“Рука — это вышедший наружу мозг человека” (И.Кант). Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений или, как принято говорить, мелкой моторики.
Известно: мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование функций. В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: “Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”.
По умелости детской руки специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и ее святая святых - мозга. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и в общей двигательной, и ручной.
На современном этапе развития дошкольной педагогики рассматриваются вопросы инновационного содержания обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Одной из основных задач дошкольного воспитания является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе.
Многие родители ошибочно считают, что самое главное – научить ребенка читать, считать до поступления ребенка в школу. На самом деле, это еще не гарантирует успешного обучения. Часто бывает так, что читающий, считающий ребенок, начиная обучаться в школе, снижает свои успехи.
Одним из немаловажных факторов развития дошкольника в период его подготовки к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Так о чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» и другие пальчиковые игры.
Все ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга. Педагог В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».
Значимость развития мелкой моторики пальцев рук получила научное обоснование. Известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки, видимой частью полушарий головного мозга. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга.
Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори.
По ее мнению, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие. Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов – ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире. Правильное формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно.
Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга. Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации –согласованного действия рук и глаз. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей.
В дошкольном возрасте важна подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старше дошкольном возрасте, а уже к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.
Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи:
1) косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка;
2) готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. К области мел кой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Итак, если мелкая моторика плохо развита, то это напрямую сказывается на речи, и, как следствие, мышлении ребенка. Разного рода отклонения в формировании речи: нарушение звукопроизношения, бедный словарный запас, недоразвитие связной речи накладывают свой отпечаток на развитие ребенка. Если говорить про дошкольный возраст, то у детей может появится неуверенность в себе: он не может нарисовать, слепить, построить и т. д., так как другой ребенок его возраста. Движения неловкие и неуклюжие, ребенок из-за этого может стать агрессивным и обидчивым. Нередко у детей с различными речевыми нарушениями так же отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере, может быть снижена наблюдательность и мотивация. Рассматривая школьный возраст, то однозначно можно говорить о трудностях обучения. Потому что хорошо развитая мелкая моторика – это один из показателей готовности к школьному обучению.
В школе ребенку будет необходимо освоить навык письма, и если мелкая моторика будет плохо развита, то и с письмом будут возникать трудности. Как следствие, ребенок будет не успевать за ходом урока, излишне переживать из-за того, что у него что-то не получается, что в итоге приведет к негативному отношению к учебе и школе. Дошкольный возраст – уникальный и очень важный период в развитии ребенка, в котором мелкой моторике отводится большая роль.
Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах:
развитие познавательных способностей;
развитие речи;
развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.
Таким образом, для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста будут полезны и целесообразны следующие игры и упражнения, которые разовьют не только мелкую моторику и речь, но и умение слушать.
Массаж – ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие и контакт между мамой и ребёнком.
Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребёнка есть явные отставания в речевом развитии. Он даёт отличные результаты.
Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, ребёнок также развивает гибкость и подвижность пальцев, что способствует улучшению речи.
Фасолевые ванны – в миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Ребёнок запускает руки в фасоль и выискивает игрушки.
Игры с крупами: перебирать в разных ёмкостях перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы.
Мозаика – игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.
Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры – этим весёлым занятиям посвящены многие книги. Занятия с ребёнком – игры и гимнастика для пальчиков способствует не только речевому, но и всестороннему развитию. А еще можноустроить пальчиковый театр.
Пазлы – красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику. Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Такое упражнение – дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений кисти.
Переливание жидкостей из одной емкости в другую. Рвать бумагу. Как ни странно, это тоже хорошо развивает мелкую моторику рук.
Научить ребенка опускать предметы в узкие отверстия, например в горлышко бутылки.
Застегивание пуговиц и завязывание шнурков – тоже отличная тренировка.
Рисование. Держание карандашей и кисточек в руках – отличный способ развития моторики, не хуже специальных упражнений. Учить ребёнка обводить рисунки и предметы по контуру. Рисовать не только кисточками, но и пальцами.
Вырезывание из бумаги разные фигурки.
Шнуровки – отлично развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им малыш овладевает повседневным практическим навыком шнурования обуви.
Игры с пуговицами и бусинами – нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин.
Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенку: Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь – учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности.
Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.
Список литературы
1. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: Изд. АПН СССР, 1960. – 500 с.
2. Козлова Н.В. Взаимодействие с семьей в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста (из опыта работы) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/573079/
3. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. – М.: Педагогика,1970. – 495 с.
4. Неверович Я.З. Развитие предметных движений у ребенка-дошкольника //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М., 1995.
5. Пейпер А. Особенности деятельности мозга ребенка. – Л., 1962.
6. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. –М.: Родничок, 1999.
7. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – М.: Знание, 1978. – 96 с.
8. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксмо, 2007.
9. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. –М.: Эксмо, 2010.
10. Фомина Л.В. Роль движений рук и моторной речи ребенка. // Проблемы речи и психолингвистики. – М.: МГПИИЯ, 1971. – С. 36–40.