ГОТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА В ГЕРМАНИИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ГОТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА В ГЕРМАНИИ

Потапова Т.Д. 1
1Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Готическое искусство зародилось около 1140 года в Иль-де-Франс. Первоначально оно прослеживается только в строительстве соборов и наиболее важных аббатских церквей этой области. Но довольно скоро готика распространилась по всей Франции, а затем и по Европе.  Готика – это первый в истории архитектурный стиль, от которого до наших дней дошли произведения всех жанров. Среди этих выдающихся построек особое место занимают чрезвычайно разнообразные в стилистическом плане соборы, аббатские и городские церкви. Они богато украшены скульптурой, витражами и настенной росписью, а в их убранстве видное место занимают произведения ювелирного искусства и роскошно иллюстрированные книги. Наряду с готическими храмами современного зрителя до сих пор продолжают очаровывать разнообразные городские постройки, замки и дворцы, украшенные не менее искусно, чем шедевры религиозной архитектуры. [2]

На архитектуру Германии повлияли географические и исторические особенности. Основная часть территорий страны длительное время была под властью удельных князей, которые враждовали между собой. Это способствовало развитию разнообразных направлений в архитектуре Германии. Каждый город выстраивался в своей собственной стилистике, которую было невозможно повторить в другом регионе. Готика начала оформляться в отдельный и определенный стиль приблизительно в начале двенадцатого века. В этот период позднего Средневековья у людей были накоплены уже значительный опыт и знания, позволяющие по-новому взглянуть на возведение зданий. Большинство архитекторов с уверенностью пользовались опытом античных математиков, а их познания в геометрии давали возможность иначе моделировать пространство. Первые строения с элементами, взятыми из готического стиля, появились в Германии только к концу тринадцатого века. Большое влияние на архитектуру Германии оказала Франция, именно отсюда приезжали мастера, вдохновленные и восхищенные готическими идеями. Благодаря им появились первые сооружения с элементами нового стиля. [1]

Первым зданием Рейнской области, в котором ярко выражены принципы готического стиля, является церковь Богоматери в Трире. Характерной чертой ее конструкции была центрическая композиция плана: равноконечный крест, перекрытый нервюрными сводами, в каждом из углов, по две капеллы. О таком расположении капелл было еще неизвестно во Франции и это является оригинальным созданием немецкого мастера. Памятником более зрелого стиля является церковь св. Елизаветы в Марбурге (один из самых ранних готических храмов зального типа). Целостность общего замысла осуществилась в этом здании с ясной последовательностью. По сравнению с французскими сооружениями формы марбургской церкви несколько тяжеловаты, но в них проявляется оригинальность, присущая немецкой традиции, например сохранение обычных в более ранней немецкой архитектуре трех абсид вместо французского хора с венком капелл. Другой особенностью церкви св. Елизаветы было преобладание строгой вертикальности в конструкции фасада. [1]

В период, когда появились заостренные арки и строители больше узнали о структурных свойствах каменных конструкций, они научились создавать более крупные по размеру и более высокие окна. Ранние готические окна высокие и стрельчатые. В ХII веке появились окна с ажурным заполнением. Для заполнения проёмов обычно использовались круги и трилистники (самый распространённый мотив центральной розетки средневековых готических соборов). Со временем узор заполнения усложнился. Ажурное каменное заполнение часто дополняли декоративные витражи. [4]

К лучшим памятникам поздней готики принадлежит церковь в Зесте (Вестфалия), заложенная в 1343 и освященная в 1376 г. Небольшая по размерам, она величественна по пропорциям. Стен как таковых в ней нет, проемы окон поднимаются почти от самого пола до распалубок; устои сведены к пучку опор, которые тянутся без капителей до нервюр.

Поздняя готика в Германии имеет особые черты. Большое значение в конце 14 — 15 вв. получает тип зальной церкви (Hallcn Kirche), архитектурная конструкция которой позволяет создавать единое внутреннее пространство. 

В готический период большого развития достигла гражданская архитектура. Гражданская городская архитектура Германии наиболее совершенно выражена в общественных зданиях — в ратушах и гостиных дворах. Монументальные ратуши красноречиво говорят о могуществе и богатстве городских общин. Первые здания ратуш появились в 12 в. Их количество росло, по мере того как в борьбе против феодалов побеждали городские общины. Наиболее изящны каменные ратуши в Госларе, Гильдесгейме, Гальберштадте, Мюнстере. [1]

Первыми проявлениями готического стиля в скульптуре на немецкой почве были собор в Магдебурге и «Золотые ворота» Фрейбергского собора (Саксония). Скульптура «Золотых ворот», датируемых 1240 г., является попыткой создания фигурного портала в духе готических церквей Франции начала 13 в.

Для готики в целом типична тенденция к разделению двух элементов — возвышенного и комического. Все возвышенные черты воплощаются в образах Христа, Богоматери и святых. Напротив, уродливое и смешное выделяется в особую группу изображений, занимающих подчиненное место, — сюда относятся все связанное с дьяволом и темными силами ада, так называемые «химеры», а также жанровый элемент, отражающий быт простого народа. 

