Введение. Прошло 325 лет с той поры, как Боярская дума по инициативе Петра I приняла историческое постановление о начале строительства морских судов. Это решение основывалось на первых успехах Азовского похода, завоеванием турецких крепостей Азов и Лютик. За эти годы и столетия Военно-Морской Флот прошел славный путь своего становления и формирования, в котором были и героические победы, и горечь поражений.
Создателями и строителями российского флота были люди, вошедшие в бессмертие, отдавшие свои силы, опыт, знания, талант, а порой и жизни за свободу, независимость и процветание нашей Родины.
Национальные особенности российской Армии определяют ее потрясающую стойкость, массовый героизм и самопожертвование, способность переносить все тяготы и бедствия войны, умирать, но не сдаваться.
«…И кричали враги потрясённые:
«Может, русские заколдованы?
Их пронзишь стрелой, а они живут,
Их сожжёшь огнём, а они живут,
А они живут и сражаются!...» (Р. Рождественский, из стихотворения «Летопись»).
Стойкость советских воинов поражала наших противников и в годы Великой Отечественной войны: «Русские не похожи на людей, они сделаны из железа, они не знают усталости, не ведают страха. Матросы, на лютом морозе, идут в атаку в тельняшках. Физически и духовно один русский солдат сильнее целой нашей роты» (Из писем гитлеровского солдата Эриха Отта, отправленных из Сталинграда).
Героизм – героическое свершение выдающихся по своему общественному значению действия, отвечающих интересам народных масс, передовых классов и требующих от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию (Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940).
Для меня понятие «героизм» включает в себя отвагу и самоотверженность, проявляемые человеком в критической обстановке, способность к свершению подвига не ради славы, а ради людей.
За более чем три века существования ВМФ были разные морские баталии и сражения, были разные люди – герои, но всех их объединяло и объединяет до сих пор одно – выполненный ими воинский долг.
В современных условиях, на мой взгляд, не уделяется должного внимания героям того времени и их заслугам, хотя актуальность данной темы несомненна, ибо без прошлого нет настоящего. Как отмечал наш Президент В.В. Путин в одном из Посланий Федеральному Собранию «Нам есть на кого ровняться! Есть у кого учиться» Дорожить своей честью и честью России» (Из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 г.).
Героизм моряков в разных военных кампаниях.
Взятие Царьграда флотом русского Князя Олега. Даже в те далёкие времена русские моряки (русичи) были героями среди героев, и то, что доводилось совершать им бывало удивительным и поразительным.
Поход к Царьграду дружины князя Олега в виде ладейной рати из 2000 кораблей и конного войска подробно описан в «Повести временных лет».
В 907 г. из-за претеснений русских купцов в Византии, в поход на Константинополь выступил князь Олег, собравший огромное войско из всех подвластных ему племен и даже вятичей, тогда плативших дань хазарам. Численность экипажа ладьи в те времена равнялась приблизительно сорока воинам, но в поход вышла еще и конная дружина, поэтому всего собралось более 80 000 воинов. Русская дружина не могла одолеть гигантские стены города, да и бухту греки перекрыли.
Тогда Олег распорядился вытащить ладьи на берег, поставить их на колеса и, развернув паруса, атаковать город с суши. Удачная атака могла позволить русичам преодолеть передовые укрепления, а высота ладей – облегчить покорение стен.
Испуганные греки не дожидаясь атаки запросили мира и согласились на все условия Олега: заплатить по 12 гривен каждому воину, осуществить отдельные выплаты в пользу князей Киева, Чернигова, Переяславля, Полоцка, Ростова, Любеча и других городов.
Помимо разовых выплат, на Византию была наложена постоянная дань и заключён договор 907 г., регулирующий пребывание и торговлю русских купцов в Византии.
После взаимных клятв князь Олег в знак победы прибил свой щит на ворота Царьграда и приказал грекам сшить паруса из шелка и отправился домой. В этом походе русские впервые одновременно шли в атаку и с моря, и с суши.
Мужество и отвага матросов и офицеров в военных сражениях XVIII и XIX вв. Чудеса храбрости и стойкости проявляли в периоды русско-турецких войн, в Крымской войне, Отечественной войне 1812–1814 гг. Среди них Д.С. Ильин, Р. фон Сакен, К.Н. Зотов, П.М. Кошка, В. Корнилов, лейтенант Римский-Корсаков и многие другие.
