Статистический анализ жизненного уровня населения России - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Статистический анализ жизненного уровня населения России

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Понятие уровня жизни населения и его составляющие

Уровень жизни населения и качество жизни населения являются важнейшими социальными категориями [11, c.59]. Для того чтобы преодолеть пу­таницу в определении содержания понятий «уровень жизни населения» и «качество жизни населения» необходимо выделить широкий и узкий подходы к трактовке этих понятий.

Так, например, в широком смысле понятие «уровень жизни населе­ния» (подразумевающее «...обеспеченность населения не­обходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных потребностей...», а также условия жизни, труда и занятости, быта и досуга, его здоровье, образование, природную среду обитания и т. д. синонимично понятию «качество жизни») [6, c.69] .

С целью того, чтобы избежать терминологической путаницы станем придерживаться тради­ционных «узких» определений данных понятий. Итак, уровень жизни населения — социально-экономическая категория, отражающая степень удовлетворения потребностей населения в материальных благах и не­материальных услугах, а также условия, имеющиеся в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей. Уровни жизни населения разделяют на: 1) до­статок (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека); 2) нормальный уровень (рациональное потребление по на­учно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил); 3) бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспро­изводства рабочей силы); 4) нищета (минимально допустимый по био­логическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддержать жизнеспособность человека) [1, c.64].

Повышение уровня жизни является при­оритетным вектором движения общественного развития. Возможны три аспекта изучения уровня жизни человека: 1) применительно ко всему населению; 2) к его социальным группам; 3) к домохозяйствам с различной величиной дохода [10, c.6].

Непосредственное отношение к уровню жизни имеет потребитель­ский бюджет, суммирующий нормативы потребления населени­ем материальных благ и услуг, дифференцированные по социальным и половозрастным группам населения, климатическим зонам, условиям и тяжести труда, месту проживания и т. д. Различают минимальный и рациональный потребительские бюджеты [3, c.64].

Большую роль в исследовании уровня жизни населения играют социальные нормативы как научно обоснованные ориентиры направленности общественных социальных процессов. Основными социальными нормативами являются: минимальная за­работная плата и пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице для трудоспособных лиц, минимальные стипендии учащимся, регулярные или разовые целевые пособия наиболее уязвимым в материальном отношении группам насе­ления (многодетным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам и др.), минимальные трудовые и соци­альные пенсии для пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов. В целом они образуют систему минимальных социальных гарантий как обязанность государства обеспечить гражданам: мини­мальные размеры оплаты труда и трудовой пенсии, право на получе­ние пособий по социальному страхованию, минимальный набор общедо­ступных и бесплатных услуг в сфере здравоохранения, образования и культуры.

Существующие нормативы отражают современные научные пред­ставления о личных потребностях людей. Личные потребности отражают объективную необходимость в определённом наборе и количестве материальных благ и социальных условий, обеспечивающих всестороннюю деятель­ность конкретного человека [6, c.70].

Личные потребности подразделяются на физиологические (физи­ческие), духовные и социальные. Физиологические потребности являются определяющими. Духовные и социаль­ные потребности относятся к потребностям не первой необходимости и удовлетворяются после того, как наступает определённая степень удо­влетворения первостепенных потребностей. Прямой оценки они не име­ют, хотя во многом зависят от состояния культуры в обществе, общего уровня и качества жизни населения. Условия же для их удовлетворения характеризуются бюджетом времени населения. По величинам рабо­чего, нерабочего и свободного времени можно оценить эффективность рабочего времени и возможности удовлетворения духовных и социальных потребностей человека.

Различаются рациональные и иррациональные по­требности. Рациональные отвечают научным представлениям о потреблении благ и услуг, необходимых для поддерживания здорово­го образа жизни и гармоничного развития личности. Иррациональные - выходят за рамки представлений о разумном потреблении, разрушают личность, подрывают здоровье, т. е. ухудшают качество жизни.

