Культура межнационального общения как неотъемлемая составляющая профессионализма военно-морского офицера - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Культура межнационального общения как неотъемлемая составляющая профессионализма военно-морского офицера

Мачин А.А. 1, Кушеева М.К. 1
1Филиал Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва в г. Вольске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня мы живем в мире, где интенсивно взаимодействуют различные национальные культуры, народы и религии. Этот фактор, с одной стороны, требует построения открытых отношений между людьми различных культур. С другой стороны, перед каждым народом стоит задача сохранения национальной, религиозной и культурной идентичности. Однако это желание не должно приобретать формы нетерпимости по отношению к носителям ценностей и религиозных представлений других национальных культур. Такое положение может возникнуть исключительно из-за непонимания или незнания истории, культурных традиций, религиозных учений других народов. Банальное невежество может стать причиной таких явлений, как расизм, религиозная дискриминация, агрессивный национализм и др.

Таким образом, возникает потребность реального функционирования и развития культуры межнационального общения, осознания общественной необходимости в существенном повышении ее уровня, что актуально и для нашей страны.

Россия является полиэтничным, полирелигиозным, поликультурным обществом. Исторически сложившийся многонациональный состав населения Российской Федерации обязывает пристально изучать, сохранять и развивать все богатство и многообразие культур. Внимание к развитию культуры межнациональных отношений и гармонизации этнических взаимоотношений вызвано геополитическим положением России как многонационального государства, в котором проживают представители более 180 национальностей, которые имеют свою историю, обладают уникальными особенностями материальной и духовной культуры.

Благодаря объединяющей роли русского народа на территории России сформировалась российская нация – уникальное гражданское единство и культурное многообразие, духовная общность и союз различных народов.

О России как о поликонфессиональной стране говорит тот факт, что, помимо основной религии, представленной в России, − христианства (главным образом, православия), в ней есть ислам, иудаизм и буддизм. В то же время часть населения РФ неверующие.

Неизменным атрибутом государства, его своеобразной частью, в которой наиболее контрастно проявляются все проблемы, присущие обществу, является армия, одним из видов которой в нашей стране является Военно-морской флот Российской Федерации. Начиная с 1989 года проблема, связанная со сложностями во взаимоотношениях между воинами различных национальностей, не только выделена, но и занимает одно из первых мест в о списке самых горячих проблем.

На современном этапе приблизительную статистику этнического состава Военно-морского флота РФ представляют составленные на основе анкетирования сведения, свидетельствующие, что среди представителей личного состава 57% составляют русские, 11% − украинцы, 7% − татары, 5% − чеченцы, 2% − осетины, 9% разделили между собой евреи, белорусы, кабардинцы, абхазцы, буряты, черкесы; 9% воздержались от ответа.

На Черноморском флоте эта статистика может быть сдвинута в сторону увеличения крымско-татарских представителей, в связи с рекомендацией проходить срочную службу на территории региона проживания для оптимизации процесса адаптации к военной службе.

Поэтому, принимая это во внимание, следует отметить, что для военно-морского офицера культура межнационального общения является неотъемлемой частью составляющей его профессионализма. Но прежде всего офицер должен неукоснительно соблюдать требования нормативных документов, являющихся основой нравственной свободы офицеров и солдат. Какой же должна быть общая культура военнослужащего в соответствии с ними?

1. Общая культура военнослужащего и культура межнационального общения как составляющая его профессии

В период правления Петра I правила поведения военных регламентировали уставы, инструкции, наставления. Эти материалы давали представление о нравственных качествах военнослужащих, определяли требования государства к их поведению в различных условиях, оговаривали взаимодействие между высшими и низшими чинами. Правовое обоснование этикета было закреплено в Воинском артикуле (1716 г.).

В современном обществе статус воинского этикета отмечен Указом Президента РФ В. Путиным от 10.11.2007 N 1495 (ред. от 12.07.2021) «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации»). Он указывает на необходимость сохранить и приумножить военную мощь России, не растерять духовную и национальную культуру.