Рейнгольд (Христофор Иванович) фон Сакен (1753–1788) – герой русско-турецкой войны 1787–1791 гг. 20 мая 1788 г. капитан 2 ранга Сакен, приняв командование дубель-шлюпкой №2, вышел из Глубокой пристани к Кинбурну. На обратном переходе от Кинбурна, напротив устья Буга, был настигнут тринадцатью турецкими галерами. Отправив на шлюпке часть команды к берегу, капитан Сакен принял бой с превосходящими силами противника. Шлюпка была атакована и взята на абордаж четырьмя неприятельскими галерами. Видя безвыходность своего положения и не желая сдаваться, капитан 2 ранга Сакен взорвал свое судно вместе с неприятельскими кораблями и погиб геройской смертью.
Корнилов Владимир Алексеевич (1806–1854) – вице-адмирал. В начале Крымской войны был командующим отрядом паровых кораблей. Провел первый в истории бой паровых кораблей, одержав в нем победу. В ходе этого боя был захвачен турецкий корабль, который затем включили в состав Черноморского флота, переименовав его в «Корнилов». Принимал участие в обороне Севастополя. 5 октября 1854 г. во время бомбардировки города вражескими кораблями получил смертельное ранение в голову. Последними словами Корнилова были «Отстаивайте же Севастополь!». За отличную службу и личную храбрость награжден многими орденами и медалями.
Кошка Петр Маркович (1828–1882) – один из самых прославленных участников Крымской войны и обороны Севастополя. При обороне Севастополя, легендарный матрос участвовал в десятках вылазок, многие из которых он проводил в одиночку. Одна из самых известных – спасение тела погибшего сапера, над которым показательно глумились французы. Другой удивительный подвиг: прямо среди бела дня Кошка увел с вражеских позиций коня. Вскоре он его продал, а деньги пожертвовал на строительство памятника герою Севастополя И. Шевченко. За свои подвиги матрос был удостоен Георгиевского креста и произведен в унтер-офицерский чин. Подвиги матроса описывал сам Лев Толстой, а также многие русские писатели.
Авраамов Николай Юрьевич (1892–1949) – выдающийся русский морской офицер, талантливый педагог. Родился 22 июня 1892 г. в г. Баку в потомственной дворянской семье. В 1912 г. окончил Морской Корпус Санкт-Петербурга. В должности офицера-артиллериста крейсера «Громобой», участвовал в Цусимском сражении. За заслуги перед Отечеством в 1 Мировой войне был награжден Орденами: Святой Анны 4 ст. с надписью «За храбрость»; Святой Анны 3 ст. с мечом и бантом; Станислава 3 ст. с мечом и бантом и Владимира 4 ст. с мечом и бантом.
В годы Гражданской войны мужественно сражался за Советскую власть на Азовском и Черном морях. С 1923 по 1930 г. – служил на Черноморском флоте в должностях командира корабля.
В 1941 г. – с начала Великой Отечественной войны, Н.Ю. Авраамов был назначен командующим Чудской военной флотилии. В том же году он переведен на должность зам. командующего Ладожской военной флотилии, командира Осеновецкой ВМБ для организации снабжения Ленинграда по Дороге Жизни.
В конце 1942 г. талантливого педагога назначают начальником курсов ускоренной подготовки младших лейтенантов в Ленинграде, а затем, в 1943 г. – начальником Школы юнг ВМФ на Соловецких островах. С 1944 г. по 1946 г. продолжил свою педагогическую деятельность в должности Начальника Ленинградского военно-морского подготовительного училища.
1946–1949 гг. – зам. начальника НИИ АСС ВМФ в Ленинграде. В 1949 г. уволен в запас в звании Капитан 1 ранга. 3.04.1949 г. скончался, похоронен на Серафимовском кладбище в Ленинграде.
За заслуги перед Родиной Н.Ю. Авраамов был награжден: Орденом Ленина, тремя Орденами Красного Знамени, двумя Орденами Отечественной войны 1 ст., Орденом Красной звезды; медалями: 20 лет РККА, За оборону Ленинграда, За победу над Германией и др. В 1999 г. за героизм, проявленный в годы ВОВ в деле снабжения Ленинграда, имя Николая Юрьевича Авраамова занесено в «Золотую книгу Санкт-Петербурга».
Николай Петрович Римский-Корсаков (1793–1848) – видный деятель русского флота, вице-адмирал (1848). По окончании Морского корпуса (1809) произведен в мичманы и назначен в Гвардейский экипаж.
В 1812 г. участвовал в походе под Вильно, в наведении мостов через реки Десну и Москву, в преследовании французов через реку Березину. В сражении под Смоленском был ординарцем у генерала Раевского, под Бородино и Тарутиным у главнокомандующего русскими войсками Голенищева-Кутузова, под Малоярославцем у генерала Ермолова. Участвовал в Кульмском сражении (1813) и во взятии Парижа (1814). За отличия произведен в лейтенанты и награжден орденами Святой Анны 3-й степени, Святого Владимира 4-й степени и знаком Прусского железного креста.
