Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у детей в дошкольном возрасте, особое внимание заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения.
Развитие речи непосредственно зависит от условий жизни и среды, в которой находится ребенок и протекает более успешно в благоприятной речевой среде.
Речевая среда – это семья, детский сад, взрослые и ровесники, с которыми постоянно общается ребенок.
В дошкольном образовательном учреждении необходимо создать благоприятную предметно-развивающую речевую среду, направленную на обогащение и обобщение у детей представлений об окружающем мире, удовлетворение интеллектуальных потребностей в разных видах деятельности.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть организована с отказом от устаревшего подхода, связанного с жестким зонированием и функциональной закрепленностью зон. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Общеобразовательная программа детского сада должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривает не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Образовательная среда - это совокупность условий, целенаправленно создаваемых для обеспечения полноценного образования и развития детей.
А развивающая предметно-пространственная среда - это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем) для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуется несколько предметно-развивающих «сред», которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных.
Используя принцип интеграции различных видов деятельности в конструировании предметно-развивающей среды группы, мы сможем создать единую предметно-пространственной среду, которая предполагает обеспечение разнообразной деятельности ребёнка, обогащение его речевого опыта и как следствие – развитие связной речи дошкольника.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
Основные составляющие при проектировании развивающей предметно-пространственной среды в группе: пространство, время, предметное окружение.
Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка. Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в группе. Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. В среде необходимо выделить зоны для разного вида активности: рабочая, активная и спокойная.
Развивающая предметно-пространственная среда должна учитывать принципы построения:
насыщенность среды предполагает разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе и должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию общеобразовательной программы;
полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.);
трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей;
вариативность среды предполагает наличие различных пространств, периодическую сменяемость игрового материала, разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми и появление новых предметов;
доступность среды обеспечивает беспрепятственное посещение воспитанниками всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность и свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности, а так же исправность и сохранность материалов и оборудования;
безопасность среды это соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т.е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Так при создании развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе детского сада необходимо помнить, что в возрасте 5-6 лет происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
С целью создания эффективно развивающей предметно - пространственной среды в дошкольном учреждении в старшей группе оформлен Центр речевого развития в соответствии с требованиями к оборудованию.
Оборудование Центра речевого развития:
книги (тематическая выставка, подборка книг определенного автора или жанра, разные виды книг.) По мере необходимости или новому целеполаганию содержание книжной полки меняется;
дидактические игры по развитию речи;
тематические альбомы, подборки иллюстраций, открытки;
разные виды театров (пальчиковый, настольный, плоскостной, кукольный);
карточки-алгоритмы составления описательных рассказов.
Задачи по развитию речи решаются во всех образовательных областях и в разных видах детской деятельности,
Работа по развитию речи ведется по 4 направлениям:
формирование словаря,
звуковая культура речи,
грамматический строй речи,
связная речь.
Для того чтобы дошкольники научились легко, красиво и правильно говорить, ежедневно проводим артикуляционную гимнастику («Веселый язычок», «Любопытный язычок»), дыхательную гимнастику, пальчиковые игры, упражнения (изображают животных, предметы быта, явления природы); логоритмические игры (слова сопровождаются движениями), в режимных моментах используем фольклор, художественное слово, стихи, песни.
Целенаправленная работа и грамотная организация речевой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении создает благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности.
Групповая комната оснащена игровыми модулями для сюжетно-ролевых игр. В процессе игры у детей развивается диалогическая и монологическая речь, повышается уровень социализации. Так же активное общение детей происходит при проведении экспериментов и игр в экспериментально-опытническом уголке. Непосредственно развитию речи способствует чтение книг, рассматривание и беседы по картинам и иллюстрациям, театрализованные игры с переодеванием и различными шнуровками.
Правильная организация речевой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении обеспечивает высокий уровень речевой активности детей и способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.
Таким образом, для полноценного развития речи детей необходимо:
создание развивающей предметно-пространственной среды,
целенаправленная работа воспитателей над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности,
повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников,
изучение состояния устной речи детей,
участие родителей в речевом воспитании детей.
Чтение книг и беседы в семье способствует обогащению словарного запаса детей, а в комплексе с правильной организацией развивающей предметно-пространственной среды группы способствует эффективному развитию речи ребенка.
Литература:
Авдулова Т.П. Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность // Справочник старшего воспитателя.-2014г. - №8.
Федеральный государственный образовательный стандарт (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014)