Введение. Патриотизм русских моряков оказал значительное влияние на историю нашего Отечества.
Смелость, отвага, решительность, упорство – это далёко не весь спектр качеств, присущих образу русского моряка. Именно благодаря их подвигам, сегодня мы с гордостью представляем страницы Отечественной истории.
В работе рассмотрены не только известные моряки на службе Отечеству, но и особо выделен период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
Представлены роль и место сил Балтийского флота в оборонительных и наступательных операциях советских войск на Северо-западном стратегическом направлении с целью обороны Ленинграда и разгрома немецко-фашистских войск под Ленинградом (10 июля 1941 г. – 9 августа 1944 г.) в ходе Великой Отечественной войны.
Кроме этого, рассмотрен Северный флот в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
В годы Великой Отечественной войны защита морских коммуникаций была одной из важнейших задач нашего флота. Особенно большое внимание решению этой задачи уделяло командование Северного флота, для которого она в отдельные периоды войны приобретала значение главнейшей. Командование флота стремилось использовать для обороны арктических коммуникаций разнородные силы и средства: надводные корабли, авиацию, подводные лодки, береговую и зенитную артиллерию, минное оружие. Однако к началу войны Северный флот располагал ограниченными силами, которые были вынуждены действовать с большим напряжением.
Основной формой использования сил при обороне арктических коммуникаций были систематические действия флота.
В исследовании дана оценка исторической роли подвига русских моряков на службе Отечеству в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг, рассмотрены Балтийский и Северный флот.
1. Феномен словосочетания «венок славы» и его значение. Сегодня понимание словосочетания «венок славы» выходит далеко за рамки известного собрания прозы и поэзии военных лет Великой Отечественной войны, где увековечен героико-патриотический подвиг русского народа, больших и не очень командиров, политработников и рядовых солдат в годы борьбы с немецко-фашистскими захватчиками (1941–1945 гг.) в 12-ти томах.
Венок славы – олицетворение подвига русских солдат, стойко защищавших родную державу в самые сложные для неё периоды. Данный феномен позволяет воспитать наиболее важное чувство гражданина, а именно – патриотизм.
Произошедшие изменения во всех сферах жизнедеятельности российского общества, новая содержательно-ценностная переориентация граждан, а также отсутствие государственной идеологии настоятельно требуют всемерного развития и применения потенциала патриотизма в интересах воспитания современной молодежи.
Следует отметить, что взятый курс на укрепление патриотизма в нашей стране, государственно-патриотическая позиция Президента Российской Федерации В.В. Путина обеспечило активизацию процесса патриотического воспитания населения.
Ныне, по мнению А.Н. Вырщикова, А.А. Крупника, В.И. Лутовинова и др. активнее следует искать пути наполнения патриотизма новым содержанием, возвращения в арсенал патриотического воспитания такого важного педагогического понятия как «Родина», дальнейшего совершенствования самой системы патриотического воспитания и организации последовательного серьезного научного изучения проблемы патриотизма.
Что же такое патриотизм? В чем его сущность?
По мнению А.Н. Вырщикова и М.Б. Кусмарцева в обыденном сознании патриотизм есть чувство глубокое, древнее, запечатанное в человеческом генотипе, что делает характер данного понятия внеисторичным, его объём наднациональным и метатерриториальным, а содержание кросскультурным, надконфессиональным, надпартийным, надкорпоративным и т.д.
Богатый материал для понимания сущности патриотизма можем найти в различных современных словарях.
Так, знаменитый отечественный филолог С.И. Ожегов понимает сущность патриотизма как «преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу».
По мнению авторов Философского словаря, составленным под редакцией И.Т. Фролова рассматриваемое понятие трактуется как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины.
Военно-энциклопедический словарь объясняет рассматриваемое понятие патриотизм шире, как «любовь к родине, своему народу, стремление своими действиями служить их интересам».
Педагогический энциклопедический словарь (главный редактор Б.М. Бим-Бад) поясняет сущность патриотизма как любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде.
Таким образом, рассмотрение вышеприведенных формулировок позволяет утверждать, что «патриотизм» это конкретное личностное качество человека. Сущность данного феномена заключается:
а) в любви к Отечеству, к родному краю, к своему многонациональному народу, его героической истории, культуре, обычаям и традициям;
б) в стремление своими конкретными действиями, поступками служить своему Отечеству, его социально-экономическому процветанию, политической независимости и территориальной целостности.
