БРАК И СЕМЬЯ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГЕРМАНИИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

БРАК И СЕМЬЯ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГЕРМАНИИ

Гусенкова А.В. 1, Брусникина Н.Д. 1
1Владимирский государственный университет имени А.Г и Н.Г. Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Из поколения в поколение люди пытаются передать важность семьи и ценность брачных отношений. Как всем известно, в истории любого государства выделяют несколько эпох, и, соответственно, в разные эпохи к понятию семьи и брака относились по-разному. Развитие феодальных отношений сыграло немаловажную роль в истории Германии. Вследствие разделения сельского хозяйства и ремесла начинается переселение из деревень в крупные города, и эти события повлияли на представление о семье и браке в городской среде. До второй мировой войны историков интересовала лишь правовая сторона брачного союза, проблемы же семьи, её функции, структура стали рассматриваться только позже. Вообще изучение средневековой семьи началось лишь в 70-е гг. XX века на основе списков налогообложения, из семейных хроник, дневников и переписи населения. Внимание историков было обращено на статистику, демографические характеристики, такие как репродуктивность, смертность и т.д. [1]

Представление о браке в средневековой Германии потерпело огромное изменение. Ранее брак осуждался, так как в нём видели «первородный грех», который совершили Адам и Ева. Такой взгляд на брак распространяли св. Иероним и папа Григорий Великий. Безусловно, в то время такое представление было актуально, ведь достойным христианином считался тот, кто дал обет безбрачия. Хотя в тот момент существовала и другая позиция: считалось, что половой акт в браке должен осуществляться для рождения себе подобных, а не ради удовольствия. Только в XII веке понятие «брак» было причислено к священным таинствам, а до этого момента этого понятия не существовало. В XII-XIV веках «семья» для типичного представителя средневековья могла обозначать просто круг лиц, связанных кровным родством или совместно проживающих. [2]

В то время также существовали и браки по расчёту. Заключались они по большей части для материального расчёта: например, таким образом можно было решить финансовые проблемы или же проблемы с земельными владениями. В ремесленной сфере брак также считался расчётным. Чтобы попасть в тот или иной ремесленный цех, необходимо было иметь в роду человека, занимающегося нужным ремеслом, то есть большое влияние имела наследуемость профессии.

Как и в наше время, в средневековой Германии лежал запрет на браки кровных родственников. Соответственно, нельзя было жениться брату на сестре, дяде на племяннице и т.д. В начале VI века не разрешался брак при любой степени родства, однако, уже в конце этого века Папа Григорий VII обусловил границы родства: родственники покойных супругов не могли вступить в брак, а также не могли иметь брачные отношения крёстные и крестники, т. к. они считались духовными родственниками. Но всё же не все следовали правилам, из-за чего постоянно возникали конфликты с папством. Поэтому люди вступали в брак неофициально, тайно.

Если говорить о городской семье, то она внутри каждого дома была большой и патриархальной. Количество членов семьи ограничивалось не столько обычаями, сколько физической вместимостью дома. Так, семья могла состоять из мастера, его жены, их детей, пожилых родителей, родственников овдовевших или одиноких, подмастерья. Все они являлись деловыми партнёрами мастера, работающими с ним бок о бок. Все члены семьи рассматривались как дополнительные руки в хозяйстве. Они подчинялись общим правилам. Подмастерья были вхожи в общий ритм семьи, они питались за одним столом, получали от мастера одежду и нередко женились на овдовевшей хозяйке или дочери мастера. Таким образом, городская семья представляла собой универсальную модель средневековой семьи, с её акцентом на супружеский дом и партнерство мужа и жены и с ее предпочтением соседей и товарищей по труду дальним родственникам. [3]

Для изучения темы разводов и социально-правового статуса супругов незаменимыми источниками будут являться городские хартии вольностей. Они представляли собой номинативные документы для граждан, отражающие имущественные интересы, проблемы личной свободы и юридического статуса граждан. Супруги являлись равными в социально-правовом статусе, могли заключать брачные договора, в соответствии с хартиями XI-XIII веков. «Кто бы и откуда бы ни был муж, который взял жену из своего ли сообщества или из другой общины, или женатый пришёл сюда из какого-либо иного места, пусть имеют здесь одно и то же правосудие в равной степени во всём навечно». [4]