Проанализируем понятие «качество жизни населения», которое представляет собой собирательное понятие, обо­значающее количественный уровень и разнообразие тех материальных и духовных потребностей, которые способен удовлетворить человек в условиях определённого общества. Один из авторов Социо­логической энциклопедии Национального общественно научного фонда В.М. Капицын предлагает следующее определение понятия «качество жизни»: «качество жизни — состояние удовлетворения материальных и культурных потребностей людей, характеризующееся посредством сопо­ставления со стандартом, определяемым на базе агрегированных или дезагрегированных индикаторов».

По определению ЮНЕСКО, качество жизни — это степень соот­ветствия условий жизни человека его потребностям. Совокупность факторов, формирующих качество жизни, включает: среду обитания, со­стояние общества, качество человека (здоровье, культура, образование) [8, c.10].

По мнению одного из исследователей проблем качества жизни на­селения, А.А. Мироедова, экономическая категория «качество жизни на­селения» может быть определена как «сформировавшаяся в массовом со­знании обобщённая оценка совокупности характеристик условий жизни населения» [6, c.73]. В итоге, категорию «качество жизни» он сво­дит к следующим нескольким интегральным свойствам, изображенным на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Интегральные свойства категории «качество жизни»

[7, c.178]

Итак, уровень жизни на­селения характеризуется степенью величины потребления конкретных благ, обеспеченности различными услугами и значимостью удовлетворения населения духовными ценностями. Понятие «качество жизни» указывает, прежде всего, на совокупность существенных призна­ков, особенностей, отличающих жизнь представителей различ­ных социально-демографических групп и населения в целом. Качество жизни следует отличать от терминологически и содержательно близкого понятия уровня жизни. Главное отличие между ними — в объёмах поня­тий. Уровень жизни — показатель, отражающий благосостояние населе­ния, сконцентрирован, на подсчёте объёма доходов граждан и степени удовлетворения базовых потребностей (еда, одежда, жильё, лекарства и т.д.). Фактически он является производным показателем экономического развития. В сравнении с ним качество жизни — гораздо более широкий показатель, включающий в себя оценку благосостояния в числе прочих критериев качества жизни, но также учитывающий и ещё целый ряд по­казателей удовлетворения разного рода потребностей (здравоохранение, социальное обеспечение, транспорт, связь и коммуникации, обеспечен­ность учреждениями культуры и т.д.).

Далее рассмотрим основные индикаторы уровня жизни населения.

1.2. Основные индикаторы уровня жизни населения

Уровень и качество жизни занимают одно из главных мест в современном обществе. Они являются показателями оценки социально­-экономического положения любого государства.

Как уже упоминалось, понятие уровня жизни населения, преимущественно, имеет три главных аспекта: благосостояние населения; накопление человеческого капитала; уровень человеческого развития.

Для характеристики социально-экономического положения в стране существуют некоторые элементы, с помощью которых можно определить уровень и качество жизни населения [7, c.178]. На данные понятия оказывает влияние масса факторов (экономические, политические, экологические и другие).

Системы индикаторов позволяет дать оценку уровня и качества жизни населения. Данная система включает в себя интегральные, индикаторы дифференциации и натуральные. Интегральные индикаторы измерения уровня жизни представлены на рис.1.2.

Рис. 1.2. Интегральные индикаторы уровня жизни [7, c.178]

С помощью перечисленных индикаторов осуществляется прогноз уровня доходов населения из различных источников, проводиться анализ их структуры и динамики. Что касается реальных доходов населения — это реализованный доход или номинальный доход, скорректированный на изменении цен товаров. Реальная заработная плата — это количество товаров и услуг, которое можно приобрести на номинальную зарплату. Реальная зарплата зависит: от номинальной заработной платы и цен на товары и услуги. Изменение реальной зарплаты в процентном отношении можно определить как разницу между процентным изменением в номинальной заработной плате и процентным изменением в уровне цен. Рассчитывается делением номинальной зарплаты на индекс потребительских цен на товары и услуги. Размер зарплаты, регулярность ее выплат во многом определяет уровень жизни населения и в особенности его части с низкими доходами.