В приведенных определениях ясно прослеживается мысль, что человек – это высшая ценность нашей цивилизации, в то же время для человека высшей ценностью является любовь к своему Отечеству, в интересах которого он живет и трудится. Этого же мнения придерживаются А.Н. Вырщиков и М.Б. Кусмарцев, В.И. Лутовинов, А.А. Крупник и другие.
С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяются его нравственное значение как обязанности и добродетели.
По мнению Б.М. Бим-Бада и соавторов ясное сознание своих обязанностей по отношению к Отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма.
Достичь «добродетель патриотизма» возможно лишь в том случае, если будут приведены все меры по патриотическому воспитанию граждан. Венок славы русских солдат – неотъемлемый атрибут патриотического воспитания. Кроме воспитания, венок славы побуждает ощутить гражданами причастность к историческому процессу, вызывает особое чувство гордости за Отчизну.
Рассмотрим известных русских моряков, которые совершили подвиг для Отечества, и теперь они являются гордостью нашей страны.
2. Подвиги русских моряков на службе Отечеству в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. В годы Великой Отечественной войны наши моряки героически сражались и на Балтике, и на Севере, на Чёрном море, и на Тихом океане. Моряки участвовали в десантных операциях, несли службу на подводных лодках, военных кораблях, катерах. А когда нужно было защищать морские базы, они с честью воевали и на суше – в рядах морской пехоты. К началу Великой Отечественной войны корабельный состав ВМФ СССР насчитывал 3 линейных корабля, 7 крейсеров, 59 лидеров и эскадренных миноносцев, 218 подводных лодок, 269 торпедных катеров, 22 сторожевых корабля, 88 тральщиков, 77 охотников за подводными лодками и ряд других кораблей и катеров, а также вспомогательных судов. В постройке находилось 219 кораблей, в том числе 3 линейных корабля, 2 тяжелых и 7 легких крейсера, 45 эсминцев, 91 подводная лодка.
По боевым и эксплуатационным качествам построенные отечественные надводные корабли были на уровне аналогичных кораблей иностранных флотов. Они обладали достаточными скоростями, надлежащей защитой, высокой живучестью и непотопляемостью.
Проанализируем деятельность двух великих моряков периода СССР – Николая Герасимовича Кузнецова и Ивана Александровича Колышкина.
Николай Герасимович Кузнецов – великий русский моряк на службе Отечеству. Русский флот периода СССР нельзя представить без Николая Герасимовича Кузнецова. Николай Герасимович – человек удивительной судьбы, вспоминая свою жизнь, писал: «Я никогда не страдал большим честолюбием и не стремился забираться на вершины служебной лестницы, но, признаться, мечтал стать командиром корабля – большого или малого – и, стоя на мостике, управлять им. Но судьбе было угодно в силу ряда причин то поднимать меня высоко, то кидать вниз и принуждать начинать службу сначала. Доказательством этого является буквально уникальное изменение в моих званиях. За все годы службы я был дважды контр-адмиралом, трижды – вице-адмиралом, носил четыре звезды на погонах адмирала флота и дважды имел высшее воинское звание на флоте – Адмирала Флота Советского Союза».
Получая выговоры и вызывая недовольство Сталина, Кузнецов все предвоенные годы продолжал готовить флот к войне. В 1940–1941 гг. была разработана и введена в действие система оперативных готовностей флотов и флотилий, целесообразность, которой оправдалась в начале Великой Отечественной войны. В январе 1941 года первый приказ, вышедший из Наркомата ВМФ, требовал открывать огонь зенитных батарей при появлении иностранных самолетов над нашими базами.
Николай Герасимович Кузнецов (1904–1974 гг.) –
нарком ВМФ СССР, Герой Советского Союза (1945 г.)
ВМФ противопоставил внезапности нападения высокую степень боевой готовности, 22 июня 1941 года русская армия не потеряла ни одного корабля, ни одного самолета авиации ВМФ. Все налеты на базы флота были отражены огнем корабельной и береговой артиллерии. Во время войны Кузнецов оперативно и энергично руководил флотом, координируя его действия с операциями прочих Вооружённых Сил.
