Военно-морское образование в России: история становления и традиции - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Военно-морское образование в России: история становления и традиции

Иванов Е.Н. 1, Назарова Н.Н. 1
1Филиал Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва в г. Вольске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Военно-морское образование в России возникло и развивалось вместе с военным флотом. За триста лет своего существования они не раз испытывали взлеты и падения, то, находясь в центре внимания первых лиц государства, то, переживая периоды забвения. Сегодня, в условиях реформирования флота и военно-морского образования, возникла острая потребность осмыслить его историю в контексте национальной культуры. Неотложность такого подхода диктуется также изменениями в системе всего военного образования, что на наш взгляд может привести к разрушению накопленных за столетия ценностей и традиций, являющихся цементирующей основой отечественной системы подготовки офицерских кадров, теснейшим образом связанной с культурой военного образования. Что касается культуры военно-морского образования, то под ней следует понимать исторически сложившуюся систему знаний, ценностей, традиций в воспитании и обучении офицерского корпуса российского Военно-морского флота, с учетом специфики его деятельности, которая заключается, прежде всего, в том, что ВМФ – единственный из всех видов Вооруженных сил, способный на постоянной основе отстаивать национальные интересы России в Мировом океане, обеспечивая военную безопасность страны с морских и океанских направлений. Принимая во внимание, что корабль в море – это объект государства, то морской офицер всегда являлся и будет являться его представителем и непосредственным исполнителем его воли вне национальных границ России, что накладывает свой отпечаток на образование и культуру офицера ВМФ. Таким образом, культура военно-морского образования, по нашему мнению, должна включать в себя следующие элементы: культуру государственной политики в области военно-морского образования и его содержания, педагогическую культуру и культуру управления военно-морским образованием.

О необходимости осмысления исторического опыта развития военного образования хорошо сказал современный российский военный историк и педагог А.И. Каменев: «Русская военная школа прошла большой путь развития. В разные века, в разное время передовые люди России пытались все сделать для того, чтобы их Родина была могущественной и процветающей. Прекрасно понимая тот факт, что в условиях господства силы невозможно обойтись без армии, истинные патриоты нашей страны все делали для того, чтобы офицерский состав русской армии был на высоте положения защитника государства. На пути строительства армии и воспитания офицерских кадров, конечно же, были издержки и недочеты, которые неизбежны в любом деле и уж в таком сложном деле, как защита Отечества. На нашу долю выпала задача бережно сохранить все ценное в этом опыте, осмыслить причины издержек и недочетов, сделать надлежащие выводы для современной практики подготовки офицеров в нашей стране».

Данная тема, на самом деле, актуальна, поскольку анализ современного состояния подготовки офицерских кадров, сегодняшних проблем военного образования не может быть достоверным и полным без изучения опыта прошлого.

Целью данной работы является изучение становления и традиций военно-морского образования в России.

В работе поставлены и решены следующие задачи:

- проанализировать материал по становлению и традициям военно-морского образования в России;

- обобщить материал по становлению и традициям военно-морского образования в России;

- провести необходимые исследования;

- способствовать сохранению исторической памяти.

История развития военно-морского образования в России. Осуществленная комплексная работа позволяет рассмотреть военно-морское образование в России как систему со всеми присущими ей свойствами и провести периодизацию его развития как процесса на основе содержания и функционирования сети образовательных учреждений. История становления военно-морского образования в России выделяет 8 этапов.

Первый этап. Допетровская эпоха практического получения знаний, навыков и опыта (до 1701 г.) определена как первый этап. В ту пору обучение, приобретение необходимых навыков осуществлялись в ходе практической деятельности. Веками секреты передавались от мастера к подмастерью, от поколения к поколению. Уровень этой деятельности, сопровождавшейся порою выдающимися достижениями, выше ремесла не поднимался.

Петр I является ключевой фигурой в истории Российского флота. Благодаря статусу Петра как главы государства военно-морское образование с самого начала приобретает элитарность, сохранившуюся до сих пор. Вслед за созданием регулярного Российского флота уже в ходе Северной войны (1700-1721) создается военно-морская школа для подготовки собственных кадров. Высочайший Указ от 14 (25) января 1701 г. положил начало военно-морскому образованию.

Вторым этапом предлагается считать зарождение, формирование и начало развития сети учебных заведений (1701–1798 гг.). Первым учебным центром, давшим начало и светскому образованию в России, была Школа математических и навигацких наук в Сухаревой башне в Москве. Главной ее задачей являлась подготовка морских офицеров. Из Европы завозились необходимая литература, приборы, оборудование и приглашались специалисты – носители необходимых знаний. С 1701 по 1715 г. Школа математических и навигацких наук была единственным в стране центром образования всех уровней с физико-математической и технической специализацией. В ней прошли обучение около 1200 человек. Она дала России собственных техников-специалистов и 33 учителей.

