Творчество поэтов и писателей Южного Урала для дошкольников - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Творчество поэтов и писателей Южного Урала для дошкольников

Левшина Н.И. 1, Исянаманова А.Р. 2
1ФГБОУ « МГТУ им. Г.И.Носова»
2ФГБОУ «МГТУ им Г.И. Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ни для кого не секрет, что чтение играет важную роль в формировании полноценного развития детей, как любое занятие творчеством или спортом. Чтение способствует расширению представлений о мире; расширяет мышление как логическое, так и творческое; обогащает словарный запас; активно влияет на развитие внимания, памяти; улучшает работу мозга. Благодаря чтению дети учатся слушать, так же узнают свой родной язык, а если подобрать произведения уральских писателей, то можно развить чувство патриотизма и любви к родному краю [1].

У таких поэтов и писателей, как Пикулева Н.В, Татьяничева Л.К, Мамин-Сибиряк Д.Н, Пермяк Е.А, Бажов П.П, Шилов Н.П, Дижур Б.А, Власова С.К, Преображенска Л.А, Дышленкова Р.А, Деменьтев А.И, великое множество произведений на любой возраст детей.

Психологи и педагоги рекомендуют начинать читать детям с самого раннего возраста, поэтому начнем с творчества поэтессы Нины Васильевны Пикулевой. Ее творчество еще называют «материнской». Сборники потешек, стихов, песен выручат маму малыша и педагогов в любой ситуации. Творчество Нины Васильевны можно разделить на три направления:

материнская поэзия или поэзия с колыбели. Подходит для детей раннего возраста: «Загадки для малюсеньких», «Колыбельные», «Малышам и малышам», «Стихи для самых маленьких»;

игровая поэзия (загадки, считалки, игры со словом, скороговорки): «Чисто-чисто говорим», «Отгадай загадку, папа!», «Слово на Ладошке», «Загадки про животных», «Прибаутки к обеду/ Книжка-раскладушка»;

Песни для детей: «Прибаутки», «Топотушки», «Уговорушки».

Идеальный возраст для перехода от коротких сказок с простыми сюжетами к более сложным сказочным историям является три-четыре года. В этот период особый восторг у детей вызовут животные, которые будут в качестве персонажей в стихах, рассказах и сказках [2].

В этом случае идеально подходят произведения, Таких авторов как Кузнецов Василий Николаевич «Базар»; Шилов Николай Петрович «Доктор МУХА-ГОРЛО-НОС"; Пермяк Евгений Андреевич «Сказки заморского Аиста», « Чижик-пыжик», «Про торопливую Куницу и терпеливую Синицу»; Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович « Серая шейка», « Сказка про храброго зайца», «Умнее всех», «Лягушка-путешественница», «Медведко».

Детям старше четырех лет будет интересно знакомство с творчеством Татьяничевой Людмилы Константиновны. Она создала детскую библиотеку, в которой более десяти сборников. Среди них «Пять веселых молотков», «На лугу», «Звонкое дерево», «Дело мастера боится», «Про Олю», «Яблоки для всех», «Веселый улей», «Зеленое лукошко».

В своих стихах она раскрывает такие важные темы, как добро и зло, отношение друг другу и к животным. В ее арсенале имеются стихи-сказки: «Лопух», « Печальная история», «Сказка о громе».

Известный московский писатель Сергей Баруздин писал: "В детскую поэзию Л. Татьяничева принесла природу и рабочий дух Урала. То, что в прозе делал П.П.Бажов. То, что делает в прозе и в сказках Евгений Пермяк. А это так важно!" [3].

Так же дети любят произведения сказочного жанра, особенно это становится интересно в шесть - семь лет. Идеально подойдут легенды и сказки Подкорытова Юрия Георгиевича. Он был прирожденным детским писателем, недаром его называли "Добрым сказочником". Он интересовался и хорошо знал башкирское народное творчество. «Сказ о Таганае», «Голубое зеркало Семигора», «Мать родниковых вод», «Волшебный курай», «Секреты каслинской шкатулки», «Дет Куделька и огонь великан». Прочитав эти сказки и легенды можно узнать, откуда возникли названия уральских гор, рек и деревень.

Еще одним знатоком башкирских народных сказаний была Кондратковская Нина Георгиевна. Опираясь на сказания, писала по их мотивам сказки, легенды: «Синий камень», «Сердце-озеро».

Так же очень интересны дошкольника книги Черпанова Сергея Ивановича: «Лебедь-камень: уральские сказки и сказы», «Снежный колос», «Озеро синих гагар». Известные сборники сказов Власовой Серафимы Константиновны: «Уральские сказы», "Клинок Уреньги", "Голубая жемчужина", "Поют камни". В сказах отражалась история, география, Южного Урала, в них можно прочитать об озерах: Увильды, Акакуль, Зюраткуль, Тургояк, о городах Златоусте, Коркино, Пласте, Кыштыме. Ряд сказов Власова посвятила уральским умельцам: "Чугунная цепочка", "Поют камни", "Васяткин сапожок".

У детей остается яркое впечатление от легенд и сказок, которые связаны с Уралом, ведь они будут чувствовать себя сопричастными к сказочным образам и событиям. Знакомство с народным творчеством является важным компонентом в формировании патриотических чувств, воспитанию любви, уважения и интереса к Родине, к ее великому народу и его языку.

Дети дошкольного возраста являются любознательными и чаще всего их еще называют «почемучками». У них высокая потребность в познании, им хочется открывать мир, природу, людей. Поэтому их легко можно заинтересовать интересными рассказами, стихами, сказками. Они с удовольствием будут слушать, и запоминать, учиться чему-то новому смотря на героев произведений. Дети, как «губки» впитывают всё что слышат и видят вокруг себя. И чем больше хорошего и доброго они будут знать, тем добрее и позитивнее становятся сами.

В этом, как мы считаем, помогут замечательные поэты и писатели Южного Урала, у которых в арсенале множество познавательных, увлекательных, интересных произведений.

Список использованных источников:

Цверкун Т. В., Сорвачева И. Д. Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством художественной литературы // Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога : сб. материалов VI Всерос. науч.-практ. конф. Симферополь :  Тип. «Ариал», 2019. С. 200—204.

Шамаева Е. В., Поносова О. С. Педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к чтению художественной литературы // Молодежь. Наука. Современность : IV Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Ижевск : Издат. дом «Удмуртский университет», 2017. С. 193—197.

Шатрова С. А. Влияние литературных произведений на развитие художественной речи дошкольника // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. № S8. С. 46—50. URL: http://e-koncept.ru/2013/13579.htm (дата обращения: 19.01.2021).

Просмотров работы: 78