С 1814 г. плавал на кораблях Балтийского флота. В 1823–1826 гг. на шлюпе «Предприятие» под командованием капитан-лейтенанта О.Е. Коцебу совершил кругосветное плавание, за что награжден орденом Святой Анны 3-й степени. В 1827 г. награжден орденом Святой Анны 2-й степени и за 18 морских кампаний орденом Святого Георгия 4-й степени.
В 1828 г. за участие во взятии Варны награжден золотым оружием, произведен в капитаны 2 ранга и пожалован во флигель-адъютанты. В 1836 г. произведен в контр-адмиралы, назначен в свиту. С 1842 г. помощник директора, а с 1843 г. директор Морского корпуса. С 1844 г. член Адмиралтейств-совета. Награжден орденами Святой Анны 1-й степени, Святого Станислава 1-й степени, Святого Владимира 3-й степени. В его честь назван остров, а также десантный катер проекта 21820 ВМФ России.
Патриотизм и самопожертвование героев-моряков в военных действиях XX столетия. Храбрость русских солдат и моряков в ходе русско-японской войны 1904-1905 г.г. была отмечена целым рядом героических подвигов русских моряков.
В самом начале войны, 9 февраля 1904 г., японская эскадра из 14 крейсеров и миноносцев блокировала нейтральный корейский порт Чемульпо (современный Инчхон), в котором в тот момент находились русский бронепалубный крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец».
Капитан «Варяга» Всеволод Руднев отверг ультиматум адмирала Уриу Сотокити о немедленной сдаче и решил прорываться с боем на военно-морскую базу российского флота в Порт-Артуре (на территории современного Даляня в Китае). В качестве крайнего варианта суда планировалось подорвать.
Команды кораблей нейтральных государств, находившихся в бухте Чемульпо, выстроились на палубах, чтобы криками «Ура!» отдать дань уважения уходящим сражаться русским морякам. «Мы салютуем этим героям, шедшим так гордо на верную смерть», – сказал тогда французский капитан Сэнес.
Неравный бой против японцев продолжался три часа. После того, как «Варяг» получил серьезные повреждения и потерял около 40 человек команды убитыми, было принято решение эвакуироваться на нейтральные суда, а свои корабли затопить.
В бою с двумя японскими миноносцами был тяжело поврежден эсминец «Стерегущий», почти вся его команда погибла. Но когда японские корабли попытались взять эсминец на буксир, двое оставшихся в живых матросов Иван Бухарев и Василий Новиков открыли кингстоны «Стрегущего» и вместе с ним ушли под воду, предпочтя смерть плену.
Противник высоко оценил отчаянный подвиг «Варяга». После войны в 1907 г., император Муцухито в знак признания героизма русских моряков направил Рудневу орден Васходящего солнца II степени. Капитан орден принял, но никогда его не надевал.
Военные действия флотов в первую мировую войну охватили почти весь мировой океан. Но наиболее интенсивно они велись на Северном море, в северо-восточной части Атлантического океана, на Средиземноморском, Балтийском и Чёрном морях.
Русские моряки в период Первой мировой войны (1914–1918) явились пионерами массового использования минного оружия и внесли вклад в искусство минной войны. Среди героев-моряков Первой мировой необходимо отметить профессионализм и доблесть командующего Черноморским флотом Адмирала А.А. Эбергарда, русского военачальника К.П. Фан-дер-Флита, генерала Н.Н. Юденича, вице-адмирала А.В. Колчака.
Командующий ЧФ адмирал Андрей Августович Эбергард – российский военно-морской деятель. С 1913 г. адмирал. Службу начал воспитанником Морского училища в 1875 г., которое закончил гардемарином в 1878 г. В 1911 г. вице-адмирал Эбергард назначен командующим морскими силами (с 1914г. – флотом) Черного моря. Обеспечил высокий уровень боевой готовности флота и руководил его действиями в ходе Первой мировой войны.
Награжден российскими орденами Св. Владимира 4-й степени с бантом и мечами, Владимира 3-й степени с мечами, Владимира 2-й степени с мечами, Станислава 1-й степени, Анны 1-й степени. Белого Орла с мечами, французскими Кавалерским и Командорским крестами Почетного легиона, орденами Японии, Греции, Швеции. За мужество, проявленное во время русско-японской войны в 1904 г., ему вручена Золотая сабля с надписью «За храбрость». Именем А.А. Эбергарда в 1893 г. назван мыс (ныне Калгванчхи) на полуострове Корея в Японском море.