Военно-морское образование, начиная с Навигацкой школы, привлекало лучших педагогов своего времени. Ярким примером служит Л.Ф. Магницкий, которому принадлежит честь создания первых отечественных учебников. В 1703 г. издана его книга "Арифметика, сиречь наука числительная, с разных диалектов на славянский язык переведенная, и воедино собрана, и на две книги разделена" – математическая энциклопедия того времени. Первым в нашей стране профессором является А.Д. Фарварсон, упоминаемый в Указе 1701 г., которому принадлежит честь создания корпуса русских геодезистов.

1 октября 1715 г. в новой столице России – Санкт-Петербурге – на базе старших (мореходных) классов Навигацкой школы создана Морская академия, или Академия морской гвардии.

Петру I с его страстным отношением к флоту удалось создать отечественную систему военно-морского образования. Если на 1 января 1708 г. ни один россиянин не имел штаб-офицерского или обер-офицерского чина, то на 24 апреля 1724 г. россиян с офицерскими чинами во флоте было уже 162 человека (74%). Среди многочисленной категории мичманов и прапорщиков в 1723 г. иностранцев не имелось вовсе; в младшем же командном составе их доля к 1723 г. упала до 9,3% (128 человек). Из рядового состава иноземцев на 20 мая 1723 г. имелось всего пять человек – один матрос и четыре трубача. Комплектование флота собственными, а не иноземными специалистами обходилось казне гораздо дешевле.

Введение в 1726 г. раздельной подготовки по трем специальностям – командир, штурман, морской артиллерист, выделение в 1734 г. из общего курса Морской академии штурманской специальности и создание штурманской роты в Кронштадте привели к дифференциации образования и заложили предпосылки для введения специальностей во флоте.

С учреждением Морского шляхетного кадетского корпуса в 1752 г. подготовка офицерских кадров приобрела еще и гуманитарную направленность. В программу обучения были включены политика, мораль, история, риторика, генеалогия, геральдика, иностранные языки.

Третьим этапом развития военно-морского образования выступает специализация подготовки офицеров флота и дифференциация военно-морских учебных заведений (1798–1877 гг.).

Опыт дальних плаваний и боевых действий в удаленных районах Мирового океана потребовал глубокой, требующей научного подхода, профессиональной подготовки штурманов и инженеров-кораблестроителей. Поэтому в 1798 г. штурманские роты были преобразованы в морские училища3 с расширенной программой обучения и более совершенной учебно- материальной базой. В том же году в Санкт-Петербурге и Николаеве были созданы училища корабельной архитектуры. Состоялось формирование сети дифференцированных по специальностям учебных заведений.

Задача совершенствования наиболее перспективных морских офицеров в точных и прикладных морских науках была решена после утверждения в 1827 г. императором Николаем I рапорта выдающегося русского ученого-мореплавателя адмирала И.Ф. Крузенштерна. С созданием Офицерского класса было положено начало академическому образованию офицеров Русского флота. Первый набор состоял всего из 7 мичманов – выпускников Морского корпуса. Впервые в истории военно-морского образования России было создано принципиально новое образовательное учреждение, отличительной особенностью которого являлось то, что профессиональное образование морских офицеров строилось уже на базе программ Морского корпуса. Для преподавания в Офицерском классе пригласили академиков М.В. Остроградского, В.Я. Буняковского, П.Н. Фусса, Э.Х. Ленца, профессоров Петербургского университета М.Ф. Соловьёва, Н.Г. Устрялова и других.

Таким образом, в первой трети XIX в. в России сложилась сеть военно-морских образовательных учреждений, которая включала Морской кадетский корпус с Офицерским классом и подготовительным отделением, Училище корабельной архитектуры, Штурманское Балтийских флотов училище, Николаевское штурманское училище, Морское артиллерийское училище.

Четвертым этапом предлагается считать формирование системы непрерывного многоуровневого военно-морского и морского технического образования (1877–1917 гг.). Оно связано с зарождением дополнительного профессионального образования для переподготовки и повышения квалификации офицеров, уже имеющих высшее образование. Создание в 1874 г. Минного офицерского класса заполнило пробел, существовавший между первым уровнем образования – высшим и высшим военным образованием, т.е. академическим. В 1877 г. с преобразованием Академического курса морских наук в Николаевскую морскую академию завершилась реформа военно-морского образования.

