ЛИТЕРАТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГЕРМАНИИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ЛИТЕРАТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГЕРМАНИИ

Рында Е.В. 1
1Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Средние века – длительный период всемирной истории, простирающийся с конца V в. до XV в., соединяющий античность с эпохой Возрождения. Началом средневековой истории условно принято считать 476 г., когда произошло окончательное падение Римской империи в результате многочисленных восстаний рабов и выступлений плебса, а также под натиском варварских племен, вторгшихся с севера на Апеннинский полуостров. Завершением средневековья стал Ренессанс античной культуры, начавшийся в Италии с середины XIV в., в странах Северной Европы и во Франции – с начала XVI в., в Испании и Англии – с конца того же столетия. Средневековье характеризовалось господством христианской религии, аскетизмом, разрушением античных памятников, забвением гуманистических идей во имя религиозной догмы.

В средние века словесные и пластические искусства имели свою специфическую особенность – анонимность. В большинстве случаев невозможно назвать автора произведений. Они создавались коллективным народным гением, как правило, на протяжении длительного времени, зачастую в течение нескольких столетий талантом и подвижничеством многих поколений. Другой характерной чертой средневековых литературных памятников явилось наличие так называемых бродячих сюжетов, в силу того что эпические песни распространялись изустно, они получили признание у разных народов, населявших Европу, но каждый народ вносил в рассказы о подвигах героев оригинальные подробности, по-своему истолковывая героический и нравственный идеал [1].

Все известные памятники немецкой письменной литературы так или иначе связаны с эпохой великого переселения народов в V в. н. э., когда быстро менялась карта населения Европы, когда исчезали с лица земли некогда могущественные племена (вандалы, остготы и др.), послужившей материалом для различных эпических сказаний древних германцев. В V в. н. э. Европа подверглась нашествию гуннов, предводительствуемых Аттилой. Они разбили в Причерноморье остготов и двинулись дальше на запад, вторгшись в пределы Римской империи. На пути в глубь европейского континента гунны в 437 г. разгромили бургундов (народ германского происхождения), разрушили на Рейне столицу их королевства город Вормс. Это событие получило свое воплощение в эпических сказаниях скандинавов и древних германцев и, в частности, в «Песни о Нибелунгах», где как раз отражена трагическая участь бургундского королевского рода [2].

Германский героический эпос «Песнь о Нибелунгах» был записан около 1200 года, однако его сюжет восходит к эпохе «великого
переселения народов»и отражает реальное историческое событие:
гибель Бургундского царства, разрушенного гуннами в 437 г. Но герои-нибелунги имеют еще более древнее происхождение. В скандинавском памятнике «Старшая Эдда», отразившем архаическую эпоху викингов, фигурируют такие герои, как Сигурд, Гуннар, Хегни,
Кудрун. Звучание имен и пережитые ими испытания напоминают
главных персонажей «Песни о Нибелунгах»: Зигфрида, Гунтера, Хагена и Кримхильду. Впрочем, у скандинавских и германских героев
есть и существенные отличия. В «Эдде» события носят, в основном,
мифологический характер, тогда как в «Песни о Нибелунгах», наряду с мифами и легендами, нашли свое отражение история и современность [1].
Аттила тут выступает под именем Этцеля, является мужем Кримхильды, сестры бургундского короля Гунтера. В 451 г. гунны потерпели поражение от римлян на полях Франции и их могуществу был нанесен серьезный удар. После смерти Аттилы (453 г.) созданный им племенной союз постепенно распадается. Однако Римская империя в V в. также переживает тяжелый кризис. Ее некогда несокрушимая сила тает в непрерывных сражениях с тюркскими и германскими племенами. В 476 г. предводитель германцев Одоакр сверг последнего римского императора и захватил верховную власть в стране [3]. С этого момента Рим прекратил свое существование как самостоятельное государство.

Царствование Одоакра было непродолжительным. В 493 г. он потерпел поражение от короля остготов Теодориха и лишился трона. Это историческое событие также получило отражение в германском эпосе. Теодорих здесь выступает под именем Дитриха Бернского и пользуется симпатиями Аттилы, который помогает ему в борьбе за завоевание власти [2].

