Актуальность данной темы определяется рядом теоретических и практических предпосылок и требований, предъявляемых обществом к развитию дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования.
Анализируя нормативные документы, мы пришли к выводу, что проблема развития дошкольников с общим недоразвитием речи является значимой в условиях инклюзивного образования.
В частности, в Федеральном законе «Об образовании в РФ» отмечено, что «дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» (ст. 64, п. 1) [2]. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) п. 2.6 направление «Речевое развитие» включает владение речью как «средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте, что обеспечивает полноценное развитие личности детей, их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям» [1].
Коррекция речевых дефектов – один из наиболее сложных видов комплексной помощи детям. Сложность оказания такой помощи обусловлена тем, что нарушение речевой деятельности никогда не существует само по себе, оно носит многосторонний характер. Это подтверждается психолого-педагогическими, психолингвистическими и медико-педагогическими исследованиями (В.В. Ковалев, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева и др.) [3].
Общее недоразвитие речи представляет собой системное проявление речевой аномалии, при котором нарушены или отстают от нормы основные компоненты речевой системы: лексический, грамматический и фонетический строй. Система занятий с этими детьми должна быть направлена как на устранение имеющихся у них речевых недостатков, так и на предупреждение возможных негативных последствий речевого недоразвития для становления личности.
Современный этап развития системы специального образования характеризуется поиском и разработкой новых технологий обучения и воспитания детей на базе деятельностного подхода к личности. Научно-обоснованно, что повышение эффективности педагогического процесса возможно не только через совершенствование образования, но и через изменение содержания и форм обучения (Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, Н.Я. Михайленко, Н.Н. Поддъяков).
В связи с этим для повышения эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, нами была выбрана театрализованная деятельность. Использование театрализованных игр в коррекционно-педагогической деятельности с дошкольниками с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования играет положительную роль, поскольку обеспечивает комплекс психолого-педагогических условий, способствующих максимальной коррекции, компенсации нарушений развития речи, сопутствующих нарушений (эмоциональных, двигательных).
В процессе коррекционно-педагогических занятий использование театрализованных игр, создание игровых ситуаций повышают умственную и эмоциональную активность, развивают диалогическую речь, пополняют словарь, совершенствуют умение составлять описательные рассказы, а также способствуют нравственно-этическому воспитанию. Распределяя роли в игре-драматизации, важно учитывать речевые возможности каждого ребенка в определенный период коррекционно-педагогической работы.
Целесообразность использования театрализованных игр как средство коррекционно-педагогической деятельности с дошкольниками с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования, подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (М.М. Айшервуд, Д.И. Бойков, А.Р. Маллер, Н. Карпинская, и др.).
Таким образом, изучением коррекционно-педагогической деятельности с дошкольниками с общим недоразвитием речи занимались многие исследователи. Однако мы отметили, что отсутствуют системные исследования особенностей использования театрализованных игр в обучении детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования.
Проведя анализ литературных источников, мы выявили следующие противоречия между: нацеленностью современной государственной образовательной политики на включение детей с различными отклонениями в здоровье, в том числе общим недоразвитием речи, в общеобразовательное пространство (инклюзивное образование) и недостаточной разработанностью педагогических средств, позволяющих решать общие образовательные и коррекционно-педагогические задачи одновременно.
Отсюда вытекает проблема исследования: каковы педагогические условия использования театрализованных игр в коррекционно-педагогической деятельности с дошкольниками с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования?
Исходя из актуальности проблемы, мы планируем изучать театрализованную игру как средство коррекционно-педагогической деятельности с дошкольниками с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования.
Нами поставлена цель научного исследования – теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить возможности театрализованных игр как средства коррекционно-педагогической деятельности с дошкольниками с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образовательного процесса.
Мы полагаем, что использование театрализованных игр в коррекционно-педагогической деятельности с дошкольниками с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования будет осуществляться успешнее, если будут реализованы следующие педагогические условия:
разнообразие и содержательность тематики театрализованных игр, соответствующая возрасту и речевым возможностям детей;
систематичность, доступность и постепенное усложнение игрового материала, используемого в коррекционно-педагогической деятельности;
планирование и проведение словарной работы для предстоящей игры, (тренировка навыков диалогической речи, отработка слов сложной слоговой структуры, вопросительные и восклицательные интонации, навыки словообразования и т.д.).
В качестве методов мы будем использовать: теоретический анализ, сравнение, реферирование, цитирование, обобщение; наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование; методы статистической обработки результатов: ранжирование, обобщение.
В качестве теоретической значимости нашей работы мы планируем следующее: дать психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, выделить особенности применения театрализованных игр в коррекционно-педагогической деятельности в ДОО, охарактеризовать педагогические условия использования театрализованных игр в коррекционно-педагогической деятельности с дошкольниками с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования. А практическая значимость исследования будет определяться разработкой и апробацией комплекса театрализованных игр в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи, обучающихся в условиях инклюзивного образования.
Список использованных источников:
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ 2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) // https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/ 3. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина .— М.: Просвещение, 1989.—127 с..