В России была создана классическая сеть военно-морских образовательных учреждений, включавшая:

- подготовительное отделение военно-морской подготовки в Морском корпусе;

- высшие военно-морские учебные заведения для подготовки морских офицеров на первичные должности для корабельного состава и береговой службы;

- высшие учебные заведения для получения дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка и повышение квалификации);

- Николаевская морская академия для подготовки руководящего состава флота.

В 1862 г. был создан Совет для усовершенствования профессионального образования морских офицеров. Этот орган в 1877 г. стал называться Конференцией Николаевской морской академии.

Практика применения броненосного флота в конце XIX в. потребовала изменения как организационно-штатной структуры академии, так и содержания образования. В январе 1896 г. после очередного ходатайства начальника Николаевской морской академии вице-адмирала Д.С. Арсеньева был открыт Курс военно-морских наук. В программу обучения были включены морская стратегия и тактика, история военно-морского искусства, что обеспечивало расширение кругозора слушателей и выработку навыков в принятии решений по вопросам управления силами флота и использования морского оружия.

Только в 1907 г. для академии было построено отдельное здание на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, а в 1910 г. введена должность начальника с подчинением морскому министру. Накануне Первой мировой войны отечественная национальная система подготовки офицерских кадров сложилась в стройную систему.

Пятым, наиболее коротким этапом развития системы военно-морского образования в России продолжительностью всего один год предложено считать ликвидацию системы военно-морского образования (1917–1918 гг.). На этом рубеже в стране произошли сильные социальные потрясения, а также отказ от предыдущего опыта, что напрямую отразилось на деятельности военно-морских учебных заведений.

Воссоздание системы военно-морского образования происходило с использованием сохранившейся учебно-материальной базы и привлечением офицеров Императорского флота. В сентябре 1918 г. на Курсы командного состава флота – первого образовательного учреждения ВМФ советского периода (на базе бывшего Морского училища) – были приняты около 400 матросов из числа артиллеристов, минеров, рулевых, сигнальщиков, машинистов и др. Они были практиками флота, но обладали довольно низким уровнем общенаучных знаний, что, собственно, и определило содержание военно-морского образования и методику проведения учебных занятий. Требовалось добиться от "братишек" понимания специальных предметов и дисциплин. Срок обучения "в революционном порыве" первоначально составлял четыре месяца. Естественным с позиций более основательных выглядит его увеличение уже через год до трех с половиной лет4. Курсы преобразуются в учебное заведение.

Шестым этапом (1918 – 50-е годы XX в.) следует считать воссоздание системы военно-морского образования и расширение сети военно-морских учебных заведений в связи с развитием ВМФ.

Эти процессы связаны с новым социальным составом и качественным уровнем обучаемых. Для ускоренной подготовки "высшего командного состава с более солидным и разносторонним специально-техническим образованием и с необходимыми для лиц этого состава оперативными сведениями" в октябре 1918 г. были созданы Соединенные классы специалистов командного состава РККФ (штурманский, артиллерийский, минный, подводный и электротехнический классы). Произошло объединение всех российских офицерских классов в единое учебное заведение.

Отношение к подготовке руководящих командных кадров было реализовано в новом Положении об академии: "Морская академия – это автономное высшее морское учебное заведение, имеющее своей главной задачей разрабатывать тот цикл специальных научных дисциплин, которые в России нигде не разрабатываются, но без чего невозможна правильная и плодотворная деятельность Русского флота". Занятия в Морской академии возобновились с апреля 1919 г. К середине 20-х годов появилась острая потребность в руководящих кадрах морской авиации, которые стали готовить в Военно-морской академии РККА.

В 1933–1939 гг. созданы семь военно-морских образовательных учреждений. В высших военно-морских училищах были увеличены сроки обучения: в командных – до четырех лет, в инженерных – до пяти лет. В связи с усилением роли подводных сил в составе ВМФ с 1934 г. в училищах была организована раздельная подготовка курсантов, избравших службу на подводных лодках. С этого же времени стала осуществляться и раздельная подготовка курсантов по трем специальностям: штурманской, артиллерийской и минно-торпедной. Для подготовки авиационных специалистов (штурманов и техников) были открыты Военно-морское авиационно-техническое училище имени В.М. Молотова (1930), Военно-морское авиационное училище имени И.В. Сталина (1938), Военно-морское авиационное училище специальных служб (1940). С 1938 г., когда было принято решение о строительстве флота с крупными надводными кораблями в его основе, система военно-морского образования была нацелена на массовую подготовку офицерского корпуса к действиям в удаленных районах морей и океанов. Сеть образовательных учреждений подготовки кадров для ВМФ охватывала все уровни образования – от довузовского до академического.

