Формат дистанционного образования все более активно обсуждается во всем мире в последние годы в силу стремительного развития компьютерных коммуникационных технологий. Вынужденное дистанционное образование из-за эпидемиологической обстановки позволило выявить ряд существенных недостатков и достоинств такой системы обучения. В данной работе внимание заостряется именно на преимуществах дистанционного формата обучения для аспирантов.
Одной из важнейших целей в области образовательного процесса в данный момент является повышение доступности качественного образования для разных категорий граждан [1]. Многие государства в настоящее время выделяют большие денежные средства на развитие системы дистанционного образования. В США на данный момент подобный формат обучения доступен более чем в 300 высших учебных заведениях. По мнению исследователей, дистанционная форма образования позволяет «выровнять» неоднородное распределение интеллектуального потенциала по территории страны, что, в свою очередь, способствует его развитию [2]. Подобная форма образовательного процесса позволяет многим людям, которым недоступен очный формат обучения, получить качественное образование [3]. Например, в Российской Федерации некоторые направления подготовки аспирантов присутствуют только в Москве или Санкт-Петербурге, что существенно препятствует получению образования абитуриентам, не имеющим возможности переехать в эти города.
В нашей стране в последние годы наблюдается сильное падение числа студентов, обучающихся по программам аспирантуры. Обусловлено это, в первую очередь, тем, что далеко не все желающие учиться имеют возможность проходить это обучение в очном формате. Скудное финансирование научных исследований и университетов, а также потеря престижа профессий «ученый» и «преподаватель» тоже весьма плохо способствует развитию подготовки кадров в аспирантуре. Как правило, большинство аспирантов является уже взрослыми людьми, многие имеют семью и работу, что приводит к недостатку как времени, так и материальных возможностей. Подавляющее большинство аспирантов вынуждены работать по основному месту не в университете в силу вышеупомянутой нехватки в финансировании.
Дистанционное образование помогает решить все вышеперечисленные проблемы, а также существенно сокращает финансовые и временные затраты как университетов, так и самих аспирантов. Более того, важно отметить, что подобный формат образования может также способствовать увеличению прибыли образовательных организаций в силу охвата большего числа студентов.
Основной деятельностью аспиранта является его научная работа. Для обеспечения курирования данной работы научным руководителем аспиранта с применением современных компьютерных технологий не требуется каких-либо дополнительных затрат. Современные технологии позволяют проводить онлайн-конференции, делиться результатами научных исследований с помощью обычного персонального компьютера и веб-камеры. Единственной существенной проблемой является проблема организации удаленного доступа аспирантов к научной информации — информационным ресурсам, таким как, например, научные библиотеки, доступные только на территории учебных заведений. В работе [3] подробно рассмотрена данная проблема с нормативно-правовой точки зрения.
Безусловно, в данном формате есть ряд недостатков: отсутствие живого контакта между преподавателем и студентами, снижение уровня дисциплины и ответственности, потеря чувства общности и многие другие. Однако, в силу современных тенденций и потребностей общества, а также в силу потери интереса у выпускников к продолжению академического образования в аспирантуре, дистанционный формат обучения является перспективным и оправданным.
Список литературы:
Блоховцова Г. Г., Волохатых А. С. Перспективы развития дистанционного образования. Преимущества и недостатки //Символ науки. 2016. №. 10-2.
Думачева Е. В. Применение дистанционных образовательных технологий при обучении в аспирантуре //Наука и современность. 2016. №. 2. С. 64-69.
Крюкова А. В. Обеспечение дистанционного обучения в аспирантуре: правовые аспекты организации полнотекстовых информационных ресурсов //Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2019. №. 2 (33).