Отраслевые особенности управления рисками организаций реального сектора экономики - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Отраслевые особенности управления рисками организаций реального сектора экономики

Мурас А.И. 1
1АНО ВО "Национальный институт бизнеса"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

При современном темпе развития нашей экономики для успеха необходимы творческие подходы, мобильность, готовность внедрять новшества как технические, так и технологические, а это тесно связано с финансовым риском. В наше время финансовый риск – неотъемлемая часть бизнеса.

Система управления риском – это совокупность процессов, норм и информационных потоков, которые обеспечивают процесс управления риском.

Предприятия отрасли сталкиваются с неэффективным стратегическим и операционным управлением, неспособностью своевременно идентифицировать

и предотвратить риски.

Возможность непосредственного активного воздействия организации на внутренние рискообразующие факторы даёт ей неоспоримый шанс позитивно влиять на эффективность своей деятельности, а, следовательно, и укреплять свои конкурентные позиции. Важным условием выживания предприятия в острой конкурентной борьбе является умение и способность построить грамотную и эффективную политику в области управления рисками.

Цель работы – исследование предприятия и системы минимизации риска, предвидеть его возможности и перспективы.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:

- определить сущность о особенности управления отраслевыми рисками, способы их оценки;

- изучить систему способов минимизации рисков и выявить методы по их совершенствованию;

- провести анализ и дать оценку рискам предприятия на основе показателей финансовой отчетности и предложить мероприятия для совершенствования их минимизации.

Объектом исследования является ОАО «Гамма».

1. Отраслевые особенности управления рисками

В общем смысле риск воспринимается как возможность потери. Риски бывают макроэкономическими, связанными с ситуацией в стране или в мире (глобальный экономический кризис, экономические санкции и т.п.), а могут быть отраслевыми, характерными для определенной отрасли экономики.

Отраслевые риски - риски, которые присущи компаниям в какой-то отдельной отрасли экономики.

Отраслевой риск - это вероятность потерь из-за разного рода изменений экономического состояния отрасли и степень таких изменений не только внутри отрасли, но и по сравнению с прочими отраслями.

В процессе анализа отраслевого риска следует принимать во внимание ряд факторов: деятельность компаний данной отрасли и смежных отраслей за выбранный промежуток времени, устойчивость деятельности фирм этой отрасли по сравнению с экономикой страны в общем, итоги деятельности разных предпринимательских структур внутри данной отрасли, наличие значительных расхождений в результатах.

Суть отраслевого риска заключается во взаимосвязи ряда определенных характеристик, которые свойственны в своей совокупности только отраслевому риску: изменчивость, восприимчивость циклических колебаний, стадия жизненного цикла отрасли, уровень конкуренции внутри отрасли.

Отраслевой риск имеет тесную связь с портфельным риском: в инвестиционном и кредитном портфеле могут преобладать ссуды по разным отраслям с сопоставимыми характеристиками. К примеру, отрасли, которые чувствительны к инфляции или рецессии, несут более высокий риск, нежели чем, если это было бы в диверсифицированном по разным типам отраслей портфеле. Этот факт позволяет инвесторам точнее принимать решения по отношению к инвестиционному портфелю, а банкам — в части управления структурой кредитного портфеля.

Существуют разные подходы к оценке уровня отраслевого риска. Один из показателей измерения его - уровень колебаний (отклонений) в результате деятельности отрасли по сравнению с результатами деятельности рынка или экономики в целом. Как правило, расчет этого показателя в анализе отраслевого риска связан с проведением регрессионного анализа работы отрасли в будущем, иными словами, по сути, осуществляется анализ динамики и структуры маркетинговых затрат. Обычно, проведение подобного анализа компании поручают специализированным фирмам. Если рассмотренный выше аналитический подход невозможно использовать, то альтернативой может рассматриваться ряд специальных факторов, связанных с работой конкретной отрасли: внутриотраслевая среда и стадии жизненного цикла отрасли. Работа предприятий отрасли, а значит, и уровень отраслевого риска связаны непосредственно со стадией промышленного жизненного цикла отрасли и внутриотраслевой средой конкуренции.

Уровень внутриотраслевой конкуренции при этом - источник информации относительно устойчивости предпринимательских структур этой отрасли по отношению к фирмам прочих отраслей и, обычно, является оценкой уровня отраслевого риска.

Анализ уровня внутриотраслевой конкуренции можно проводить по следующим данным: уровень неценовой и ценовой конкуренции, сложность или легкость вхождения в отрасль организаций, недостаток или наличие заменителей, конкурентоспособных и близких по цене, рыночные способности покупателей, рыночные способности поставщиков, социальное и политическое окружение.