Военно-морское образование обеспечило стабильность подготовки профессиональных кадров ВМФ. Даже в самое тяжелое время Великой Отечественной войны в 1941–1943 гг. ВМУЗы, находясь в эвакуации, в полной мере обеспечили флот специалистами. Одновременно преподаватели и ученые ВВМУЗов выезжали в действующие соединения, разрабатывали новые тактические приемы и способы применения оружия и отрабатывали их с командирами кораблей.

Седьмой этап. Революционные преобразования в силах и средствах ведения войны на море, возможность ракетно-ядерной войны в середине XX в., глобальный размах действий сил флота потребовали от флотских кадров инженерных и оперативно-тактических знаний. Поэтому седьмым этапом военно-морского образования предлагается считать создание сети специализированных образовательных учреждений ВМФ для обеспечения кадрами океанского атомного ракетно-ядерного флота (50–90-е гг. XX в.). Этот этап характеризуется осуществлением углубленного инженерного образования флотских кадров всех категорий и специальностей. Происходит совершенствование образовательного процесса и учебно- материальной базы ВМУЗов для обеспечения кадрами океанского атомного ракетно-ядерного флота в соответствии с научно-техническими требованиями по строительству, подготовке и применению ВМФ.

К 1949 г. была создана научная база для создания атомного флота, а в 1952 г. принято решение о начале строительства ракетно-ядерного флота, что потребовало подготовить такие кадры, которые были бы способны эксплуатировать и применять подводные лодки и надводные корабли с атомными энергетическими установками, вооруженные крылатыми и баллистическими ракетами с ядерными боезарядами.

Качественные и количественные изменения, происходящие в Советском Военно-Морском Флоте, предусматривали и совершенствование его подсистемы образования. В 1945 г. на базе инженерных факультетов Военно-морской академии имени К.Е. Ворошилова была учреждена Военно-морская академия кораблестроения и вооружения имени А.Н. Крылова. В первое послевоенное десятилетие созданы еще девять высших военно-морских училищ, а срок обучения специалистов командно-инженерного профиля увеличен до пяти лет. Подготовка преподавательского и научного состава Военно-морской академии кораблестроения и вооружения имени А.Н. Крылова и высших военно-морских училищ началась в 1954 г. практически одновременно с подготовкой первых экипажей атомной подводной лодки "К-3".

Подготовка офицеров для замещения первичных офицерских инженерных должностей для атомного флота была организована в Высшем военно-морском инженерном училище имени Ф.Э. Дзержинского. В училище был образован специальный факультет, первый набор на который произведен в 1957 г. В 1962 г. был сделан первый выпуск инженеров для атомного флота в количестве 100 человек.

Наряду с атомной энергетикой, морским ядерным оружием важнейшим компонентом качественно нового флота являлись новые средства доставки оружия массового поражения: морские крылатые (КР) и баллистические ракеты (БР) подводных лодок, надводных кораблей, морской авиации и береговых войск Военно-Морского Флота.

Аналогичные причины привели и к созданию новых форм боевой подготовки ВМФ – подготовки экипажей подводных лодок в специально созданных учебных центрах. Подготовка и переподготовка специалистов для атомных подводных лодок всех уровней осуществлялась в учебных центрах ВМФ в городах Обнинске (Калужская область, с 1956 г. по настоящее время), Коломне (Московская область, с 1957 г. по настоящее время), Палдиски (Эстония, 1961–1995 гг.), Сосновом Бору (Ленинградская область, с 1968 г. по настоящее время), Комсомольске-на-Амуре (1978–1997 гг.), а затем и в Вилючинске (Камчатский край, с 1994 г. по настоящее время). В 70–90-е годы прошлого века учебный центр ВМФ действовал и в г.Истра (Московская область). Для специалистов иностранных ВМС существовал учебный центр в Риге, а затем в Санкт-Петербурге (1975–2010 гг.). С 2010 г. действует 859-й Центр боевой подготовки и переучивания летного состава Морской авиации ВМФ (г. Ейск, Краснодарский край), созданный на базе 444-го ЦБП и ПЛС МА ВМФ, 859-го УЦ МА ЧФ (1981–2009 гг., в Каче), Ейского ВВАУЛ имени В.М. Комарова.

Во всех центрах осуществлялась как индивидуальная, так и групповая подготовка. Методология используемой здесь подготовки военных моряков отличается от традиционной, принятой в учебных заведениях, и имеет большую практическую направленность. В силу специфики центров информация о их деятельности по большей части носит закрытый характер.