Из этих документов следует, что воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего:

─ быть верным Военной присяге (обязательству), строго соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации и требования общевоинских уставов;

─ выполнять свой воинский долг умело и мужественно, добросовестно изучать военное дело, беречь государственное и военное имущество;

─ беспрекословно выполнять поставленные задачи в любых условиях, в том числе с риском для жизни, стойко переносить трудности военной службы;

─ быть бдительным, строго хранить государственную тайну;

─ поддерживать определенные общевоинскими уставами правила взаимоотношений между военнослужащими, крепить войсковое товарищество;

─ оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу, соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости;

─ вести себя с достоинством в общественных местах, не допускать самому и удерживать других от недостойных поступков, содействовать защите чести и достоинства граждан;

─ соблюдать нормы международного гуманитарного права в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Воинская дисциплина достигается:

─ воспитанием у военнослужащих сознательного повиновения командирам (начальникам), боевых, морально-политических и психологических качеств;

─ знанием и соблюдением военнослужащими законов Российской Федерации, других нормативных правовых актов Российской Федерации, требований общевоинских уставов и норм международного гуманитарного права;

─ личной ответственностью каждого военнослужащего за исполнение обязанностей военной службы;

─ поддержанием в воинской части (подразделении) внутреннего порядка всеми военнослужащими;

─ четкой организацией боевой подготовки и полным охватом ею личного состава;

─ повседневной требовательностью командиров (начальников) к подчиненным и контролем за их исполнительностью, уважением личного достоинства военнослужащих и постоянной заботой о них, умелым сочетанием и правильным применением мер убеждения, принуждения и общественного воздействия коллектива;

─ созданием в воинской части (подразделении) необходимых условий военной службы, быта и системы мер по ограничению опасных факторов военной службы.

Обладая общей культурой, офицер может и должен достичь и высокой культуры межнационального общения.

В научной и публицистической литературе термин «межнациональное общение» стал встречаться во второй половине ХХ в. в контексте интернационального и патриотического воспитания. Межнациональное общение можно было бы определить как взаимосвязи и взаимоотношения, в процессе которых люди, принадлежащие к разным национальным общностям и придерживающиеся различных религиозных взглядов, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями, чувствами (Г.Н. Волков, З.Г. Гасанов, И.Л. Ленский, Т.Н. Петрова, М.Г. Тайчинов и др.). Культура межнационального общения зависит от общего уровня развития и умения человека воспринимать и соблюдать общечеловеческие нравственные нормы. Анализ большинства современных исследований показывает, что межнациональное общение представляет собой базовый элемент межнациональных отношений.

Главным в развитии межнациональных отношений и в целом человечества был и остается диалог культур. Взаимодействие культур, их диалог – это та благоприятная основа для развития межэтнических, межнациональных отношений. Межнациональное общение предполагает культуру общения, исключая пренебрежение к истории, культуре, достижениям какого-либо народа, а предполагает уважение, внимание к личности, политолерантность независимо от его национальности. Под культурой общения принято понимать высокоразвитое умение осуществлять коммуникацию соответственно нормам, которые исторически сложились в данном обществе.

Понятие «культура межнационального общения» отражает совокупность мировоззренческих, интернационалистских, нравственных качеств и убеждений личности, наглядно проявляющихся в процессе непосредственного и опосредованного общения с представителями других наций и народностей. И теоретическая, и практическая функции культуры межнационального общения − способствовать интеграции наций, народностей страны, укреплению их дружбы и сотрудничества, воспитывать такт и взаимоуважение людей разных национальностей. Основными чертами и критериями высокой культуры межнационального общения являются:

─ осознание и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми и групповыми, понимание необходимости достижения баланса межнациональных интересов, гармонизации общечеловеческих и национальных интересов;

─ нераздельное чувство национальной и общенародной (народов страны проживания) гордости, принадлежности к роду человеческому;

─ чувство дружбы между народами страны проживания, единства семьи человеческой;

─ забота о судьбах «малой родины», большой родины, всей планеты Земля;

─ понимание необходимости трудиться на благо своей нации, народов страны проживания, во имя сохранения человечества;

