Для достижения профессионального успеха необходимо научиться строить отношения с людьми. Достаточно неулыбчивый и угрюмый человек может затрудняться в общении с коллегами, ему будет сложно добиваться успехов на переговорах. Немаловажную роль в карьере играет умение расположить к себе людей, создать атмосферу взаимоуважения и взаимодоверия. Знание приемов искусства общения поможет в этом.
Общение с людьми – это и наука, и искусство одновременно. Кто-то обладает природными способностями расположить к себе в общении. Для остальных – это вырабатываемый навык в ходе социализации, получения образования, изучения науки психологии.
Важной частью общения в профессиональной сфере является деловое общение и умение публичных выступлений, которые предстоят во время деловых совещаний, дискуссий, конференций, презентаций.
Огромную роль в ходе играют вербальные способы общения. Речь в военной среде направлена на достижение конкретных целей: постановку задач, поднятие боевого духа подразделения, стимулирование работы личного состава.
Грамотность, логичность и эмоциональная окраска речи являются обязательным условием любой деловой беседы. Офицер обязан владеть техникой непосредственного контакта, как на индивидуальном, так и на массовом уровне, и уметь обращаться со словом. Чтобы этого достичь, необходимо изучать особенности публичных выступлений, правила верного обращения со словом и техникой его использования. А знания приемов влияния на партнера во время делового общения и публичного выступления помогут налаживанию сотрудничества.
Рассмотрим особенности общения на примере деловой беседы.
Деловая беседа – это речевое общение собеседников, которые имеют необходимые полномочия для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки конструктивного подхода к их решению.
Деловые беседы направлены на реализацию следующих функций:
поиск новых направлений и начало перспективных мероприятий;
обмен информацией;
контроль начатых мероприятий;
взаимное общение офицеров как одного подразделения, так и из различных подразделений, служб;
поиски и оперативная разработка рабочих идей и замыслов;
поддержание деловых контактов на самых различных уровнях.
Эффективность делового общения зависит от глубокого знания предмета разговора, создания атмосферы взаимного доверия, умения обосновать свою позицию, взгляды, идеи и аргументировано доказать ошибочность мнения и доводов оппонентов. При подготовке к беседе определите: что необходимо и уместно сказать, что обязательно вызовет интерес партнера. Ваше поведение на встрече должно нести отпечаток вашей личности.
При ведении деловых бесед придерживайтесь следующих правил:
Соблюдайте срок договоренности с точностью до минуты.
Дайте понять партнеру, что вы – человек надежный.
Постарайтесь установить хорошие отношения с сотрудниками вашего партнера.
Узнайте имена всех участников беседы. Запомните или запишите их и обращайтесь к каждому по имени.
Тщательно готовьтесь к началу беседы.
Продумайте, какие вопросы может поставить вам партнер в начальной части.
Попытайтесь устранить факторы, мешающие ходу беседы.
Будьте интересным собеседником.
Если вы создадите непринужденную обстановку, партнеру доставит удовольствие иметь с вами дело. Беседа с вами должна стать для него событием. Не будьте назойливым, не проявляйте ни чрезмерного рвения, ни суетливости. Внесите немного юмора в разговор, но не плоские шутки или банальные высказывания. Придерживайтесь дружелюбного тона. Чаще улыбайтесь, если обстоятельства беседы позволяют.
Говорите спокойно, внятно и убедительно. Держитесь независимо. Не показывайте нервозного, беспокойного или рассеянного настроения, если оно возникло у вас до беседы. Не позволяйте партнеру довести вас до раздраженного состояния или сбить с толку. Сдерживайте эмоции и волнение, спокойнее реагируйте на его высказывания.
Не избегайте обсуждения сложных и щекотливых вопросов – обязательной части деловых бесед. Будьте непреклонны, но сохраняйте при этом хладнокровие. Проявляйте уважение к мнению партнера. Не говорите ему прямо, что он не прав. Если он делает заявление, с которым вы не согласны, лучше начинать со слов: «Я считал иначе, но, возможно, я ошибаюсь. Давайте проверим факты». Эти слова могут обезоружить собеседника, который ожидал возражений.
