Денежно-кредитная политика банка России: использование инструментов денежно-кредитного регулирования в условиях кризиса - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Денежно-кредитная политика банка России: использование инструментов денежно-кредитного регулирования в условиях кризиса

Иванова М.А. 1, Булискерий И.И. 1
1АНО ВО "Национальный Институт Бизнеса"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы получила название денежно-кредитной политики.

Актуальность данной работы вызвана тем, что денежно-кредитная политика – это одна из основных политик государства, направленная на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса, которая служит важнейшим инструментом целенаправленного вмешательства государства в экономику страны.

В настоящее время деятельность Центрального банка РФ приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов регулирования, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.

Целью данной работы является:

- исследование теоретических аспектов денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ;

- анализ использования денежно-кредитного инструментария Банком России в период кризиса;

- оценка показателей социально-экономического развития страны.

Материалы и методы.

Одной из задач Центрального банка является обеспечение стабильности функционирования банковской и финансовой систем, предупреждение возникновения финансовой паники, вероятность которой в финансовой системе с широким набором посреднических институтов весьма велика.

Известно, что денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция).

КРИЗИСНЫЕ УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В 2008 ГОДУ.

Кризисные события показали все слабости, «черные дыры» нашей банковской системы, которые предстоит учесть и устранить в ближайшем будущем.

Во время кризиса были резко сокращены золотовалютные резервы в период с августа 2008 года по январь 2009 года, с целью предотвратить обвал валютного курса рубля по отношению к доллару.

Международные (золотовалютные) резервы России в острой фазе кризиса сократились с $ 598,1 млрд в августе 2008 г. до $ 386,5 млрд в январе 2009 г. такое сокращение было связано:

- во-первых, с бегством из России иностранного капитала, размещавшегося на краткосрочной основе;

- во-вторых, с валютными интервенциями Банка России;

- в-третьих, с переоценкой курсов валют, в которые размещены резервы.

В кризисный период 2008 года ставка рефинансирования ЦБ РФ постоянно росла. Пытаясь предотвратить начавшийся отток капитала и обесценение рубля, ЦБ РФ проводит политику её повышения сначала до 11%, а потом и до 13%. В общей сложности за этот год она поменялась 6 раз, в то время как почти все ЦБ РФ ведущих стран мира старались добиться её снижения. Все это не снизило, а подхлестнуло инфляцию.

В течение 2009 года ставка рефинансирования ЦБ РФ менялась 10 раз, но уже в сторону понижения.

2009 год Россия завершила со ставкой рефинансирования ЦБ РФ в размере 8,75% и инфляцией в 8,8%. Такая низкая ставка рефинансирования была установлена ЦБ РФ с целью стимулировать кредитную активность коммерческих банков, а также для сдерживания инфляционных процессов.1

С 18 сентября 2008 г. были снижены нормативы обязательных резервов в целях стабилизации ситуации на внутреннем финансовом рынке и поддержания ликвидности российского банковского сектора. Этим действием ЦБ РФ освободил до 100 млрд рублей. Однако позднее, он повышает процент резервирования, чтобы наиболее эффективным способом понизить уровень инфляции. И, наконец, с началом кризиса на фоне существенного ухудшения ситуации на мировых финансовых и товарных рынках Российский рубль стал обесцениваться. С середины августа 2008 г. начался отток капитала с российского фондового рынка, в связи с этим курс рубля начал понижаться.

Таким образом, ЦБ РФ провел плавную девальвацию национальной валюты, об окончании которой было объявлено лишь в конце января 2009 г.