«Песнь о Хильдебранте» — единственный древнейший памятник германской эпической поэзии раннего средневековья [2]. Его возникновение относят к VII—VIII вв., рукопись, обнаруженная в Фульде на обложке богословского трактата, датируется IX в. До нас дошел только фрагмент памятника, состоящий из 68 стихов. Однако, несмотря на малый объем текста, ценность его огромна, так как он воссоздает коллизию, характерную для эпического сказания эпохи «переселения народов». Она была записана двумя клириками монастыря в Фульде в конце VIII или начале IX в. на страницах богословского трактата. В основе ее лежит историческое событие, но значительно трансформированное в народной памяти [1]. В «Песни», в противоречии с историческими фактами, говорится о том, что Хильдебрант – начальник дружины и советник короля остготов Деотриха (Теодориха) –вместе со своим повелителем бежал из Италии от гнева Отахра (Одоакра), оставив на родине молодую жену с младенцем – сыном Хадубрантом. Изгнанники находят пристанище при дворе Аттилы. Проходит тридцать лет. Во главе войска Хильдебрант идет походом против Отахра. На границе ему преграждает путь Хадубрант со своей дружиной. По воинским обычаям тех времен витязи перед поединком спрашивают друг друга об имени и роде-племени. Хильдебрант узнает в противнике своего сына и хочет предотвратить кровопролитие. Однако Хадубрант усматривает в признании Хильдебранта лишь «гуннскую хитрость». Он слышал, что его отец давно погиб, и слова старого Хильдебранта принимает только за маневр, рассчитанный на то, чтобы усыпить его бдительность и внезапно нанести удар. Хадубрант обвиняет Хильдебранта в коварстве и трусости. После такого оскорбления столкновение неизбежно. На этом рукопись обрывается. Конфликт остается нерешенным. В аналогичных ситуациях в эпических произведениях других народов (русские былины, «Шахнаме» Фирдоуси и др.) победителем, как правило, оказывается отец. Возможно, такое окончание было и в «Песни о Хильдебранте». Правда, в более поздних ее редакциях трагическая коллизия разрешалась примирительным концом [2].

Германские эпические песни создавались непосредственно в дружинной среде. Создателем их был дружинный певец, скоп, принимавший участие в военных походах, обладавший, кроме того, даром поэтического творчества. Он был также исполнителем этих песен. Их исполняли речитативом в сопровождении арфы во время победных пиров, празднеств и т. д. В более позднюю историческую эпоху, с укреплением христианства, функции скопа перешли к шпильманам, которые были не только песенниками, но и потешниками, акробатами, музыкантами, авторами всяких анекдотов и пр. Их искусство находилось под церковным запретом и носило по существу нелегальный характер. Отвергая поэзию скопов, не свободную от языческих элементов, церковь не принимала и творчества шпильманов, ибо оно не было связано с пропагандой религиозных идей.

В противовес героическому народному эпосу в эпоху средневековья церковники насаждают свою литературу, написанную по латыни и проповедующую любовь к богу, отвращение к мирским радостям. Примером могут служить произведения монахини Хротсвиты, писавшей во второй половине X в. Ее стихи, песни, жития святых совершенно оторваны от жизни, они прославляют деяния Христа. Широкое распространение в средневековом обществе имели всевозможные легенды (о деве Марии и др.) и видения, где герой в результате путешествия в загробный мир приобщался к его божественным тайнам, очищался от пороков и укреплялся в христианской вере («Видение Тнугдала» и др.).

Однако в письменную, латиноязычную литературу средневековья просачивались и иные тенденции, не связанные с пропагандой религиозных идей. В нее проникали мотивы, являющиеся отголоском эпохи великого переселения народов. Такова поэма «Вальтари, мощный дланью» (Waltarius manu fortis), сочиненная в X в. монахом Сантгалленского монастыря Эккехартом. По своему содержанию она примыкает к «Песни о Хильдебранте». К XII в. в немецком обществе происходят значительные социально-экономические сдвиги. Все большую силу набирает феодальный строй. Огромным влиянием в Германии начинают пользоваться рыцари. В связи с этим рыцарство оказывает серьезное воздействие на характер литературы. Искусство, до той поры находившееся почти под безраздельным контролем церкви, приобретает более светский характер. Развивается лирическая поэзия, воспевающая любовь, все менее популярной становится тема аскетического самоограничения личности, зарождается рыцарский роман, где большое место занимают любовные похождения героя. Рыцарство властно вторгается во все сферы литературной жизни, оспаривая у церкви первенство в культурном руководстве обществом.

