Становление, развитие, да и сама жизнь человека невозможны без общения и взаимодействия с людьми.
Общение – одна из основных проблем психологии и психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми.
От умения общаться с другими людьми во многом зависит успех работы начальника службы, его индивидуальный стиль руководства. И было бы ошибкой считать, что руководство службой представляет только отдачу указаний, распоряжений и заслушивание докладов. Эффективнее решаются задачи там, где руководитель может убедить подчиненных, выслушав их мнение, найти общую линию поведения, приемлемое решение.Все это происходит в процессе общения, посредством диалога и дискуссии.
В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности.
Его социальный смысл состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. В этой связи необходимо подчеркнуть идею психологии о единстве общения и деятельности.
Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений.
Связь общения и деятельности понимается и рассматривается с нескольких точек зрения.
Во-первых, общение и деятельность как две стороны социального бытиячеловека.
Во-вторых, общение как определённая сторона деятельности: оно включено в любую деятельность. Сама деятельность является условием общения.
В-третьих, общение как особый вид деятельности: общение как коммуникативная деятельность, или деятельность, выступающая самостоятельно на определённом этапе онтогенеза и общение как вид деятельности (речевая деятельность) со всеми присущими элементами деятельности [5].
Исходя из этого, можно дать определение понятию общение.
Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей [1].
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, взаимодействие, восприятие и понимание другого человека [1].
Отсюда следует, что общение предполагает взаимодействие, по меньшей мере, двух людей, которые попеременно выполняют функции субъекта и объекта общения.
Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется, обнаруживая свои индивидуальные особенности.
По форме воздействия можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации речевого общения – об общей культуре и грамотности. Подлинно человеческое общение не возможно без участия сознания и разума. Общение многофункционально.
По критерию цели общения выделяется восемь функций общения.
1. Контактная, цель, которой – установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности.
2. Информационная, цель, которой – обмен сообщениями (прием-передача сведений в ответ на запрос), а также обмен мнениями, замыслами, решениями и пр.
3. Побудительная, цель, которой – стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий.
4. Координационная, цель которой – взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности.
5. Функция понимания, цель которой – не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и взаимное понимание – намерений, установок, переживаний, состояний и пр.
6. Эмотивная, цель, которой – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний (обмен эмоциями), а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний.
7. Функция установления отношений, цель которой – осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей общества, в котором действует индивид.
8. Функция оказания влияния, цель которой – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе и его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и пр. [7].
В каждой ситуации (в конкретном случае общения) развиваются последовательные фазы общения.
Взаимонаправленность – это фаза, когда тот или иной человек становится объектом вашего избирательного внимания.
Взаимоотражение – фаза включения человека в общение, реакция на взаимонаправленность.
Взаимоинформирование – фаза обмена информацией, реакцией, действиями.
Взаимоотключение – это фаза окончания контакта, выход их зоны общения.
Общение, как минимум, включает следующие образования:
- участники общения;
- цели участников общения;
- содержание общения;
- правила и нормы общения;
- роли участников общения;
- репертуар действий (совокупность поведенческих актов в ходе общения).
Американский ученый Г.Д. Лассуэл предложил модель акта коммуникации, состоящую из семи компонентов:кто (коммуникатор) – зачем (мотив и цель) – сообщает что (содержание) – по какому каналу связи – на каком языке (код коммуникации) – кому (реципиент) – с каким эффектом (результат) [5].
В ходе общения важную роль играет стратегия общения.
Стратегия общения включает, открытое или закрытое общение; монологическое или диалогическое общение; ролевое или личностное общение.
Открытое или закрытое общение. Открытое общение – желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других.
Закрытое общение – нежелание или неумение выразить понятно свою точку зрения, свою позицию, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано, когда есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие этой компетентности другой стороны или в конфликтных ситуациях (когда открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно).
Кроме того, имеет место полузакрытая коммуникация – то есть «единостороннее выспрашивание», в ходе которого человек пытается выяснить позицию другого, не раскрывая свою. Случаи, когда человек открыто, выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния» называют термином «истерическое предъявление проблемы».
Монологическое и диалогическое общение. Монологическое общение – речь одного человека (доклад, рапорт, сообщение, выступление и т.д.).
Диалогическое общение – общение двух (иногда и более) лиц. Диалогическое общение может выступать в различных формах. Прямой диалог – разговор между двумя или несколькими лицами, в рамках которого партнеры излагают друг другу свои позиции, уточняя их путем постановки дополнительных вопросов.
Дискуссия – спор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе с целью добиться истинным путем сопоставления различных мнений. Важнейшим моментом дискуссии является убедительная аргументация, в процессе которой могут использоваться три вида аргументов.
К сильным относятся точно установленные факты и суждения на их основе; документы; экспериментально проверенные выводы; заключения экспертов; высказывания признанных авторитетов; свидетельства очевидцев; статистические данные, собранные и обработанные профессионалами.
Слабыми аргументами считаются умозаключения, основанные на разрозненных фактах, не имеющих связующего звена; уловки и суждения, построенные на алогизмах; ссылки на известные аудитории авторитеты; доводы личного характера; тенденциозно подобранные материалы; догадки, предположения, ощущения; неполные статистические данные.
