Социальная онлайн-дезадаптация школьников в 21 веке - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Социальная онлайн-дезадаптация школьников в 21 веке

Макарова Е.А. 1, Талалаева В.А. 1, Пустовойтова О.В. 1
1ФГБОУ ВО "МГТУ им. Г.И. Носова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время в обществе наблюдается социальная online–дезадаптация школьников, которых сейчас принято называть поколением Z.

Поколение Z – это активные, творческие, бесстрашные, перспективные дети, интересующиеся наукой, технологиями и искусством. Это, безусловно, цифровые дети, кардинально отличающиеся от прошлых поколений. Современные школьники испытывают на себе влияние факторов современной внешней среды: робототехника, цифровая культура и робоэтика, игры и их использование в образовательном процессе, smart–технологии (умные), система цифрового дополнительного образования, виртуальная и дополненная реальность, всевозможные гаджеты, платёжные системы, социальные сети, Интернет–магазины.

Всё это оказывает как позитивное, так и негативное влияние на ребёнка–школьника. Конечно же, были перечислены не все факторы, но, по нашему мнению, это наиболее значимые.

От такого количества влияний со стороны современной внешней среды мозг школьника, казалось бы, должен просто «взорваться», ведь мозг человека способен одновременно выполнять только две различные задачи без понижения интенсивности. Но именно благодаря такому качеству современных школьников, как мультитаскинг – искусство выполнять несколько заданий одновременно [1], они способны переключаться с одной деятельности на другую, выполняя их практически одновременно. Таким качеством не может похвастаться ни одно предыдущее поколение.

Почему же всё это происходит со школьниками? Ответ прост, они родились в VUCA–мире и продолжают в нём жить. VUCA–мир – это мир, характеризующийся сложностью, нестабильностью, неоднозначностью и неопределённостью. Дети живут в этом хаосе, приобретая качества, характерные для современности.

Но проблема состоит в том, что педагогическая мысль и подходы к воспитанию цифровых детей совершенно не сформированы, поэтому школьники сами путём проб и ошибок знакомятся с цифровыми технологиями.

С реальной картиной интересов и ценностей современных школьников можно познакомиться в популярном мессенджере – ВКонтакте. Данная информация находится во всеобщем доступе, поэтому каждый пользователь может зайти на страницу ребёнка и увидеть, чем он живёт. Можно заметить полное обеднение речи детей, множество нецензурных выражений, политических взглядов, не совсем понятных. Также контент, несоответствующий возрасту, различные фан–группы популярных исполнителей современности, видеоролики бессмысленного содержания. В общем и целом, дети полностью почувствовали свободу в своих действиях, и это в срочном порядке требует решения. Именно поэтому целью нашего проекта является формирование у школьников цифровой грамотности в VUCA мире.

Чтобы достичь данную цель мы решили следующие задачи:

Изучили цифровую среду школьников.

Провели анализ контента школьников в мессенджере – ВКонтакте.

Показали на примере страниц в мессенджере – ВКонтакте, как рекомендуется вести собственный аккаунт.

Создали буклет с рекомендациями для родителей и разместили его на странице в мессенджере – ВКонтакте.

Вышли в online–пространство и оставили свой цифровой след.

Также в ближайшее время мы планируем провести мероприятие совместно с экспертами нашего проекта. А именно круглый стол с трансляцией в ZOOM.

Актуальными продуктами нашего проекта являются образец ведения страницы в мессенджере – ВКонтакте и буклет с рекомендациями для родителей.

Начнём с образца ведения страницы, где находятся фотографии с увлечениями и достижениями ребёнка, музыкальными предпочтениями вполне современными, но не содержащими нецензурные и негативные выражения. Ребёнок находится под наблюдением взрослых, что не позволяет совершать необдуманные действия. Школьник имеет множество увлечений: футбол, игра на гитаре, поэтому на мессенджеры практически не остаётся времени.

Разработанный буклет сможет помочь родителям разобраться в данной проблеме и научить своего ребёнка правильно справляться с влиянием на него цифровой среды. Буклет размещён на странице в мессенджере – Вконтакте [4] и находится во всеобщем доступе.

При создании проекта «Социальная online–дезадаптация школьников в 21 веке»нам помогли скиллы – навыки, умения [1], приобретённые при изучении других дисциплин, таких как: «Информационные технологии в образовании», «Основы математической обработки информации», «Психология», «Нормативно–правовые и этические основы профессиональной деятельности».

В заключение отмечаем, что с такого рода работой мы столкнулись впервые, и, конечно же, были некоторые сложности в ходе проекта, главной из них была невозможность работать оффлайн всей командой, но справиться с ней нам помог дистанционный формат работы, а именно использование мессенджера – ВКонтакте и интерактивной программы «Доска Миро». Благодаря постоянной связи с руководителем проекта, всё задуманное получилось. Данный проект лишь на начальном этапе, и поскольку интересы детей меняются, и с каждым годом происходят изменения в online–мире, то и наш проект будет совершенствоваться.

Список источников:

Современные слова по темам. — Текст : электронный // Словарь современного языка: My slang : [сайт]. — URL: https://myslang.ru/words (дата обращения: 22.11.2021).

Пустовойтова, О. В. Проектная деятельность: учебное пособие / О. В. Пустовойтова. — Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2019. — 118 c. — Текст : непосредственный.

Пустовойтова, О. В. Проект «Основы безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста» как инструмент профилактической работы с детьми дошкольного возраста / О. В. Пустовойтова, Н. А. Шепилова. — Текст : непосредственный // Сборник научных трудов II Всероссийской научно–практической конференции. — Казань : Индивидуальный предприниматель Барышов Дмитрий Андреевич, 2021. — С. 124–129.

Социальная онлайн–дезадаптация школьников в 21 веке: буклет с рекомендациями для родителей. — Текст : электронный // ВКонтакте : [сайт]. — URL: (дата обращения: 22.11.2021).

Просмотров работы: 14