─ стремление и содействие расширению взаимосвязей своей нации с народами страны проживания и всего мира;

─ неразрывный и постоянный интерес к культуре, своего народа, народов страны проживания, мировой демократической культуре;

─ знание родного языка, языка страны проживания, языков других народов;

─ национальная скромность и забота о достоинстве своей нации, народов стран проживания, всего человечества;

─ глубокое уважение к национальному достоинству граждан своей национальности и любой другой, доброжелательность и такт во взаимоотношениях, а в перспективе − отказ от привычки различать людей по их национальному и расовому происхождению;

─ правильное понимание национализма как исключительно сложного, неоднозначного и противоречивого феномена;

─ нетерпимость к проявлениям шовинизма и расизма, стремление к овладению и повышению культуры межнационального общения.

Процесс выработки культуры межнационального общения является сложным и требует разностороннего подхода. Существует мнение, что самая важная роль в межэтнических конфликтах отводится собственно личности, человеческим страстям и противоречиям между людьми, а сами этнические отличия играют второстепенную роль. По этой причине для создания благоприятного климата отношений важно решение в первую очередь социальных проблем в воинском коллективе.

В контексте работы с многонациональным воинским коллективом настоящий офицер должен реализовать на практике следующие функции:

1) аксиологическую (этнокультура несет ценности, важные и необходимые для жизни этноса и каждого его представителя);

2) психологическую (способствует защите душевного равновесия человека, находящего в этнокультурных ценностях точку опоры, спокойствие, устойчивость);

3) социальную (консолидирует различные социальные слои вокруг многовековых, проверенных временем этнокультурных ценностей).

Целью формирования культуры межнационального общения в воинском коллективе является выработка уважительного и толерантного отношения к ценностям военнослужащих любых национальных групп, приобретение солдатами объективных знаний о других народах, способствование эффективному межэтническому взаимодействию, воспитание гражданственности и патриотизма, толерантности, определение актуальной модели поведения среди военнослужащих различной этнической принадлежности.

Определения функций культуры межнационального общения могут быть иными: побуждающая, смысловая, информативная, воспитательная, коммуникативная, интегрирующая.

─ Побуждающая функция направлена на побуждение у военнослужащих желания и стремления в освоении культуры, традиций и обычаев других народов.

─ Смысловая функция формирует у воинов осознание необходимости выработки механизмов налаживания межэтнических конфликтов.

─ Информативная функция отражает процесс приобретения воинами объективных знаний в области межнационального общения.

─ Воспитательная функция способствует принятию воинами культуры межнационального общения в процессе взаимодействия в воинском коллективе, развитию духовно-нравственных и морально-психологических ценностей солдатами.

─ Коммуникативная функция направлена на социализацию личности военнослужащего, формирует устойчивую линию поведения, выработку навыков общения в многонациональном воинском коллективе.

─ Интегрирующая функция способствует осознанию того, что культура межнационального общения основана на таких нравственных и морально-этических ценностях, как честь, уважение, достоинство, взаимопомощь, справедливость, войсковое товарищество.

Культура межнационального общения у военнослужащих должна выступать в виде самостоятельного качества личности.

Основными направлениями работы в процессе формирования культуры межнационального общения в воинских коллективах являются:

─ освещение героических достижений других народов, пропаганда дружбы и сотрудничества;

─ аргументированная борьба против проявлений национализма, шовинизма;

─ способствование осознания необходимости сплоченности, взаимопомощи и взаимовыручки для решения боевых задач.

Организация повседневной деятельности воинского коллектива требует знания национальных особенностей военнослужащих, специальных усилий и мер по формированию культуры межнационального общения. Со стороны офицеров необходимо быть осведомленным о культуре, истории тех субъектов или республик, откуда призваны их подчиненные. Важно рассматривать вопросы укрепления дружбы, создания высокой нравственной атмосферы в коллективе, войскового товарищества и дружбы на общих собраниях военнослужащих.

Для обеспечения продуктивной работы по выработке культуры межнационального общения необходимо, чтобы офицерский состав овладел методами изучения психического мира личности, способами и механизмами управляющих воздействий на характер отношений в военно-профессиональной, морально-политической и межличностно-бытовой сферах.