К концу 80-х годов XX века в СССР военно-морская школа в полной мере обеспечивала потребности океанского ракетно-ядерного флота в высококвалифицированных кадрах по перечню направлений и специальностей всех категорий личного состава. Она включала 14 образовательных учреждений. Переподготовка и повышение квалификации офицеров в процессе службы осуществлялись на Высших специальных ордена Ленина офицерских классах ВМФ (г. Ленинград), а также на курсах и классах при высших военно-морских училищах. Подготовка руководящих кадров командного, командно-инженерного и инженерного профилей осуществлялась в Военно-морской академии. Уникальность военно-морского образования в Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации состояла в том, что это единственное учебное заведение, в котором осуществлялась подготовка слушателей к организации и ведению военных действий всех видов и родов Вооруженных Сил, при этом обеспечивалась максимальная реализация возможностей, заложенных в каждом из них. У слушателей – старших офицеров и адмиралов – вырабатывалось оперативно-стратегическое и стратегическое мышление.

С распадом СССР в 1991 г. система военно-морского образования продолжала готовить флотских офицеров (специалистов по крылатым ракетам корабельного, берегового и авиационного базирования, ядерным боеприпасам, ядерным энергетическим установкам, радиационно- химической безопасности и защиты, гуманитарного профиля) в оставшихся на территории России учебных заведениях6. Профессиональная составляющая высшего военно-специального образования морских офицеров была оптимальной по объему в учебных планах 1991 г. и практически осталась неизменной как по набору учебных дисциплин, так и по распределению учебного времени. Коренные изменения были внесены только в циклы общественных наук.

Восьмой этап. На современном, восьмом этапе военно-морского образования в России (90-е годы XX в. – настоящее время) четко прослеживается идентичность процессов, протекающих в системах военного и военно-морского образования и высшего профессионального образования.

Изменения последнего десятилетия XX в. и первого десятилетия нынешнего века напрямую связаны с утратой военно-морских учебных заведений за пределами России. В результате осуществлен перенос подготовки кадров из Латвии, Эстонии, Украины и Азербайджана на сохранившуюся учебно-материальную базу. Преобразование военных училищ в институты было осуществлено 15 лет назад с параллельным их укрупнением. Подготовка морских офицеров для службы на первичных должностях стала осуществляться в пяти вузах ВМФ: Балтийском военно-морском институте (г. Калининград); Тихоокеанском военно-морском институте имени С.О. Макарова (г. Владивосток); Военно-морском институте радиоэлектроники имени А.С. Попова (г. Петродворец); Санкт- Петербургском военно-морском институте, созданном на базе Высшего военно-морского училища имени М.В. Фрунзе и Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола; Военно-морском инженерном институте (г. Пушкин), созданном на базе Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф.Э. Дзержинского и Высшего военно-морского инженерного училища имени В.И. Ленина. В системе довузовского образования в дополнение к Нахимовскому военно-морскому училищу Распоряжением Президента РФ 1996 г. №73-рп был создан Кронштадтский морской кадетский корпус со сроком обучения семь лет. Изменения произошли и в деятельности учебных центров. В Российской Федерации продолжала функционировать сеть военно-морских образовательных учреждений, включавшая два довузовских военно-морских образовательных учреждения, пять военно-морских институтов, Высшие специальные офицерские классы ВМФ и Военно-морскую академию.

В мае 1999 г. впервые проблемам подготовки всех категорий личного состава флота от матроса до адмирала было посвящено заседание Военного совета ВМФ под руководством Главнокомандующего ВМФ. Было признано целесообразным иметь в ВМФ единый образовательный комплекс, включающий все военно-морские образовательные и научно- исследовательские учреждения. Однако на практике такие изменения произошли лишь десятилетие спустя и были инициированы руководством страны.

В соответствии с поручением Президента РФ о формировании перспективной сети высших военно-учебных заведений и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. № 1951-р создано и с 15 июля 2009 г. осуществляет свою деятельность Федеральное государственное (ныне – казенное) военное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота "Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова".

Таким образом, в процессе эволюции системы военно-морского образования, которое выступает как отдельный государственно- общественный институт и является феноменом великой русской культуры со свойственными ей многоукладностью и яркими национальными чертами, на основе развития сети военно-морских образовательных учреждений по подготовке офицерских кадров ВМФ удалось вычленить восемь этапов.

Современное военно-морское образование в России. Современная парадигма получения знаний ориентирует офицеров на образование в процессе всей их профессиональной деятельности. Карьерный рост обеспечивается в результате непрерывной учебы в течение всей службы. Такой подход был реализован в системе военного образования в советский период. После пятилетки в военно-морском институте (училище) офицер еще один год учился на ВСОК ВМФ, два – в ВМА и два – в Военной академии Генерального штаба. С реформированием Главного командования ВМФ функции управления ВВМУЗами перешли к Департаменту образования МО РФ. Однако естественную связь с главным заказчиком кадров – флотом невозможно разорвать даже жесткими административными мерами.

