НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ ПРЕДПРИЯТИЙ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

Панина М.П. 1
1Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Нематериальные активы – это все то, на что предприятие имеет право пользования и может распространять свои правила. К ним относятся авторские права, патенты, лицензии на использование интеллектуальной собственности, лицензии на определенные виды деятельности, списки клиентов, франшизы, научные знания, технологии, новые производственные процессы, знание рынков, товарные знаки и многое другое. Вот только в бухгалтерском балансе не все из вышеперечисленного признается нематериальными активами. Впрочем, как и то, что не каждый из них будет соответствовать определению таких активов. Учет нематериальных активов (НМА) регулируется международным стандартом МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы», в России – ПБУ 14 «Учет нематериальных активов» [1].

Основная часть. Нематериальные ресурсы в наши дни – это одна из неотъемлемых составляющих хозяйственных средств любого предприятия, без которых ему не обойтись, особенно в условиях нынешней экономики. Нематериальные ресурсы включают в себя нематериальные активы (НМА). К нематериальным активам относятся все не обладающие физическими свойствами объекты, которые направлены на получение дохода на протяжении определенного периода или на постоянной основе. Также они предоставляют стоимость права на пользование:

- природными ресурсами;

- землей;

- права на изобретения авторского права, патентов;

- товарных знаков, товарных марок;

- прав на ноу-хау;

- приобретенных брокерских мест или прав на пользование брокерским местом и т.д.

Стоимость нематериальных активов отображается в балансе предприятия.

В современных условиях российские инвестиции в нематериальные активы сравнительно плачевны, а их рост производится в ничтожно малых величинах. Также стоит заметить, что у некоторых видов нематериальных активов предприятия стоимость может превышать продажную цену по стоимости активов в несколько раз. Для примера возьмем товарный знак. В соответствии с законодательством РФ, в основном для гостиничных цепей, как правило, знак обслуживания и товарный знак – это специальные обозначения, которые предназначены для того, чтобы отличать однородные товары и услуги одних лиц юридических и физических от других лиц того же формата.

Нематериальные ресурсы, обладающие определенными характерными чертами и составом активов, принято разделять на две группы в зависимости их защищенности законодательством российского государства.

Классифицировать нематериальные активы можно по следующим признакам:

- с точки зрения отражения в балансе предприятия (активы и навыки или компетенции);

- с точки зрения процесса их формирования (приобретаемые нематериальные активы, таких как патенты и создание нематериальных активов, представленных навыками и компетенциями, таких как ноу-хау);

- с точки рения формирования нематериальных активов от персонала предприятия (нематериальные активы, зависимые от людей, например, репутация и нематериальные активы, не зависимые от людей, например, базы данных);

- с точки зрения защищенности законами (нематериальные активы, которые могут быть защищены законом, например, готовые марки и нематериальные активы, которые не могут быть защищены законом, например, организационные сети).

Эти нематериальные ресурсы делятся на приобретаемые (в их число входят патенты, упомянутые ранее товарные знаки, лицензии и многое другое) и созданные (то есть представленные различными компетенциями и навыками).

Нематериальные активы похожи своими характерными характеристиками по применению с основными фондами. Это выделяется используемой длительностью, а также тем, что они получают, а со временем и теряют прибыль предприятия. Еще нематериальные активы амортизируются в процессе эксплуатации или использовании на предприятии. В себестоимость продукции по отчислениям амортизационных норм, которые рассчитан организацией, включается амортизация нематериальных активов (НМА). Однако это не должно занимать больше, чем деятельность данной организации. Нормы для амортизационных отчислений по нематериальным активам предприятия, для которых не является возможным определение срока по полезному использованию, должны быть установлены в расчете на десять лет (ни больше, ни меньше). Все способы по начислению и снятию амортизации НМА указаны в пункте 1.5 ПБУ 14/2000 (здесь указаны линейный способ, способ списания пропорционально объему продукции и т.д.)

Нематериальные активы с точки зрения защищенности законодательством следует делить на защищенные и не защищенные законом. К защищенным законом относятся торговые марки, патенты, авторское право, зарегистрированные модели, лицензии и базы данных. К не защищенным законом относятся информация в общественной сфере, репутация продукта и компании, персональные и организационные сети [2].

Что не входит в состав нематериальных активов предприятия.

Существует ряд активов, которые, как нам может показаться, обладают признаками НМА, но в составе нематериальных активов не учитываются и на это есть ряд различных причин:

1. Объекты, которые прямо указаны в ПБУ 14/2007 и ст. 257 НК РФ, как не относящиеся к нематериальным активам.

2. Объекты нематериальных активов, которые неспособны приносить организации экономическую выгоду. Это могут быть, например, нематериальные поисковые активы в случае, когда добыча на соответствующем участке недр признана бесперспективной.

3. Любые объекты нематериальных активов, если организация приобрела их с целью перепродажи менее чем через 12 месяцев [3].

Вывод. Не все то, что нематериально и может приносить доходы прямо или косвенно служит в качестве нематериальных активов в бухгалтерском балансе. Стандарт МСФО (IAS) 38 (также, как и ПБУ 14), который действует и в нынешнее время, запрещает и не позволяет считать квалифицированный персонал предприятия, расходы на создание бренда или списков клиентов в качестве нематериальных активов.

Между тем для многих видов деятельности (как в сфере услуг, так и в сфере производства, скажем, в конструкторских бюро) рабочий персонал так и продолжает становиться все большей и большей ценностью для структуры предприятий и организаций, на которых те занимают свои профессиональные рабочие места. И это вполне объяснимо: деятельность человека становится все больше и больше интеллектуальной, нежели трудовой. Примитивные «орудия труда», такие как, например, отвертка или лопата, не позволяют заключать в себе инвентарь накопленных знаний и интеллектуального потенциала нескольких поколений (нынешних и предыдущих) так, как на это способно авторизированное производство любого товара или услуги, ведь в производстве используются промышленные работы [1].

Список использованных источников.

1 Нематериальные активы – что к ним относится в бухгалтерском учете, примеры, учет по МСФО (IAS) 38: http://msfo-dipifr.ru/nematerialnye-aktivy-chto-k-nim-otnositsya-v-buxgalterskom-uchete-primery-uchet-po-msfo-ias-38/ (дата обращения: 07.11.2021).

2 Экономика предприятия туризма. Оценка и учет основных фондов (средств) // учебное пособие // Степанова С.А. / Крыга А.В. (дата обращения: 27.10.2021).

3 Состав нематериальных активов предприятия: https://spmag.ru/articles/sostav-nematerialnyh-aktivov-predpriyatiya (дата обращения: 06.11.2021).

Просмотров работы: 4