Интересным явлением светской литературы XII — XIII вв. была лирика вагантов, иначе называемых голиардами, бродивших по городам и селам всех стран феодальной Европы и громко распевавших свои озорные, веселые песни, в которых прославлялись радости жизни и выражалось презрение к схоластической учености и религиозному аскетизму. Ваганты зло издевались над лицемерием прелатов, смело обличали все пороки современного им общества.

Наибольшее число стихотворений вагантов (свыше 300) содержится в рукописи, хранящейся в одном из монастырей в Баварии. Встречаются они и в других памятниках средневековой письменности [2].

В последней трети XII в. в Германии развивается рыцарский, или куртуазный роман. Его первые образцы незадолго до того появились во Франции. Немецкие романисты, продолжая наметившуюся традицию, тем не менее идут в своем творчестве самостоятельным путем. Это особенно характерно для Вольфрама фон Эшенбаха и Готфрида Страсбургского.

Рыцарская литература, как уже отмечалось, явилась ответом на эстетические запросы рыцарства. Рыцарь хотел видеть себя в искусстве воплощением не только физической силы, но также носителем нравственного благородства. Положительный герой в рыцарском романе выступал, как правило, сгустком всевозможных добродетелей. Тем самым утверждалась мысль об исключительности рыцарского сословия.

Создателем немецкого куртуазного романа считается Генрих фон Фельдеке (Hêr Heinrich von Veldeke, вторая половина XII в.), написавший роман «Роман об Энее» (Roman d'Eneas, ок 1160). Античный сюжет разработан им в типично куртуазном духе. Главное внимание Фельдеке уделил любви Дидоны к Энею и Энея к Лавинии.

Ярким представителем рыцарской литературы был также Готфрид Страсбургский (Meister Gottfried von Strassburg, ум. ок. 1220). Его творчество носит чисто светский характер, свободно от религиозно-мистических элементов, направлено на утверждение духовных ценностей человеческой личности. Главное произведение Готфрида Страсбургского – роман «Тристан» (Tristan, ок. 1210), оставшийся незаконченным. Он написан по мотивам древнего сказания, неоднократно подвергавшегося эпической переработке. Готфрид усилил его гуманистическую направленность. Его роман – это настоящий гимн могучему естественному чувству, преодолевающему все преграды. Взаимная любовь Тристана и Изольды вспыхнула еще до того, как они выпили любовный напиток. Он только усилил их влечение, ставшее непреодолимым. Изольда вопреки своей воле становится женой короля Марка. Характерно, что ее неверность мужу и страсть к Тристану оправдываются богом, который помог Изольде выдержать испытание железом. Подлинно человеческое сливается у Готфрида с божественным. В этом он предвосхищает эстетическую мысль эпохи Возрождения. Писатель стоит на защите естественных стремлений личности, попираемых в феодальном обществе. Он за свободный брак, основанный на законах сердца. Таким оказался союз Тристана и Изольды, он преодолел все, даже смерть. На могиле влюбленных выросли куст розы и виноградная лоза, которые тесно переплелись между собой [3].

Другой ветвью рыцарской литературы, помимо романа, была рыцарская поэзия, так называемый миннезанг. Лирическое творчество поэтов-рыцарей возникло в конце XII в. под непосредственным воздействием народных песен, а также лирики провансальских трубадуров и отчасти французских труверов, и развивалось в течение всего последующего столетия. Миннезингеры воспевали любовь как высокое облагораживающее чувство. Поэзия их была земной, противостояла церковному аскетизму и в этом смысле имела большое общественное значение.