Будучи членом Ставки Верховного Главнокомандования, постоянно выезжал на корабли и фронты. Флот предотвратил вторжение на Кавказ с моря. Большую роль в противодействии противнику сыграли морская авиация и подводный флот. ВМФ оказывал помощь союзникам, а кроме того, сопровождал корабли, идущие по Ленд-лизу.
Николай Герасимович стремился к получению качественного морского образования, а также уделял большое внимание изучению опыта войны. Со 2 февраля 1945 года Н.Г. Кузнецов – член Государственного Комитета Обороны (ГКО). В 1945 году участвовал в составе советской делегации в работе Крымской и Потсдамской конференций руководителей трёх союзных держав.
Успехи в военном деле не оставались незамеченными. Так, у Николая Герасимовича Кузнецова появлялись награды.
31 мая 1944 года Кузнецову присвоено воинское звание адмирала флота (четыре звезды, равное генералу армии).
25 мая 1945 года это звание приравнено к званию Маршала Советского Союза и введены погоны маршальского типа.
Следует отметить историю появления данных званий у Кузнецова.
Об истории званий «адмирал флота» и «Адмирал Флота Советского Союза» Николай Кузнецов в своих мемуарах писал следующее: «В 1944 году Сталин неожиданно для меня поставил вопрос в Ставке ВГК о присвоении мне очередного звания. У нас к этому времени не было звания выше адмирала, а значит, не было предусмотрено и соответствующих погон. Я доложил, что в других флотах существует звание адмирала флота. «Чему это будет равно в наших Вооружённых Силах?» — спросил Сталин. Я ответил, что если выдерживать ту же последовательность, что и в армии, то адмиралу флота следует присвоить погоны с четырьмя звёздочками, но это тогда не будет самым высшим званием, какое имеют сухопутные военачальники, то есть звание маршала. Тогда же было решено учредить пока звание адмирала флота с четырьмя звёздочками на погонах, не указывая, кому это звание присваивается в сухопутных силах. Итак, я получил очередное звание адмирала флота с необычными для флота погонами. Носил я их сравнительно недолго. В мае 1944 года было решено заменить эти погоны на маршальские, с одной большой звездой. А когда обсуждался уставной вопрос и в табели о рангах нужно было решить, кому же равен по своим правам адмирал флота, то чёрным по белому было записано: «Маршалу Советского Союза». К сожалению, на этом я не могу поставить точку. Позднее (в 1948 году) я был лишён этого звания и по второму разу надел погоны контр-адмирала. Получил очередное повышение, будучи командующим Тихоокеанским флотом (по второму разу) в 1950 году, а после смерти Сталина восстановлен в прежнем звании Адмирала Флота Советского Союза (в 1953 году). Уже после войны встал вопрос: следует ли адмиралу флота иметь и носить маршальскую звезду? Помнится, маршал Жуков предложил изменить тогда и название на «Адмирал Флота Советского Союза». Правительство решило внести такую поправку в высшее звание ВМФ, и я вместе с группой маршалов из рук Председателя Президиума Верховного Совета СССР К.Е. Ворошилова получил маршальскую звезду. Однако фортуна ещё раз отвернулась от меня, и я был понижен в звании до вице-адмирала. Думаю, это уникальный и единственный случай в истории всех флотов. Там же, где я получил маршальскую звезду, я вернул её, сохранив за собой звание вице-адмирала…».
14 сентября 1945 году за образцовое выполнение заданий Верховного Главнокомандования по руководству боевыми операциями флотов Николаю Герасимовичу Кузнецову было присвоено звание Героя Советского Союза.
Иван Александрович Колышкин – великий русский моряк на службе Отечеству. Другим примером мужества русского моряка является Иван Александрович Колышкин (1902–1970 гг.).
Участник Великой Отечественной войны с первого её дня.
22 июня 1941 года командир дивизиона бригады подлодок Северного флота капитан 3-го ранга И.А. Колышкин вышел в свой первый боевой поход на Щ-401 (командир – капитан-лейтенант А.Е. Моисеев).