Деловая беседа – это открытый диалог. Побуждайте партнера больше высказываться. Внимательно слушайте его. Если в беседе участвуют несколько человек, поощряйте каждого высказать свое мнение, оставляя за собой право выступить последним. Не перебивайте говорящего. Тем самым вы можете уточнить, развить и интерпретировать его мысли в выгодном для вас направлении.
Выражайтесь конкретно, а не отвлеченно. Излагайте подробности, факты, цифровые данные. Не просто говорите, а подкрепляйте сказанное записями или схемами. Подключайте визуальные средства. Вручите некоторые материалы партнеру. Во время беседы у вас под рукой должны быть в распоряжении все необходимые материалы. Их следует держать в полном порядке.
Ведите беседу настойчиво, энергично и конкретно. Не пытайтесь сломать партнера потоком речей и большим числом аргументов, не давая ему вставить слово. На вопросы партнера давайте прямые, деловые ответы. Применяйте те специальные термины, которыми пользуется партнер. Не употребляйте слов, смысл которых понятен только вам. Излагая какую-либо информацию, делайте паузы, чтобы дать возможность вашим словам воздействовать на собеседника.
В случае излишней напористости собеседника нельзя дать загнать себя в угол, наоборот, если нужно, будьте непреклонны, но сохраняйте хладнокровие. Ваша основная цель – побудить партнера сделать что-то, создать у него впечатление, что вы учитываете все его законные интересы. Сделайте вид, что вы склонны уступить либо готовы внимательно изучить и принять нужное собеседнику решение. Иначе говоря, укрепите в нем уверенность в том, что вы сделаете именно так, как он хочет. В процессе беседы поощряйте собеседника и не давайте негативных оценок его словам и поведению. Это касается не только словесных оценок, но и невербальных.
Больше оперируйте вопросами, особенно такими, которые заставляют партнера согласиться с вами. Задавая вопросы, вы имеете возможность получить информацию; проанализировать условия, выдвигаемые партнером; установить новые обстоятельства, влияющие на вашу позицию; проверить воздействие вашего высказывания; выслушать мнение, противоположное вашему.
Помните, что ваш партнер не только логично рассуждает, но и имеет эмоции и предрассудки, может быть тщеславен и честолюбив. Используйте эти обстоятельства в своих целях. Старайтесь целенаправленно затронуть мотивы, которые движут партнером. Представьте список преимуществ, которые он получит, согласившись с вашими предложениями. Приведите ему доказательства в пользу этих преимуществ.
Установление места и времени встречи для деловой беседы может осуществляться по-разному в зависимости от установок – позиций участников. Позиция «командир» реализуется как приказ. Позиция «подчиненный» осуществляется как просьба. Позиция «на равных» предполагает согласование.
Начало беседы включает встречу и вступление в контакт. Тип контакта – «командир», «подчиненный», «на равных», дружелюбно, нейтрально, агрессивно – устанавливается еще до первых слов в зависимости от того, как вошел человек, каковы его поза, взгляд, интонация первых фраз, взаимное расположение в пространстве. Вступление в контакт может осуществляться по-разному: от подхода к человеку до легкого подъема подбородка, кивка или полного игнорирования вошедшего, демонстративного углубления в свои бумаги. Приветствие вошедшего может проявляться в улыбке, кивке, рукопожатии. В случае негативного отношения – подчеркнуто недовольном виде. Все эти невербальные нюансы вступления в контакт во многом прогнозируют дальнейшее взаимодействие собеседников.
Недопустимо начинать общение фразами, выражающими неуверенность, обилие извинений; неуважение, пренебрежение к партнеру; а также вынуждающими собеседника занять оборонительную или агрессивную позицию, создающую барьер между собеседниками.
Обсуждение и принятие окончательного решения могут осуществляться либо в стиле сотрудничества, равноправия и взаимной ответственности, либо в форме авторитарного принятия решения одним из партнеров с добровольным или вынужденным согласием, подчинением другого собеседника. Если вы колеблетесь в момент принятия решения, то не удивляйтесь, что начнет колебаться и собеседник. Сохраняйте умение анализировать в соответствии со своими позициями.
Любым возможным способом постарайтесь облегчить собеседнику восприятие ваших тезисов и предложений, учтя внутреннюю борьбу между его желаниями и реальными возможностями, чтобы он мог сохранить свое лицо.