История не знает более масштабного ожесточенного, разрушительного и кровопролитного противоборства, чем борьба нашего народа с фашистами в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. В этой войне решалась судьба не только Отечества, но и других государств и народов. Поэтому вечен и свят подвиг наших советских воинов, одолевших немецко-фашистских захватчиков и одержавших Великую Победу. Великий вклад в Победу внес и ВМФ.
Родина высоко оценила самоотверженность воинов. За подвиги, совершенные в период ВОВ, около 600 моряков стали героями Советского Союза, более 350 тыс. награждены орденами и медалями. Среди них защитники г. Севастополя, Сталинграда и др.
Славен подвиг подводной лодки С-13 капитана Маринеско, разом утопившей экипажи всех подлодок немецкого флота.
В апреле 1943 г. капитан III ранга Александр Маринеско, воевавший с 1941 г., был назначен командиром подводной лодки С-13, на которой прослужил до сентября 1945 г.
В нескольких боевых походах С-13 потопила несколько немецких кораблей. Самой громкой победой лодки было потопление немецкого парохода «Вильгельм Густлов». Это случилось 30 января 1945 г.
Транспорт «Вильгельм Густлов» шел без конвоя (торпедолов вернулся в порт Готенхафен, получив повреждение корпуса при столкновении с камнем, в сопровождении второго судна из состава эскорта). Из-за нехватки топлива лайнер шел прямым курсом, без выполнения противолодочного зигзага.
С-13 обнаружила лайнер в районе Штольпмюнде (возле Данцига) и атаковала «Вильгельм Густлов» несколькими торпедами. В результате – пароход быстро лег на борт и затонул.
По разным данным, в ходе этой атаки погибло от 4000 до 8000 немецких подводников. По мнению капитана I ранга Александра Евстафьевича Орла, погибших немецких подводников хватило бы для укомплектования 70-ти подводных лодок среднего тоннажа.
Таким образом, это стало самой громкой победой одиночного корабля во Второй Мировой войне. В этом же походе лодка Маринеско уничтожила транспорт «Генерал Штойбен», на котором уходили из Кенигсберга около 3500 нацистов.
«Русских невозможно победить, мы убедились в этом за много лет», – говорил Отто Бисмарк (Бисмарк Отто фон, «Мир на грани войны. Что ждет Россию и Европу», Переиздание 2014 г.), а британский фельдмаршал Бернанд Монтгомери так сформулировал три основные законы войны: 1. Не ходи на Москву. 2. Не ввязывайся в наземную войну в Азии. 3. Не ходи на Москву».
«Россия остается единственной страной на земном шаре, которая способна уничтожить Америку», – предупреждал экс-президент США Ричард Никсон.
Но нет – нет, да и найдется политический «деятель», который в очередной пытается опровергнуть эти слова.
Русский народ – народ терпеливый. Его трудно вынудить применить военную силу. Но если уж русский народ возьмется за оружие, «остается только молиться тем, кто встанет у них на пути». И не стоит будить русского медведя. «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет! На том стояла и стоит русская земля!» – утверждал Александр Невский.
Герои современной России. Российские моряки вносят свой вклад и в борьбу с пиратством, регулярно патрулируя Аденский залив. И такие походы далеко не всегда заканчиваются мирно. Пятого мая 2010 г. пираты захватили российский танкер «Московский университет» в 930 км от побережья Сомали. Экипажу удалось забаррикадироваться в машинном отделении. Бандиты пытались проникнуть внутрь, но не смогли. В течение следующих 20 часов они безнаказанно грабили открытые помещения танкера.
Если бы они знали, что их ждет, то покинули бы «Московский университет» как можно скорее. Во время атаки капитану танкера удалось выйти на связь с большим противолодочным кораблем (БПК) «Маршал Шапошников». С его борта на разведку немедленно вылетел вертолет. А сутки спустя к танкеру подошел и сам БПК. Морпехи на скоростных моторных лодках быстро добрались до захваченного судна и после короткой перестрелки взяли его под контроль. Один пират был убит, остальные захвачены и позже отпущены с небольшим запасом продовольствия и воды, но без средств навигации. Всех российских военных, принимавших участие в освобождении судна, представили к государственным наградам.
26 октября 2021 г. российские военные моряки, которые дежурят в Атлантике, спасли от пиратов судно и экипаж панамского сухогруза в Гвинейском заливе.