Вооруженные Силы в любых условиях должны оставаться оплотом уверенности и стабильности. Товарищеская выручка, дружба, взаимопомощь сплачивают воинский коллектив. Развитие взаимоотношений в воинском коллективе – способ улучшения условий службы воинов, повышения качества деятельности коллектива.

Особенности нации являются отражением общественного бытия и выражаются в ее психологическом складе, национальных традициях, нравах, обычаях, чувствах и настроениях. Они воплощают в себе своеобразие и уникальность исторического, социально-экономического, политического развития нации, в них сказывается и окружающая природно-географическая среда.

Переходя к конкретному разговору о национальных особенностях народов Российской Федерации, следует начать с русского народа, составляющего абсолютное большинство населения нашей страны.

Исторически сложилось так, что русскому пароду приходилось веками вести героическую борьбу с иноземными захватчиками за свою свободу и независимость. В этой борьбе формировались характер и национальные особенности русского народа, его воинов. К ним отнесем храбрость, верность долгу, чувство товарищества, выносливость, самопожертвование во имя свободы Родины, доброе отношение к другим народам.

Так, отмечая боевые качества русских матросов, адмирал Нахимов в рапорте о победе под Синопом подчеркивал, что «флагманы и капитаны выказали и знание своего дела, и самую непоколебимую храбрость, равно как подчиненные им офицеры, нижние чины дрались как львы».

Высокую оценку боевым качествам русского солдата дал Наполеон, который говорил, что, если бы ему дали русских солдат, он мог бы завоевать не только Индию, но и весь мир.

Нельзя не вспомнить боевые качества народов бывшего Союза, представителей всех национальностей России, которые с особой силой проявились в годы Великой Отечественной войны против гитлеровской Германии.

Теперь рассмотрим национальные особенности народов некоторых регионов Российской Федерации с наиболее пестрым национальным составом таких, как Северный Кавказ, Дагестан, Поволжье.

Для народов Северного Кавказа характерны такие нравы, привычки, обычаи: они приветливы, дорожат дружбой с теми, кто отвечает им взаимностью. Существует у них такой обычай, как куначество, когда люди разных народов обязуются оказывать друг другу помощь и защиту.

Новорожденным даются имена кунаков, как знак высшего уважения и дружбы. Горцы издавна славились гостеприимством. Одна из особенностей горцев − это взаимопомощь. Для выполнения наиболее трудных работ они объединялись.

Эти и другие национальные особенности проявляются у иных представителей горских народов. Им свойственны общительность, заметно выраженная склонность к взаимопомощи, образованию национальных микрогрупп и стремление к лидерству в воинском коллективе.

Такими же способностями отличаются воины народов Дагестана. Для них характерны коллективизм, взаимное уважение, почтительное отношение особенно к родителям и пожилым людям, другим национальностям. И это не случайно. В Дагестане бок о бок столетиями живут вместе около 40 национальностей, национальных и этнических групп.

Схожи национальные особенности некоторых народов Поволжья − татар, башкир, чувашей и некоторых других − с национальными особенностями народов Северного Кавказа, Дагестана, Средней Азии, Казахстана. Это относится, прежде всего, к татарам. Их отличает высокая деловитость, быстрая адаптация к изменившейся обстановке, развитая культура, темперамент. В военной службе отличаются активностью в выполнении своих обязанностей.

Следует отметить, что национальные особенности военнослужащих в значительной степени обуславливают их морально-психологическое состояние. Но они не являются решающими. Главное и основное здесь − хорошо продуманная, целенаправленная воспитательная работа командиров, их заместителей, всех офицеров, прапорщиков, младших командиров по сплочению воинских коллективов с учетом национальных особенностей состава. Практика показывает, что педагогически тактичная, дифференцированная, последовательная работа с воинами различных национальностей способна благотворно воздействовать на них, укреплять дружбу, сплотить воинские коллективы. А это важнейший фактор высокой боеготовности, крепкой воинской дисциплины, предотвращения столкновений между войнами на национальной почве. Потому так важно офицеру-руководителю обладать культурой межнационального общения.