Если свадьба подразумевала под собой таинство, совершённое путём взаимного обмена клятвами в присутствии священника, то развод с точки зрения христианской церкви был запрещен. Это можно доказать обычной фразой, добавленной к брачной церемонии «tyll dethe vs departe» - пока смерть не разлучит. Но именно в период средневековья меняется отношение к расторжению брака. В случае смерти одного из супругов, всё было достаточно просто. Вдовцы и вдовы изначально по правилам церкви могли жениться или выходить замуж повторно. Они вступали в брак спустя год, который и назывался «годом плача и скорби». Через год вдовства женщина или мужчина были совершенно свободны делать все, что им заблагорассудится. Стоит отметить, что часто над имуществом вдовы назначали опекуна, это обосновывалось неспособностью женщин управлять хозяйством. [3]

Что касается супругов, решившихся развестись, всё было не так легко. Муж мог спокойно развесить с женой, если она была замечена в прелюбодеянии. Женщина же могла разойтись с мужем в случае неверности супруга, но только если это её первое замужество, также в случае, если муж попал в рабство из-за какого-то уголовного действия. Вообще, взгляды христианской церкви на развод варьировались, подстраиваясь под реальные условия жизни. Историки отмечают, что в период средневековья разводы по обоюдному желанию не были редкостью. Новый брак мог быть также заключён, если супруг находится в плену или его судьба и положение неизвестны.

В средние века развод был доступен по правилам церкви в трёх случаях. Во-первых, если брак неправомерен, когда один из супругов был уже ранее обручён, что было скрыто. Во-вторых, если пара имела родственные связи. Наконец, в-третьих, муж или жена не состояли в христианской вере. Считалось, при наличии одного из препятствий, супруги вовсе рассматривались как бы не вступавшими никогда в брак. [3]

Безусловно, семья ведёт общее хозяйство, поэтому возникают наследственные отношения. В основном, права наследования описывались в «Саксонском зеркале», ведь в разных ситуациях были разные пути наследования имущества. В первую очередь, считалось, что у супругов нет раздельного имущества при их жизни. Имуществом же распоряжался муж, который одновременно брал под опеку свою жену, которая не имела права контролировать совместное имущество. Однако, в том случае, когда муж умирал раньше жены, его лен становился её законным леном, но в случае смерти жены, муж получал женскую долю. Вообще, женщины оставляли два наследства: женскую долю для родственницы по женской линии и наследство для родственника любого пола. Мужчина также оставлял после своей смерти два вида наследства: наследство для родственника любого пола и особое имущество воина тому родственнику, который мог носить меч. Если же у мужчины не было детей, то наследство получал его отец. Если у него не было отца, то наследство получала мать.[5]

Главное место в наследстве занимало наследование ленов. Для этого было установлено ленное право. Случалось и такое, что ленное право не соответствовало земскому праву, и тогда первое играло большую роль, а точнее, было в преимуществе. Так, лен переходил к старшему сыну, и остальные родственники не претендовали и не могли получить лен в наследство. Если не было ни детей, ни любого другого родственника, то лен получал господин. Если же и господин не собирался получать лен, то лен мог отойти и самому королю.

Принцип наследования по кровному родству являлся основной причиной разделения наследства по женской и мужской доле. Главной задачей было закрепить земельное владение в руках мужчин, которые считались главой семейства.

Таким образом, взгляды на брак и процесс развода эволюционировали в средние века. Церковь играла важнейшую роль в заключении брака, ведь считалось, что Бог соединяет души. Из-за этого Церковь и запрещала разводы, и были многие ограничения для развода. Конечно, в эпоху средневековья мужчина считался главнейшим, который становился опекуном не только для детей, но и для жены. При этом женщина должна была подчиняться распоряжениям мужа и слушаться его, т.к. за непослушание могла понести наказание. Многие исторические события повлияли на развитие семейно-брачных отношений.

Список использованной литературы:

Ястребицкая А. Л. Семья в средневековом городе //

https://library.by/portalus/modules/love/readme.php?subaction=showfull&id=1534963728&archive=&start_from=&ucat=&

Вольфсон С. Я. Семья и брак в их историческом развитии //

https://www.studmed.ru/volfson-s-ya-semya-i-brak-v-ih-istoricheskom-razvitii_583048e3fef.html

Гис Ф. и Дж. Брак и семья в Средние века //

https://vk.com/doc7293550_465586402?hash=463e5b0e6ac27bb318&dl=335a121b5ee757b0e1

Вормс Г. Право //

https://pandia.ru/text/77/443/1115.php

Саксонское зеркало //

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Germany/XIII/Sachsenspiegel/frametext1.htm

Просмотров работы: 1193