К вопросу о военно-патриотическом воспитании в СССР - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

К вопросу о военно-патриотическом воспитании в СССР

Синельников И.В. 1, Маркушина С.В. 1
1Филиал Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва в г. Вольске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Советский период в истории Российского государства занимает особое место. Советское государство добилось небывалых успехов. Страна одержала победу в войне с сильнейшим врагом и в кратчайшие сроки достигла уровня мировой державы. Важнейшее значение в подобных достижениях имел патриотизм советских людей.

Вместе с тем на ранних этапах развития советской государственности патриотизм находился в подчиненном состоянии по отношению к интернационализму. Как известно, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и прочие российские марксисты отвергали идею патриотизма, игнорируя его мобилизационный потенциал. До 1930-х гг. термин «патриотизм» практически не находит отображения в научных кругах советского общества, считается архетипом и «отголоском самодержавия». И впоследствии, следуя марксистской идее отказа от традиционного патриотизма, советская наука фактически игнорировала объективное существование патриотизма во всех классово неоднородных обществах, положительно оценивала лишь «социалистический патриотизм». Иными словами, коммунистические идеалы были основой содержания советского патриотизма.

Тем не менее с высокой трибуны VIII Всероссийского съезда Советов (22–29 декабря 1920 г.) В.И. Ленин провозгласил: «Патриотизм человека, который будет лучше три года голодать, чем отдать Россию иностранцам, это – настоящий патриотизм» [5, с. 89-199].

Вектор развития патриотизма, его оценка и восприятие кардинально меняются с приходом к власти И.В. Сталина. В этот период становится ясно, скорой победы пролетарской революции в европейских государствах ожидать не приходится и, что идея патриотизма как никакая другая способна мобилизовать и объединить население огромной страны в одиночку строящую социализм. Отсюда понятна актуальность задачи формирования советских патриотов, способных на деле отстоять новый политический строй и само государство.

В кратчайшие сроки русский традиционный патриотизм становится базисом официальной советской идеологии. Именно во 2-й пол. 1920-х гг. определились новые подходы к патриотическому воспитанию молодежи и ее основные направления. Различные государственные институты и, главным образом, производственные коллективы, активно занятые патриотическим воспитанием молодежи, руководствовались идеями В.И. Ленина, который трактовку патриотизма жестко увязывал с интересами определенных социальных классов и четко различал патриотизм пролетарский (советский) и патриотизм буржуазный [4, с. 217].

Перед философами, психологами и педагогами была поставлена задача теоретического обеспечения процесса формирования граждан-патриотов. К этой работе подключались деятели различных сфер культуры – писатели, поэты, композиторы, художники, скульпторы, архитекторы.

Возможно, это объясняется в т.ч. и стремлением руководящей партии расширить ограниченные мобилизационные возможности «советского наднационального патриотизма». По мнению ряда отечественных ученых, именно подобное признание патриотизма примирило значительную часть населения СССР с тоталитарным режимом и способствовало консолидации общества.

Сформировавшийся в новых исторических условиях патриотизм полностью раскрыл свой интегративный потенциал в годы Великой Отечественной войны. В период тяжелейших за всю историю нашего Отечества испытаний вся страна поднялась на его защиту. Невиданная стойкость и мужество советских воинов, массовый героизм на фронте и в тылу, огромное стремление наших людей отдать все, даже свою жизнь, во имя Победы позволили поднять представление о патриотизме советского народа на недосягаемую высоту. Работа по патриотическому воспитанию значительно активизировалась накануне и особенно в годы Великой Отечественной войны. Использовались различные средства воздействия на сознание человека. В первую очередь необходимо сказать о новой, пролетарской литературе, в которой героизировались патриоты – люди нового поколения, ценившие превыше всего не личное, а общественное благо. Это общественное благо выступало для них в виде коммунистического общества, на построение которого они отдавали свои силы. Патриотизм выступал в виде преданности коммунистическому строю (в качестве примера могут служить романы Н.А. Островского «Как закалялась сталь» и «Рожденные бурей», А.А. Фадеева «Разгром»).

В таком же русле работал кинематограф. В 1930 – 1940-е гг. созданы получившие широкое признание в стране, патриотичные по содержанию фильмы «Чапаев» (1934), «Вражьи тропы» (1935), «Александр Невский» (1938), «На границе» (1938), «Танкисты» (1939), «Суворов» (1940), «Кутузов» (1943), «Иван Грозный» (1944), и др. Главные роли в них исполняли известные актеры, народные артисты СССР А. Л. Абрикосов, П. П. Кадочников, Н. В. Мордюкова, Н. П. Охлопков, В. В. Тихонов, Н. К. Черкасов и др. Многие театральные постановки тоже были целенаправленны на патриотическое воспитание молодежи. К ним можно отнести «Русские люди» К. М. Симонова, «Фронт» А. Е. Корнейчука и др.

