РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ И ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ И ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня предпринимательские структуры играют очень важную роль в развитии как отдельно взятого региона, так и страны в целом. Успешное предпринимательство определено в качестве одной из национальных целей в Указе Президента РФ от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». В нем также законодателем отмечаются: цифровая трансформация, обеспечение сохранения населения, благополучия и здоровья людей; самореализация талантов, безопасная и комфортная среда для жизни; а также эффективный и достойный труд.

Для исполнения указанного нормативно-правового акта, Минэкономразвития России разработало и утвердило новый паспорт Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Представим указанное на рисунке 1.

Объем финансового обеспечения по указанному проекту за период с 2019-по 2024гг. весьма серьезный и составляет- 408 268 168,61 тыс.руб. [1].

Среди источников финансирования проекта выделяется как федеральный бюджет (384209485,40 тыс.руб.), консолидированные бюджеты субъектов РФ (161410056,31 тыс.руб.), так и внебюджетные источники (11800000 тыс.руб.) [2]. Отразим схематично указанное на рисунке 2.

Проанализируем каждый из представленных федеральных проектов. В рамках первого проекта предоставляется инфраструктурная помощь в виде сниженной ставки арендной платы на офисные и производственные помещения, а также микрозаймы по льготной ставке, а также обеспечивается доступ к финансовой поддержке, предоставляемой АО «МСП Банк», АО «Корпорация «МСП», и информационно-консультационной, оказываемой центрами региона «Мой бизнес». Согласно установленным показателям планируется  увеличение самозанятых граждан, применивших налог на профессиональный доход и воспользовавшиеся мерами поддержки от государства (70 тыс. человек в 2021 году, с увеличением до 240 тыс. человек к 2024 году).

В рамках второго проекта предоставляется патентная система налогообложения, а также предусматривается уменьшение количества представляемой субъектами финансовой, налоговой, статистической отчетности в связи с переходом государственных органов в дистанционный формат. Указанный проект включает мероприятия как для начинающих предпринимателей, так и для физических лиц, которые планируют начать предпринимательскую деятельность.

Третий федеральный проект «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» включает в себя мероприятия для функционирующих уже на рынке предпринимателей с целью их развития и выходом на иностранные рынки. В рамках предоставляемых проектом мероприятий стоит отметить программу льготного кредитования по ставке 7%; возможность льготного участия субъектов МСП в конкурентных процедурах, поддержка экспорта реализуемых товаров, работ, услуг, предоставление грантов и др.

Среди запланированных показателей стоит выделить размер поддержки субъектов, который определяется в 2021г. в количестве 881,9 млрд. рублей, а к 2024г. в размере до 920,9 млрд. рублей.

В рамках третьего проекта «осуществляются мероприятия для функционирующих уже на рынке предпринимателей с целью их развития и выходом на иностранные рынки. Выделяется возможность льготного участия субъектов МСП в конкурентных процедурах, а также программа льготного кредитования по ставке 7%; предусматривается поддержка экспорта реализуемых товаров, работ, услуг, предоставление грантов и др.

Размер поддержки от государства предусмотрен в 2021г. в количестве 881,9 млрд рублей, а к 2024г. в размере до 920,9 млрд. рублей.

В рамках четвертого проекта предусматривается создание единой цифровой экосистемы, которая содержит информацию о существующих институтах поддержки субъектов, функционирующих на территории страны, а также существующих на сегодняшний день мерах. Дистанционный формат обеспечивает получение бизнес-структурами необходимых мер поддержки.

Кроме того, предоставляется возможность дистанционного доступа к инфраструктурной поддержке, осуществляемой на территории региона отдельными организациями. В цифровом формате осуществляется подбор кадров, а также осуществляется создание мобильного приложения для доступа к сервисам платформы для участников проекта.

При исполнении проекта планируется достигнуть следующих результатов: увеличить количество полученных услуг и сервисов (в 2021г.-300,0 тыс. единиц, в 2024 году- 600 тыс. единиц), а также получить удовлетворенность пользователей, которые получили услуги с 50 % в 2021г.  до 80% соответственно к 2024г.

Малый и средний бизнес, который осуществляет свою непосредственную деятельность на территории определенного региона, является важным игроком социально-экономического развития субъекта, поскольку создают новые рабочие места, способствуют росту налоговых поступлений на территории региона.

Таким образом, в проанализированном документе отражены основные моменты инфраструктурной поддержки представителей малого и среднего предпринимательства.

