Сегодня предпринимательские структуры играют очень важную роль в развитии как отдельно взятого региона, так и страны в целом. Успешное предпринимательство определено в качестве одной из национальных целей в Указе Президента РФ от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». В нем также законодателем отмечаются: цифровая трансформация, обеспечение сохранения населения, благополучия и здоровья людей; самореализация талантов, безопасная и комфортная среда для жизни; а также эффективный и достойный труд.
Для исполнения указанного нормативно-правового акта, Минэкономразвития России разработало и утвердило новый паспорт Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Представим указанное на рисунке 1.
Объем финансового обеспечения по указанному проекту за период с 2019-по 2024гг. весьма серьезный и составляет- 408 268 168,61 тыс.руб. [1].
Среди источников финансирования проекта выделяется как федеральный бюджет (384209485,40 тыс.руб.), консолидированные бюджеты субъектов РФ (161410056,31 тыс.руб.), так и внебюджетные источники (11800000 тыс.руб.) [2]. Отразим схематично указанное на рисунке 2.
Проанализируем каждый из представленных федеральных проектов. В рамках первого проекта предоставляется инфраструктурная помощь в виде сниженной ставки арендной платы на офисные и производственные помещения, а также микрозаймы по льготной ставке, а также обеспечивается доступ к финансовой поддержке, предоставляемой АО «МСП Банк», АО «Корпорация «МСП», и информационно-консультационной, оказываемой центрами региона «Мой бизнес». Согласно установленным показателям планируется увеличение самозанятых граждан, применивших налог на профессиональный доход и воспользовавшиеся мерами поддержки от государства (70 тыс. человек в 2021 году, с увеличением до 240 тыс. человек к 2024 году).
В рамках второго проекта предоставляется патентная система налогообложения, а также предусматривается уменьшение количества представляемой субъектами финансовой, налоговой, статистической отчетности в связи с переходом государственных органов в дистанционный формат. Указанный проект включает мероприятия как для начинающих предпринимателей, так и для физических лиц, которые планируют начать предпринимательскую деятельность.
Третий федеральный проект «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» включает в себя мероприятия для функционирующих уже на рынке предпринимателей с целью их развития и выходом на иностранные рынки. В рамках предоставляемых проектом мероприятий стоит отметить программу льготного кредитования по ставке 7%; возможность льготного участия субъектов МСП в конкурентных процедурах, поддержка экспорта реализуемых товаров, работ, услуг, предоставление грантов и др.
Среди запланированных показателей стоит выделить размер поддержки субъектов, который определяется в 2021г. в количестве 881,9 млрд. рублей, а к 2024г. в размере до 920,9 млрд. рублей.
В рамках третьего проекта «осуществляются мероприятия для функционирующих уже на рынке предпринимателей с целью их развития и выходом на иностранные рынки. Выделяется возможность льготного участия субъектов МСП в конкурентных процедурах, а также программа льготного кредитования по ставке 7%; предусматривается поддержка экспорта реализуемых товаров, работ, услуг, предоставление грантов и др.
Размер поддержки от государства предусмотрен в 2021г. в количестве 881,9 млрд рублей, а к 2024г. в размере до 920,9 млрд. рублей.
В рамках четвертого проекта предусматривается создание единой цифровой экосистемы, которая содержит информацию о существующих институтах поддержки субъектов, функционирующих на территории страны, а также существующих на сегодняшний день мерах. Дистанционный формат обеспечивает получение бизнес-структурами необходимых мер поддержки.
Кроме того, предоставляется возможность дистанционного доступа к инфраструктурной поддержке, осуществляемой на территории региона отдельными организациями. В цифровом формате осуществляется подбор кадров, а также осуществляется создание мобильного приложения для доступа к сервисам платформы для участников проекта.
При исполнении проекта планируется достигнуть следующих результатов: увеличить количество полученных услуг и сервисов (в 2021г.-300,0 тыс. единиц, в 2024 году- 600 тыс. единиц), а также получить удовлетворенность пользователей, которые получили услуги с 50 % в 2021г. до 80% соответственно к 2024г.
Малый и средний бизнес, который осуществляет свою непосредственную деятельность на территории определенного региона, является важным игроком социально-экономического развития субъекта, поскольку создают новые рабочие места, способствуют росту налоговых поступлений на территории региона.
Таким образом, в проанализированном документе отражены основные моменты инфраструктурной поддержки представителей малого и среднего предпринимательства.
В Ивановской области, по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10.01.2021, было зарегистрировано 18,6 тысяч малых и средних предприятий, из которых малые предприятия составили 1,5 тыс. единиц, микропредприятия – 17 тыс. единиц, средние предприятия – 80 единиц. На предприятиях малого и среднего бизнеса было занято более 95 тысячи человек.
На территории Ивановской области также насчитывалось на 01.01.2021 года порядка 22 тысяч индивидуальных предпринимателей.