Музыкальное искусство на массовом уровне представлено разнообразным песенным жанром. Правда, если в довоенные годы песни характеризовались чрезмерным оптимизмом, непоколебимой уверенностью в успешной защите рубежей страны («Если завтра война», «Краснофлотская», «Тачанка», «О винтовке», «Бой у озера Хасан», «Бейте с неба самолеты» и др.) и прославлением советских полководцев, начиная с Н А. Щорса и заканчивая И.В. Сфера высокой музыкальной культуры представлена ораториями, симфониями, операми, балетами, в которых отражалась героика советских людей. Также осуществлялись постановки опер прошлых эпох с некоторой их переработкой, отвечающей требованиям новой исторической эпохи. Это такие оперы как опера М.И. Глинки «Жизнь за царя» (шла под названием «Иван Сусанин») опере А.П. Бородина «Князь Игорь» в постановке Большого академического театра оперы и балета СССР.

С первых часов и дней Великой Отечественной войны в основу деятельности коммунистической партии, советского народа было положено ленинское указание о том, что «раз дело дошло до войны, то все должно быть подчинено интересам войны...». Возросла роль партии в подготовке трудящихся к защите социалистического Отечества, в военно-патриотическом воспитании народа. Это диктовалось усложнением задач военного строительства, ростом активности народных масс в борьбе за защиту Родины, усилением связи фронта и тыла, повышением роли морально политической, военно-технической и физической подготовки трудящихся.

Непосредственное руководство всем процессом военно-патриотической работы осуществлял Центральный Комитет партии. Оргбюро ЦК за время войны рассмотрело около 40, а Секретариат – свыше 50 вопросов, имеющих прямое отношение к проблемам военно-патриотической работы. Эти проблемы систематически обсуждались и в местных партийных организациях.

Главнейшими задачами военно-патриотического воспитания трудящихся в годы войны были: наращивание морально-политического потенциала страны, поддержание у советских людей уверенности в безусловной победе над фашистской Германией, сплочение трудящихся и воинов Советских Вооруженных Сил вокруг партии, всемерное укрепление союза рабочего класса и колхозного крестьянства, советской интеллигенции, вооружение их ясным пониманием справедливости войны в защиту социалистического Отечества.

За годы войны был накоплен богатый опыт использования различных средств, форм и методов патриотического воспитания трудящихся. Могучим средством формирования патриотического сознания стали периодическая печать, радиовещание, произведения киноискусства, а также митинги, собрания, общественно-политические кампании. Сотни тысяч агитаторов и пропагандистов, лекторов и докладчиков изо дня в день укрепляли в советском народе уверенность в победе над фашизмом. В этой работе участвовали советские писатели, создавшие массовую военно-патриотическую литературу, представители других творческих союзов, запечатлевшие в различных видах и жанрах искусства героизм советских людей на фронте и в тылу.

По призыву Центрального Комитета лучшие силы партии были мобилизованы на фронт. Внезапность нападения, невиданный размах боевых действий, большие потери советских войск в боях с фашистами требовали увеличения численности армии. Местные военные комиссариаты совместно с партийными, государственными и общественными организациями провели в этот период массовую мобилизацию в Красную Армию. За несколько дней (к июлю 1941 г.) было мобилизовано 5,3 млн. человек 48. Уже к концу 1941 г. удалось сформировать более 400 новых дивизий, к 1945 г. общая численность Вооруженных Сил СССР увеличилась почти в 3 раза [1, с. 67].

Одним из источников пополнения Советских Вооруженных Сил явилось народное ополчение и другие добровольные формирования: истребительные батальоны, отряды партийно-советского актива, рабочие батальоны, комсомольские отряды. Инициаторами этого массового патриотического движения стали партийные организации Москвы, Ленинграда, Иванова, Брянска. Миллионы коммунистов и комсомольцев, учащихся, не подлежащих призыву, вступали в народное ополчение. Только летом и осенью 1941 г. было образовано около 60 дивизий народного ополчения, 200 отдельных полков, большое число батальонов, рот, взводов, отрядов. В них насчитывалось почти 2 млн. человек, а всего по стране изъявило желание записаться в народное ополчение свыше 4 млн. человек. Миллионы советских людей сражались в партизанских отрядах, в подпольных организациях.