В Ивановской области, по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10.01.2021, было зарегистрировано 18,6 тысяч малых и средних предприятий, из которых малые предприятия составили 1,5 тыс. единиц, микропредприятия – 17 тыс. единиц, средние предприятия – 80 единиц. На предприятиях малого и среднего бизнеса было занято более 95 тысячи человек.

На территории Ивановской области также насчитывалось на 01.01.2021 года порядка 22 тысяч индивидуальных предпринимателей.

Отраслевая структура малого и среднего бизнеса в Ивановской области в 2018-2020 годах выглядела следующим образом (по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области):

Таблица 1 - Отраслевая структура малого и среднего бизнеса в Ивановской области в 2018-2020 годах [3].

Отраслевая структура

2018 год

2019 год

2020 год*

Всего

100

100

100

Обрабатывающие производства

11,5

12,0

32,6

Строительство

9,7

10,6

6,5

Сельское хозяйство

1,9

1,9

2,6

Оптовая и розничная торговля

38,5

37,6

46,0

Транспортировка и хранение

11,0

9,9

1,1

Информация и связь

2,1

2,2

1,0

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

2,0

2,0

0,5

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

6,4

5,6

3,4

Деятельность профессиональная, научная и техническая

6,5

6,5

1,0

Социальная сфера

3,2

2,6

1,0

Прочие сферы деятельности

7,2

9,1

4,3

*без микропредприятий

Как видно из таблицы 7, среднесписочная численность работников малых предприятий (без микропредприятий) в 2020 году составила 39,7 тыс. человек и уменьшилась на 16,1% по сравнению с 2019 годом. Снижение показателя обусловлено влиянием общеэкономических факторов, связанных со снижением реальных располагаемых доходов населения, и замедлением темпов роста потребительского спроса, а также факторами внутреннего характера, в частности, перегруппировкой субъектов хозяйствования, закрытием производств, реорганизацией рабочих мест на предприятиях с учетом изменения их бизнес-политики.

Таблица 2 -Основные показатели деятельности малых предприятий (без микропредприятий) Ивановской области за 2019 и 2020 годы [3]

 

Количество предприятий, единиц*

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), человек

Оборот предприятий, млрд руб.

2019

2020

2019

2020

2019

2020

Всего по малым предприятиям

1 593

1 505

47 300

39 697

142,9

142,7

из них по видам экономической деятельности:

           

Сельское, лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство

56

59

2 557

2 110

3,3

3,1

Обрабатывающие производства

505

408

15 621

14 455

34,8

40,7

Строительство

134

117

3 250

2 531

10,5

10,3

Оптовая и розничная торговля

512

383

9 456

7 714

73,3

66,2

Транспортировка и хранение

54

51

1 680

1 586

1,6

1,9

Деятельность в области информации и связи

35

38

873

1 039

1,3

1,5

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

53

46

1 313

852

2,1

1,0

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

120

106

3 646

2 872

4,5

6,4

Деятельность профессиональная, научная и техническая

61

52

1 328

1 185

2,4

1,8

Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

87

77

2 133

2 491

3,0

1,8

Образование, деятельность в области здравоохранения и социальных услуг, в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений

43

39

1 235

1 121

1,9

1,6

*по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства

В структуре среднесписочной численности работников малых предприятий лидировали отрасли: обрабатывающие производства (36,4%), оптовая и розничная торговля (19,4%), сфера операций с недвижимым имуществом (7,2%), строительство (6,4%), деятельность административная (6,3%). Наименьший удельный вес занимала деятельность гостиниц и предприятий общественного питания (2,1%).

В 2020 году по сравнению с предыдущем годом наблюдалось увеличение доли среднесписочной численности работников малых предприятий в таких отраслях, как: обрабатывающие производства, транспортировка и хранение, деятельность в области информации и связи, деятельность профессиональная, научная и техническая, деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги, социальной сферы.

Таблица 3- Основные показатели деятельности средних предприятий Ивановской области в 2019 - 2020 годах [3]

 

Количество предприятий, единиц*

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), человек

Оборот предприятий,

млн руб.

2019

2020

2019

2020

2019

2020

Всего по средним предприятиям

77

80

10 034

9508

36 921,3

44 506,9

из них по видам экономической деятельности:

           

Сельское, лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство

3

4

644

639

2 833,0

1 759,2

Обрабатывающие производства

30

35

6 880

6 584

19 132,3

20 391,2

Строительство

3

5

241

260

1 748,9

1 857,0

Оптовая и розничная торговля

27

25

1 140

1 071

12 273,9

19 863,2

Транспортировка и хранение

1

1

224

160

95,9

90,4

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

-

-

18

17

60,6

-

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

3

2

-

-

-

31,4

Деятельность профессиональная, научная и техническая

1

3

7

58

8,1

124,5

Образование, деятельность в области здравоохранения и социальных услуг, в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений

1

1

104

102

-

27,6

*по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства

Среднесписочная численность работников средних предприятий в 2020 году составила 9,5 тыс. человек и уменьшилась на 5,2% по сравнению с 2019 годом. Уменьшение среднесписочной численности работников наблюдалось в обрабатывающих производствах, оптовой и розничной торговле, сельском хозяйстве, сфере транспортировки и хранения.

