ОРГАНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕССА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕССА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

Скичко Е.М. 1, Мушегян А.О. 1, Василенко М.А. 2
1ФГБОУ ВО "Российский университет транспорта" РУТ (МИИТ)
2ФГБОУ ВО "Ростовский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Планирование и управление производственных процессов, а также экономического развития автотранспортных предприятий в нашей стране является основным методом осуществления хозяйственно - организационной функцией предприятий.

Планирование охватывает и затрагивает собственно разработку плана деятельности, организацию ее реализации и контроль за его выполнением в транспортной области. Существенные меры по реализации задач по модернизации планирования и управления в сфере транспорта являются актуальным вопросом на современных предприятиях автотранспорта в промышленности 11.

В настоящее время сформировался перечень основных проблем совершенствования процессов плановых расчетов в сфере транспортных перевозок. К их числу можно отнести следующие процессы, формирующие плановую систему предприятия 12:

1. Создание и совершенствование информационного обеспечения производственных и финансовых показателей деятельности предприятия. К ним можно отнести: учет и анализ показателей грузоперевозок (грузооборот, общий пробег, количество перевезенных тонн груза, время в наряде, время в простое, средняя эксплуатационная скорость, авто дни в хозяйстве, авто дни в работе, авто дни в ремонте и многие другие показатели).

2. Оперативный и фактический анализ показателей деятельности автотранспортного предприятия с использованием современных методов учета, с помощью информационных технологий.

3. Оптимизация основных норм и нормативов, рекомендованных Министерством транспорта РФ, с учетом практических данных и выявлением резервов снижения эксплуатационных расходов автотранспортного предприятия.

4. Утверждение основных разделов бизнес плана.

5. Разработка системы плановых расчетов, которые строятся на основе экономико-математических методах с применением информационных технологий.

6. Разработка планово - регламентного обеспечения, которое определяет функции, задачи, ответственность и права подразделений и должностных лиц в разработке, согласовании и утверждении бизнес плана.

Учитывая сложившиеся проблемы, необходима такая методология планирования деятельности грузоперевозок, которая предусматривает расчленение общей задачи на ряд локальных, частных, входящих в единый комплекс задач планирования.

Известно, что решение локальных задач не будет противоречить оптимальному (или близкому к ней) решению общей задачи в том случае, если они будут отвечать определенным требованиям:

1. В общем комплексе локальных задач, охватывающих все стороны деятельности грузоперевозок, установлена определенная последовательность решения каждой задачи.

2. В локальных задачах отражены все факторы, которые были бы включены в общую комплексную задачу планирования этой деятельности в целом.

3. Ограничения локальной задачи соответствуют ограничениям общей задачи.

4. Критерии решения локальных задач не противоречат критерию решения общей задачи.

Выделение локальных задач из общей задачи возможно различными путями. Один из них основан на анализе технологии процесса разработки плана, который является процессом движения и преобразования информации, как по уровню планирования, так и по последовательности решения отдельных задач. Такой подход дает возможность последовательно разложить систему планирования на составляющие ее элементы.

Как показала практика исследуемых предприятий, методические рекомендации по планированию транспортных перевозок должны содержать детальную расшифровку рассчитываемых показателей, а также закрепленную структуру и процессы разработки плана 13.

В таблице 1 представлен процесс формирования планирования транспортных перевозок.

Таблица 1 - Процесс формирования транспортных перевозок

Планирование

Характеристика

1. Формирование инвестиционной программы

На данном этапе планирование должны быть четко определены объемы грузоперевозок в разрезе по каждому месяцу, грузоотправители, грузополучатели, инвесторы.

2. Разработка плана эксплуатационных показателей

На данном этапе планирования должны быть рассчитаны показатели: коэффициент технической готовности; коэффициент выпуска на линию, коэффициент грузоподъемности автомобиля, коэффициент пробега, авто дни в хозяйстве, авто дни в работе, авто дни в простое и другие показатели использования автопарка.

3. Разработка плана перевозок.

На данном этапе должны быть рассчитаны показатели: количество перевозимых тон груза или м3, грузооборот (тн/км), расстояние с грузом (км.); общий пробег; количество рейсов и другие показатели.

4. Разработка плана затрат на эксплуатацию

На данном этапе планирования должны быть рассчитаны показатели: затраты на ГСМ, затраты на дизельное топливо, затраты на ТО и РЕМОНТ, затраты на шины, затраты на комплектующие материалы, прочие затраты.

5. Разработка плана общепроизводственных затрат

На данном этапе планирования должны быть отражены статьи затрат, такие как: амортизация транспортных средств, затраты, связные с обслуживанием системы глонасс и

тахографов, плата за автомобильные дороги, плата за аренду участков стоянки машин и другие затраты.

6. Разработка плана общехозяйственных затрат.