В межнациональном общении в воинских коллективах проявляются, как правило, две тенденции: единение и обособление. Первая означает построение взаимоотношений между войнами различных национальностей на основе взаимного уважения и терпимости. Вторая выражается в неприятии представителей других национальностей в качестве равноправных и желательных партнеров в общении, в конфликтах с ними. Для преодоления этого, для сплочения многонациональных воинских коллективов необходима систематическая, целенаправленная, последовательная организаторская и воспитательная работа. Что надо учитывать офицеру-руководителю в связи с национальными особенностями воинов, проходящих службу в его подразделении?

Специфика военной службы такова, что представители разных национальностей выполняют свой конституционный долг в отрыве от привычной национальной среды, в условиях жесткой регламентации всего уклада жизни, единообразия питания, вещевого довольствия, быта и в какой-то мере досуга.

В армии круг межнационального общения людей резко расширяется, что порождает дополнительные психологические трудности, так как приходится общаться и находить язык с людьми, имеющими другие нравы, психологию, вкусы.

Довольно часто именно в воинском коллективе впервые встречаются друг с другом представители различных национальностей. Естественно, им интересно познакомиться поближе. Вместе с тем некоторые из них приходят в подразделение не только с желанием узнать людей других национальностей, но порой и с национальными предубеждениями, неправильными представлениями о других народах. Здесь имеют место и религиозные предрассудки, и территориальные «претензии», и национальные «обиды», обладающие большой живучестью.

В связи с этим офицеру-руководителю следует задать самому себе вопросы: какова моя роль в сплочении коллектива? знаю ли национальные особенности своих сослуживцев и учитываю ли их? проявлял ли бестактность, нетерпимость к традициям, нравам, обычаям воинов других национальностей? А ответив на них, постараться понять, что главное для него − общность целей, честное и добросовестное выполнение конституционного и гражданского долга по защите своего Отечества − России.

Важной предпосылкой здорового нравственного климата в воинском коллективе является утверждение уважительного отношения к личности воина, независимо от того, какую нацию или народность нашей страны он представляет.

В какой бы обстановке офицеру ни приходилось общаться с подчиненными, он постоянно должен помнить, что, как каждому человеку, солдату свойственно чувство собственного достоинства. А поэтому грубое слово, несдержанность в выражениях, высокомерие способны создать пропасть отчуждения между начальником и подчиненным, отрицательно сказаться на нравственном самочувствии воина. Нельзя не согласиться с известным психологом Ф. Угловым, который писал: «Если пуля, выпущенная врагом, может повредить часть тела, то грубое слово попадает в сердце и нередко валит человека наповал».

Особенно опасно, когда при этом затрагиваются национальные чувства людей. Замечено, что даже обычные конфликты в многонациональных коллективах способны приобретать национальную окраску. Отдельные воины с чрезмерно развитым национальным самолюбием могут воспринимать как показатель национальной неприязни малейшее проявление недостаточно обоснованной требовательности, не говоря уже о бестактных шутках или кличках.

Совершенно нетерпимы такие шутки со стороны офицеров. Ведь в их лице солдаты видят представителей вышестоящего командования, а поэтому и поведение их может расцениваться как выражение общей линии на пренебрежение национальными особенностями и традициями народов нашей страны.

Важно, чтобы офицер не только сам служил образцом высокой культуры межнационального общения, но и требовал этого от подчиненных. Отдельные воины могут допускать оскорбительное поведение по отношению к представителям других национальностей в силу недостаточного понимания этого вопроса или личной невоспитанности. Понятно, что методы работы с ними должны быть различными. Если с одним можно провести разъяснительную беседу, доказать негативные последствия их действий и поступков, то на других, возможно, более эффективное воздействие окажут общественность, а то и меры принуждения. Благоприятно влияет на нравственный климат коллектива помощь воинам в изучении русского языка, активное их привлечение к участию в общественной жизни подразделения.

