ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ: ПОНЯТИЕ И ДИАГНОСТИКА - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ: ПОНЯТИЕ И ДИАГНОСТИКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящий момент проблема взаимодействия участников образовательного процесса приобретает все большую остроту для современной дошкольной организации.

Образовательная средаДОО содержит большое количество участников: воспитанники, их родители, педагогический состав, администрация образовательной организации. Каждому из них характерны собственное мнение, своя картина мира, свои желания и потребности, которые могут быть основой возникновения споров, ссор, конфликтных ситуаций, конфликтов в образовательной организации.

Несмотря на то, что в последние годы российские ученые-педагоги активно ведут поиски своего решения конфликтологических проблем, педагогическая конфликтология в отечественной науке пока еще находится в стадии разработки (исследования в данной сфере выполнены А.С. Белкиным, В.Д. Жаворонковым, В.И. Журавлевым, И.С. Зиминой и др.). Однако авторы говорят, что одним из факторов успешного обучения и развития личности детей является здоровый и положительный социально-психологический климат в коллективе, который сложно поддерживать при постоянных ссорах и конфликтных ситуациях.

В современной образовательной среде, когда общение участников образовательных отношений становится более интенсивным и напряжённым, возрастает роль науки по преодолению конфликтов - конфликтологии.

  Конфликтология включает в себя изучение возникновения, развития и протекания различных конфликтов: от конфликтов в абстрактных системах до конфликтов между социальными группами и отдельными людьми.

Педагогическая конфликтология – это теоретико-прикладное направление, основным предназначением которого является изучение природы и причин педагогических конфликтов, разработка методов их практического регулирования и разрешения

В научной литературе нет единого общепризнанного определения понятия «конфликт».

Конфликт - наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм [1, с. 81].

Педагогический конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций субъектов педагогического взаимодействия [2, с. 25].

Это противоборство сторон, возникающее в ходе разрешения конфликтной ситуации является «помехой» для образовательного процесса, что впоследствии сказывается на результатах обучения и психологическом самочувствии обучающихся.

Считая конфликт эффективным средством воспитательного воздействия личности, ученые В.И. Андреев, Я.С. Турбовский, С.В. Баныкина, Н.В. Гришина, А.А. Ершов, В.И. Журавлев, Ю.Д. Красовский, В.И. Сперанский, Т.А. Чистякова, А.Н. Чумиков, В.М. Шепель и др. указывают, что преодоление конфликтных ситуаций возможно только на основе специальных психолого-педагогических знаний и соответствующих им умений.

Между тем многие педагоги отрицательно оценивают всякий конфликт как явление, свидетельствующее о неудачах в их воспитательной работе. У большинства педагогов по-прежнему сохранилось настороженное отношение к самому слову «конфликт», в их сознании это понятие ассоциируется с ухудшением взаимоотношений, нарушением дисциплины, явлением вредным для воспитательного-образовательного процесса. Они стремятся избегать конфликтов любыми способами.

Сам по себе педагогический конфликт – нормальное социальное явление, вполне естественное для такого динамичного социума, каким является современный детский сад.

Современная конфликтологияориентирует массовое сознание людей на понимание неизбежности конфликтов в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и педагогической. Однако слабая подготовка педагогов и руководителей, неумение на практике управлять педагогическими конфликтами, находить оптимальные способы их упреждения и преодоления, как правило, негативно сказываются на организации воспитательно – образовательного процесса.

Разрешение конфликтных ситуаций требует от педагога существенного напряжения его интеллектуальных, эмоциональных и духовных сил.

Важно отметить, что профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный 18 октября 2013 года N 544нустанавливает необходимое умение для педагога «владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения» [3].

Сказанное выше подтверждает актуальность и необходимость конфликтологической грамотности среди педагогов и воспитателей.

Педагогический работники дошкольных образовательных организаций должны профессионально владеть приемами анализа, предупреждения и разрешения конфликтов, проведения переговоров, навыками посредничества (медиации) и другими, уметь учить других участников образовательных отношений управлять своим поведением в конфликтных ситуациях.

В психолого-педагогической литературе существует большое количество разнообразного диагностического инструментария по определению типа поведение человека в конфликтной ситуации и изучения отношения к конфликтам.

Мы предлагаем вам пройти диагностику Томаса-Килманна «Выбор стратегий в конфликтных ситуациях» для того, чтобы вы смогли определить свой стиль поведения в конфликтной ситуации [4].

Авторы считают, что люди должны не стремиться избежать конфликта любой ценой, а грамотно управлять ими.

Выведенная авторами двухмерная модель урегулирования конфликтов состоит из двух измерений:

Поведение личности, учитывающее интересы других людей

Поведение личности, игнорирующее интересы и цели других людей и направленное на защиту собственных интересов.

Таким образом, на основе различных комбинаций выраженности измерений выделяются 5 способов урегулирования конфликтов: соперничество,приспособление,компромисс,избегание, сотрудничество.

Инструкция к тесту Томаса-Киллмана «Выбор стратегий в конфликтных ситуациях». Вам будет предложено 30 пар вариантов различного поведения в конфликте. В каждой из пар необходимо выбрать одну наиболее близкую Вам. Правильных или ошибочных ответов нет, старайтесь отвечать вдумчиво и правдиво, т.к. только от этого зависит достоверность результата теста.

