Становление системы дошкольного образования в России – процесс длительный и противоречивый. Все традиционные подходы к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста претерпевали изменения, обновлялись и реорганизовывались, что свидетельствует о постоянном внедрении инноваций в образовании. Инновационные процессы в образовании способствуют совершенствованию образовательных практик, развитию образовательных систем на основе нововведений. Инновационными процессами обусловлено формирование и развитие содержания и организации новых подходов к образованию.
Национальный проект «Образование» направлен на достижение национальной цели Российской Федерации, определенной Президентом России Владимиром Путиным, – обеспечение возможности самореализации и развития талантов. Данный проект предполагает реализацию четырех основных направлений развития системы образования, в том числе:
– обновление содержания образования;
– создание необходимой современной инфраструктуры;
– подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации;
– создание наиболее эффективных механизмов управления сферой образования.
Развитие кадрового потенциала образовательных организаций – одно из наиболее важных направлений национального проекта, так как педагоги – носители образования, и от их компетенций, в первую очередь, зависит качество образования.
Инновации каким-то образом касаются каждого педагога, призванного реализовывать цель национального проекта «Образование». Получается, что его результативность напрямую зависит от педагогов: от их готовности работать в инновационном режиме. Однако, не все ли педагоги готовы к этому, ведь нет универсальных людей, которые могут приспособиться к новым условиям в короткие сроки. Кроме того, есть педагоги, которые владеют творческим потенциалом и нестандартным мышлением, но не всегда могут оформить свои идеи в конкретный продукт.
На базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Теремок» (п.г.т. Белый Яр) Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, было проведено исследование, в котором приняли участие 39 педагогов, из них – 27 воспитателей. Были изучены три компонента готовности педагогов к реализации инновационной деятельности, определённые А.А. Майером: когнитивный, аффективный, деятельностный. По итогам констатирующего этапа эксперимента, выявлена проблема: недостаточный уровень готовности педагогов к реализации инновационной деятельности. Причиной тому послужил ряд факторов:
Отсутствие качественной системы повышения квалификации педагогов по темам инновационной деятельности.
Низкий уровень мотивации педагогов к реализации инновационных проектов.
Низкий уровень проявления творческой инициативы педагогов.
Недостаточность нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности учреждения.
В детском саду, реализующем инновационные проекты на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, крайне важно организовать качественные условия для эффективности инновационного образовательного процесса. Для этого необходимо организовать единую, целостную систему формирования готовности педагогов к реализации инновационной деятельности.
Таким образом, задача управленческого персонала дошкольной образовательной организации – формирование готовности педагогов к реализации инновационной деятельности, через развитие её компонентов, обозначенных ранее в статье – когнитивного, аффективного, деятельностного.
Исследования С.А. Трифоновой позволяют выделить внутри каждого компонента готовности педагогов к реализации инновационной деятельности подкомпоненты внутренней и внешней готовности, которые определены сущностью структурных компонентов. Данная классификация представлена в виде схемы (Рисунок 1).
Рисунок 1. Структурные компоненты готовности педагогов к реализации инновационной деятельности
В детском саду «Теремок» спроектирована система управленческой деятельности, направленная на повышение уровня инновационного потенциала педагогов. Для достижения поставленной цели необходимо:
Разработать нормативно-правовое обеспечение реализации инновационной деятельности в МБДОУ.
Создать условия для мотивации и потребности педагогов в инновационной деятельности.
Спланировать и реализовать методические мероприятия по формированию готовности педагогов к инновационной деятельности.
Прежде чем приступить к реализации мероприятий, необходимо создать организационно-управленческие условия: разработать нормативные локальные акты, регламентирующие инновационную деятельность: приказы об организации рабочих групп, о назначении ответственных, положение о порядке организации инновационной деятельности. Положением регламентируется организация и реализация инновационной деятельности в МБДОУ, его нормативно-правовое обеспечение (законы, стандарты и др.), структура инновационной деятельности в МБДОУ, функционал участников инновационных процессов, периодичность заседания рабочей группы, делопроизводство и т.д.