Партией и правительством была поставлена задача общенародной военной подготовки трудящихся и молодежи. По указанию ЦК ВКП (б) 16 июля 1941 г. Государственный Комитет Обороны принял постановление «О подготовке резервов в системе НКО и ВМФ», а 17 сентября – «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР». Более 2,5 млн военнообязанных запаса, призывников и допризывников, студентов, учащихся школ и училищ трудовых резервов и т. д. без отрыва от работы и занятий овладевали военными специальностями пулеметчиков, автоматчиков, минометчиков, истребителей танков, медико-санитарным делом. Это была огромная работа, в которой участвовали профсоюзы, комсомол, Осоавиахим, спортивные и другие общественные организации страны. Всенародная поддержка позволила органам всевобуча на протяжении всей войны обеспечивать непрерывный сложный процесс обучения боевых резервов. Всего школу всевобуча за годы войны прошло около 10 млн человек.

Крупномасштабная и эффективная военно-патриотическая деятельность Коммунистической партии и Государственного комитета обороны дала возможность осуществить невиданную ранее военно-мобилизационную работу, подготовить боевые резервы, быстро развернуть Советские Вооруженные Силы [1].

В целом, надо отметить, что во многом именно эта колоссальная военно-патриотическая работа, проводившаяся в СССР накануне и во время Великой Отечественной войны привела к формированию устойчивого патриотизма советских граждан, который в свою очередь и способствовал победе над Германией. Патриотами были и фронтовики, и гражданские лица, пожилые и юные, мужчины и женщины, обеспечивавшие фронт необходимой техникой, превосходящей по многим показателям технику противника, топливом, боеприпасами, продовольствием и медикаментами.

В послевоенное время советский патриотизм в основном проявляется в ликвидации трагических последствий борьбы с фашизмом. Благодаря мужеству, героизму советского народа, абсолютной вере в свою Родину и любви к государству Советский Союз очень быстро становится сверхдержавой.

Советский патриотизм из духовной сферы переходит в сферу политики, идеологии путем административного насаждения «сверху». Патриотизм превращается в надежную опору политического режима. Формируя советскую идентичность, патриотизм в это время способствует развитию конструктивных образов: «я – советский человек», «мы – советские люди», тем самым обеспечивая устойчивость развития многонационального государства.

Характерными чертами советского патриотизма стали его неразрывная связь с пролетарским интернационализмом, дружба народов стран социализма, связь с освободительно-патриотическим движением народов третьего мира против империализма и всех форм колониализма. В советский период официальная общественная наука пропагандировала патриотизм, прежде всего, с точки зрения господствовавших в то время классово-идеологических позиций. В связи с этим еще одной особенностью советского патриотизма был его классовый характер.

Патриотизм как составная часть официальной идеологии требовал любить социализм, советскую власть, партию и ее вождя. Важнейшую роль играла мощная партийно-идеологическая пропаганда, целенаправленная воспитательная деятельность учебных заведений, СМИ, общественных организаций.

Вопросы военно-патриотического воспитания рассматривались в качестве основных на известном ХХ съезде КПСС. В его резолюциях было обращено внимание на необходимость и впредь воспитывать коммунистов и всех трудящихся в духе высокой политической бдительности, неустанно укреплять Вооруженные Силы, держать оборону на уровне современной военной науки и техники. Коммунистическая партия подчеркивала, что и в условиях военно-технической революции, оснащения армии ракетно-ядерным оружием решающим средством укрепления обороноспособности страны является военно-патриотическое воспитание народа. В повестке дня по-прежнему стояла задача «неустанно изучать военное дело, глубоко и всесторонне осваивать сложную современную боевую технику, овладевать искусством ее применения...» [1, с. 152 ]. Эти проблемы нашли отражение и в ряде других документов, в частности в постановлениях октябрьского (1957) Пленума ЦК КПСС «Об улучшении партийно-политической работы в Советской Армии и Флоте», ЦК - КПСС и СМ СССР – «О Военных советах Советской Армии и Военно-Морского Флота» (апрель 1958), «О создании Военного совета Ракетных войск» (июнь 1960), а также в постановлениях Центрального Комитета КПСС о создании политических управлений родов войск.

Исходя из указаний партии, государственные и общественные организации проводили работу по военно-патриотическому воспитанию трудящихся. Советы депутатов трудящихся, комсомольские, досаафовские и спортивные организации занимались призывной и допризывной подготовкой, создавали кружки и клубы военно-технического обучения, организовывали сдачу нормативов комплекса ГТО, вели пропаганду революционных, боевых и трудовых традиций Коммунистической партии и советского народа.