Отраслевая структура малого и среднего бизнеса в Ивановской области в 2018-2020 годах выглядела следующим образом (по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области):
Таблица 1 - Отраслевая структура малого и среднего бизнеса в Ивановской области в 2018-2020 годах [3].
Отраслевая структура |
2018 год |
2019 год |
2020 год* |
Всего |
100 |
100 |
100 |
Обрабатывающие производства |
11,5 |
12,0 |
32,6 |
Строительство |
9,7 |
10,6 |
6,5 |
Сельское хозяйство |
1,9 |
1,9 |
2,6 |
Оптовая и розничная торговля |
38,5 |
37,6 |
46,0 |
Транспортировка и хранение |
11,0 |
9,9 |
1,1 |
Информация и связь |
2,1 |
2,2 |
1,0 |
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
2,0 |
2,0 |
0,5 |
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
6,4 |
5,6 |
3,4 |
Деятельность профессиональная, научная и техническая |
6,5 |
6,5 |
1,0 |
Социальная сфера |
3,2 |
2,6 |
1,0 |
Прочие сферы деятельности |
7,2 |
9,1 |
4,3 |
*без микропредприятий
Как видно из таблицы 7, среднесписочная численность работников малых предприятий (без микропредприятий) в 2020 году составила 39,7 тыс. человек и уменьшилась на 16,1% по сравнению с 2019 годом. Снижение показателя обусловлено влиянием общеэкономических факторов, связанных со снижением реальных располагаемых доходов населения, и замедлением темпов роста потребительского спроса, а также факторами внутреннего характера, в частности, перегруппировкой субъектов хозяйствования, закрытием производств, реорганизацией рабочих мест на предприятиях с учетом изменения их бизнес-политики.
Таблица 2 -Основные показатели деятельности малых предприятий (без микропредприятий) Ивановской области за 2019 и 2020 годы [3]
Количество предприятий, единиц* |
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), человек |
Оборот предприятий, млрд руб. |
||||||
2019 |
2020 |
2019 |
2020 |
2019 |
2020 |
|||
Всего по малым предприятиям |
1 593 |
1 505 |
47 300 |
39 697 |
142,9 |
142,7 |
||
из них по видам экономической деятельности: |
||||||||
Сельское, лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство |
56 |
59 |
2 557 |
2 110 |
3,3 |
3,1 |
||
Обрабатывающие производства |
505 |
408 |
15 621 |
14 455 |
34,8 |
40,7 |
||
Строительство |
134 |
117 |
3 250 |
2 531 |
10,5 |
10,3 |
||
Оптовая и розничная торговля |
512 |
383 |
9 456 |
7 714 |
73,3 |
66,2 |
||
Транспортировка и хранение |
54 |
51 |
1 680 |
1 586 |
1,6 |
1,9 |
||
Деятельность в области информации и связи |
35 |
38 |
873 |
1 039 |
1,3 |
1,5 |
||
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
53 |
46 |
1 313 |
852 |
2,1 |
1,0 |
||
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
120 |
106 |
3 646 |
2 872 |
4,5 |
6,4 |
||
Деятельность профессиональная, научная и техническая |
61 |
52 |
1 328 |
1 185 |
2,4 |
1,8 |
||
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги |
87 |
77 |
2 133 |
2 491 |
3,0 |
1,8 |
||
Образование, деятельность в области здравоохранения и социальных услуг, в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений |
43 |
39 |
1 235 |
1 121 |
1,9 |
1,6 |
*по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства
В структуре среднесписочной численности работников малых предприятий лидировали отрасли: обрабатывающие производства (36,4%), оптовая и розничная торговля (19,4%), сфера операций с недвижимым имуществом (7,2%), строительство (6,4%), деятельность административная (6,3%). Наименьший удельный вес занимала деятельность гостиниц и предприятий общественного питания (2,1%).
В 2020 году по сравнению с предыдущем годом наблюдалось увеличение доли среднесписочной численности работников малых предприятий в таких отраслях, как: обрабатывающие производства, транспортировка и хранение, деятельность в области информации и связи, деятельность профессиональная, научная и техническая, деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги, социальной сферы.
