Методический подход к использованию ситуационных задач на уроках географии - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Методический подход к использованию ситуационных задач на уроках географии

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время актуальной задачей образования становится развитие у обучающихся способности к самореализации, личностному и профессиональному росту. Для этого требуются принципиально новые подходы к организации процесса обучения, основой которого является компетентностная модель образования.

Формирование учебных компетенций возможно только в системе применения активных методов обучения, которые создают условия для активизации познавательной и творческой самостоятельности обучающихся. Таким методом на уроке географии выступают ситуационные задачи.

Внедрение ситуационных задач в практику образования в настоящее время является очень важной задачей. Суть данных задач заключается в том, что усвоение знаний и формирование навыков является результатом активной, самостоятельной деятельности обучающихся по разрешению противоречий, посредством достижения творческого овладения знаниями, умениями, навыками и развития мыслительных способностей [2, c.97].

В процессе работы над решением ситуационных задач на уроках географии школьники взаимодействуют друг с другом, распределяют роли, определяют самостоятельно функцию каждого из участников группы, обмениваются информацией, делятся каждый своими наработками по данному вопросу, учатся аргументировать, возражать и отстаивать свою позицию.

Выше изложенные положения свидетельствуют об актуальности работы и необходимости исследований ситуационных задач как интерактивного средства обучения на уроках географии.

География – уникальный школьный предмет, связанный с жизнью и открывающий перед учеником огромные возможности для становления личности. Ситуационные задачи в курсе географии позволяют соединить социальный опыт и классическое школьное образование [2, c.98].

Ситуационная задача носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, в чем и есть смысл социально-контекстного образования, но для ее решения требуются определенные предметные, в данном случае, географические знания. Нередко необходимы знания из нескольких учебных предметов. Неотъемлемой частью задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован так, чтобы заинтересовать ученика на поиск ответа на него.

Ситуационные задачи имеют три уровня сложности и представляют собой продукт рефлексии профессионального опыта преподавателя, продукт его деятельности [3, c.48].

К ситуационным задачам первого уровня сложности следует отнести такие задачи, которые имеют частично творческий характер. Они направлены на определение степени обученности учеников по конкретной теме. Следует обратить внимание на то, что содержание таких задач ограничено требованиями образовательного стандарта. Это позволяет при их составлении трансформировать текст учебного пособия. При этом к таким задачам ключевыми будут вопросы: «Кто? Что?». Для решения задач этого уровня достаточно обладать знаниями по одному конкретному теоретическому факту, который позволит найти способ разрешения практической ситуации [4, c.49].

В качестве примера задач первого уровня сложности на уроках географии из раздела «Социальная география» по теме «Процесс урбанизации в Казахстане» в 9 классе, можно рассмотреть следующие задачи:

Процесс урбанизации состоит из двух этапов:

На первом этапе сельское население перемещается в города, растет количество городов. В крупных городах происходит концентрация и накопление экономического и культурного потенциала.

На втором этапе стандарты городской культуры с помощью средств массовой информации начинают широко распространяться и осваиваться населением мелких городов и сельских поселений.

Что является причиной урбанизации? Подтвердите примерами из собственной жизни или жизни знакомых.

К заданиям второго уровня сложности следует отнести те ситуационные задачи, которые позволяют ученикам понять ситуацию, анализировать и принимать решение, руководствуясь логикой. Более того, задачи этого уровня могут быть образованы путем синтеза нескольких ситуационных задач первого уровня. Следует отметить, что в этих задачах ключевыми будут вопросы: «Как? Почему?» [1, c.76].

Приведём пример задач данного уровня:

На основании фактов из жизни составьте список причин, почему сельские жители переезжают в города. Опираясь на средства массовой информации, составьте перечень проблем одного из городов. Обоснуйте, как можно решить данную проблему?

Ситуационные задачи третьего уровня сложности позволяют развивать у учеников навык прогнозирования своих действий и дальнейшее течение ситуации, а также определить какие ошибки в их действиях были допущены. Следует отметить, что для решения этих задач, ученики должны обладать глубоким уровнем знаний по изученному географическому материалу. По строению эти задачи напоминают задачи, относящиеся ко второму уровню сложности, однако в отличии от них связи между подзадачами в этом случае – неочевидны. Учитывая все особенности задач данного уровня сложности, необходимо отметить, что их решение требует повышенной степени внимания, постоянного поиска, логического мышления, что с учетом ограниченного количества времени, отведенного на их выполнение, приводит к проявлению сообразительности и воли. На практике при подборе всех заданий следует учитывать возрастные особенности учащихся, в связи с чем задачи имеют привлекательную форму, что поспособствует повышению уровня мотивации к их решению [4, c.106].