Но описанные условия, в которых отрасль функционирует, иногда подвержены резким и неожиданным изменениям. Следовательно, фирмы должны постоянно помнить о наличии отраслевого риска в любой сфере деятельности.

Промышленный жизненный цикл делится на ряд последовательных стадий, имеющих свою специфику в части настоящих и будущих темпов роста продаж или других показателей: первоначальное развитие отрасли, ускоряющийся рост, умеренный рост, зрелость рынка и стабилизация, спад и снижение роста.

2. Основные подходы к идентификации и минимизации отраслевых рисков на предприятиях по производству чулочно-носочных изделий

ОАО «ГАММА» зарегистрирована по адресу Орел г, Комсомольская ул, д. 102. Основной вид деятельности - производство вязаных и трикотажных чулочно-носочных изделий.

Основными рисковыми составляющими организации на основе проведения анализа финансовой отчётности ОАО «Гамма» были определены:

1) Снизилась стоимость имущества

2) Снизилась стоимость внеоборотных активов

3) Стоимость оборотных активов увеличена

4) Запасы и дебиторская задолженность на одном уровне

5) Снижен собственный капитал, практически, на 70%

6) Снижение краткосрочных обязательств (кредиты) на 44%

7) Выручка снизилась на 55%

8) Расходы снизились на 48%

9) Прибыль от продаж снизилась на 90476 рублей;

10) Чистая прибыль стала убытком на 92945 рублей;

11) Коэффициент финансовой устойчивости за 2020 составляет 0,67, за 2018–0,67. Можно говорить о возникновении риска хронической неплатежеспособности компании, а также ее попадания в финансовую зависимость от кредиторов;

12) Платежеспособность:

- коэффициент текущей ликвидности - 2,33. Является нормой;

- коэффициент обеспеченности собственными средствами составляет 0,51, находится в норме;

- коэффициент банкротства:

Z - счет Э. Альтмана - 2,48. Свидетельствует о средней вероятности банкротства.

Z - счет Р. Таффлера и Г. Тишоу - 0,31 - вероятность банкротства низкая

Z - счет Р. С. Сайфуллина и Г. Г. Кадыкова - 1,14 - низкая вероятность банкротства

Составим карту рисков, которая позволит наглядно показать и классифицировать риски, какие из них требуют немедленных действий, с какими можно работать в плановом порядке или даже пренебречь.

Из таблицы 1 сделаем вывод, что наиболее существенными рисками компании являются: снижение прибыли, снижение выручки, неэффективное управление расходами, снижение стоимости имущества, снижение стоимости внеоборотных активов, снижение собственного капитала, снижение конкурентоспособности и увеличение стоимости товаров.

Управление финансовыми рисками включает в себя разработку стратегий в реализации управления, формирование отдельных направлений и принятие управленческих решений по их минимизации.

Нивелирование риска:

1) Снижения прибыли

Необходима оптимизация доходов и расходов.

Рассчитать оптимизацию вариантов выпуска продукции, позволяющей на первом этапе погасить все расходы организации и выйти на нулевую рентабельность, когда доход равен расходу, а на втором этапе построить прогноз изменения объема производства с целью получения плановых показателей прибыли и увеличения рентабельности, определив индикаторы. Увеличение объемов производства, обеспеченного платежеспособным спросом населения.

Таблица 1 - Карта рисков ОАО «Гамма»

Описание риска

Вероятность возникновения риска

Степень опасности риска

Мало

вероятно

Вероят

но

Весьма вероятно

Незначительный риск

Допустимый

риск

Опасный риск

1.Вероятность банкротства

           

2.Снижение прибыли

           

3.Снижение выручки

           

4.Неэффективное управление расходами

           

5.Финансовая устойчивость

           

6.Снижение финансовой устойчивости

           

7.Снижение стоимости имущества

           

8.Стоимость внеоборотных активов

           

9.Снижение краткосрочных обязательств

           

10.Собственный капитал

           

11.Снижение конкурентоспособности

           

12.Увеличение стоимости товаров

           

13.Снижение уровня платежеспособности

           

14.Стоимость оборотных активов

           

Нивелирование риска:

2) Снижения выручки

Для повышения выручки компании следует увеличить объем продаж, повысить цены, снизить издержки.

Нивелирование риска:

3) Неэффективного управления расходами

Для этого нужно уменьшить закупочные цены на сырье и материалы, изменить рецептуру продукции, снизить потери сырья и материалов при технологических операциях, уменьшить процента брака при выпуске продукции, минимизировать потребление энергоресурсов, рационально организовать работу производственного оборудования, оптимизировать фонд оплаты труда производственного персонала, оптимизировать расходы на доставку продукции покупателям, минимизировать расходы на маркетинг и рекламу, стимулировать продажи, перевести части затрат из постоянных в переменные, заместить внутренние затраты на меньшие, оказываемые сторонними организациями, оптимизировать бизнес процессы, инвестировать в оборудование или технологии, ведущие к снижению затрат, работать с внешними контрагентами компании, проводить ревизию закупочных цен поставщиков компании.