В миннезанге обычно выделяют два направления – народное и придворное. Первое сложилось иод сильным влиянием фольклора, второе во многом опиралось на поэтический опыт поэтов Прованса. Народная ветвь в немецкой рыцарской лирике представлена именами Кюренберга, Дитмара фон Айста и др. В их песнях бьется живое человеческое сердце. Рыцарь и его возлюбленная здесь не играют в любовь, а действительно любят друг друга. В стихах Кюренберга, Айста чаще всего слышится жалоба женщины, оставленной своим возлюбленным, который обычно, как в народном творчестве, сравнивается со свободным соколом.

Крупнейшим немецким миннезингером был Вальтер фон дер Фогельвейде (Hêr Walther von der Vogelweide, ок. 1170—1230). В его творчестве гармонически слились обе линии миннезанга – народная и придворная. Будучи неимущим дворянином, Фогельвейде скитался, переходил от одного покровителя-мецената к другому. Он хорошо знал немецкую действительность, страдании и интересы народа. Его стихи предельно искренни, задушевны. Любовь в его песнях – это действительно земное, высокое поэтическое переживание. Характерным примером любовной лирики Фогельвейде может служить стихотворение «Под липой» (Under der linden...). Оно дышит здоровой чувственностью. Содержание его – воспоминание девушки о свидании с возлюбленным. В ее безыскусном рассказе нет и следов куртуазной манерности. Это исповедь простого сердца, не испорченного воспитанием [3].

Наиболее яркой страницей средневековой немецкой литературы является народный героический эпос, представленный такими литературными памятниками, как «Песнь о Нибелунгах», «Кудруна», поэмы о Дитрихе Бернском. Созданные в эпоху расцвета рыцарства, они воскрешали события великого переселения народов. Героями их выступают люди большой отваги, мужества, нравственной стойкости (Зигфрид, Кудруна, Дитрих Бернский). В образах эпических героев получили воплощение идеалы народа о добре и справедливости. С другой стороны, народный героический эпос осуждает всякие проявления зла и коварства, с которыми его авторы столкнулись в условиях феодальной действительности. Они снимают с феодальных отношений романтический флёр, обнажая его прозаическую сущность [2]. 

В XIII в. в Германии наряду с миннезангом, рыцарским романом, народным героическим эпосом стала развиваться бюргерская литература. Ее развитие было обусловлено ростом городов, усилением роли бюргерства в экономической жизни средневековья. Городское сословие имело свои органы самоуправления, пользовалось относительной свободой. Все это способствовало формированию бюргерского самосознания, получившего свое отражение в художественном творчестве. В бюргерской литературе, в отличие от рыцарской, существовали иные идеалы. Положительный герой здесь не рыцарь, а обыкновенный горожанин. Главные положительные качества – не воинская отвага, а сметливость, ум, изворотливость, помогающие простому человеку утвердиться в жизни. События развертываются в повседневной действительности. Писатели, вышедшие из бюргерской среды, резко критически относятся к рыцарству, к церкви, раскрывая их антинародную сущность. Характерные черты бюргерской литературы хорошо видны в творчестве Штрикера (Strickaere, ум. ок. 1250). Он писал в различных жанрах (басня, роман), но прославился своими шванками, – так назывались в средневековой Германии стихотворные повестушки юмористического или сатирического характера. Они близки по своему содержанию к французским фаблио. В основе их лежит какая-нибудь анекдотическая, занятная история, подсказанная самой жизнью. В шванках высмеиваются людская тупость, жадность и другие пороки, всячески прославляются находчивость, остроумие простого человека [2].

В эпоху зрелого средневековья западноевропейское литературное развитие приобретает новые черты. Оно значительно усложняется, в нём становится больше разнородных элементов. Вся европейская культура приходит в движение, наращивает темпы эволюции. Не только феодально-церковная культура, но и городская культура становится важнейшим компонентом общеевропейского культурного развития.

Список использованной литературы:

1. Пронин В. А. История немецкой литературы.https://levantsagareli.files.wordpress.com/2015/09/pronin_v_a_istoriya_nemeckoi_literatury.pdf

2. История немецкой литературы. В 7 т. Средние века.М., 1962-1982. http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/istoriya-nemeckoj-literatury/srednie-veka.htm

3. Пуришев Б. И. Очерки немецкой литературы. М., 1996. https://vk.com/doc-186529390_540390539?hash=a368d053d06dd6d291&dl=6103556d418d7fcd9d

Просмотров работы: 633