Итоги беседы должны быть резюмированы, полезно даже сделать записи, установить конкретные сроки, способ информирования друг друга о результатах намеченных действий. Выход из контакта осуществляется вначале невербально – изменяется поза, человек отводит глаза, встает – и завершается речевым прощанием.
Подводя предварительные итоги, выявите, по скольким вопросам достигнуто согласие и сколько вопросов остались открытыми. С учетом проведенной беседы составьте план дальнейшей работы с партнером.
Публичное выступление, например, с трибуны, имеет свои особенности. Публичная речь воздействует на слушателей не только словами, использованными при построении речи, но и тем, как эти слова сказаны (интонация, высота звука и пр.). Одно и то же слово может быть сказано повелительно или радушно, раздумчиво или колюче, категорически, нерешительно, каждый раз этому слову придается совершенно иной смысл.
На слушателей действует та обстановка, в которой произносится речь: помещение, состав аудитории, наличие или отсутствие свежего воздуха, освещение, технические средства, голос самого оратора, его внешний вид и многое другое.
Речь как компонент делового общения должна обладать качествами хорошего собеседника и при этом быть не только убедительной, но и красноречивой, доказательной, логичной, продуманной, красивой. Для эффективного выступления с речью деловому человеку недостаточно только выбрать его тему, необходимо подумать и о назначении речи. Если человек берет слово, затем встает и начинает говорить, не имея ясного представления о том, ради чего он говорит и что хочет сказать, то для такого выступления несомненно нет достаточного основания и оно недопустимо, так как отсутствует предмет речи.
Можно дать следующие советы начинающим ораторам:
1. Выбирайте тему, соответствующую вашим познаниям и интересам.
Выбирайте круг вопросов, подготовка по которым позволит вам расширить ваш научный багаж по сравнению с потенциальными слушателями, или тему из такой области, в которой у вас по крайней мере не меньший опыт, чем у слушателей. Выступающий должен иметь широкий кругозор.
2. Подбирайте уместную тему.
Выбор темы зависит от места, времени и настроения публики, от актуальности конкретного момента. Официальный повод следует иногда использовать как исходный пункт для развития выбранной вами темы, которая, в свою очередь, может стать интересней и важней.
3. Выбирайте тему, соответствующую аудитории.
Тема должна быть интересна, важна и понятна для слушателя. Это зависит главным образом от следующих факторов: интересов аудитории (основных, групповых, конкретных, злободневных); новизны темы; заложенных в теме полярных мнений.
Опыт показывает, что перед публичным выступлением необходимо определить тему, осуществить сбор, анализ и обобщение информации, составить план выступления и кратких тезисов.
Задача плана – сделать речь стройной, логически связанной и последовательной. При подготовке плана необходимо учитывать состав аудитории. Кроме того, обязательно нужно готовить тезисы или конспект выступления. Конспект приучает к стройности и краткости изложения, четкости формулировок.
Однако, речь не будет иметь успеха, если оратор не готов к выступлению и рискнул, тем не менее, предстать перед публикой. Нужно продумать, как держать себя, походку, движения, жесты. Нужно дать слушателям почувствовать значимость вашего выступления.
Как выступающий – вы для них личность, а личности всегда находятся в центре внимания. Научитесь использовать оказываемое вам внимание.
Во время выступления завладеть вниманием слушателей можно обращаясь непосредственно к ним. Оратор не должен равнодушно смотреть поверх людей или в потолок. Любой слушатель должен почувствовать, что его увидели. Иногда полезно остановить взгляд на отдельном слушателе (если заметно его особое участие). Этот контакт глаз желательно укрепить (беглого взгляда часто недостаточно). Обращайте свой взгляд и на нескольких слушателей. Если перед вами большая группа, то выберите слушателей в различных частях аудитории. Не оставляйте без внимания ни одного сектора аудитории, иначе вы рискуете в какой-то ее части потерять всяческую поддержку. Показывайте свою заинтересованность по излагаемому вопросу.
Перед строем, либо на трибуне, не показывайте волнения, помните слова известного русского судебного деятеля А.Ф. Кони о том, что «размер волнения обратно пропорционален времени, затраченному на подготовку выступления». Можно воспользоваться дыхательной техникой для обретения спокойствия: 3 коротких вдоха и 3 коротких выдоха, 1 длинный вдох, 1 длинный выдох и улыбнуться.