С начала войны по январь 1942 года подводные лодки дивизиона под командованием капитана 2-го ранга Колышкина И.А. потопили 8 транспортов и сторожевых кораблей противника общим водоизмещением 72,5 тысячи тонн. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 января 1942 года за успешное командование вверенным дивизионом и проявленные мужество и героизм Колышкину Ивану Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 655).
С 1943 года и до конца войны Колышкин – командир бригады подводных лодок Северного флота. В 1944 году ему присвоено воинское звание «контр-адмирал». Под его командованием бригада 24 июля 1943 года была награждена орденом Красного Знамени, став первым в советском ВМФ Краснознамённым соединением подводных лодок. А 3 ноября 1944 года она была награждена орденом Ушакова 1-й степени, и стала первым, и до сих пор единственным, дважды орденоносным соединением подводных лодок в отечественном Военно-Морском флоте.
Иван Александрович Колышкин (1902–1970 гг.) –
командир 2-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота,
капитан 2-го ранга; первый из советских моряков-подводников,
удостоенный в годы Великой Отечественной войны звания
Герой Советского Союза
Рассмотрим действия Балтийского флота в битве за Ленинград.
3. Балтийский флот в битве за Ленинград. Северо-западное (Ленинградское) стратегическое направление было одним из важнейших в гитлеровских планах блицкрига в войне против нашей страны. «Лишь после обеспечения этой неотложной задачи, которая должна завершиться захватом Ленинграда и Кронштадта, – говорилось в «Плане Барбаросса», – следует продолжать наступательные операции по овладению важнейшим центром коммуникаций и оборонной промышленности – Москвой».
С захватом Ленинграда связывались надежды агрессора на уничтожение Балтийского флота. Немецкому флоту было рекомендовано избегать крупных морских операций, а главной «целью военных действий на Балтийском море было блокирование русского флота путем сильного минирования Финского залива».
Таким образом, Балтийский флот являлся органической составной частью сил, участвующих в битве за Ленинград, которая длилась с 10 июля 1941 по 9 августа 1944 г. и представляла собой ряд взаимосвязанных оборонительных и наступательных операций советских войск на Северо-западном стратегическом направлении. Главная цель – оборона города Ленинграда и разгром немецко-фашистских войск под Ленинградом.
Война застала Балтийский флот в начальной стадии развертывания сил в базах Прибалтики. Вхождение в состав СССР государств Балтии (Эстонии, Латвии, Литвы) на правах союзных республик позволило в период с 1939 по 1941 г. значительно укрепить стратегические позиции не только через Финский залив, но и непосредственно из Риги, Любавы, Вентспилса.
В то же время положение Балтийского флота серьезно осложнялось тем, что Финляндия вступила в войну на стороне Германии и предоставила свою территорию для развертывания немецко-фашистских вооруженных сил. Так, перед началом войны против Советского Союза немцы получили ряд аэродромов в непосредственной близости от Ленинграда и военно-морские базы на серном побережье Финского залива. Из Германии в Хельсинки было перебазировано до 50 кораблей – минные заградители, сторожевые корабли, ряд других малых кораблей и катеров для постановки мин и действий совместно с финским флотом против наших морских коммуникаций. Более того, уже с 16 по 20 июня 1941 г. немецко-фашистский флот выставил минные заграждения на подходах к портам Мемель (Клайпеда), Пиллау (Балтийск), Кольберг (Колобжег), прикрыл минами свои сообщения в южной части Балтийского моря (Мемель – о. Эланд), выставил минные заграждения в устье Финского залива, у входа в Ирбенский пролив и Соэловяйн, западнее о. Найсаар, на фарватерах Ханко-Таллинн-Кронштадт, перед Лиепаей и Вентспилсом. Всего было выставлено 1060 якорных неконтактных мин. Кроме того, в районе Лиепая-Таллинн было развернуто пять подводных лодок.
Балтийский флот к началу Великой Отечественной войны включал в своем составе: 2 линкора, 2 крейсера, 2 лидера, 16 эсминцев, 6 сторожевых кораблей, 66 подводных лодок, 48 торпедных катеров, 33 тральщика, 656 самолетов, 424 орудия (от 72 до 406 мм) береговой обороны и 352 орудия ПВО. Составной частью флота в отличие от других флотов являлось наличие в его составе морской пехоты, а также не только стационарной, но и железнодорожной береговой артиллерии, сыгравшей важную роль в битве за Ленинград.