В структуре среднесписочной численности работников средних предприятий лидировали обрабатывающие производства (69,2%) и оптовая и розничная торговля (11,3%). Наименьший удельный вес занимала деятельность гостиниц и предприятий общественного питания (0,2%).

Оборот малых предприятий (без микропредприятий) в 2020 году составил 142,7 млрд рублей (в 2019 году – 142,9 млрд руб.).

Увеличение оборота предприятий произошло по таким видам деятельности, как обрабатывающие производства, деятельность по операциям с недвижимым имуществом, транспортировка и хранение, информация и связь. Уменьшение оборота наблюдалось в сфере оптовой и розничной торговли, сельском хозяйстве, строительстве, социальной сфере, профессиональной и научно-технической.

В структуре оборота малых предприятий (без микропредприятий) самый большой удельный вес занимали оптовая и розничная торговля (46,4%), обрабатывающие производства (28,5%). Наименьший удельный вес занимала деятельность гостиниц и предприятий общественного питания (0,7%).

Оборот средних предприятий в 2020 году составил 44,5 млрд рублей, увеличившись на 20,5% по сравнению с 2019 годом.

В структуре оборота средних предприятий самый большой удельный вес занимали обрабатывающие производства (45,8%), в том числе среди них производство текстильных изделий (18,2%), производство пищевых продуктов (11,5%) и оптовая и розничная торговля (44,6%). Наименьший удельный вес занимали виды деятельности по предоставлению услуг в отраслях социальной сферы: образование, деятельность в области здравоохранения и социальных услуг, в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений, а также деятельность по операциям с недвижимым имуществом – по 0,1%.

Объем поступлений платежей в консолидированный бюджет Ивановской области от налогоплательщиков, являющихся в большинстве своем субъектами малого и среднего предпринимательства, по специальным налоговым режимам в 2020 году составил 3,2 млрд рублей, увеличившись на 4,6% к уровню 2019 года.

На Пленарном заседании Петербургского международного экономического форума 4.06.2021г. Президент страны анонсировал новый механизм поддержки малого и среднего предпринимательства — «зонтичные гарантии» [4]

«Корпорацией МСП» возьмет на себя часть рисков предпринимателей, сделав получение кредитов более доступными, т.е. будет выдавать поручительства по кредитам банков-партнеров. Гарантии будут выдаваться в соответствии с утвержденными параметрами и условиями, не дожидаясь одобрения корпорации. Указанный механизм позволит привлекать ресурсы на развитие субъектов предпринимательства 600 млрд. рублей до 2024г. Кроме того, получить зонтичные гарантии смогут все предприниматели, которые не находятся в стадии банкротства, а также числятся в едином реестре МСП.

 Таким образом, Президентом анонсирована новая инфраструктурная финансовая поддержка субъектов предпринимательства. 

Резюмируя все вышесказанное, стоит отметить, что представители малого и среднего бизнес является очень важным, ключевым субъектом развития любого региона. Руководство региона, участвуя в национальном проекте по развитию малого и среднего бизнеса, тем самым поддерживает главных игроков, которые обеспечивают инвестиционную привлекательность, а также инновационное развитие региона. Увеличение числа работников малого и среднего предпринимательства внесет значительный вклад в социально-экономическое развитие региона. Новый механизм поддержки региональных игроков – «зонтичные гарантии» обеспечат участниками регионального развития повышение ВРП.

Список литературы:

Официальный сайт Министерства экономики: http://economy.midural.ru/(дата обращения 16.11.2021)

Официальный сайт Департамента финансов Ивановской области: http://df.ivanovoobl.ru/regionalnye-finansy/ispolnenie-byudzheta/otchyet-ob-ispolnenii-konsolidirovannogo-byudzheta/

Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области - URL: https://ivanovo.gks.ru

Официальный сайт Президента России. Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума. - URL: - http://kremlin.ru/events/president/news/65746

Официальный сайт Федеральной налоговой службы. - URL: -http://www.nalog.ru (дата обращения 15.11.2021).

Просмотров работы: 64