Банк России 22 января 2009 года объявил предельные границы допустимых колебаний валютного курса - на уровне 41 рубля и 26 рублей за бивалютную корзину. В итоге максимальное значение курса рубля по отношению к доллару США было достигнуто к 07.02.2009г., составившее 36,3798 рубля. Позднее, во второй половине февраля, ситуация на финансовых рынках стабилизировалась.2

КРИЗИСНЫЕ УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В 2014–2015 ГОДАХ

В период валютного кризиса в России в 2014 году Банк России начал проводить политику корректировки ставки рефинансирования до уровня ключевой ставки. В 2014 году ставка рефинансирования в России составляла 8,25%. Ключевая ставка составляла 17 %. События 2014 года в Украине стали катализатором «решительных» действий Запада и США по озвучиванию и введению экономических санкций в отношении России. Выделение из состава Украины и последующее принятие в состав Российской Федерации территории полуострова Крым в результате политических событий, произошедших в начале 2014 года на Украине, в значительной степени обострили международно-правовые отношения, складывающиеся между ведущими мировыми государствами. Присоединение Крыма к Российской Федерации было расценено США и ЕС как нарушение территориальной целостности и независимости Украины, в связи с чем в отношении России были применены международно-правовые санкции экономического характера, тяжесть которых с течением времени увеличивалась. К сожалению, подобная тенденция по-прежнему сохраняется3.

Изначально США и ЕС ограничивались лишь санкциями, связанными с приостановлением международного сотрудничества в различных сферах, но «ввиду тяжести ситуации» санкции были расширены введением сначала персональных, а затем и секторальных санкций, после чего Россия предприняла ответные меры4.

С июня 2013 года ЦБ начинает активные интервенции на валютном рынке. Это приводит к расходованию золотовалютных резервов и одновременно изымает из экономики рублевую денежную массу. Таким образом, первопричина происходящего (сокращение денежной массы) только усиливается. Ситуация усугубляется и движется по замкнутому кругу . Её можно сравнить с лавиной: небольшое первоначальное движение вызывается разрастание катастрофы до гигантских масштабов. Фактическое отсутствие прироста денежной базы в России не только «напрягает» финансовую систему, но и является одной из главных причин замедления в экономике.5

В сентябре 2013 г. Банк России обнародовал новую систему процентных инструментов ДКП. В нее вошли: ключевая ставка, коридор процентных ставок, инструменты по абсорбированию и предоставлению ликвидности, а также изменилась роль ставки рефинансирования. Также в рамках перехода к режиму полного таргетирования инфляции ЦБ намерен реализовать комплекс мер по совершенствованию процентных инструментов ДКП, в частности: ввел ключевую ставку, определяемую путем унификации процентных ставок по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности на аукционной основе на срок 1 неделя; установил фиксированный и симметричный коридор процентных ставок и систему инструментов регулирования ликвидности банковского сектора; изменил роль ставки рефинансирования в системе своих инструментов.

В III кв. 2014 г. еще сохранялись высокие цены на нефть, но вступили в действие санкции, введенные против России. Российские банки и корпорации были вынуждены погашать внешние обязательства, не имея возможности их рефинансировать на внешних финансовых рынках. Подчеркнем, что одновременно с уменьшением обязательств в III кв. 2014 г. начали сокращаться иностранные активы, и такую реакцию экономики на сложившиеся условия следует признать естественной и здоровой, хотя на первых порах недостаточной: иностранные обязательства уменьшились на 23 млрд долл., а иностранные активы — всего на 7 млрд.

Снижение экспортных цен на нефть в IV кв. 2014 г. привело сначала к ограниченному синхронному снижению экспорта и импорта, и торговый баланс в IV кв. сократился всего на 3 млрд. долл.

События конца 2014 и 2015 гг. показали, что:

- процентная политика Банка России в условиях кризиса ликвидности не может адекватно отражать цену хранения и использования денежных средств населения, финансовых и нефинансовых организаций;

- плавающий режим обменного курса не стал механизмом абсорбирования внешних шоков, а усилил волатильность обменного курса рубля;

- вместо стабилизации валютных ожиданий смена режима обменного курса усилила долларизацию экономики, ускорила расходование суверенных международных активов и спад кредитной активности российских банков.6

ВСЕМИРНАЯ ПАНДЕМИЯ COVID – 19 (КРИЗИС 2020 ГОДА).

Пандемический шок поставил все страны мира перед необходимостью балансировать между мерами по защите здоровья людей, преодолению рецессии экономики и поддержанию финансовой устойчивости в условиях глобальной нестабильности.

Весной 2020 года были введены ограничения на многие виды деятельности, установлен режим самоизоляции для населения, закрыты границы. Такие меры были необходимы, но вызвали тяжелые экономические последствия. Снижение мирового ВВП составило 3,3% — это самое глубокое падение со времен Великой депрессии.