Сильной стороной готической скульптуры в Германии было изображение индивидуальности, в которой противоположные черты слиты в неразложимое целое. Таковы шедевры, созданные бамбергскими скульпторами младшей школы, – статуи Марии и Елизаветы, помещенные внутри собора. Их самостоятельность так велика, что современные немецкие исследователи начинают сомневаться, правильно ли было их объединить в группу «Встреча Марии и Елизаветы». Особенно сильное богатство души выражено в статуе Елизаветы, или Сивиллы, как ее называли раньше. Действительно, в этом образе каждая черта величественна и вдохновенна. Закутанная в плащ св. Елизавета — один из самых прекрасных образцов готической пластики. Мрачная энергия этого почти мужского выразительного лица, игра света и тени на складках одежды — все создает сильный и полный драматичный эффект. [1]

Одной из распространенных тем готической скульптуры 14 в. была тема оплакивания. Это обычно деревянные раскрашенные фигуры Богоматери с мертвым телом Христа на коленях. Одна из ранних — группа Боннского музея (около 1300 г.) — является невероятным образцом религиозной экзальтации в соединении с жестким натурализмом. Другой пример аскетического направления в готике 14 в. – надгробия епископов Отто фон Вольфинкеля и Фридриха фон Гогенлоэ, принадлежащие одному и тому же вюрцбургскому мастеру. В скульптуре происходит возросшая пластическая активность, осязаемость, тяга к конкретности видения, открытое эмоциональное движение. [3]

Только характерным стремлением к зрительной иллюзии можно объяснить скульптурный мотив южного поперечного корабля церкви св. Марии в Мюльгаузене. Здесь каменные статуи императора Карла IV и его супруги (третья четверть 14 в.) кланяются народу с балкона. Деревянная раскрашенная скульптура часто переходила границы пластики в сторону живописного изображения. Ее развитие во многом помогло развить стиль раннего Возрождения в немецкой живописи.

Около середины 13 в. живопись испытала видимый переход в сторону светских мотивов, жизненной полноты изображения, реалистического многообразия формы. Сурово-возвышенная система формальных принципов, имевшая параллели в византийском искусстве, насыщенная символическим содержанием, более или менее безразличная к красоте человеческого тела, одежды и архитектурного обрамления, начала постепенно смягчаться. Как и в других областях искусства, внимание немецкого художника было обращено теперь в сторону Франции, где готический стиль получил более свободное развитие. [1]

К периоду расцвета готики в Германии относится возведение Кельнского собора. Стройка, начатая в середине тринадцатого века, закончилась только спустя шестьсот лет. Данное сооружение стало основным символом страны, соединившим в себе истинно немецкую и французскую готику. Автором проекта был Герард фон Риле, работающий над ним более двух лет. Архитектор возводил собор на месте древнего храма римской эпохи с использованием его фундамента. Закончил строительство инженер Цвирнер, взявший за основу проект своего предшественника, однако заменивший устаревшие материалы на новые. В итоге перед жителями города предстал собор, имеющий две великолепные башни высотой более ста пятидесяти метров, и основание шириной в восемьдесят шесть метров. Несмотря на то, что Кельнский собор не может быть полностью отнесен к готической архитектуре, историки все же считают его наиболее ярким ее воплощением в истории Германии.

В области миниатюры интересным памятником эпохи является книга любовных песен, так называемая Рукопись Манессе (первая половина 14 в., Гейдельберг, Университетская библиотека). Турниры и охоты, военные и любовные сцены, весь круг куртуазных мотивов рыцарской поэзии представлен здесь в новой изобразительной манере, сочетающей орнаментальную красоту пятен и линий с реальными жизненными наблюдениями. На одной из страниц рукописи мастер Гейнрих Фраунлоб изобразил представление жонглеров. [1]

Необычайная свежесть красок и плавное движение линий присущи искусству поздней готики. Временами оно впадало в манерную элегантность, вытекавшую из ограниченности его содержания — куртуазных мотивов, рыцарской любви, но в книжной миниатюре подобные недостатки менее заметны, они ослаблены общей декоративной задачей, стоявшей перед художником. [2]

Таким образом, готика переходит в искусство нового типа, которое, с одной стороны, противостоит ее средневековому, еще аскетическому характеру, а с другой – развивает ее реалистические элементы – склонность к передаче характерных черт, внимание к внутренней жизни личности.

Список использованной литературы:

Губер А.А., Доброклонский М.В., Рейнгардт Л.Я. Искусство Германии. Готическое искусство // Всеобщая история искусств. Т. II. Искусство средних веков. Кн. I. Европа. Под общ. Ред. Ю.Д. Колпинского. М., 1960. https://googleweblight.com/sp?hl&geid=NSTNR&u=http://www.bibliotekar.ru/Iskuss1/42.htm

Рольф Т. Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись.

https://readli.net/gotika-arhitektura-skulptura-zhivopis/

Ротенберг Е.И. Искусство готической эпохи. М., 2001.

https://obuchalka.org/20180723102329/iskustvo-goticheskoi-epohi-rotenberg-e-i-2001.html

Дэвидсон К. Как читать архитектуру. Интенсивный курс по архитектурным стилям.

http://books.totalarch.com/n/2460

Просмотров работы: 54