Осенью 2010 г. матрос Тихоокеанского флота России Алдар Цыденжапов погиб во время несения службы на эсминце «Быстрый». Он предотвратил крупную аварию и ценою собственной жизни спас 300 членов экипажа и сам корабль.
Утром 24 сентября 2010 г., когда весь экипаж эсминца «Быстрый» находился на борту и готовился к боевому походу из Фокино на Камчатку, в машинном отделении корабля вспыхнул пожар из-за замыкания электропроводки в момент прорыва топливного трубопровода. Алдар, заступивший на дежурство в качестве машиниста котельной команды, сразу кинулся перекрывать утечку топлива. После устранения утечки он смог самостоятельно выбраться из охваченного пламенем отсека, получив сильнейшие ожоги. Оперативные действия Алдара и его сослуживцев привели к своевременному отключению энергоустановки корабля, которая в противном случае могла взорваться и нанести мощный урон эсминцу и морякам.
Врачи четыре дня боролись за его жизнь, но 28.09.2010 г. его не стало.
Указом Президента России матросу А. Цыденжапову присвоено звание Героя Российской Федерациипосмертно (Указ Президента России № 1431 от 15 ноября 2010 г. «О награждении государственными наградами Российской Федерации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации»). Именем героя названы улицы, установлены мемориальные доски, памятники, присвоено его имя школе в Улан-Удэ. Несёт боевую службу КРВ «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов».
Говоря о подвигах русских морских офицеров и боевых кораблей под их командованием, нельзя не вспомнить операции нашего флота в Сирии. Чего стоят только залпы с ракетных катеров ракетными комплексами «Калибр». Они не только поразили военные объекты террористических группировок, но и показали возросшую военную мощь России.
Стоит отметить подвиг моряков-подводников, производивших залпы крылатыми ракетами по объектам террористов прямо из-под воды. Подводные лодки 636-го проекта «Варшавянка» особо отличились в Сирии. Эти дизель-электрические субмарины бесшумны и малозаметны.
За такие качества в НАТО подлодки получили прозвище «Черная дыра».
Отличился и единственный на флоте ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» (ТАВКР – тяжелый авианесущий крейсер).
Поход начался осенью 2016 г. Меньше месяца понадобилось группе кораблей, чтобы войти в акваторию Средиземного моря для усиления авиагруппы в Хмеймим. Палубная авиация в течение двух месяцев работы произвела 420 вылетов, 117 из которых были в ночное время. Самолеты палубной авиации уничтожили свыше 1000 объектов террористических группировок в Сирии. За подвигами наших моряков в Сирийской Арабской Республике в буквальном смысле наблюдал весь мир.
Русский морской офицер во все времена был примером доблести и отваги. Так было с самого зарождения флота – и так продолжается по сей день.
Корабль начинается с имени.
Основные традиции и принципы наименования кораблей ВМФ. Основные традиции и принципы наименования кораблей русского военно-морского флота были заложены его создателем – Петром I.
К началу XX столетия, за более чем 200-летнюю историю отечественного флота, эти традиции сложились в определенную систему номинации, основным стержнем которой было – подбор названий кораблей в соответствии с его классом, назначением, боевыми и мореходными качествами.
Огромное влияние имела традиция преемственности имен героических кораблей. Уже при постройке первых военных кораблей, Петром I было узаконено, что утверждение и выбор имен военных кораблей является исключительной привилегией главы государства. Поэтому неслучайно многие названия отражали реалии существующего общественно-политического строя, его идеологию, нравы и вкус представителей правящих кругов. Но даже с учетом всего этого нельзя не видеть, что при выборе имен кораблей на первом месте была забота о поднятии международного престижа России, о поддержании высокого воинского духа, воспитании у моряков чувства патриотизма, гордости за славную историю флота.
В годы революции и гражданской войны на флот пришли новые имена. Но особенно массовое «перекрещивание» боевых кораблей началось с 1922 г. Тогда же стала формироваться советская система наименования военных кораблей. С бортов кораблей исчезли почти все дореволюционные имена. Была прервана одна из лучших традиций русского флота – традиция преемственности имен наиболее отличившихся боевой деятельностью кораблей. А ведь с этими именами сохранялась в веках и жила духовная связь моряков-предков и потомков. Можно смело утверждать, что до революции был создан целый мемориал исторических корабельных имен. На них воспитывались поколения морских кадров, прививалась любовь к флоту, уважение к его истории, гордость за Отечество. К сожалению, с исчезновением многих имен, забылись и целые страницы истории флота. Были уничтожены и канули в безвестность корабельные исторические реликвии. И мы забыли об этом, как будто бы это и не наша история, не наше великое прошлое.