Важными индикаторами в политике доходов и заработной платы являются индикаторы дифференциации. С их помощью можно выявить социальные изменения, уровень социальной напряженности и характер политики доходов и заработной платы. Одними из наиболее распространенных индикаторов дифференциации является коэффициент Джини и кривая Лоренца, с помощью которых можно определить глубину неравенства. Количественно степень неравенства в распределении доходов определяют с помощью коэффициента Джини. При K близком к 0 общество находится в состоянии абсолютной уравнительности доходов, а при K равном 1 общество пребывает в ситуации нищего большинства и сверхбогатого меньшинства. При использовании коэффициента Джини важно учитывать его достоинства и недостатки. Плюсы данного коэффициента: дополняет данные о ВВП; дает возможность сравнивать распределение дохода между разными странами, не используя зависимость от масштаба экономики сравниваемых стран; предоставляет возможность сравнивать распределение дохода по разным группам населения. Минусы коэффициента: не учитывает источник дохода; учитывает только денежные доходы; имеются затруднения в сопоставлении коэффициентов, при наличии различий в методах сбора статистических данных при их вычислениях [7, c.177-180].

Кривая Лоренца — это графическое изображение, демонстрирующее степень неравенства доходов в обществе. График неравенства доходов (кривая Лоренца) представлен на рис. 1.3.

Рис. 1.3. График неравенства доходов (кривая Лоренца) [7, c.179]

На оси абсцисс доля населения в процентах, а на оси ординат - доля доходов в процентах. Кривая OABCDE отражает неравенство в распределении доходов - кривая Лоренца. Например, 5% доходов получают первые 20% населения, 15% доходов - 40% населения, 60% доходов - 80% населения и т.д. Если в обществе равное распределение доходов, то кривая будет прямой (линией абсолютного равенства). При условии, что в обществе весь доход получает 1% населения, то кривая примет вид вертикальной прямой (линией абсолютного неравенства). Частные индикаторы - степень обеспеченности населения различными товарами длительного пользования, а также показатели потребления отдельных товаров и услуг на душу населения. Выделяют натуральные и стоимостные индикаторы. Натуральными индикаторами выступает степень обеспеченности различными благами [7, c. 179-180].

То есть для того, чтобы охарактеризовать уровень удовлетворения потребностей, необходимо учитывать количество потребляемых благ. При этом для оценки уровня могут быть использованы несколько показателей.

К стоимостным индикаторам относятся затраты на удовлетворение потребностей. Группировка происходит в зависимости от того, какой вид потребностей необходимо удовлетворить [12, c.135].

Интегральные индикаторы качества жизни представлены на рис. 1.4.

Рис. 1.4. Интегральные индикаторы качества жизни [7, c.180].

Индекс человеческого развития является важнейшим индикатором качества жизни. Это показатель, который ежегодно рассчитывается для сравнения и измерения уровня жизни, грамотности образованности и долголетия. Методика расчета рассмотрена в следующем разделе данной курсовой работы.

Большую значимость приобретает индекс интеллектуального потенциала. Он показывает уровень образования населения. При его определении учитываются:

Уровень образования взрослого населения;

Удельный вес студентов в общей численности населения;

Доля расходов на образование;

ВВП;

Затраты на науку в ВВП [7, c.181].

Еще одним индикатором качества жизни является человеческий капитал на душу населения. Это показатель, отражающий возможности в удовлетворении потребностей при имеющихся условиях жизнедеятельности. При его расчете учитывается состояние здоровья, безопасности и состояние окружающей среды. Уровень человеческого капитала зависит от уровня экономического развития государства. Чем он больше, тем выше уровень человеческого капитала в структуре совокупного капитала.

Таким образом, индикаторы измерения уровня и качества позволяют проводить межстрановые и региональные сравнения, показывают степень социально-экономического развития, а также предоставляют возможность сравнивать различные стороны социального прогресса.

Уровень и качество жизни занимают важное место в жизни общество. С их помощью мы можем проанализировать уровень развития государства, темпы роста ВВП, уровень безработицы и инфляции. Далее перейдем к рассмотрению основных методов изучения уровня жизни.