Уже в апреле 2020 года Банк России перешел к «мягкой денежно-кредитной политике», за год ставка была снижена на 200 б.п., до 4,25% годовых. Это обеспечило экономику более дешевым кредитным ресурсом и способствовало быстрому началу ее восстановления.7

Банк России обеспечивал финансовую стабильность и бесперебойность работы финансовых организаций - через инструменты макро-пруденциальной политики, регуляторные послабления. Этот комплекс мер пронизывал все секторы финансового рынка - от банков и пенсионных фондов до платежной системы и микро­финансирования.

В результате финансовая система смогла оказать поддержку гражданам и компаниям, в первую очередь через реструктуризацию действующих кредитов и выдачу новых на льготной основе.

Ключевые итоги 2020 года - смягчение влияния пандемии на домохозяйства и предприятия, сохранение надежности финансового сектора, расширение кредитования и усиление роли фондового рынка.

Результаты исследования и обсуждения.

С целью оценки применения различных инструментов денежно-кредитного регулирования в периоды кризиса рассмотрим отдельные социально-экономические показатели развития экономики.8

Таблица 1 – Показатели социально-экономического развития РФ

Период

Ключевая ставка,

%

Уровень инфляции, %

Стоимость доллара США, рублей

ВВП в текущих ценах, млрд. руб.

Средний уровень дохода, рублей /долларов США

Удельный вес прибыльных организаций, %

01.01.2014г.

5,50

6,45

32,66

72985,7

25684/786,01

66,5

01.01.2015г.

17,0

11,36

56,24

79030,0

27412/487,41

71,9

01.01.2016г.

11,0

12,90

72,93

83083,4

30254/414,84

71,9

01.01.2017г.

10,0

5,40

60,66

85616,1

30865/508,82

74,0

01.01.2018г.

7,75

2,50

57,60

91843,2

31897/553,77

73,7

01.01.2019г.

7,75

4,30

69,47

103861,7

33266/478,85

72,6

01.01.2020г.

6,25

3,0

61,91

109241,5

35338/570,80

73,5

01.01.2021г.

4,25

4,90

73,88

106967,5

35740/483,76

70,6

На основании исследования отдельных критериев социально-экономического положения можно заключить, что на протяжении кризисных периодов и использования различных инструментов ДКП отсутствует единая тенденция в изменении показателей.

Судя по падающим показателям ключевой ставки с 17% в 2014 году, до 4,25% в 2021 году, ЦБ активно и в последние годы достаточно успешно реализует денежно-кредитную политику на практике. Однако всемирная Пандемия COVID-19 предопределила изменение условий функционирования экономики в различных странах, не исключением является и Россия. Кризис сильно ударил по населению, затронув его финансовые интересы. В 2014 году зарплата в долларах США составляла 786,1 доллар США, и к 2021 году зарплата в долларах США составляла около 483,76 долларов США. За анализируемый период средний уровень дохода населения России, рассчитанный в долларах США снизился на 302,25 доллара США.

Можно ошибочно предположить, что к 2018 году Банк России смог с этим справиться, судя по показателю уровня инфляции в 2,50%, однако если обратить внимание на стоимость доллара в 2018 году, составляющую 57,60 долларов США. Инфляционный шок в периоды 2014–2015 годов сопровождался резким ростом ключевой ставки на 11,5 % и увеличением стоимости доллара США на 23,58%.

Однако стоит отметить, что, рост инфляции, корреляция показателей стоимости доллара и среднего дохода населения свидетельствуют о том, что импортируемые ресурсы дорожают, а доход населения не возрастает достаточными темпами.

Сложившаяся ситуация потребовала введение активных мер по стабилизации курса рубля и снижению инфляционных ожиданий - ЦБ ответил введением в конце ноября плавающего курса рубля, экстренным повышением ключевой ставки до 17%.

Положительная динамика наблюдается при изменении стоимости ВВП c 2014 по 2021 годы, данный показатель на 33981,8 млн. руб. в текущих ценах или 146,56%. 