Лейтенанты, именами которых были названы корабли. В России на протяжении всей ее истории существовали самобытные системы наград для воинов, отличившихся в походах и сражениях. Во времена Киевской и Московской Руси воинов награждали одеждой, деньгами, золотыми и серебряными медалями, оружием.
Петр I заложил основы орденской системы европейского образца, в то же время оставив многое из наследия своих предшественников (например, традицию награждения отличившихся солдат и офицеров специально отчеканенными по случаю победы в том или ином сражении медалями. В Европе в то время для простых солдат наград не существовало).
К 1831 г. в России в окончательном виде сложилась наградная система, включавшая в себя 8 орденов для дворянства, офицеров и чиновников, а также специальные знаки отличия для других сословий; награждение оружием, портретами императора, специальными медалями; возведение в графское и княжеское достоинство, присвоение титула барона и т.д.
Для увековечивания памяти и постоянного напоминания живущим о подвигах героев прошедших войн в российском военно-морском флоте, как и в большинстве других флотов мира, существовала и существует по сей день традиция называть корабли именами офицеров и адмиралов, прославивших русское оружие. Время ее зарождения относится ко второй четверти XIX в.
Члены Адмиралтейств-совета, предлагая новые названия, хорошо понимали значение имени корабля как носителя флотских традиций и государственного престижа. Поэтому в названии корабля подчеркивалось не только величие личности офицера-героя, но в большей степени обращалось внимание на значимость совершенного им самоотверженного поступка во имя России. Это достигалось тем, что кораблям присваивались имена офицеров с указанием звания, которое они имели на момент совершения подвига (хотя многие из них впоследствии находились в более высоких чинах).
Впервые именем морского офицера был назван в 1834 г. парусный бриг Черноморского флота. Так Родина отметила героический подвиг капитан-лейтенанта Александра Ивановича Казарского.
Александр Иванович Казарский (1797–1833) – российский военный моряк, герой русско-турецкой войны 1828–1829 г.г., капитан 1-го ранга, кавалер ордена Святого Георгия. Получил широкую известность после того, как 14 мая 1829 г., командуя бригом «Меркурий», во время разведывательного рейда к турецким берегам выдержал пятичасовой бой с двумя линейными кораблями противника, имевшими десятикратное преимущество в артиллерии. Умелым маневрированием Казарский ставил свой бриг так, чтобы затруднить противнику прицельный огонь. Самому «Меркурию» удалось метким огнем нанести кораблям противника серьезные повреждения и вынудить их лечь в дрейф. Потеряв в бою 4 убитых и 6 раненых матросов, получив 22 пробоины в корпусе и большое количество повреждений, маленький корабль с героическим экипажем благополучно вернулся на базу.
За этот подвиг А.И. Казарский был награжден орденом «Святого Георгия» 4 степени, произведен в капитаны 2 ранга и пожалован в флигель-адьютанты. Бриг «Меркурий» был награжден Георгиевским кормовым флагом. Он стал вторым в истории флота кораблем, удостоенным этого отличия.
Имя Казарского получили бриг Балтийского флота, серия из шести минных крейсеров Черноморского флота, а также первый из кораблей этого типа. В советское время имя «Казарский» носил морской тральщик.
Наибольшее же развитие данная традиция получила в конце XIX – начале XX в., когда началось бурное строительство боевых судов с паровыми силовыми установками. Согласно «Списку кораблей русского парового и броненосного флота (с 1861 по 1917 г.)» (Моисеев С.П. Список кораблей русского парового и броненосного флота (с 1861 по 1917). М., Воениздат, 1947) борта 44 боевых кораблей украшали имена 14 адмиралов и 23 офицеров русского флота.
Кто же эти офицеры и лейтенанты, в честь которых называли боевые корабли? Чем заслужили они такую высокую честь?
Одной из первых Россия стала строить новый тип кораблей – минные крейсера. Первые три из них получили имена офицеров флота. В 1887 г. в состав Балтийского флота вошел минный крейсер «Лейтенант Ильин», а через два года на Черном море вступили в строй «Капитан Сакен» и «Казарский».
Дмитрий Сергеевич Ильин (1738–1803) – герой русско-турецкой войны 1768–1774 гг., офицер российского военно-морского флота, капитан 1-го ранга (1777), герой Чесменского морского сражения (1770).
26 июня (7 июля) 1770 года командуя брандером, поджёг турецкий линейный корабль. В результате начавшегося пожара был уничтожен турецкий флот, находившийся в Чесменской бухте. За этот подвиг Д.С. Ильин награждён орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия IV класса.