1.3. Методы изучения уровня жизни населения в статистике

Методология исследования уровня жизни населения представляет собой сложную систему взаимосвязанных методов и приемов анализа статистических показателей, которая должна удовлетворять следующим требованиям [13, c.32]:

использовать в комплексе систему экономических, социальных, демографических и экологических показателей;

учитывать условия дифференциации доходов, потребления населением материальных благ и услуг;

широко внедрять статистические и эконометрические модели, применяемые в прогнозировании [4, c.65].

В современной научной литературе, посвященной исследованию уровня жизни населения, разработаны и использованы следующие модели:

модели межрегиональной дифференциации денежных доходов населения России; регрессионные модели зависимости размера домохозяйств от уровня душевого дохода, а также структуры потребительских расходов от уровня душевого дохода домохозяйства;

дифференцированные балансовые модели доходов и потребления населения, относящегося к различным социальным стратам; эконометрические модели зависимости между дифференциацией и уровнем жизни населения в регионах России и другие.

Методология исследования уровня жизни населения в целом должна постоянно совершенствоваться, развиваться, адекватно отражая все процессы, начиная от момента формирования доходов до их использования в реальных условиях места и времени. Разработана следующая классификация направлений исследования уровня жизни населения по основным признакам:

По объекту исследования (население страны в целом, население субъектов Российской Федерации, домохозяйства, городское и сельское население, мужчины и женщины, население отдельных возрастных групп, бедное население, работники, занятые в различных отраслях экономики).

По предмету исследования (среднедушевые доходы населения, реальные и номинальные доходы, располагаемые ресурсы домашних хозяйств, отношение доходов к величине прожиточного минимума, номинальная начисленная заработная плата, структура денежных доходов, показатели дифференциации доходов).

По методу исследования (дисперсионный анализ, кластерный анализ, метод ранговых корреляций, факторный анализ, метод главных компонент, корреляционно-регрессионный анализ, метод построения интегральной оценки качества жизни населения и др.) [9, c.46].

Современный опыт использования основных статистических методов и моделей в трудах российских ученых экономистов представлен в приложении А.

Таким образом, с помощью широкого арсенала статистических и эконометрических методов можно провести всестороннюю оценку уровня и качества жизни населения, а также наиболее полно исследовать процессы, происходящие как в самой категории «уровень жизни», так и во взаимосвязи с социально-экономическими и демографическими показателями.

Особое внимание уделим рассмотрению методов изучения дифференциации доходов населения, а также уровня и границ бедности.

С переходом к рыночным отношениям в последние годы в России обострился процесс расслоения общества, в связи с чем возникла необхо­димость применения используемых в международной практике методик анализа социально-экономической дифференциации населения по денеж­ным доходам на основе выборочного наблюдения бюджетов домашних хозяйств.

К числу важнейших методов относится построение вариационных рядов, представляющих собой ранжированные и сгруппированные в опре­деленных интервалах ре­зультаты наблюдения [4, c.65].

Для характеристики дифференциации доходов населения и уровня бедности рассчитываются следующие показатели:

модальный доход -уровень дохода, наиболее часто встречающий­ся среди населения;

медианный доход -показатель дохода, находящегося в середине ранжированного ряда (половина людей имеет доход ниже медианного, а вторая половина - выше);

средний доход -общий средний уровень дохода всего населения;

децильный коэффициентдифференциации доходов населения, показывающий, во сколько раз минимальные доходы 10 % самых богатых людей превышают максимальные доходы 10 % наименее обеспеченных, изображен в формуле (1.1) [2, c.409].

(1.1)

где d9, d1 - 9-й и 1-й дециль соответственно.

Дециль - вариант ранжированного ряда, отсекающий десятую часть совокупности.

Нижний дециль (d1) - максимальная величина доходов 10 % самого бед­ного населения (с наиболее низкими доходами) - определяется по формуле (1.2).

 

(1.2)

,

где Хd1-начало интервала, содержащего 1-ый дециль;

id1- величина интервала, содержащего 1-ый дециль;

fd1-частота интервала, содержащего d1;

Sd1-1- накопленная частота предшествующего интервала.

Верхний дециль (d9) - минимальная величина доходов 10 % самого бога­того населения (с наиболее высокими доходами) - определяется по формуле (1.3).

