БЕТХОВЕН И ГРОЗНАЯ РЕВОЛЮЦИОННАЯ ЭПОХА - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

БЕТХОВЕН И ГРОЗНАЯ РЕВОЛЮЦИОННАЯ ЭПОХА

Иванова А.В. 1
1Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Людвиг ван Бетховен (1770 – 1827) – один из величайших композиторов, чьё творчество можно считать достоянием мировой культуры, музыкой, оказавшейся вне времени. Будущий композитор родился в семье музыкантов: его дед был придворным капельмейстером (руководителем капеллы) в Бонне, а отец играл на клавесине и скрипке, успешно занимался преподаванием пения, теории музыки, но оставил музыкальную карьеру из-за постоянного употребления алкоголя [1, с. 8-10].

В раннем детстве Людвиг учился играть на фортепиано, скрипке и органе. Его первым учителем был отец, занимавшийся с ним «усидчиво, серьёзно, пренебрегая отвращением ребёнка к урокам» – всё для того, чтобы сделать из мальчика вундеркинда, подобного Моцарту [3, c. 28].

В двенадцать лет Людвиг уже представил свои первые композиции под псевдонимом Луи ван Бетховен (Louis van Beethoven), а потом стал членом Боннской придворной капеллы, где очень быстро поднялся до второго придворного организатора.

В 1792 году Людвиг покинул Бонн и переехал в Вену, где попал в высшие круги дворянства. Там же юный музыкант встречается с австрийским композитором Йозефом Гайдном, помогавшим ему достичь мастерства.

Для того чтобы понять музыку композитора, нужно взглянуть на эпоху, в которой он творил. В XVIII в Европе разразилась Великая Французская революция, которая не могла не затронуть жизнь, взгляды и произведения Бетховена. Дух революционного движения в XVIIIXIX вв. приобрёл своеобразное отражение в германских землях, дал толчок буржуазно-демократическому Просвещению в Германии.

Связь музыки Бетховена с историческими событиями бесспорна. Во время освобождения Франции от деспотизма, общество испытывало ликование, надежды на торжество либеральных идей в собственном отечестве [2, c. 87].

Бетховен посвятил Наполеону Бонапарту симфонию №3, которая получила название «Героическая». Композитор сделал симфонию четырёхчастной и постарался передать звуками картины революции.В этом произведении изображена напряжённая борьба за свободу, драматизм, упорство, ликование победы, кроме этого, многим ценителям кажется, что автор задумал передать с помощью музыки портрет самого «гения революции» таким, каким он видел его в воображении. Именно эту симфонию Бетховен считал одной из лучших, переломных в своём творчестве.

Вторая часть этого произведения, которая называется «Похоронный марш», более трагична – автор скорбит о павших во время сражения героях. Затем звучит преодоление скорби, а завершает всё грандиозное торжество в честь победы. Но всё же после коронования Наполеона, Бетховен перечёркивает все посвящения императору-либералу и пишет на титульном листе своей «Героической симфонии»: «написано в память о великом человеке».

Тем не менее, после казни королевской четы в 1793 году и установления якобинского террора, отношение европейцев к Французской революции изменилось в обратную сторону. Итогом поражения Наполеона был отказ германского народа от наполеоновских идей, а немецкие государи объявили «великую освободительную войну» против «поработителей» [1, c. 389].

Вообще, отношение Бетховена к Наполеону не всегда однозначно. Вернёмся к 1809 году, когда Наполеон вторгся в Австрию и осадил Вену. Французский император разбил свой базовый лагерь в Линце и долгое время подвергал город сильному обстрелу. Эта стрельба производила такой шум, что Бетховен бежал в подвал своего брата 10 мая 1809 года. Его беспокоило ухудшение слуха, так что вместе со своим братом Карлом, его женой Иоганной и их сыном Карлом Бетховен искал защиты. Иногда он даже прикрывал уши подушками, чтобы смягчить шум от удара. В конце концов, Вена снова пала перед Наполеоном, однако через год две страны примирились. Записаны слова композитора, которые он сказал своему другу и бывшему студенту Карлу Черни по отношению к Наполеону: «Я ненавижу его, но сейчас я думаю об этом по-другому» [5]. Этот инцидент показывает, что композитор, оставаясь верным идеям свободы, отрицал захватнические войны, разрушения и неограниченную власть.

Обращаясь к истории Германии, мы помним, что в 1814—1815 гг. в этой стране проходил Венский конгресс. Он был создан с целью ликвидации всех завоеваний Франции и восстановления абсолютистских монархий, разрушенных французской революцией, а также этот конгресс оказал влияние и на жизнь Бетховена. Австрийский министр иностранных дел, впоследствии канцлер, Меттерних выступал против любых революционных идей, под его руководством были арестованы некоторые высокопоставленные лица за чересчур пылкое выражение патриотических чувств – к счастью, Бетховен не попал в списки «нежелательных лиц». В дни конгресса популярность композитора достигла огромных масштабов: он постоянно выступал на концертах, его единственная опера «Фиделио» была возобновлена в пышной постановке, у него появились связи с известными представителями знати – Бетховен становится «модным» музыкантом.

Особенно усилилась реакция после принятия «Германским союзом» в августе 1819 года «Карлсбадских постановлений», направленных на подавление всех проявлений либерализма. Был разработан «Закон об учреждении Центральной следственной комиссии в Майнце для выявления и преследования революционных происков» – все эти события отразились на мировоззрении композитора в его поздние годы, однако не сломили в нём дух Просвещения, не ослабили его стремление к утверждению свободы и всеобщих прав.

Одним из самых известных произведений композитора можно считать ещё симфонию № 9, оконченную в 1824 году. Эта последняя завершённая симфония признана вершиной творчества Бетховена и одним из основополагающих произведений современного симфонического репертуара. Когда состоялось первое представление симфонии, успех был настолько ошеломляющим, что многие плакали, и публика пятикратно приветствовала музыканта аплодисментами, в то же время императорскую фамилию приветствовали троекратными. Тем не менее, успех был чрезвычайно мимолётным, концерт не принёс никаких материальных средств, а музыкальных гений остался одинок: «Он остался такой же нищий, больной, одинокий, но победитель – победитель человеческой посредственности, победитель собственной судьбы, победитель своего страдания» [4, c. 41-40].

Новая эпоха, грозная, импульсивная, отражается на ярком тематизме. Музыку Бетховена часто называют музыкой борьбы: переход от одного к другому происходит мгновенно, в каждой ноте чувствуется внутреннее напряжение, нерешенные противоречия, требующие скорейшего разрешения – вот она музыка величайшего композитора, творившего в век «буйных» событий. Людвиг ван Бетховен довольно восторженно приветствовал Французскую революцию, оставаясь верным идеалам справедливости, индивидуальной свободы и нерушимости прав человека и гражданина на протяжении всей жизни.

Список использованной литературы:

Альшванг А. Людвиг ван Бетховен. Очерк жизни и творчества. Издание третье. М., 1966.

Кириллина Л. В. Бетховен. Жизнь и творчество: в 2 т. Т. 1. М., 2009.

Корганов В. Д. Бетховен: Биографический этюд. Серия «Гений в искусстве». М., 1997.

Ролан Р. Жизни Великих людей: Жизнь Бетховена; Жизнь Микеланджело; Жизнь Толстого. М., 1985.

https://www.history.de/heute-vor/detail/beethoven-versteckt-sich-als-napoleon-wien-einnimmt.html

Просмотров работы: 126