На данном этапе планирования должны быть рассчитаны затраты на обустройство и содержание административно-управленческих зданий и сооружений, заработная плата сотрудников АУП, налоги,

содержание автотранспорта административно-управленческого персонала, общехозяйственные расходы, не входящие в себестоимость услуг грузоперевозок и другие затраты.

7. Разработка плана фонда оплаты труда водителей.

На данном этапе должны быть отражены и рассчитаны все системы оплаты труда и стимулирующие надбавки, отраженные в коллективном договоре, т. е. тарифная ставка, % премирования, тарифная ставка в ТО и ремонте, компенсационные выплаты и

др.

8. Разработка плана доходов и расходов

На данном этапе планирования необходимо отразить доходы от основной деятельности (грузоперевозки) и от прочей (например: аренда зданий и оборудования, услуги по ТО и Ремонту и др.)

9. План движения денежных средств

На данном этапе планирования должны быть отражены все статьи затрат, внесенные в основные разделы планирования с учетом НДС.

Одним из важнейших вопросов дальнейшего совершенствования планирования является создание на всех уровнях планирования грузоперевозок прогрессивной нормативной базы.

Роль норм и нормативов в планировании определяется тем, что они лежат в основе всех плановых расчетов. Они являются инструментом обеспечения сбалансированности планов, используются при выборе и сравнении различных вариантов плана, представляют собой важное условие перехода к оптимальному планированию 14.

Как показали исследования автотранспортных предприятий, уделяется большое внимание совершенствованию нормирования. На предприятиях установлены нормы согласно распоряжения Министерства транспорта РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р [15], а так же согласно фактическим замерам на пробег. Так же работает система мониторинга Omnicomm Autocheek - это система, позволяющая пользователю контролировать работу транспортных средств, групп транспортных средств с помощью стандартных отчетов, входящих в его состав.

Практическое применение системы мониторинга Omnicomm Autocheek позволит предприятиям автотранспорта оптимизировать рекомендуемые нормы до 15 %. Так например, на некоторых предприятиях автотранспорта в 2020 году была получена экономия денежных средств до 16 млн. рублей.

При определении норм и нормативов необходимо стремиться учесть все основные факторы, влияющие на их величину. Исследования показали, что на удельные расходы автомобильного топлива на единицу транспортной работы оказывают влияние: повышение коэффициентов использования пробега и грузоподъемности, увеличение перевозок на бортовых прицепах, повышение средней грузоподъемности подвижного состава, а также совершенствование производственной базы автотранспортных организаций путем внедрения постов диагностики автомобилей, организации специализированных участков по обслуживанию и ремонту топливной аппаратуры и другое 16.

Другим важным вопросом при планировании грузоперевозок, является планирование себестоимости. Планирование себестоимости грузоперевозок по установленным статьям затрат требуют своего дальнейшего совершенствования. Таким образом, одним из эффективных подходов к планированию себестоимости услуг является использование экономико-статистической модели корреляционно - регрессионного анализа каждой статьи себестоимости. При этом учитываются наиболее существенные факторы, которые оказывают влияние на каждую статью. Так, на величину основной и дополнительной заработной платы водителей оказывают влияние следующие факторы: коэффициент использования грузоподъемности, коэффициент использования пробега, средняя грузоподъемность списочного подвижного состава, техническая скорость, величина времени погрузки/разгрузки и другие показатели. Таким образом, при расчете коэффициента регрессии можно рассчитать, насколько увеличится или уменьшится величина затрат по заработной плате при изменении на единицу каждого фактора.

Таким образом, с помощью построения экономико-статистических моделей можно учесть планируемое изменение технико-эксплуатационных показателей при планировании себестоимости перевозок по статьям затрат. Это позволяет получить более точные планируемые показатели, чем при использовании средних коэффициентов.

Литература

1. Манукайло Ирина Александровна Эффективное планирование на предприятиях автотранспорта // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. №10-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnoe-planirovanie-na-predpriyatiyah-avtotransporta (дата обращения: 22.11.2021).

2. Гульпенко К. В. Проблемы развития учета в транспортной организации // Проблемы современной экономики. [Электронный ресурс]: – 2010 - N 3 (35) - URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3232 (дата обращения: 20.11.2021).

3. Ледней, А.Ю. Объемы перевозок – ключевой фактор эффективности использования и развития транспортной инфраструктуры [Текст] / Д.А. Мачерет, А.Ю. Ледней // Экономика железных дорог. – 2019 – № 4 – С. 28-38

4. Малютина А.А. Планирование норм и нормативов на промышленном предприятии: роль, система организации, практика применения // Студенческий форум-2015 https://scienceforum.ru/2015/article/2015015193 (дата обращения: 15.11.2021).

5. Распоряжение Министерства транспорта РФ от 14.03.2008 № АМ-23-Р " О введении в действие методических рекомендаций "нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте".

6. Пехтерев, Ф.С. Технико-экономическое обоснование программы / Ф.С. Пехтерев // Железнодорожный транспорт. - 2015. - №12. - С. 11-13

Просмотров работы: 37