 

(1.3)

,

где Хd9-начало интервала, содержащего 9-ый дециль;

id9- величина интервала, содержащего 9-ый дециль;

fd9-частота интервала, содержащего d9;

Sd9-1- накопленная частота предшествующего интервала.

Коэффициент фондов- соотношение между средними доходами указанных групп населения. Поскольку численность обеих групп одинако­ва, он исчисляется путем сопоставления их суммарного дохода в 10-й и 1-й децильной группах и определяется по формуле (1.4).

 

(1.4)

,

где Д1 Д10 - суммарный доход 10-й части самого богатого населения и 10-й части наименее обеспеченного соответственно.

Коэффициент концентрации доходов Джини - показатель степени неравенства в распределении доходов населения, определяемый по формуле (1.5).

 

(1.5)

,

где xi - доля населения, принадлежащая к (i= 1) социальной группе в об­щей численности населения;

yi - доля доходов, сосредоточенная у i-й социальной группы населения;

cum yi - кумулятивная (исчисленная нарастающим итогом) доля дохода.

Коэффициент Джини изменяется в пределах от 0 до 1. При равно­мерном распределении доходов он стремится к нулю, а чем выше их поля­ризация в обществе, тем ближе к единице [2, c.410].

При статистическом исследовании уровня и границ бедности, прежде всего, устанавливается граница дохода, обеспечивающего потребление на минимально допустимом уровне, т. е. определяется стоимостная величина прожиточного минимума, с которой и сравниваются фактические доходы отдельных слоев населения.

Прожиточный минимум представляет собой показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на ми­нимально допустимом уровне для поддержания активного физического со­стояния взрослых, социального и физического развития детей и под­ростков. Он включает в себя набор продуктов питания, обеспечивающих минимально необходимую для жизни калорийность и питательную цен­ность, расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и другие обязательные платежи, соответствующие затратам семей, имеющих наибо­лее низкие доходы [4, c.411].

Минимальная продовольственная корзинав России разработана как для всего населения, так и для его отдельных половозрастных групп. С учетом территориальных различий в структуре потребления населения структура минимальной потребительской корзины также дифференциро­вана - по восьми природно-климатическим зонам РФ. Стоимость минимальной продовольственной корзины определяется как произведение норматива потребления по каждому продукту на его сред­нюю цену [4, c.67]. Для вычисления минимально необходимого объема потреб­ления непродовольственных товаров и услуг, а также расходов на уплату налогов и других обязательных платежей используются данные выбороч­ных бюджетных обследований о тратах на эти цели 10 % наименее обеспе­ченного населения.

На основе исследований о распределении населения по размеру сред­недушевого денежного дохода определяется численность людей с дохода­ми ниже прожиточного минимума, т. е. бедных. Бедность является одной из важнейших характеристик неравенства в распределении доходов.

Уровень бедности - удельный вес населения с доходами ниже про­житочного минимума в общей численности жителей. Он выступает ин­формативным показателем социально-экономического положения страны. Обычно бедность определяется как состояние, когда экономических ресур­сов не хватает для обеспечения прожиточного минимума.

О людях, уровень потребления которых ниже прожиточного мини­мума, принято говорить, что они живут за чертой бедности [4, c.68].

Для обобщающей характеристики благосостояния общества применяется индекс стоимости жизни. При ис­числении данного показателя определялся набор потребительских благ, типичный для структуры расходов отдельной группы населения. Стоимость данного набора определялась в текущих и базис­ных ценах, а затем проводилось сопоставление полученных величин. Од­нако при такой методологии расчета фактически отражалось не изменение стоимости жизни, а влияние на нее потребительских цен. Поэтому в конце 50-х - начале 60-х гг. в большинстве зарубежных стран, регулярно публи­ковавших индекс стоимости жизни, изменили его название: он стал имено­ваться индексом потребительских цен [2, c.413].

Индекс потребительских ценрассчитывается и в России, характеризуя изменение стоимости жизни в зависимости от одного фактора - динамики цен на товары и услуги, входящие в состав потреби­тельской корзины [4].

