Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современном обществе, начиная с раннего детства, ребенок сталкивается с большим потоком информации. Данный факт обусловливает необходимость формирования у дошкольников умения работать с информацией, так называемой информационной культуры.
Информационная культура выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой.
Формирование основ информационной культурыу дошкольников- это накопление набора знаний, умений и навыков поиска, отбора информации, необходимого в дальнейшем для решения учебных и практических задач, использования информационных технологий [1].
Источником формирования информационной культуры у детей является педагог дошкольной образовательной организации (ДОУ), который сам создает, воспроизводит, преподносит информацию дошкольникам и должен научить пользовать этим ресурсом.
Целесообразность использования информационных технологий (ИКТ) в развитии познавательных способностей дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и др.). Исследования по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведутся в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А.В. Запорожца исследователями под руководством Л.А. Парамоновой, Л.С. Новоселовой, Л.Д. Чайновой и др.
Рассмотрим интерпретацию понятия «информационная культура личности» разработанную лабораторией социологических исследований в образовании в г.Самара (таблица 1) [1].
Таблица 1
Информационная культура личности |
||
Когнитивный уровень |
Эмоционально-ценностный уровень |
Поведенческий уровень |
Интернет-грамотность Навыки обращения с информацией: умение организовать поиск необходимой информации; умение работать с отобранной информацией: структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в виде, понятном другим людям; умение общаться с другими людьми с помощью современных средств информатики. |
Содержание информационных потребностей и интересов. Мотивы обращения к различным источникам информации и связанные с этим ожидания. Предпочтительность каналов получения необходимой информации. Cтепень удовлетворения информационных потребностей, самооценка информационной компетентности. Отношение к девиантному поведению в Интернет. |
Способы поиска и каналы получения необходимой информации. Интенсивность обращения к различным источникам информации и их характеристика. Применение полученной информации в различных сферах своей деятельности. Способы распространения новой информации. Степень включенности в Интернет-сообщество. Формы деятельности в Интернет. |
Понимая сущность категории «информационная культура личности», мы можем обратиться к описанию ключевых педагогических условий формирования информационной культуры дошкольников. Итак, формирование информационной культуры у дошкольника возможно, если:
Дошкольники будут иметь представления об эффективном поиске информации;
в процессе работы с информацией с дошкольниками будут использоваться как индивидуальные, так и групповые формы работы;
у ребенка будут сформированы представления об отрицательных явлениях в информационном поле (нужно проговаривать с ребенком, что в информационном пространстве есть не только хорошее, но и плохое);
поддерживать комфортное эмоциональное состояние ребенка в процессе освоения полезной информации;
поддерживать мотивацию ребенка к использованию информации.
На наш взгляд, для эффективного формирования информационной культуры дошкольников, необходимо и достаточно правильно выбирать и применять современные образовательные технологии, такие как: здоровьесберегающие; информационно-коммуникативные технологии; методы проектов, а также обучение в сотрудничестве.
Приведем пример: педагогом создается проблемная ситуация или ставится проблемный вопрос и в течении дня дети пробуют найти ответ. Например, тема недели «Осень. Признаки осени» может быть организовано детское исследование «Почему желтеют и опадают листья?». Дети самостоятельно находят источник информации, и в ходе изучения вопроса ученики начинают обмениваться мыслями, идеями. Общение помогает развивать личность каждого ребенка, диалог помогает детям формировать коммуникативные навыки. Усвоение новых знаний можно проверить, например, с помощью викторины или интерактивного тестирования, например: отгадаешь загадку верно — откроешь картинку - отгадку, вставишь правильно все буквы — продвинешь ближе к цели сказочного героя.
Следует отметить, что важно не забывать требования санитарных правил СП 2.4.3648-20. При использовании электронного оборудования продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5-7 лет – 5-7 минут.
В процессе формирования информационной культуры очень важна личность педагога. Важно, чтоб педагог был всестороннее развитым, кретивным человеком, стремящимся к созданию творческой работы, был компетентен в сфере информационно-коммуникационных технологий, регулярно повышал свою квалификацию.
Формирование информационной культуры будет наиболее эффективно при обеспечении дошкольных организаций компьютерной техникой (развивающие панели, планшеты, интерактивные доски, проектор, документ-камеры, пульты для голосования и пр.), организованном повышении квалификации педагогов в области применения ИКТ в дошкольной организации, создании обучающих ситуаций в форме компьютерной визуализации. В музыкальный зал детского сада можно оснастить сетевой видеокамерой. Изображение с нее можно выводить на монитор, установленный в холле учреждения, а можно организации он-лайн трансляций мероприятий.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает «построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс» [2]. Через сайт детского сада имеется возможность предоставлять родителям информацию, о проходящих соревнованиях, проектах, конкурсах на сайтах, в которых они могут поучаствовать вместе со своими детьми.
Таким образом, информационная культура становится неотъемлемой частью всестороннего развития современного дошкольника. Компетентность педагога, эффективно организованная предметно-пространственная среда в ДОУ, взаимодействие с родителями – все это необходимые факторы развития у дошкольников умения находить, воспроизводить и использовать информацию.
Список использованных источников:
Сергеева Б.В., Козырева И. В. Формирование информационной культуры младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1546-1550. — URL https://moluch.ru/archive/115/30521/ (дата обращения: 08.12.2017).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html