Таблица 3- Основные показатели деятельности средних предприятий Ивановской области в 2019 - 2020 годах [3]
Количество предприятий, единиц* |
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), человек |
Оборот предприятий, млн руб. |
||||||
2019 |
2020 |
2019 |
2020 |
2019 |
2020 |
|||
Всего по средним предприятиям |
77 |
80 |
10 034 |
9508 |
36 921,3 |
44 506,9 |
||
из них по видам экономической деятельности: |
||||||||
Сельское, лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство |
3 |
4 |
644 |
639 |
2 833,0 |
1 759,2 |
||
Обрабатывающие производства |
30 |
35 |
6 880 |
6 584 |
19 132,3 |
20 391,2 |
||
Строительство |
3 |
5 |
241 |
260 |
1 748,9 |
1 857,0 |
||
Оптовая и розничная торговля |
27 |
25 |
1 140 |
1 071 |
12 273,9 |
19 863,2 |
||
Транспортировка и хранение |
1 |
1 |
224 |
160 |
95,9 |
90,4 |
||
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
- |
- |
18 |
17 |
60,6 |
- |
||
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
3 |
2 |
- |
- |
- |
31,4 |
||
Деятельность профессиональная, научная и техническая |
1 |
3 |
7 |
58 |
8,1 |
124,5 |
||
Образование, деятельность в области здравоохранения и социальных услуг, в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений |
1 |
1 |
104 |
102 |
- |
27,6 |
*по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства
Среднесписочная численность работников средних предприятий в 2020 году составила 9,5 тыс. человек и уменьшилась на 5,2% по сравнению с 2019 годом. Уменьшение среднесписочной численности работников наблюдалось в обрабатывающих производствах, оптовой и розничной торговле, сельском хозяйстве, сфере транспортировки и хранения.
В структуре среднесписочной численности работников средних предприятий лидировали обрабатывающие производства (69,2%) и оптовая и розничная торговля (11,3%). Наименьший удельный вес занимала деятельность гостиниц и предприятий общественного питания (0,2%).
Оборот малых предприятий (без микропредприятий) в 2020 году составил 142,7 млрд рублей (в 2019 году – 142,9 млрд руб.).
Увеличение оборота предприятий произошло по таким видам деятельности, как обрабатывающие производства, деятельность по операциям с недвижимым имуществом, транспортировка и хранение, информация и связь. Уменьшение оборота наблюдалось в сфере оптовой и розничной торговли, сельском хозяйстве, строительстве, социальной сфере, профессиональной и научно-технической.
В структуре оборота малых предприятий (без микропредприятий) самый большой удельный вес занимали оптовая и розничная торговля (46,4%), обрабатывающие производства (28,5%). Наименьший удельный вес занимала деятельность гостиниц и предприятий общественного питания (0,7%).
Оборот средних предприятий в 2020 году составил 44,5 млрд рублей, увеличившись на 20,5% по сравнению с 2019 годом.
В структуре оборота средних предприятий самый большой удельный вес занимали обрабатывающие производства (45,8%), в том числе среди них производство текстильных изделий (18,2%), производство пищевых продуктов (11,5%) и оптовая и розничная торговля (44,6%). Наименьший удельный вес занимали виды деятельности по предоставлению услуг в отраслях социальной сферы: образование, деятельность в области здравоохранения и социальных услуг, в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений, а также деятельность по операциям с недвижимым имуществом – по 0,1%.
Объем поступлений платежей в консолидированный бюджет Ивановской области от налогоплательщиков, являющихся в большинстве своем субъектами малого и среднего предпринимательства, по специальным налоговым режимам в 2020 году составил 3,2 млрд рублей, увеличившись на 4,6% к уровню 2019 года.
На Пленарном заседании Петербургского международного экономического форума 4.06.2021г. Президент страны анонсировал новый механизм поддержки малого и среднего предпринимательства — «зонтичные гарантии» [4]
«Корпорацией МСП» возьмет на себя часть рисков предпринимателей, сделав получение кредитов более доступными, т.е. будет выдавать поручительства по кредитам банков-партнеров. Гарантии будут выдаваться в соответствии с утвержденными параметрами и условиями, не дожидаясь одобрения корпорации. Указанный механизм позволит привлекать ресурсы на развитие субъектов предпринимательства 600 млрд. рублей до 2024г. Кроме того, получить зонтичные гарантии смогут все предприниматели, которые не находятся в стадии банкротства, а также числятся в едином реестре МСП.
Таким образом, Президентом анонсирована новая инфраструктурная финансовая поддержка субъектов предпринимательства.
Резюмируя все вышесказанное, стоит отметить, что представители малого и среднего бизнес является очень важным, ключевым субъектом развития любого региона. Руководство региона, участвуя в национальном проекте по развитию малого и среднего бизнеса, тем самым поддерживает главных игроков, которые обеспечивают инвестиционную привлекательность, а также инновационное развитие региона. Увеличение числа работников малого и среднего предпринимательства внесет значительный вклад в социально-экономическое развитие региона. Новый механизм поддержки региональных игроков – «зонтичные гарантии» обеспечат участниками регионального развития повышение ВРП.
Список литературы:
Официальный сайт Министерства экономики: http://economy.midural.ru/(дата обращения 16.11.2021)
Официальный сайт Департамента финансов Ивановской области: http://df.ivanovoobl.ru/regionalnye-finansy/ispolnenie-byudzheta/otchyet-ob-ispolnenii-konsolidirovannogo-byudzheta/
Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области - URL: https://ivanovo.gks.ru
Официальный сайт Президента России. Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума. - URL: - http://kremlin.ru/events/president/news/65746
Официальный сайт Федеральной налоговой службы. - URL: -http://www.nalog.ru (дата обращения 15.11.2021).