, то в 2015 г. — 69,1 %, в 2018 — 68,9 %, а в 2020 70,3%. В целом возрастал и уровень занятости, в 2020 г. он составил, несмотря на снижение темпов роста экономики, 67,5 %.
Анализируя безработицу, выяснилось, что безработица в стране в 2021 году сократилась с 6,2% до 5,2%.
Таким образом, в ходе исследования поставленная цель была достигнута, а задачи решены.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1) Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] / СПС
«Консультант Плюс» -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 20.06.21).
2) Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]-URL https://rosstat.gov.ru/labour_force?print=1 (дата обращения: 18.06.21).
3) Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 442-ФЗ [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/(дата обращения: 22.06.21).
4) Федеральный закон от 24.06.1999 № 120ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/(дата обращения: 22.06.21)
5) Федеральный закон от 06.10.2003 № 131ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 07.06.2021) [Электронный ресурс] - URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/(дата обращения: 22.06.21).
6) Агапова, Т. А. Макроэкономика : учебник / Т. А. Агапова, С. Ф. Серёгина. - 10-е изд., перераб. и доп. - Москва : МФПУ Синергия, 2013. - 560 с. - (Университетская серия). - ISBN 978-5-4257-0128-2. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/451271 (дата обращения: 27.05.2021). – Режим доступа: по подписке.
7) Кибанов, А. Я. Управление трудовыми ресурсами : учебник / А. Я. Кибанов, Е. А. Митрофанова, И. А. Эсаулова ; под ред. А. Я. Кибанова. —Москва : ИНФРА-М, 2020. — 284 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-003651-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1048486 (дата обращения: 01.06.2021). – Режим доступа: по подписке.
8) Кульков В.М: учебник и практикум для вузов / В. М. Кульков, И. М. Теняков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 294 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03568-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. с. 82 — URL: https://urait.ru/bcode/469079/p.82 (дата обращения: 27.05.2021).
9) Нуралиев, С. У. Экономика : учебник / С. У. Нуралиев, Д. С. Нуралиева.— Москва : Дашков и К, 2018. — 432 с. — ISBN 978-5-394-02412-2. — Текст :электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/105558 (дата обращения: 18.05.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
10) Петрова, Т. Э. Организация работы с молодежью : учебное пособие / Т.Э. Петрова, И.Э. Петрова. — Москва : Альфа-М : ИНФРА-М, 2021. — 208 с.— (Бакалавриат). - ISBN 978-5-98281-416-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/read?id=372648 (дата обращения: 03.06.2021). – Режим доступа: по подписке.
11) Г. А. Родина Макроэкономика : учебник и практикум для вузов / Г. А. Родина [и др.] ; под редакцией Г. А. Родиной. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 375 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00078-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. с. 169 — URL: https://urait.ru/bcode/449961/p.169 (дата обращения: 03.06.2021).
12) Сидорович А. В. Национальная экономика : учебник и практикум для вузов / А. В. Сидорович [и др.] ; под редакцией А. В. Сидоровича. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 576 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13145-1. — Текст : электронный // ЭБЮрайт [сайт]. с. 409 — URL: https://urait.ru/bcode/470100/p.409 (дата обращения: 07.06.2021).
13) Сулейманова, Г. В. Правовое регулирование обеспечения занятости населения : учеб. пособие / Г.В. Сулейманова. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 250 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-004781-2. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/read?id=372270 (дата обращения: 04.06.2021). – Режим доступа: по подписке.