Несостоятельными аргументами являются подтасованные факты; сомнительные, непроверенные источники; потерявшие силу и фиктивные документы; домыслы, догадки, предположения; доводы, рассчитанные на предрассудки и невежество; выдаваемые авансом обещания; ложные заявления.
Полемика – публичный спор, с целью защиты своей точки зрения и обоснованного опровержения мнения оппонента. Необходимо отметить, что зачастую в полемике конфликт идей превращается в конфликт людей. Часто это происходит только потому, что люди неправильно понимают друг друга. Создаются психологические условия, не способствующие эффективности общения.
Ролевое (исходя из социальной роли) и личностное (общение «по душам»). В психологии выделяют несколько видов ролевого общения. Рассмотрим некоторые из них.
«Контакт масок». Это формальное общение, при котором отсутствует стремление понимать и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливость, строгость, безразличие, скромность, участливость и т.п.); это типичный набор жестов, выражения лица, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
Примитивное общение – собеседника оценивают как нужный или мешающий объект. Если нужный – активно вступают в контакт, а получив от собеседника желаемое, теряют дальнейший интерес к нему. Если нужный объект общения, мешающий, то оттолкнут его, последуют агрессивные грубые реплики.
Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание и средства общения и вместо узнавания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
Деловое общение. При этом учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника. Но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с помощью различных приемов (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты и т.п.) в зависимости от особенностей его личности.
Светское общение. Суть его в беспредметности общения, когда говорят о том, что положено в таких случаях. Это общение закрытое, так как точка зрения на тот или иной вопрос не имеет значения и не определяет характер коммуникаций. В ходе светского общения используются ряд правил (поступков) и специальных принципов светского общения.
Стратегия общения в каждой конкретной ситуации реализуется через тактику общения на основе знания правил и владения техникой общения.
Это совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слушать. В тактике общения выделяют ряд позиций: доброжелательность (принятие собеседника), нейтральная, враждебная (неприятие собеседника), доминирование (общение «сверху»), общение «на равных», подчинение (позиция «снизу»).
На основе общих положений психологии общения, его стратегии и тактики, реализуются цели и задачи общения в различных жизненных ситуациях деятельности.
Акт межличностного общения, может быть определен как коммуникативное психологическое воздействие.
В основе грамотной организации речевого воздействия лежат следующие принципы: доступности, интенсивности, ассоциативности, наглядности, экспрессивности, ясности выражений.
Соблюдение принципа доступности означает опору на знания и опыт людей, их потребности и интересы, что способствует внутренней (психологической) предрасположенности человека к восприятию информационной составляющей речевого воздействия, ее глубокому освоению.
Принцип интенсивности речевого воздействия заключается в постепенном усилении психологического давления от начала к концу высказывания. Высказывая свои суждения, руководитель фиксирует внимание собеседника на различных оттенках своей мысли.
Ассоциативность и наглядность высказывания достигаются использованием понятных всем (традиционных) словесных образов, «запускающих» ассоциативное мышление, и применением ярких примеров, однозначно подтверждающих смысл воздействия.
Принцип экспрессивности говорит о том, что речевое воздействие не должно быть механическим текстом, оно должно быть живым высказыванием, выражающим личность говорящего. Для речевого воздействия очень важным является не только текст высказывания, но и его контекст.
Следует помнить общее правило: прежде, чем оказывать воздействие на собеседника, необходимо наладить с ним контакт. Сначала это эмоциональный контакт (встретиться глазами с партнером и так ему улыбнуться, чтобы получить от него улыбку в ответ), затем – смысловой контакт (ввести в курс обговариваемой темы, своей позиции, и т.д.).
На основе общих положений психологии общения, его стратегии и тактики, реализуются цели и задачи общения в различных жизненных ситуациях деятельности.
Таким образом, общение – важнейший социально-психологический процесс, включающий коммуникативную, перцептивную и интерактивную стороны (функции), различные средства, стратегию и тактику общения. Начальнику службы необходимо глубоко понимать психологическую сторону общения и умело использовать полученные знания в своей практической деятельности по руководству службой.
Список использованных источников.
1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учеб. для вузов [Текст] / Г.М. Андреева. – М. 2005.
2. Андриенко, Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Е.В. Андриенко; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
3. Классическая социальная психология : учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / [И. Г. Антипов и др.]; общ. ред. Е.И. Рогова. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011.
4. Маклаков, А.Г. Общая психология: учеб. для вузов [Текст] / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер. 2021.
5. Основы социальной военной психологии (курс лекций): учеб. пособие для курсантов и слушателей военных вузов [Текст]. – Вольск. 2009.
6. Свенцицкий, АЛ. Социальная психология: учеб. [Текст] / А.Л. Свенцицкий. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
7. Шестериков, А.В.; Хациева, И.А. Психология и педагогика: основы психологии личности военнослужащего и воинского коллектива: электрон. учеб. пособ. [Электронный ресурс] / А.В. Шестериков, И.А. Хациева. – Вольск: ВВИМО, 2016. – 1100Мб. – 1CD-R. – Загл. с экрана. – Инв. № 201623.