В первые часы Великой Отечественной войны Балтийскому флоту недоставало тральщиков, охотников за подводными лодками, сторожевых кораблей. На флоте отсутствовали тралы для борьбы с неконтактными минами, десантные корабли специальной постройки. Флот не располагал нужным количеством неконтактных мин, необходимыми силами и средствами ПВО, в первую очередь для прикрытия баз флота. Отсюда и неоправданные потери флота (на минах флот терял 49 % боевых кораблей по отношению к общим потерям) и большие затруднения, которые испытывал наш флот в борьбе с немецкими минами. Недостаточное зенитное вооружение было и на кораблях флота.
Большое внимание на боевое применение сил флота сыграли и изменение общей обстановки на советско-германском фронте в первые же дни войны (уже за первые 18 дней войны советские войска отступили на глубину до 450 км.; почти вся Прибалтика оказалась оккупированной), что привело к ухудшению базирования сил флота, к длительной блокаде надводной части Финского залива, тяжелым потерям морской авиации в первый период войны.
Однако благодаря упорная обороне Ленинграда силами флота, даже в этот самый трудный период войны, флот способствовал замедлению темпов продвижения противника на приморском направлении, что имело стратегическое значение, т. к. непосредственно влияло на срыв планов молниеносной войны (блицкрига) немецко-фашистского командования.
В ходе битвы за Ленинград провели 723 своих конвоя, на 2213 судах этих конвоев было перевезено 300 тысяч человек и 5000 тысяч тонн военной техники, боеприпасов и других грузов. Отражая ожесточенные атаки врага в блокадном Ленинграде, Балтийский флот в ноябре 1941 г. направил для защиты Москвы отборный отряд в 700 человек с двадцатью 130-мм и 152-мм орудиями…
Таким образом, в 1941–1944 гг. силы Балтийского флота принимали активное участие в битве за Ленинград, включавшей:
1. Ленинградскую оборонительную операцию (1 июля 9141 – 27 января 1944 г.); операции «Нева – 1» и «Нева – 2»;
2. Операцию «Искра» по прорыву блокады Ленинграда (12–30 января 1943 г.);
3. Ленинград-Новгородскую операцию по снятию блокады Ленинграда (14 января – 1 марта 1944 г.);
4. Выборгско-Петрозаводскую операцию (10 июня – 9 августа 1944 г.) – последнюю в битве за Ленинград.
Силами Балтийского флота было потоплено 624 транспорта, 581 боевой и вспомогательный корабли противника. На Балтике гитлеровцы потеряли около 50% транспортного тоннажа в ходе войны с СССР.
Но и потери Балтийского флота были велики. Он потерял 15 эсминцев, 45 подводных лодок, 5 сторожевых катеров и т.д. Если официальным данным потери армии и флота в битве за Ленинград составили 1,4 млн. человек, то Балтфлот потерял 40240 человек. Такова цена этой победы.
Если в ходе Великой Отечественной войны 1944 г. явился для нашей страны годом решающих побед, то первой из них по праву является победа за Ленинград. И заслуги Балтийского флота в ней несомненны.
В годы Великой Отечественной войны Балтийский флот в системе обороны морского побережья применял разнородные группировки войск и сил под единым командованием в форме укрепленных районов (Таллинн, Моонзундский архипелаг), передового рубежа обороны Финского залива (Ханко-Хийумаа), морских оборонительных районов (Кронштадтский, Юго-западный). Это было необходимо для решения оперативных и оперативно-стратегических задач на суше, море и в воздухе, в оборонительных и наступательных операциях фронтов на приморских направлениях. При этом новые формы и способы применения разнородных (и частично разновидовых) группировок войск и сил флота формировались в экстремальных условиях (в ходе войны, что сказывалось на своевременности их построения и соответственно, на эффективности создаваемых систем).
4. Оборона арктических коммуникаций Северным флотом в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. В годы Великой Отечественной войны защита морских коммуникаций была одной из важнейших задач Военно-Морского флота. Особенно большое внимание ей уделяло командование Северного флота, для которого оборона внешних и внутренних коммуникаций на протяжении всей войны оставалась главнейшей. Для ее обеспечения нередко использовались основные силы флота.