Военно-морская академия на современном этапе олицетворяет собой многовековую стабильную систему подготовки кадров ВМФ и научно-исследовательской работы, не только отвечающую современным требованиям, но и имеющую мощный потенциал для развития.

Бесспорно, в морском бою побеждает тот, кто не только лучше оснащен и вооружен, но и тот, кто более эффективно применяет боевые средства, проявляя при этом творческую инициативу. В современной и будущей войне как локального, так и более крупного масштаба победа останется за тем; кто сумеет наиболее эффективно применить Вооруженные Силы (ВМФ) по пространственно- временным параметрам.

Оснащение ВМФ новыми кораблями (подводными лодками), техническими средствами и оружием ставит не менее актуальную задачу подготовки кадров.

Образовательно-научный комплекс ВМФ при всех организационных изменениях сохранил фонды, интеллектуальный потенциал и выполняет поставленные задачи. Человеческий фактор во всей масштабной работе необходимо рассматривать на первом плане. И военно-морская деятельность предъявляет к человеку, избравшему трудную судьбу военного моряка, серьезные требования.

Офицер ВМФ, на наш взгляд, должен рассматриваться и формироваться не только как специалист, но и в первую очередь как личность с обязательным набором характеристик. Основными из них помимо, естественно, отменного здоровья должны быть:

- убедительный (осмысленный) патриотизм;

- развитые творческие способности;

- широкий кругозор; совершенное владение профессиональными вопросами;

- наличие практических навыков применения и эксплуатации ВВТ.

В настоящее время особенно необходимы специалисты в военно- технической области, что требует осуществлять дополнительную подготовку высококвалифицированных кадров по следующим направлениям:

- основы военно-технической политики РФ;

- методология обоснования программ и планов строительства ВМФ; программно-целевое планирование и управление развитием системы вооружения ВМФ;

- техническое оснащение ВМФ; – управление процессами жизненного цикла ВВТ ВМФ;

- методы принятия решений и оценивания технического уровня ВВТ ВМФ;

- структура и функции системы заказа ВВТ ВС РФ;

- исследование систем закупки ВВТ стран, передовых в военно-техническом отношении.

Образовательный процесс следует выстраивать по содержанию таким образом, чтобы воспитывать личность, в которой найдут логическое сочетание необходимые для офицера ВМФ мировоззрение и способности. Подготовку офицера ВМФ следует строить как комплексное воспитание личности – духовное, морское, военное, техническое – с единой основой. Именно воспитание, чуткое, каждодневное, всепоглощающее, ввергающее человека в водоворот военно-морской жизни без всякого остатка, и есть эта единая основа.

Культура и традиции военно-морского образования в России. Культура государственной политики в области военно-морского образования – это исторически достигнутый уровень взаимоотношений государства со своим Военно-Морским Флотом и его образовательными учреждениями, характеризующийся государственными требованиями к специалистам флота, организацией сети образовательных учреждений и подготовкой для них преподавательского состава.

Государственные требования к военным морякам окончательно были сформулированы в Морском уставе 1720 г. При этом, прежде всего, указывалось, "того ради сей воинский Морской устав учинили, дабы всякий знал свою должность и неведением бы никто не отговаривался ". Основной же задачей офицера было "служить императору и самодержцу всероссийскому со всею ревностию, не щадя живота и имения своего, по доброй христианской совести, без обмана и лукавства, как доброму, честному и верному человеку, что к пользе его величества и его государства".

Интерес государства ставился превыше всего: "Как адмирал, так и прочие высшие и нижние офицеры должны охранять со всяким тщанием и ревностию интерес своего государя и государства, где ни будут обретаться со врученною им командою во всяких случаях ".

Ряд требований к командному составу, записанных в петровском уставе, не утратил своего значения и в наши дни: это высокие нравственные качества, храбрость, справедливость, образец поведения в быту и в бою. При этом особо подчеркивалось, что "корень всему злу есть сребролюбие, того для всякий командующий аншеф должен блюсти себя от лихоимства и не точию блюсти, но и других от оного жестоко унимать ... Ибо многие интересы государственные через сие зло потеряны бывают. И такой командир, который лакомство великое имеет, не много лучше изменника". А такое требование устава, что "все воинские корабли российские не должны ни перед кем спускать флаги, вымпелы и марсели" вот уже три века является законом для всех отечественных моряков.