Имя Д.С. Ильина носили корабли Балтийского флота: минный крейсер (1887–1907) и эскадренный миноносец (1916–1919). В 2000 г. базовый тральщик БТ-40 (Черноморский флот) переименован в «Лейтенант Ильин».
В 1901 г. в состав Сибирской флотилии был включен бывший китайский миноносец, полученный Россией как трофей после подавления Ихэтуаньского («Боксерского») восстания в Китае. Он был назван в честь лейтенанта Буракова.
Евгений Николаевич Бураков, лейтенант, убит во время взятия фортов Таку в ночь на 4 июня 1900 г. на канонерской лодке «Кореец», где он исполнял обязанности артиллерийского офицера. Миноносец, взятый в эту ночь у китайцев, находясь в Артуре, принимал участие в русско-японской войне: кроме сторожевой и разведочной службы, он 4 раза прорывал блокаду (2, 4, 15 и 20 июня 1904 г.) для доставления донесений наместнику и приказаний последнего в Артур. В ночь на 11 июля, находясь в дежурстве в бухте Тахэ с миноносцами «Боевой» и «Грозовой», взорван миной с японского катера, вследствие чего и затонул.
После русско-японской войны 1904–1905 гг., в которой российский флот понес тяжелые потери, были предприняты энергичные меры по восполнению корабельного состава флота, причем часть новых кораблей строилась на добровольные пожертвования граждан.
Некоторые из вводимых в строй кораблей получали имена моряков, отличившихся в минувшей войне. Один из миносцев был назван в честь лейтенанта А.С. Сергеева.
Александр Семенович Сергеев (1863–1904), российский офицер, лейтенант. 9 января 1904 года, накануне начала Русско-японской войны, Сергеева перевели в Первую Тихоокеанскую эскадру на Тихом океане командиром эскадренного миноносца «Стерегущий».
Утром 10 марта 1904 г. возвращаясь из разведки, миноносец оказался атакован японскими кораблями. Более часа вел неравный бой с шестью японскими кораблями, серьезно повредив два миноносца врага, а сам в результате прямого попадания в машинное отделение полностью лишился хода. Когда орудия «Стерегущего» замолчали, то взору японцев предстал лишь разрушенный остов корабля, без труб и мачты, с искореженными бортами и палубой, усеянной телами его моряков. Живыми обнаружены лишь четыре человека. В течении часа корабль затонул. Точные координаты места не известны до сих пор. Капитан Александр Сергеев погиб 10 марта 1904 года и остался на борту затонувшего миноносца.
В память об Александре Семеновиче Сергееве в 1905 г. был заложен эсминец «Лейтенант Сергеев».
В это же время Черноморский флот пополнился эсминцами, названными именами героев русско-турецкой войны 1877–1878 гг.: «Лейтенант Зацаренный», «Лейтенант Пущин», «Капитан-лейтенант Баранов», «Лейтенант Шестаков».
Измаил Максимович Зацаренный (1850–1887) и Леонид Петрович Пущин служили минными офицерами на пароходе «Великий князь Константин» под командованием лейтенанта С.О. Макарова.
Лейтенант Зацаренный, командуя минными катерами, участвовал в минных и первых торпедных атаках на суда турецкого флота. За боевые отличия награжден орденами «Святого Георгия» 4 степени и «Святого Владимира» 4 степени с мечами и бантом, а также золотым оружием «За храбрость».
Лейтенант Пущин отличился в бою против турецких броненосцев 29 мая 1877 г., за что и был награжден орденом «Святого Георгия» 4 степени.
Именем Измаила Максимовича Зацарённого был назван вступивший в строй в 1909 г. минный крейсер (эсминец) Черноморского флота «Лейтенант Зацаренный».
В память о Леониде Петровиче Пущине в 1904 г. один из кораблей Черноморского флота получил имя «Лейтенант Пущин». Миноносец «Лейтенант Пущин» был первым русским кораблём, который принял участие в Первой Мировой войне на Чёрном море.
Александр Павлович Шестаков отличился в бою 14 мая 1877 г., когда, командуя минным катером «Ксения», вместе с лейтенантом Дубасовым (минный катер «Царевич») потопил турецкий монитор «Сельфи» на реке Дунай. За этот подвиг награжден орденом «Святого Георгия» 4 степени.
В его честь был назван эскадренный миноносец «Лейтенант Шестаков».
Современный ВМФ состоит из 224 боевых кораблей и катеров (по состоянию на 29.10.2021), из них около 120 носят имена известных людей, но грустно отмечать, что в Списке корабельного состава ВМФ России значится только один корабль, подчеркивающий воинское звание лейтенант – «Лейтенант Римский-Корсаков», тогда как многие русские офицеры вписали немало славных страниц в военно-морскую историю России.