Несмотря на то, что в современной статистической теории и практи­ке имеется несколько показателей уровня общественного благосостояния, вопрос о построении единого агрегатного показателя остается актуальным. В качестве примера такого показателя рассмотрим индекс развития чело­веческого потенциала.

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) является составным индексом, включает в себя три показателя, отражающих наиболее важные аспекты уровня жизни: 1) ожидаемая продолжительность жизни при рождении; 2) достигнутый уровень образования; 3) реальный объем ВВП в расчете на душу населения. ИРЧП определяется как среднее арифметическое индексов трех ука­занных показателей. Индекс каждого из них рассчитывается по формуле (1.6) [5, с.177].

(1.5)

где Хфакт - фактическое значение показателя;

хmin, хmax - соответственно минимальное и максимальное значенияпоказателя.

Индекс ожидаемой продолжительности жизни при рождении I1 рас­сматривает за минимальное значение 25 лет, а за максимальное - 85 лет и рассчитывается по формуле (1.6).

(1.6)

,

где Х1-ожидаемая продолжительность жизни при рождении.

Индекс достигнутого уровня образования I2 рассчитывается как средняя арифметическая взвешенная двух субиндексов.

Индекс достигнутого уровня образования рассчитывается по формуле (1.7).

(1.7)

,

где i21-индекс грамотности среди взрослого населения;

i22 -индекс совокупной доли учащихся начальных, средних и высших учебных заведений.

При исчислении индекса грамотностисреди взрослого населения (в возрасте от 15 лет и старше) хimin принимается равным нулю, а хimax - 100 %.

Индекс совокупной доли учащихсярассчитывается для лиц моложе 24 лет, а предельные значения доли принимаются такие же, как и в индексе грамотности [2, c.415].

Индекс реального объема ВВП в расчете на душу населениянайти более сложно. Реальный объем ВВП рассчитывается в долларах на основе паритета покупательной способности валют, а затем корректируется с учетом того, что для достойного уровня жизни необязательно иметь слишком высокий доход.

Данная методология исчисления индекса развития человеческого по­тенциала постоянно совершенствуется. Вопросы отбора показателей, учи­тываемых при его построении, а также используемых весовых коэффици­ентов являются дискуссионными.

Список использованной литературы

Социальная статистика: Учебник/ Под ред. чл. -кор. РАН И.И. Елисеевой – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 480 стр.

Экономическая статистика. 2-е изд., доп.: Учебник/Под ред. Ю.Н. Иванова. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 480 с. — (Серия «Высшее образование»).

Ильин В.А., Шабунова А.А., Россошанский А.И., Белехова Г.В. Уровень жизни населения: опыт региональных исследований. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2019. – 64 с.

Логинова С. Л. Социально-экономическая статистика. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2020. - 99 с.

Салин В. Н. Социально-экономическая статистика. – М.: Финансы и статистика, 2014. - 192 с.

Андреева О.Н. Уровень и качество жизни: содержание понятий и их составляющие // Ойкумена. - 2012. - № 4. – c.68-77.

Анохина Ю.А. Индикаторы измерения уровня и жизни населения // Территория науки. - 2017. - № 3. – c. 177-182.

Бобков В.Н., Гулюгина А.А. 25 лет Мониторинга доходов и уровня жизни населения России // Уровень жизни населения регионов России. - 2020. - Том 16. №3. - с. 9-23.

Кабашова Е. В. Методология исследования уровня жизни населения в статистической науке // Территория инноваций. – 2017. – № 8(12). – c. 45-47.

Соболь Т. С. Уровень жизни населения России: современный взгляд на действительность // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. - 2020. - № 3 (34). – с.7-12.

Уранов И.К. Оценка уровня жизни населения России // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 1 (55). – С. 58–69.

Харитонова Т. В. Уровень жизни населения: основные подходы к оценке показателей // Нива Поволжья. – 2016. – 2(39). – с. 133-140.

Шабашев В.А., Глушакова О.В. Качество жизни населения: основы методологии, теории, управления // Экономика и социальная политика. - 2015. -№ 5. - c.31-37.

Приложения

Приложение А

Просмотров работы: 147