Следует отметить, что на фоне наличия кризисной составляющей функционирования экономики удельный вес прибыльных организаций в 2014–2020 годах колеблется в пределах одной величины. Наибольшее значение данный показатель составлял в 2016 году – 74,0%.

Реализация мер денежно-кредитной политики сказывается и на изменении объемов денежной массы в экономики.

В таблице 2 представлена динамика объемов денежной массы за 2013-2020 годы.

Таблица 2 – Динамика денежной массы в Российской Федерации за 2013–2020 годы

Период исследования

Индекс денежной массы, ед.

Доля наличных денежных средств

(Агрегат М0), %

Удельный вес Агрегата М1, %

Денежная масса

Агрегат М2,

%

01.01.2014 г.

1,09

22,42

77,58

100,00

01.01.2015 г.

1,03

22,68

77,32

100,00

01.01.2016 г.

1,01

20,58

79,22

100,00

01.01.2017 г.

1,07

20,08

79,92

100,00

01.01.2018 г.

1,09

19,90

81,10

100,00

01.01.2019 г.

1,11

19,82

80,18

100,00

01.01.2020 г.

1,03

18,70

81,30

100,00

01.01.2021 г.

1,30

21,35

78,65

100,00

Исходя из данных таблицы 2 можно отметить, что:

- с увеличением ключевой ставки, снижается денежная масса – 01.01.2014 при ключевой ставке в 5,50 %,

- индекс денежной массы составлял 1,09. А на 01.01.2015, когда ключевая ставка возросла до 17,0% индекс денежной массы снизился до 1.03. Так же прослеживается и обратная динамика, при снижении ключевой ставки, индекс денежной массы соответственно увеличивается.

В 2017 году при ключевой ставке в 10,0 % - индекс денежной массы был 1,07, однако на 01.01.2018г. ключевая ставка снизилась до 7,75%, а денежная масса возросла до 1,09.

Так же ключевая ставка в 2020 году, составлявшая 6,25 % снизилась до 4,25% к 01.01.2021г., а индекс денежной массы возрос до рекордных за этот период показателей – 1,30.

На протяжении всего периода с 2014 по 2021 год, плавно но стремительно показатели ключевой ставки снижаются, после кризиса ключевая ставка упала с рекордных 17,0 % процентов в 2015г. до 4,25 % в 2021 году.

Более наглядно структуру денежной массы представим на рисунке 1.

Рисунок 1 – Динамика соотношения денежной массы и ключевой ставки

Банка России за 2013–2020 годы

Резюме.

На данный момент, в следствии пандемии, весь мир находиться в состоянии «некой экономической неизвестности», в связи с чем роль Банка России как мегарегулятора экономики усиливается еще в большей степени.

Булискерий Ираклий Ираклиевич, Иванова Маргарита Александровна

АНО ВО «Национальный институт бизнеса», г. Москва

Контакты: [email protected]

ya.ivanova-rita-2000@yandex.ru

1 Юдаева К. О курсовой политике // Вопросы экономики. 2010. № 1.

2 Финансовый кризис в России и в мире / под ред. Е. Т. Гайдара. М.: Проспект. 2009.

3 И. Г. Шепелев, С. Г. Морозов. Анализ санкций против России, определение возможного их влияния на развитие отечественного оборонно-промышленного комплекса и промышленности в целом // Экономика, управление и инвестиции. 2014. № 2 (4)

4 Мезин В.Г., Кудряшова В.В. Цена присоединения Крыма // Вестник Екатерининского института. 2014. № 2 (26). С. 10.

5 Смирнов С., Балашова Е., Посвянская Л. Курсовая политика как фактор изменения структуры российской экономики // Вопросы экономики. 2010. № 1.

6 Абрамова, М. А., Красавина, Л. Н., Криворучко, С. В., Лаврушин, О. И., Федотова, М. А. Об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики России на ближайшие три года: мнение экспертов//Экономика. Налоги. Право. 2015. № 1. С. 6-12.

7 Федорова, Е. А., Маковский, А. В. Монетарная политика Банка России в период финансового кризиса. Финансовая аналитика: проблемы и решения. М., 2011. 18 с.

8 Налоговые паспорта регионов России. - URL:https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/7935366/

Просмотров работы: 195