Важнейшей предпосылкой здорового нравственного климата является неуклонное соблюдение принципа социальной справедливости. Воины с удовлетворением служат тогда, когда уверены, что их усердие в труде будет замечено и соответствующим образом оценено. Оценки здесь могут быть различные: похвала, постановка в пример другим, объявление поощрений и т.д. Причем они всегда должны быть объективными (нельзя преувеличивать, но и не стоит преуменьшать истинные заслуги солдата), соответствовать степени приложенных им усилий. Иногда бывает так: получил воин взыскание и замечает, как изменилось отношение к нему со стороны командира. И старается человек в последующем, стремится загладить свою вину, но доверия все нет. Подобная практика ведет к тому, что солдат разочаровывается в службе и перестает верить в свои силы. Как при поощрении, так и при наказании командир призван руководствоваться единственным критерием − мерой вклада воина в общее дело либо вреда, причиненного им коллективу.

Нередко случаи, когда, осмысливая принятое в отношении подчиненного решение, командир видит, что поступил несправедливо, но отменить его не хватает сил. Лучший способ избежать таких ситуаций − стремление во всем проявлять взвешенность, не принимать скоропалительных решений, особенно при рассмотрении вопросов, связанных с оценкой действий и проступков подчиненных.

Быть справедливым в многонациональном коллективе − значит зорко следить за тем, чтобы в подразделении четко соблюдать законность, уставные положения, чтобы все воины получали положенное им довольствие, поочередно несли службу в наряде и карауле, особенно в праздничные и выходные дни, пользовались правом на увольнение.

Для полноценного управления многонациональным коллективом офицер должен уметь эффективно организовать повседневную деятельность; создать благоприятный микроклимат в воинском коллективе; воспитать подчиненных в духе дружбы, сплоченности, взаимовыручки, терпимости, взаимоуважения; учитывать национальные особенности при проведении мероприятий индивидуальной воспитательной работы; проводить профилактику неуставных отношений, возникающих на национальной почве.

Безусловно, офицеру необходимо понимать, что «национальная культура − это совокупность материальных и духовных ценностей нации и, соответственно, он должен знать основополагающие моменты социокультурной специфики различных народов, их историю, чтобы корректно затрагивать тему межнациональных отношений». При организации полиэтнического взаимодействия в военной области необходимо учитывать ценностные параметры, т. е. этнокультурный контекст деловых отношений, национально-исторические и религиозные отличия и другие характеристики национальной организационной культур. У различных национальных культур разные границы поведения, не выходящего за рамки допустимого, различные жестовые коды. Их необходимо знать и учитывать в практике межнационального общения.

Анализируя различия в сфере межкультурной коммуникации, в качестве примера можно привести особенности невербального общения.

Так, для испанца прикосновение собеседника к мочке уха − оскорбление. Для грека таким же оскорблением считается поднятая рука с открытой ладонью в его сторону. Говоря «да», грек, турок, болгарин будут поворачивать голову вправо и влево, что для большинства европейцев означает «нет». Еще одним жестом, имеющим различные толкования, является большой и указательный пальцы, сложенные в виде кольца, что для американца означает «о'кей», для жителей французского Средиземноморья − «ноль» или «ничто», для тунисца − «я тебя убью», для японца − «деньги». Указательный палец, приложенный к виску, выражает глупость во Франции, но ум − в Голландии. С точки зрения итальянца из Флоренции, палец у виска − проявление доброжелательности, а для испанца этот жест означает недоверие.

Каждый народ и его культура уникальны, есть элементы несовпадений, различий, которые при их взаимодействии на уровне непосредственного общения могут выступать как «смысловые барьеры», что недопустимо в сфере военного сотрудничества или на дипломатическом уровне.