К началу войны на Северном морском театре был оборудован средствами радиотехнического и визуального наблюдения лишь район главной базы флота – Кольский залив и подходы к нему. На оборудование операционной зоны флота, протяженность побережья которой доходила до 4500 миль, местности малонаселенной и необжитой, с суровыми климатическими условиями, требовались значительные усилия. Поэтому уже 24 июня 1941 г. в Иоканке была сформирована военно-морская база (командир капитан 2-го ранга А.И. Дианов). Для ее прикрытия с моря были установлены две четырехорудийные батареи калибром 100 и 130 мм.
В августе 1941 г. была сформирована Беломорская военная флотилия (командующий контр-адмирал М.М. Долинин), оперативно подчиненная Северному флоту. Одной из основных ее задач было обеспечение безопасности плавания кораблей и транспортов в границах флотилии, особенно в Арктику и обратно.
Немецкое командование для нарушения наших перевозок на Северном морском театре широко использовало авиацию, надводные корабли и подводные лодки. Авиация противника наиболее активно действовала на коммуникациях вдоль Кольского полуострова и наносила удары по Мурманску, Архангельску и Иоканке. Немецкие надводные корабли совершали периодические набеги на наши коммуникации. Известный гитлеровский адмирал Фридрих Руге в своем исследовании «Война на море 1939–1945» писал: «В 1941 г. несколько набегов произвели немецкие миноносцы, а в 1942 г. немецкий тяжелый крейсер “Адмирал Шеер” проник в Карское море, где потопил ледокольный пароход “Сибиряков” и обстрелял порт Диксон». В сентябре 1942 г. тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» и четыре эсминца выставили минные заграждения на различных участках пути в Архангельск.
С 1942 по 1944 г. несколько подводных лодок действовали у входа в Белое море, в районе Новой Земли и Карском море. Часть их взаимодействовала с немецкими самолетами дальнего действия, которых снабжала горючим, и потопила ряд небольших судов. Кроме того, они ставили мины у входов в гавани и в важных проходах.
В 1941 г. противник использовал пять-шесть подводных лодок, которые действовали у Кольского побережья и Горла Белого моря, в 1942–1944 гг. количество подводных лодок противника на Северном морском театре увеличилось до 20–25, а в 1945 г. достигло 37. Они проникли в Карское море, где активно действовали на наших арктических коммуникациях.
Для нарушения советских арктических морских сообщений гитлеровское командование широко использовало минное оружие, которое применялось надводными кораблями, подводными лодками и авиацией.
Учитывая важность и большую протяженность северных морских коммуникаций, в августе 1941 г. в составе Северного флота была сформирована Беломорская флотилия, главной задачей которой стало обеспечение морских коммуникаций в Арктике.
В августе 1942 г. была создана Новоземельская военно-морская база (губа Белушья, командир капитан 1-го ранга Д.Г. Жмакин), в марте 1944 г. – Карская (о-в Диксон, командир капитан 1-го ранга С.В. Кисилев).
Для прикрытия баз и отстойных пунктов на всем Северном морском театре за всю войну было установлено 80 береговых батарей, общим количеством 293 орудия калибром от 76 до 180 мм.
Командующий Северным флотом в годы войны адмирал А. Г. Головко так писал в воспоминаниях «Вместе с флотом» об этом периоде защиты внутренних морских коммуникаций: «Чтобы помешать проникновению гитлеровцев в Карское море, надо было держать под наблюдением пространство шириной в несколько сот миль»
Создание Беломорской флотилии и новых баз позволило более равномерно распределить силы на СМТ. Сторожевые корабли и тральщики стали базироваться на Иоканке, в состав флотилии была передана бригада траления и другие суда, мобилизованные от гражданских ведомств. На время операций по защите арктических конвоев в состав флотилии включались также корабли других соединений флота.
В монографии «Советское военно-морское искусство в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» профессор А.Н. Замчалов подчеркивает, что большое внимание командование Северного флота уделяло созданию на Северном морском театре сети аэродромов и посадочных площадок. К началу войны Северный флот располагал всего семью сухопутными и четырьмя морскими аэродромами. В ходе войны было построено восемнадцать сухопутных и семь морских аэродромов, в том числе по четыре сухопутных и морских аэродромов в арктических районах ведения военных действий.