В этом случае в качестве примера можно привести следующие ситуационные задачи из раздела «Экономическая география» по теме «Природно-ресурсный потенциал» Казахстана. Данный раздел также рассматривается в 9 классе общеобразовательной школы.

В широком смысле потенциал – это совокупность всех имеющихся возможностей, средств, в какой-либо области, сфере, в широком смысле, «запасные средства».

Важными показателями при оценке природно-ресурсного потенциала являются состав, количество и качество природных ресурсов. Любые государства или предприятия хотят знать, какой денежный эффект они получат, если будут осваивать определенные ресурсы, поэтому производится экономическая оценка природных ресурсов – определение их стоимости в денежном выражении [1, c.85].

Стоимость природных ресурсов = Запасы * Цена за единицу измерения ресурса. В чем заключаются методические трудности в экономической оценке природных ресурсов? Приведите аргументы в свою пользу.

Из различных источников найдите цену за единицу определенного вида природного ресурса и определите по одному из видов ресурсов (по выбору) стоимость в денежном выражении ежегодно добываемого объема или его экспорта.

Спрогнозируйте пути рационального природопользования. Как изменится стоимость природного ресурса после реализации мероприятий?

Решение ситуационных задач является одним из наилучших способов объединения знаний учащихся, которые получены ими при изучении не только географии, но и иных учебных предметов.

Ситуационные задачи являются максимально удачным способом, направленным на расширение кругозора ученика. Их применение в процессе обучения школьников географии развивает способность активно размышлять и находить решение к поставленным задачам, что помогает им научиться быстро ориентироваться в различных источниках географической информации, находить нужную информацию для решения проблемы, и творчески использовать полученные знания.

В заключении предложим совокупность методических условий, обусловленных как содержанием современного образования, так и особенностями учебного предмета «География», спецификой развития творческих способностей у подростков, результатами анализа учебно-методических комплексов.

К основным педагогическим условиям успешного применения ситуационных задач на уроках географии можно отнести:

1. Обязательное проведение диагностики учеников и оценка полученных результатов. Это даст возможность разработать систему ситуационных задач по географии с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

2. Применение ситуационных задач разного уровня сложности, что позволит реализовывать принцип индивидуального подхода в развитии учеников.

3. Сочетание индивидуальных и коллективных форм работы на всех этапах решения задач, что даст возможность педагогу выстраивать свою профессиональную деятельность в соответствии с личностными способностями учащихся, а также поспособствует повышению продуктивности творческой деятельности учениками.

4. Анализ ситуационных задач, выполненных учениками самостоятельно, что позволит руководить процессом развития творчества у учащихся.

5. Возможность самостоятельно выбирать и принимать решения, причем в этом случае для каждого из учащихся важным является возможность осуществлять контроль за собственным продвижением.

6. Принятие разнообразных аспектов творческой деятельности, как в устных, так и в письменных формах.

Именно при соблюдении всех вышеуказанных условий применение ситуационных задач на уроках географии даст возможность улучшить степень развития творческих способностей подростков.

Список использованных источников

Дуйсебаева, К. Д. Экономическая и социальная география Республики Казахстан : учебно-методическое пособие. – Алматы: Қазақуниверситеті, 2014. ‒ 135 с.

Лопатина, А.Е. Ситуационные задачи как способ формирования и оценивания познавательных универсальных учебных действий обучающихся на уроках географии // Сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции. – Чита, 2021. – 97-102.

Суровцева, В.А. Ситуационная задача как один из современных методических ресурсов обновления содержания школьного образования // Школьная педагогика. – 2016. – № 4 (7). – С. 48-57.

Таможняя, Е. А. Методика обучения географии: учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2020. – 321 с. – URL: https://urait.ru/450633 (дата обращения: 10.11.2021). – Режим доступа: по подписке ШГПУ. – Текст: электронный.

Просмотров работы: 64