Вопросы к тесту Томаса-Киллмана «Выбор стратегий в конфликтных ситуациях».

1. Моё обычное поведение в конфликтной ситуации:

а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

б) Прежде чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем оба согласны.

2.Моё обычное поведение в конфликтной ситуации:

а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Я пытаюсь уладить конфликт с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.

3. Моё обычное поведение в конфликтной ситуации:

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

4. Моё обычное поведение в конфликтной ситуации:

а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Я стараюсь не обращать внимания на чувства другого человека.

5. Моё обычное поведение в конфликтной ситуации:

а) Улаживая спорную ситуацию, я постоянно ищу поддержку у другого.

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. Моё обычное поведение в конфликтной ситуации:

а) Я стараюсь избегать неприятностей.

б) Я стараюсь добиться своего.

7. Моё обычное поведение в конфликтной ситуации:

а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.

б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. Моё обычное поведение в конфликтной ситуации:

а) Я обычно настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я прежде всего стараюсь определить, какие интересы затронуты и какие вопросы являются спорными.

9. Моё обычное поведение в конфликтной ситуации:

а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.

б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. Моё обычное поведение в конфликтной ситуации:

а) Я твердо стремлюсь добиться своего.

б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. Моё обычное поведение в конфликтной ситуации:

а) Я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь успокоить другого, главным образом сохранить наши отношения.

12. Моё обычное поведение в конфликтной ситуации:

а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

13. Моё обычное поведение в конфликтной ситуации:

а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14. Моё обычное поведение в конфликтной ситуации:

а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

б) Я пытаюсь аргументированно обосновать свою позицию и преимущество своей точки зрения.

15. Моё обычное поведение в конфликтной ситуации:

а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.

16. Моё обычное поведение в конфликтной ситуации:

а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17.Моё обычное поведение в конфликтной ситуации:

а) Я обычно настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. Моё обычное поведение в конфликтной ситуации:

а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

б) Я дам другому остаться при своем мнении, если он пойдет мне навстречу.

19. Моё обычное поведение в конфликтной ситуации:

а) Прежде всего я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, с тем чтобы со временем решить их окончательно.

20. Моё обычное поведение в конфликтной ситуации:

а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. Моё обычное поведение в конфликтной ситуации:

а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным в обращении к другому.

б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. Моё обычное поведение в конфликтной ситуации:

а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и другого человека.

б) Я отстаиваю свою позицию.

23. Моё обычное поведение в конфликтной ситуации:

а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. Моё обычное поведение в конфликтной ситуации:

а) Если позиция кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.

б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

25. Моё обычное поведение в конфликтной ситуации:

а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к интересам другого.

26. Моё обычное поведение в конфликтной ситуации:

а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.

б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. Моё обычное поведение в конфликтной ситуации:

а) Я зачастую стремлюсь избежать споров.

б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. Моё обычное поведение в конфликтной ситуации:

а) Я обычно настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29. Моё обычное поведение в конфликтной ситуации:

а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

30. Моё обычное поведение в конфликтной ситуации:

а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли достигнуть успеха.

Обработка результатов. Посчитайте количество баллов по каждой шкале, проверяя совпадение по ключу.

Ключ для опросника К. Томаса

п/п

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

1.

     

а

б

2.

 

б

а

   

3.

а

     

б

4.

   

а

 

б

5.

 

а

 

б

 

6.

б

   

а

 

7.

   

б

а

 

8.

а

б

     

9.

б

   

а

 

10.

а

 

б

   

11.

 

а

 

б

 

12.

   

б

а

 

13.

б

 

а

   

14.

б

а

     

15.

     

б

а

16.

б

     

а

17.

а

   

б

 

18.

   

б

 

а

19.

 

а

 

б

 

20.

 

а

б

   

21.

 

б

 

а

 

22.

б

 

а

   

23.

 

а

 

б

 

24.

   

б

 

а

25.

а

     

б

26.

 

б

а

   

27.

     

а

б

28.

а

б

     

29.

   

а

б

 

30.

 

б

   

а

Подсчитав суммы (совпадение значков) по каждому столбцу, составьте график предпочитаемых вами стратегий, используя предложенную сетку.

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

         
         
         

Каждая клеточка соответствует двум совпадениям. Если у вас получилось в стратегии «соперничество» семь совпадений, то поставьте точку в середине четвертой снизу клетки. В «сотрудничестве», предположим, вы набрали пять, тогда следующая точка будет в середине третьей снизу клеточки второго столбца и т.д.

Итак,проблема педагогического конфликта в образовательной организации является одной из важных в педагогической науке. На наш взгляд, существенной работой является реализация специальных мероприятий по развитию конфликтологической компетентности педагогов.

Литература:

Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб.: Питер, 2019. – 560 с.

Калиткина Е.В. Особенности педагогических конфликтов // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы XI Международной научной конференции: сборник статей. Вып. 6 / под ред. И.Г. Ахметова, Е.И. Осяниной. – Казань, 2018. - С. 24-27.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70535556/

Тест описания поведения К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной) // Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2т. - М., 2001. - Т.2. - С. 69-77.

Просмотров работы: 238