В новых исторических условиях состояние военно-патриотической работы необходимо было поднять до уровня требований военно-технической революции. Центральный Комитет партии обратил на это внимание советских, профсоюзных и комсомольских организаций, средств массовой информации и пропаганды, творческих союзов и организаций, спортивных, оборонно-массовых организации [1, с.48]

Расцвет военно-патриотической работы в СССР пришелся на вторую половину 1960-х – 1980-е гг. Толчком к его оживлению стал 20-ти летний юбилей Победы в Великой Отечественной войне. Этот день календаря стал в нашей стране праздничным, а на Красной площади впервые за 20 лет был проведен военный парад. В мае этого года многие отряды комсомольцев и молодежи отправились в поход по местам ратных подвигов своих отцов. Это начинание стало массовым в результате обращения ЦК ВЛКСМ к молодежи страны о проведении Всесоюзного туристского похода комсомольцев и молодежи по путям революционной, боевой и трудовой славы советского народа со страниц «Комсомольская правда» 1 июня 1965 г. Состоявшееся вскоре Бюро ЦК ВЛКСМ приняло Постановление, рекомендовавшее всем организациям «с соответствующими советами по туризму ... вовлечь в период летних отпусков и школьных каникул, предвыходные и воскресные дни широкие массы молодых рабочих, колхозников, служащих, студенческую и учащуюся молодежь в туристские экспедиции, путешествия и походы по местам героических сражений Советской Армии и Военно-Морского флота, партизанским тропам». Тогда же был утвержден состав Центрального штаба, который возглавил Маршал Советского Союза И.С. Конев. Секретарем штаба выбрали Л.М. Гурвича, одного из основателей Общества пролетарского туризма и экскурсий в 1920-е гг. В состав штаба входил и заместитель председателя Центрального совета по туризму [6].

В итоге первый Всесоюзный поход молодежи по местам боевой славы советского народа летом 1965 г. охватил более 3 млн юношей и девушек, которые прошли по дорогам Великой Отечественной и Гражданской войн, познакомились с трудовыми подвигами советских людей в тылу. На местах организаторами похода выступили комсомольские организации, советы по туризму и политические органы воинских частей.

Итоги походя были подведены на Всесоюзном слете участников похода комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа, открывшемся 19 сентября 1965 г. в крепости-герое Бресте. В отчетных материалах было отмечено, что по итогам походов создано более 27 тысяч музеев, комнат и уголков боевой славы, установлено около 6 тысяч памятников, обелисков и мемориальных досок на местах сражений, приведены в порядок 80 тысяч братских могил, установлены имена неизвестных героев войны.

Поход позволил привлечь к военно-патриотической работе с молодежью тысячи ветеранов войны, Героев Советского Союза, которые помогли молодым понять величие подвига народа в годы войны. Полностью оправдало себя создание при комсомольских комитетах штабов по проведению походов, которые провели большую работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи, объединили вокруг себя широкий актив. Кроме этого мероприятие вызвало к жизни новые формы военно-патриотической работы: экскурсии в воинские части, военизированные игры («Зарница» и «Орленок», массовые соревнования по военно-спортивному троеборью, лыжные кроссы, автомотоагитпробеги [2, с. 3].

Между тем, не стоит игнорировать и негативные последствия такой «патриотизации» советского общества. Ни для кого не секрет, что из личностного позитивного чувства патриотизм в послевоенный период превращается в политический инструмент достижения государственных целей. Советский патриотизм использовался в качестве одного из основных средств подавления личностных начал, ликвидации этнических культур и традиций, милитаризации социума [3, с. 85-87]. Вследствие разрушения СССР содержание и восприятие патриотизма в очередной раз подверглись негативным изменениям. С развалом Советского Союза прекратил свое существование и «советский патриотизм».

Список использованных источников.

1. Васотин, Ю.С. Военно-патриотическое воспитание: теория и опыт [Текст] / Ю.С. Васотин. – М.: Мысль, 1994. – 172 с.

2. Всесоюзный туристический поход комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа [Текст] – М.: Молодая гвардия, 1966.

3. Ешев, М.А. Патриотизм в советской и постсоветской России [Текст] / М.А. Ешев // Общенациональный научно-политический журнал «Власть». – 2014. – № 5. – С.85-89.

4. Ленин, В.И. [Текст] / Полн. собр. соч. 5 изд. – Т. 37. – М.: Политиздат, 1970.

5. Ленин, В.И. [Текст] / Полн. собр. соч.: 5 изд. – Т. 42. – М.: Политиздат, 1970.

6. Усыскин, Г.С. Очерки истории российского туризма [Текст] / Г.С. Усыскин – СПб.: Герда, 2000.

Просмотров работы: 625