Как видим, защита морских арктических сообщений осуществлялась проведением целого ряда мероприятий для создания благоприятного режима в зоне военных действий (дооборудование новыми постами наблюдения и связи, береговыми артиллерийскими батареями, защищенными якорными стоянками, организация разведки и наблюдения, дозорной службы и всех видов обороны) и конвоированием транспортов. Конвоирование было основным способом защиты морских перевозок, так как открытый характер военных действий, огромные его размеры и недостаток сил прикрытия серьезно затрудняли создание устойчивого оперативного режима. Переходы конвоев осуществлялись в основном в порядке повседневной боевой деятельности, что обусловливалось, главным образом, недостаточным количеством транспортов и необходимостью систематических перевозок воинских и народно-хозяйственных грузов. Лишь в тех случаях, когда требовалось в сжатые сроки обеспечить переход большого количества транспортов или особо ценных судов (на севере — прежде всего ледоколов), планировались и проводились операции по защите морских перевозок боевыми кораблями флота.
В этих операциях использовались значительные силы Беломорской флотилии и проводились специальные мероприятия по усилению оперативного режима (непосредственного охранения судов на море, прикрытия конвоев от возможных ударов надводных кораблей противника, его сил и др.).
За героизм, проявленный в борьбе с врагом, более 4 тыс. офицеров, старшин и краснофлотцев флотилии были награждены орденами и медалями. Большинство беломорцев удостоились медали «За оборону Советского Заполярья». Наиболее отличившиеся тральщики флотилии Т-32 и Т-110 были награждены Орденом Красного Знамени, такого же высокого отличия в 1943 г. удостоился эскадренный миноносец «В. Куйбышев».
Подвиги моряков-беломорцев, как и всех воинов-североморцев, не должны быть забыты потомками.
5. Историческая роль подвига русских моряков на службе Отечеству в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Историческая роль подвига русских моряков на службе Отечеству в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. является значимой в контексте Отечественной истории.
При снятии блокады с Ленинграда, корабли Балтийского флота обеспечили все необходимые воинские перевозки, в том числе на Ораниенбаумский плацдарм, сыгравший решающую роль как у обороне Ленинграда, так и в его деблокаде. Войска, которые атаковали немцев с этого плацдарма в январе 1944 года, были и доставлены, военными моряками, и атаковали при поддержке флотской артиллерии.
Как бы выглядела операция по снятию блокады Ленинграда, без атаки с этого пятачка земли? Стоит подумать об этом, как и о том, что без флота он не был бы удержан.
Заслуга Северного флота описывается простым и ёмким словом «конвои». Именно Северный флот обеспечивал «соединение» воюющего СССР с англичанами, и, в значительной степени – с американцами. Полярные конвои были главным средством доставить в СССР материально-техническую помощь, а она имела жизненно важное значение. После войны, чтобы не «подмахивать» западной пропаганде, вмиг ставшей враждебной, в отечественную историческую «науку» (без кавычек тут никак в данном случае, увы) и массовое сознание был вброшен миф о союзнических поставках как о чём-то непринципиальном для Победы. Естественно, что нет ничего более далёкого от действительности. Для примера приведём тот факт, что Советский Союз потерял 70% производства алюминия уже к октябрю 1941-го года. Из чего бы делались алюминиевые (до середины 1943-го) блоки дизелей В-2, ставившихся на прославленные Т-34 и КВ? Авиамоторы? А можно ещё поднять список лучших советских лётчиков-асов и посмотреть, на чём они летали. Только первая десятка «топовых» советских пилотов-истребителей, стоила Германии примерно 1% всех произведённых ей за войну самолётов. И летали почти все эти люди, в большинстве случаев, на «Аэрокобрах», а не на Лагг-3, как ни странно.
Подвиг совершил не только Балтийский флот, но и Северный.