Заключение. Российский ВМФ занимает достойное место в числе ведущих морских держав. За свою историю им был пройден колоссальный путь развития от скромного петровского ботика до мощных кораблей океанской зоны и ракетных атомных подводных крейсеров. Чувство патриотизма для военных моряков священно. Оно передаётся из поколения в поколение, как высшая нравственная ценность.
Чёткие моральные устои, особая флотская культура, строгая дисциплина, современные знания помогают с честью нести нелёгкую морскую службу, преумножать ратные традиции своих предшественников.
«Сегодня у Военно-Морского флота России есть всё необходимое для гарантированной защиты родной страны, наших национальных интересов. Мы способны обнаружить любого подводного, надводного, воздушного противника и нанести ему, если потребуется, неотвратимый удар», – сказал Верховный Главнокомандующий В.В. Путин (Из выступления В. Путина на Главном военно-морском параде в Санкт-Петербурге и Кронштадте по случаю 325-летия Российского регулярного флота).
Это особенно важно знать и помнить тем, кто испытывает терпение российских моряков, совершая разведывательные авиаполёты в Черном море, расширяет присутствие НАТО в Балтийском и Чёрном морях в непосредственной близости к границам нашей страны, пытается всячески исказить или фальсифицировать бесспорные истины.
Что касается военных кораблей, несомненно, что наша система наименований нуждается в совершенствовании.
Необходимо вдохнуть в нее новые идеи, возродить лучшие старые традиции, в том числе и дореволюционные. Тем более, что потребность в духовной преемственности в нашем народе и его Вооруженных Силах ощущается все острее и настойчивее. В Военно-Морском Флоте еще много безымянных кораблей, так называемых «номерных». А, наверно, нужно, чтобы каждый из них имел собственное красивое, гордое имя, свою память и историю. И тогда вновь будут бороздить волны мирового океана «Лейтенант Ильин», «Лейтенант Малеев», «Лейтенант Кротов» и другие герои, кто вошел в бессмертие задолго до нашего рождения.
Для этого в ВМФ есть все предпосылки. Действующая Государственная программа вооружений предусматривает передачу ВМФ России на период до 2027 г. суммарно свыше 180 кораблей и судов новых проектов.
В этом году ВМФ РФ получил около 40 кораблей и судов обеспечения. Налицо успехи отечественных судостроителей в области создания и подлодок новых поколений – атомных и дизельных, также в будущем ожидается пополнение флота российскими вертолетами.
И я уверен в том, что наименованиями новых кораблей благодарные потомки обязательно установят «связь времён».
Список использованных источников.
1. Бисмарк, Отто фон. Мир на грани войны. Что ждет Россию и Европу / переизд. – М., 2014.
2. Васильев, Г.В., Годы. Мили. Судьбы. – СПб.: Изд-во Selfpub, 2021.
3. Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org, свободный.
4. Государственная идеология и ВМФ // Военно-исторический журнал. – 2019. – № 6. – С. 53-58.
5. Каланов Н.А. Проза.ру. Морская библиотека, 2019.
6. Лагард А. Моряки – Герои Советского Союза / Военная литература. – М., 2019.
7. Микрюков В.Ю., Война: наука и искусство. В 4-х книгах. – М.: Русайнс, 2016.
8. Моисеев С.П. Список кораблей русского парового и броненосного флота (с1861 по 1917). – М.: Воениздат, 1947.
9. На страже Родины. Газета, № 28 от 23.07.2021.
10. Новая иллюстрированная энциклопедия. – М.: ООО «Торговый дом», 2006. – С. 209.
11. О национальных особенностях Российской Армии Оренбургский областной Комитет Российского Союза Ветеранов. – Оренбург.
12. Панарский Н.С. Капитаны и лейтенанты: пособие для студентов. – М., 2018.
13. Переименование кораблей и корабельной символики флота России после революции 1917 года / Красников В.Б., Добрякова М.А., Куликов С.В. – СПб.: ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», 2017.
14. Скворцов Е.А. Мои авианосцы. – СПб.: Изд-во Selfpub, 2021.
15. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.
16. ТОП-10 удивительных подвигов русского флота. – М.: Православие.фм, 2015.
17. Указ Президента России № 1431 от 15 ноября 2010 года «О награждении государственными наградами Российской Федерации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации».
18. Чернышев А.А. Имя на борту. Названия кораблей Отечественного ВМФ. – СПб.: Былина, 2017.
19. Черная смерть: самые яркие операции русских моряков. Статва. РИА Новости, 2020.