Причины отклоняющегося поведения младших школьников - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Причины отклоняющегося поведения младших школьников

Краснова А.Ю. 1, Иванова И.П. 2
1ФГБОУ ВО "ЧГПУ им. И.Я.Яковлева"
2ЧГПУ им. И. Я. Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В социальном развитии, социализации человека выделяются норма и отклонение. Под нормой понимается некое правило, точное предписание. Социальные нормы определяют стандарты поведения индивида, их соблюдение является необходимым условием взаимодействия личности с другими людьми. Социальное отклонение – это социальное развитие человека, поведение которого не соответствует общественным ценностям и нормам, принятым в обществе (его среде жизнедеятельности).

На сегодняшний день проблема отклонений от социальных норм младших школьников привлекает к себе большое внимание в социально-педагогических исследованиях, потому что именно в этом возрасте формируются нравственные черты характера, начинают складываться определенные качества личности, которые в дальнейшем обусловливают поведение ребенка в подростковом и юношеском возрасте.

Следует заметить, что у детей до 5 лет отсутствуют необходимые представления о социальной норме, самоконтроль ребенок способен осуществлять только с помощью взрослых. Исходя из этого, термин «отклоняющееся поведение» может применяться к детям не младше 5 лет.

Можно выделить следующие факторы, обусловливающие отклоняющееся поведение младших школьников.

Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. Сюда относятся:

– патология нервной системы;

– соматическая ослабленность;

– наследственная отягощенность психическими и наркологическими заболеваниями.

– генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы.

– психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды;

– физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.

Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, невраcтении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции младшего школьника.

Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стайкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у младшего школьника познавательных мотивов, интересов и школьных навыков.

Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучие семьи. Выделяют несколько причин, влияющих на формирование отклоняющегося поведения:

Смерть родителей;

Конфликтные отношения между родителями;

Асоциальное или криминальное поведение близких членов семьи;

Психические заболевания родителей;

Жестокое обращение, насилие в семье, в том числе сексуальное;

Оскорбления, пренебрежительное отношение, безнадзорность;

Хроническая психологическая травматизация;

Недостаточная осведомленность о своем прошлом, отсутствие чувства защищенности и семейной принадлежности.

Дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потворство желаниям ребенка, гиперопеку, а с другой – провоцирование ребенка на конфликтные ситуации; или характеризующийся утверждением в семье двойной морали: для семьи – одни правила поведения, для общества – совершенно другие;

Нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раз дельного проживания детей и родителей;

Детский возраст – это возраст повышенной впечатлительности ко всему. Сила влияния перечисленных факторов и ещё многих на развитие психических процессов в младшем школьном возрасте различная. Важно помнить, что отклоняющееся поведение не является врожденным, это реакция ребенка на принятие его окружающей средой, социумом. Анализ научных работ показывает, что существующая практика профилактики направлена в большей степени на коррекцию поведения, а не на устранение причин. А для того, чтобы устранить отклоняющееся поведение, важно проводить работу с родителями младших школьников.

Список использованной литературы

Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы: учеб. пособие / Е.В.Змановская, В.Ю.Рыбников. – Санкт-Петербург: Питер-Юг, 2012. – 352 с.

Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков: учеб. пособие / под ред. А.Б. Фоминой. − Москва: Пед. о-во России, 2012. – 126 с.

Смирнова, Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П.Смирнова. − Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 390 с.

4. Шилова Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении / Т.А. Шилова. – Москва: Айрис-пресс, 2015. – 176 с.

5. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. – Москва: Трикста, 2015. – 336 с.

6. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. – М.: Флинта, 2015. – 265 с.

Просмотров работы: 44