Педагогический коллектив всегда неоднороден, поэтому планирование должно осуществляться с учетом инновационного потенциала педагогов и уровня их творческих способностей. Руководителю дошкольной образовательной организации, организующему инновационную деятельность, важно уметь оценить инновационный потенциал коллектива педагогов. Изучение коллектива и его анализ помогают правильно организовать инновационную деятельность с учетом оценки уровня готовности членов коллектива к восприятию новшеств. Педагоги, слабо мотивированные на освоение и внедрение новшеств, могут стать препятствием на пути к поставленной цели, поэтому задача руководителя дошкольной образовательной организации – сформировать в коллективе положительное мнение о нововведениях и стремление к улучшению результатов деятельности.
Планирование и реализация методических и организационных мероприятий по повышению мотивации и потребности педагогов в инновационной деятельности, по формированию готовности педагогов к реализации инновационной деятельности, проектирование системы мотивации педагогов обеспечивают системность работы по формированию готовности педагогов дошкольной образовательной организации к инновационной деятельности. Планируемые мероприятия должны быть направлены на развитие внешних и внутренних подкомпонентов готовности педагогов к инновационной деятельности. Например, при формировании познавательного подкомпонента, будет рационально организовать повышение квалификации педагогов, формирование библиотеки методической литературы. В целях формирования методического подкомпонента можно организовать постоянно действующий методический семинар, педагогические часы, мастер-классы и т.п.
Один из самых важных подкомпонентов, формирование которого необходимо для реализации инновационной деятельности – мотивационный. Мотивация, как внешняя, так и внутренняя, стимулирует педагогов дошкольной образовательной организации к проявлению творческого потенциала в организации образовательного процесса. Для повышения уровня мотивации эффективными будут мероприятия как морального, так и материального поощрения. С целью морального стимулирования в детском саду используются такие формы работы, как «Виртуальная доска почёта», система рейтинга групп, награждение по итогам года. Материальное стимулирование предполагает балльную систему самооценки для формирования регулярной стимулирующей выплаты, разовые выплаты по ходатайству руководителя, по итогам мероприятий.
Повышение мотивации влечёт за собой рефлексию – умение анализировать и оценивать свои умения и навыки в процессе реализации инновационной деятельности, тем самым совершенствуя ее. Педагог стремится проявить когнитивный компонент готовности в практической деятельности, что выражается в процессе деятельности. Технологический подкомпонент характеризуется владением способами и приемами профессиональной деятельности, необходимыми умениями и навыками для реализации инновационной деятельности.
Взаимосвязь подкомпонентов очевидна внутри каждого компонента готовности: подкомпонент внутренней готовности является своеобразной основой для формирования подкомпонента внешней готовности, который в свою очередь в процессе формирования совершенствует подкомпонент внутренней готовности. Данные компоненты отражают целостный характер готовности педагогов к реализации инновационной деятельности как педагогического феномена.
Данная система управленческих действий направлена на создание ситуации успеха каждому сотруднику, ориентации на индивидуальность и личностное самоопределение каждого педагога, совершенствование его творческого потенциала, профессиональной мотивации и, как следствие, постоянность основного состава педагогического коллектива на протяжении длительного периода. Создание коллектива единомышленников – результат эффективности управления учреждением и одновременно залог успешности организованной инновационной деятельности ДОО.
Таким образом, в условиях реализации инновационных проектов в дошкольном образовательном учреждении, необходимо выстроить систему организационного, методического и психологического сопровождения инновационной деятельности педагогов, обеспечивающую возможность развития образовательного процесса на более качественном уровне.
Список литературы:
Майер, А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: методическое пособие / А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2008. –128 с.
Шепилова, Н.А. Модель развития профессиональной готовности к инновационной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации / Н.А. Шепилова. // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2016. – Т.8. – №3. – С. 32 -39.
Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс] URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 15.11.2021).
Трифонова, С.А. Структура готовности педагогов к реализации инновационной деятельности / С.А. Трифонова // Молодой ученый. – 2010. – № 12 (23). – Т. 2. – С. 129-131. — URL: https://moluch.ru/archive/23/2221/ (дата обращения: 15.11.2021).
Ушакова, П.П. Управление инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации / П.П. Ушакова, Л.Л. Лашкова // Студенческий научный форум – 2021. – URL: https://scienceforum.ru/2021/article/2018026525/comments (дата обращения: 15.11.2021).