Именно Северный флот выполнял задачу по обеспечению безопасности союзнических конвоев в своей зоне ответственности, а самое главное – внёс существенный вклад в оборону Заполярья. Особо стоит отметить десант в Западную Лицу, на западный берег, выполненный в июле 1941-го года. Тогда 2500 бойцов и командиров из 325-го стрелкового полка и морских пехотинцев сорвали июльское наступление немцев на Мурманск, вынудив их снимать с фронта войска и двигать их к захваченному десантом плацдарму. Успешная операция фактически стоила немцам победы в Заполярье – «отыграть» потерянное время они не смогли, упустили контрудар Красной Армии, а когда уже осенью Вермахт снова начал наступление, сил на прорыв к Мурманску у него уже не хватило. «Дорога жизни» для всего СССР была удержана. В дальнейшем рейды морских пехотинцев продолжались с переменным успехом, корабли и авиация обеспечивали проводку конвоев союзников, и более мелких отечественных конвоев по СМП и внутренним водам. Также авиация флота систематически атаковала мелкие немецкие конвои. Каждый такой эпизод отдельно не значил ничего, вместе же они серьёзно осложняли деятельность немцев. Не давая им расслабляться в перерывах между британскими атаками.
Особый вклад в борьбу с немцами внесли речные флотилии. Констатируем следующее. Личный состав флотилий набирался из состава ВМФ, получал предшествующую подготовку в ВМФ. Значительная часть кораблей во флотилиях создавалась ранее для ВМФ, а не была мобилизованными гражданскими судами. Без Ладожской военной флотилии Ленинград вполне мог бы быть потерян. Самая успешная советская десантная операция, имевшая важное тактическое значение – Тулоксинская, была осуществлена речниками. Её масштаб превышал масштаб большинства морских десантов, а соотношение потерь и достигнутых результатов, та самая «цена победы», сделали бы честь любой армии и флоту тех лет. В целом, речные флотилии высадили больше десантов, чем любой из флотов. Речники воевали на Азовском море, Дону и Волге, шли с боями почти по всему Дунаю, до Балкан и реки Шпрее, а закончили воевать в Берлине.
Таким образом, мы убеждаемся в том, что без подвига русских моряков, Отечественная история приняла бы совершенно иной вектор.
Заключение. Моряки на службе Отечеству никогда не будут забыты. Морской «венок славы» останется навечно в исторической судьбе русского народа.
Важно не только помнить, но и с особым трепетом относиться к подвигам моряков!
В любую историческую эпоху моряки были на страже Отчизны, жертвовали своим здоровьем, своей жизнью во благо Родины. Особо важно отметить роль моряков в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., их вера и решительность помогла остановить немецко-фашистскую оккупацию.
Благодаря активной и непоколебимой деятельности моряков сегодня Россия имеет многовековую историю военно-морского флота, причастна не только к событиям Отечественной истории, но и Всемирной. Образ русского моряка нашёл отражение в искусстве. Например, творчество К.М. Станюковича буквально «пропитано» морской тематикой. Встречаются и памятники скульптуры, олицетворяющие образ русского моряка, установленные иностранными государствами. Например, в Италии открыт памятник русским морякам – «героям милосердия и самопожертвования»
Таким образом, моряки навсегда оставили свой «след» в истории России. Граждане Российской Федерации чтят и помнят эти страницы истории.
Список использованных источников.
1. Военный энциклопедический словарь, в 2 т. Т. 1. / редкол.: А.П. Горкин, В.А. Золотарев, В.М. Карев и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.
2. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2009.
3. Адмирал Кузнецов: Москва в жизни и судьбе флотоводца: сборник документов и материалов. – М., 2002.
4. Ачкасов, В.И., Павлович, Н.Б. Советское военно-морское искусство в Великой Отечественной войне. – М., 1973.
5. Басов, А.В. Флот в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. – М., 1980.
6. Боевая летопись Военно-Морского Флота (1941–1942). – М., 1993.
7. Вырщиков, А.Н., Кусмарцев, М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе: моногр. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006.
8. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008.
9. Крупник, А.А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде: автореф. дис. … канд. филос. наук. – М.: ВУ, 1995. – С.16.
10. Кузнецов, Н.Г. Крутые повороты: из записок адмирала. изд. испр. и доп. / Сост., ред., прим.: к.и.н. Р.В. Кузнецовой. – М.: Фонд памяти Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова, 1997.
11. Лутовинов, В.И. Патриотическое воспитание молодежи в современных условиях: проблемы и направления их решения. – М.: ВУ. 1995.
12. 60 лет со дня начала Великой Отечественной войны // Военно-историческая конференция. Специальный выпуск. Приложение к «Военно-историческому журналу». – М., 2001.