Не начинайте свое выступление сразу, немного подождите. Никаких суетливых движений, они моментально отвлекают слушателей от существа выступления и вызывают разные ассоциации, часто далекие от содержания речи. Выступая, не разгуливайте около трибуны, потому что слушатели начнут вас разглядывать, а не слушать. Помните, что главным психологическим фактором, который оказывает воздействие на слушателей, являетесь именно вы, и слушатели оценивают, как вы одеты, как вы держитесь на трибуне, как вы говорите, знаете ли вы то, о чем говорите.
Помните о выразительности речи. Понятность речи в равной мере страдает оттого, что слова произносятся очень медленно или очень быстро. Важно, чтобы четко и ясно была произнесена ударная гласная, неударные гласные существенного влияния на разборчивость речи не оказывают. Выразительная речь способна передать массу оттенков мысли.
В выступлении следует стараться избегать ошибок. Иногда бывает достаточно двух-трёх речевых ошибок, чтобы составить мнение об уровне выступающего; особенно опасны в этом отношении неправильные ударения, которые сразу представляют человека в невыгодном свете.
Следует знать, что активно слушать человек может в среднем 15 минут. Затем необходимо сделать паузу или небольшое отступление, привести какой-нибудь любопытный факт. Кроме того, необходимо помнить, о роли жеста в публичном выступлении.
Лучше всего, когда поза при выступлении спокойная, а жесты свободные и упругие, а не небрежные и вызывающие. Когда слушатель видит перед собой мечущуюся фигуру, у него возникает раздражение. Жестикуляция может и должна сопутствовать ходу мыслей. Шаблонных фигур жестикуляции не существует. Существуют жесты приглашающие, отвергающие, повелительные, вопросительные. Оживленной жестикуляцией чаще пользуются, чтобы подчеркнуть свои слова. С помощью пальцев можно пояснить нюансы.
С помощью рук можно показать размеры предмета, указать на какие-либо предметы, подчеркнуть важность сказанного. Иными словами, пользуйтесь руками для создания образов своих идей.
В заключении отметим, что общение – это сложный многоплановый процесс, форма взаимодействия человека с другими людьми, форма активности субъекта.
В совместной деятельности человек объединяется с другими людьми, общается, вступает в контакт, добивается взаимодействия.
Рассмотрев такие актуальные вопросы, как особенности публичного выступления и общение в ходе проведения деловой беседы, можно сделать вывод, что для эффективности общения офицеру необходимо:
продумывать варианты развития беседы и быть готовым ими оперативно пользоваться;
не допускать конфронтации, а тем более конфликта;
при ведении деловых бесед нужно говорить спокойно, внятно и убедительно;
стараться быть интересным собеседником;
не использовать «дежурных» фраз, они неприятны собеседнику;
слова-паразиты вызывают раздражение у собеседника;
использовать механизмы психологического взаимодействия.
Итак, публичная (ораторская) речь должна быть: публичным мышлением; диалогичной (скрытой формой диалога); ситуативной и реактивной (управляемой обратной связью); спланированной и организованной предварительно, но откорректированной и окончательно сформированной в процессе выступления; проблемной; развернутой менее, чем письменная, но больше, чем устная; необратимой во времени (как устная речь); простой по конструкции фраз; выстроена по нормам и правилам литературного языка и по законам устной речи; доходчивой, образной и эмоциональной.
Список использованных источников.
1. Мунин, А.Н. Библиотека психолога. Деловое общение. Курс лекций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mir-knig.com/read_227203-60, свободный.
2. Зверева, Н. Правила делового общения. 33 «нельзя» и 33 «можно» [Текст] / Н. Зверева. – М.: ООО «Альпина Паблишер», 2015.
3. Лобанов, А.А. Основы профессионально – педагогического общения: учеб. пособие для студентов выш.пед. учебных заведений [Текст] / А.А. Лобанов. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002.
4. Морозов, А.В. Деловая психология. Курс лекций: учеб. для высших и средн. спец. уч. заведений [Текст] / А.В. Морозов. – СПб.: Изд. Сонез, 2002.
5. Рогов, Е.И. Психология общения [Текст] / Е.И. Рогов. – М.: Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
6. Публичная (ораторская) речь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/1745934/page:59/, свободный.