Нивелирование риска:

4) Снижения стоимости имущества

Чтобы увеличить цену имущества нужно оптимизировать налогообложения организации, уменьшить денежные оттоки, снизить дебиторскую задолженность, анализировать рынок, снизить стоимость заемных активов.

Нивелирование риска:

5) Снижения стоимости внеоборотных активов

Для увеличения стоимости внеоборотных активов потребуется приобрести дополнительные нематериальные активы и основные средства (машины, здания, оборудование), инвестировать средства в возведение новых объектов основных средств, осуществить долгосрочные финансовые вложения.

Нивелирование риска:

6) Снижения собственного капитала

Не допустить снижения собственного капитала поможет переоценка основных средств в сторону увеличения их балансовой стоимости, также необходимо увеличить уставной капитал, сделать взнос учредителей в имущество общества (без изменения уставного капитала).

Нивелирование риска:

7) Снижения конкурентоспособности

Повышение качества товаров на фоне уменьшения затрат, внедрение новейших научных достижений, привлечение талантливого и высококвалифицированного персонала, совершенствование корпоративной культуры, информационно – коммуникационных технологий повысит конкурентоспособность компании.

Нивелирование риска:

8) Увеличения стоимости товаров

Для снижения риска увеличения стоимости товаров необходимо использовать методы гибкого ценообразования с целью расширения возможностей компании и формирования резервов, владеть полезной информацией о рыночной цене собственного товара и продукции конкурентов, организовывать выпуск изделий надлежащего качества с меньшими издержками и продавать их по более низкой цене, увеличивать объем производства, повышать производительность труда, снижать закупочные цены, операционные затраты, сокращать брак во время производства, оптимизировать производство, использовать новейшие технологии, расширять производство, тщательно планировать, где и как можно уменьшить издержки, чтобы качество продукции при этом не пострадало.

Основным видом риска организации был признан риск «Снижения доходов ОАО «Гамма». В связи с чем, предлагается внесение изменений в управление организацией и использование отдельных элементов бюджетирования.

Рассмотрим возможность реализации процесса управления доходами организации посредством выделения «Центр управления доходами в ОАО «ГАММА»».

Центром доходов будет являться подразделение, ответственное за продажу продукции, услуг на рынке. Такое подразделение будет управлять процессом продаж и может влиять на доход.

Основной целевой индикатор - максимизация объема продаж.

Задача состоит в том, чтобы привлечь новых клиентов и увеличить объем реализации продукции.

Основные показатели, на которые может влиять управляемый центром доходов бизнес-процесс продаж - это ассортимент продаж, количество и цена проданной продукции.

Планирование в центре доходов осуществляется путем установления целевых показателей по реализации.

Планирование выручки осуществляет сам центр доходов, поскольку владеет всей необходимой для этого информацией: подробными данными о продажах прошлых периодов (в разрезе продуктов, каналов сбыта, потребителей и т. д.), прогнозом рынка сбыта, отраслевыми и макроэкономическими прогнозами, влиянием сезонности и т.п.

Чтобы повысить доходы предприятия необходимо:

- увеличить выручку, увеличить объем реализации продукции;

- повысить конкурентоспособность, привлечь новых клиентов.

Главная задача топ-менеджера

- обеспечить реализацию стратегических целей компании,

- увеличить прибыль организации,

- приумножить имеющийся капитал,

- направить свои силы на повышение себестоимости компании, ее значимости, улучшение производства.

Заключение

На основании проведенного исследования оценки финансовых рисков компании были выявлены наиболее существенные риски.

В соответствии с этим была разработана стратегия по их минимизации, включающая такие элементы, которые позволят компании снизить в большей степени финансовые риски в функционировании и повысить прибыль в ее деятельности.

Библиографический список

1. Воронцовский, А. В. Управление рисками: учебник и практикум для вузов / А. В. Воронцовский. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 485 с. — (Высшее образование).

2. Управление проектами: учебник и практикум для вузов / А. И. Балашов, Е. М. Рогова, М. В. Тихонова, Е. А. Ткаченко; под общей редакцией Е. М. Роговой. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 383 с. — (Высшее образование).

3. Управление финансовыми рисками / Под ред. И.П. Хоминич, И.В. Пещансклй. М.: Юрайт, 2017. – 346 с

4. Ваш финансовый аналитик. – URL:https://www.audit-it.ru/

Просмотров работы: 259