Важное значение для воспитания самостоятельности, ответственности и причастности к государственному делу имело и такое положение устава, предоставление права офицеру без разрешения непосредственного начальника обращаться напрямую к высшему должностному лицу в случае своего несогласия с принятым решением, которое может принести вред государственным интересам или может быть выполнено более эффективно. Особыми правами наделялся командир корабля, он на своем корабле почитался "яко губернатор или комендант в крепости".

Непреложной заботой командиров кораблей было обучение гардемаринов при подготовке их к офицерскому званию. Им предписывалось "крепко радеть об их обучении, дабы по времени они могли офицерами быть. В чем, ежели леностно поступит, тяжкий ответ будет иметь, яко пренебрегатель пользы государства". Этим самым подчеркивалась ответственность каждого офицера за судьбу государства.

И еще одна очень важная традиция, основы которой были заложены при Петре Великом: каждый командир или начальник при выполнении своих служебных обязанностей в процессе обсуждения каких-либо вопросов мог отстаивать свое мнение независимо от ранга вышестоящего начальника. Так, президент Адмиралтейств-коллегии генерал-адмирал Ф.М. Апраксин (1661–1728) сказал Петру I: "Когда я как адмирал спорю с Вашим Величеством по званию флагмана, я никогда не могу уступать. Но коль скоро Вы предстаете царем, я свой долг знаю ".

Одной из важнейших традиций в русском флоте было и остается принятие присяги. В ней отражается основа государственных требований ко всему личному составу флота. В течение 300 лет, даже при смене общественно-политических формаций, суть присяги оставалась неизменной: беззаветное служение своему Отечеству до последней капли крови. Так, в присяге при Временном правительстве говорилось: "Клянусь честью офицера (матроса, солдата) и гражданина и обещаюсь перед Богом и своей совестью быть верным и неизменно преданным российскому государству как своему Отечеству. Клянусь служить ему до последней капли крови... ". В присяге советского периода было записано: "... я клянусь защищать ее (Родину - СССР) мужественно, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагом ". Кроме того, военнослужащие клялись добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное имущество, строго хранить военную и государственную тайну, до последнего дыхания быть преданным своему народу.

К сожалению, из текста современной присяги исключено важнейшее положение о необходимости защиты Отечества не щадя ни своей крови, ни самой жизни, хотя в соответствии с Конституцией РВ "Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации ".

Организация образовательных учреждений Военно-морского флота России также являлась особой заботой государства. Еще Петр I в этом отношении придерживался следующих принципов: военные образовательные учреждения должны быть государственными, управление образованием должны контролировать первые лица государства. В целом эти принципы оставались незыблемыми до самого последнего времени, несмотря на смену общественно-политических формаций.

Начиная с правления Екатерины II, зародилась новая традиция – предоставление наибольших полномочий в управлении Морским корпусом его директору. Так, по сути, начала зарождаться идея автономии морских образовательных учреждений и их академических свобод. Наглядным подтверждением этому является назначение директором Морского шляхетского кадетского корпуса И.Л. Голенищева-Кутузова (1729–1802). Адмиралтейств – коллегия представила императрице Екатерине II список адмиралов на должность директора корпуса, однако императрица приняла такое решение: "Капитану 2 ранга Голенищеву-Кутузову быть в оном Корпусе впредь до Указу, вместо положенного по штату капитана 1 ранга" и "упомянутому Кутузову... Морской шляхетский корпус принять ". И.Л. Голенищеву-Кутузову были предоставлены самые широкие права в управлении корпусом, в том числе в подборе и расстановке преподавательских кадров. Отдавая должное таланту и профессионализму И.Л. Голенищева-Кутузова, Екатерина II назначила его также вице-президентом Адмиралтейств-коллегии. Назначение талантливого человека с должности директора корпуса на один из ведущих постов управления флотом с оставлением за ним функций по управлению корпусом является признанием неразрывной связи между военно-морским образованием и государственной политикой, чем было положено начало прямому взаимодействию флота с образовательными учреждениями. По нашему мнению, в интересах возрождения этой идеи на страницах "Морского сборника" желательно провести дискуссию о целесообразности учреждения поста заместителя главнокомандующего ВМФ по военно-морскому образованию с возложением его функций на начальника Военно-морской академии.