В соответствии с новой Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) запрещены любые ограничения прав граждан по признакам национальной и языковой принадлежности, равно как и пропаганда превосходства по этим признакам (ст. 19 и 29), постулировано право пользования родным языком и свободный выбор языка обучения и воспитания (ст. 26), гарантировано всем народам России право на сохранение родного языка и создание условий для его развития (ст. 68). Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гарантировал всем гражданам Российской Федерации право на получение дошкольного общего, начального общего и основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования (п. 4 ст. 14); защиту и развитие национальных (этнических) культур и региональных культурных традиций (п.4 ст.3), с одной стороны, и обеспечение единства культурного и образовательного пространства страны, с другой. Важно отметить, что на государственном, региональном, местном уровнях вопрос приобщения к национальной культуре своего народа, к культуре других народов решается не только в местах компактного проживания той или иной национальности, но и в субъектах РФ, где живут, учатся и работают люди разных национальностей.

Межнациональная толерантность – это отношение к представителям различных наций как к своей, способность не переносить недостатки и негативные действия отдельных представителей национальности на остальных, отношение к любому человеку с позиции «презумпции национальной невиновности». Противоположность толерантности – интолерантность. Интолерантность как социальный и культурный феномен – сложное и неоднородное явление. И если основным компонентом понятия «толерантность» является активная нравственная позиция личности и готовность человека к сотрудничеству с людьми иных культур, взглядов, убеждений, то основой интолерантности является позиция личности и готовность к неприятию, нетерпимости людей иных культур, взглядов, убеждений. В основе интолерантности зачастую лежат негативные стереотипы и предрассудки. Поэтому офицеру-руководителю необходимо знать и национальные особенности.

Таким образом, применительно к Военно-морскому флоту следует отметить, что для морского офицера культура межнационального общения является одним из важнейших факторов эффективного функционирования. Каждый военнослужащий, проходя военную службу в рядах Вооруженных Сил России, несет личную ответственность и за то, как представляет свой народ, как поддерживает его национальное достоинство среди представителей других национальностей.

Знание и уважение национальных особенностей сослуживцев, их обычаев и традиций способствует сплочению воинского коллектива, утверждению в нем дружеских взаимоотношений, а значит, повышению боевой готовности.

Это связано с тем, что Военно-морской флот России предназначен для вооруженной защиты интересов РФ, ведения боевых действий на морских и океанских театрах войны. ВМФ России способен наносить ядерные удары по наземным объектам противника, уничтожать группировки его флота в море и на базах, нарушать океанские и морские коммуникации противника и защищать свои морские перевозки, содействовать Сухопутным войскам в высадке морских десантов, участвовать в отражении десантов противника. И для выполнения этих задач необходимо создавать в воинских подразделениях здоровый морально-психологический климат, чему в полной мере способствует владение военно-морским офицером культурой межнационального общения.

Президент Российской Федерации В. В. Путин на совещании в Сочи 20 ноября 2018 г. подчеркнул, что «высокий моральный долг и патриотизм офицеров и солдат во все времена были нравственным стержнем нашей армии». Хочется надеяться, что этому способствовал и высокий профессионализм военнослужащих Военно-морского флота Российской Федерации.

Список использованных источников.

1. Барская, О.В. Организация процесса развития личности курсантов Черноморского высшего военно-морского училища им. П.С. Нахимова [Текст] / О.В. Барская // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 53(1). – С. 45-51.

2. Бескровный, Л.Г. Армия и флот в XVIII веке [Текст] / Л.Г. Бескровный. – М.: Воениздат, 1946. – 460 с.

3. Гаспринский, И.Б. Горы Востока [Текст] / И.Б. Гаспринский // Переводчик. – 1905. – № 10. – 5 февраля.

4. Идентичность и толерантность [Текст] / под ред. Н.М. Лебедевой. – М., 2002.

5. Сабиров, Р.Г. Факторы и условия профессионального становления будущих офицеров [Текст] / Р.Г. Сабиров // Вестник Казанского технологического университета. – 2014. – Т. 17, Вып.1. – С. 379-383.

6. Сикевич, З.В. Социология и психология национальных отношений: учеб. пособие [Текст] / З.В. Сикевич. – СПб., 1999.

7. Срибный, В.Н. Воинский этикет и культура межнационального общения военнослужащих [Электронный ресурс] / В.Н. Срибный. – Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/faktory-formirovaniya-kultury-mezhnatsionalnogo-obshcheniya-u-budushchikh-ofitserov, свободный.

Просмотров работы: 115