Важным событием в развитии культуры военно-морского образования стала проведенная в 1878 г. по инициативе Комитета морских учебных заведений дискуссия среди научной и флотской общественности о путях реорганизации Николаевской морской академии. Было высказано мнение о том, что академия должна располагать "собственными интеллектуальными силами, способными развивать все части морской науки. Академия только тогда приобретает научный авторитет, когда сумеет в собственной среде сформировать официально признаваемый и правильно организованный Институт профессоров – специалистов по предметам, составляющим специальности академии как учреждения, имеющего целью высшее морское образование". Результаты этой дискуссии окончательно убедили высшее руководство страны о необходимости во всех военно-морских учебных заведениях иметь собственную военную профессуру. Особое внимание при этом было обращено на достойную оплату труда военных ученых. Неадекватная оплата труда профессорско-преподавательского состава военно-морских образовательных учреждений во второй половине XIX в. в сравнении с ведущими гражданскими вузами приводила к необходимости поиска ими посторонних заработков, что неизбежно наносило ущерб качеству военно-морского образования и приводило к профанации преподавательского труда и падению престижа военной профессуры. Заметим, кстати, что после Октябрьской революции практически вся военно-морская профессура перешла на службу советской власти, это спасло военно-морскую школу от разрушения. Военно-морские вузы успешно решали задачу по подготовке офицерских кадров. Однако со строительством большого океанского флота и массовым открытием новых военных учебных заведений возникла острая потребность в подготовке научных и научно-педагогических кадров из рабочих и крестьян. В 1938 г. приказом Народного комиссара обороны Союза ССР N128 было введено Положение о подготовке научных и научно-педагогических кадров РККА (адъюнктов), утвержденное двумя руководителями, а имен но: председателем Всесоюзного Комитета по делам высшей школы при СНК СССР С. Кафтановым и народным Комиссаром обороны СССР Маршалом Советского Союза К. Ворошиловым. Участие ведомств военной и гражданской высших школ в подготовке военных кадров стало важной традицией, обеспечивающей высокий уровень содержания военно-морского образования.

Культура управления военно-морским образованием - исторически достигнутый уровень организации и обеспечения деятельности военно-морских образовательных учреждений по подготовке офицерских кадров флота.

Исследование общих проблем военно-морского образования позволило выявить элементы этой культуры. Их можно свести в две группы: первая включает в себя организационно-хозяйственные вопросы, решение которых зависит от высших органов государственной власти, вторая - вопросы, решаемые на уровне министерств и ведомств.

Заключение. ВМФ – это не набор техники и индивидуумов, а преемственно живущий организм с целями и ценностями национального бытия, с общим духом и верой, общими историческими и ежедневными переживаниями. Обладая такой общностью, профессиональный корпус ВМФ (старшины, офицеры, военные педагоги и ученые, ветераны флота) способен выступить катализатором развития современного общества России. Только такой инициативный прорыв превратит народонаселение в нацию, подтолкнув ее к продолжению непрерывного, творческого, исторического акта. На современном этапе в качестве катализатора подобных амбициозных задач и способов их реализации можно рассматривать Военно-морскую академию, которая олицетворяет собой многовековую стабильную систему подготовки кадров ВМФ и научно- исследовательской работы, не только отвечающую существующим требованиям, но и имеющую мощный потенциал для развития.

Список использованных источников.

1. Волков, С.В. Русский офицерский корпус. – М., Воениздат, 1993. – С. 43-46.

2. Греков, Ф.В. Краткий исторический очерк военно-учебных заведений. 1700–1910. – М., 1910. – С.145.

3. Каменев, А.И. История подготовки офицерских кадров в России. – М: ВПА им. В.И. Ленина, 1990. – С. 184.

4. Керсновский, А.А. История русской армии в 4-х книгах. – М.: Голос, 1994. – Кн. 2, с. 36-42.

5. Пестов, В.А. История и перспективы развития военного образования в России. – М.: ВА РВСН, 2001. – С. 114-120.

6. Эволюция системы военно-морского образования в России // Флот – ХХI век: Сайт тех, кому дорог Черноморский флот России. – Режим доступа: http://blackseafleet-21.com/news/6-06-2013_evoljutsija-sistemy-voenno-morskogo-obrazovanija-v-rossii, свободный.

7. Часть V // Mil Press flot. – Режим доступа: https://flot.com/education/310/tendencies/5/, свободный.

8. Военно-морское образование в России: культура и традиции. – Режим доступа: https://library.by/portalus/modules/culture/readme.php?subaction=showfull&id=1448921030&archive=&start_from=&ucat=&, свободный.

9. Беспалов, А. История военно-морского образования в России. – Режим доступа: http://os.x-pdf.ru/20istoriya/396296-1-istoriya-voenno-morskogo-obrazovaniya-rossii-vmesto-predisloviya-xv.php, свободный.

10. Беспалов, А. История военно-морского образования в России. – Режим доступа: https://rgavmf.ru/sites/default/files/lib/bespalov_navy-education.pdf, свободный.

11. Военное образование в России // Википедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Военное_образование_в_России, свободный.

12. https://vvo.ric.mil.ru/Stati/item/291433/, свободный.

Просмотров работы: 302