Идеология американских промышленных элит. - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Идеология американских промышленных элит.

Андреев Е.М. 1
1Гуманитарный институт , кафедра истории, ВлГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире Соединённые Штаты Америки играют решающую роль практически во всех сферах, начиная с международной безопасности и заканчивая контролем над мировой финансовой системой. Эту роль мирового патрона они приобрели практически сорок лет назад с падением Советского Союза и переходом советской технологической зоны (т.е. практически одной трети всего мира) под американский протекторат. С того времени начинает действовать так называемая система однополярного мира во главе с США, которая сегодня утратила свой смысл, так как на мировую арену пришли новые сильные игроки, претендующие наравне с США на мировое экономическое и военно-политическое господство, - Россия, Китай и Индия.

Но почему же США, как мировой патрон, позволили допустить восхождения этих государств на мировой Олимп? Это можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, после распада СССР Россия для США перестала существовать в качестве главного соперника, поэтому её выпадение из поля зрения американцев сыграло на руку российским элитам, сумевшим быстрыми темпами запустить производство современных вооружений и вывести Россию на один политический уровень с США; хотя стоит отметить, что экономику на этот уровень вывести не удалось – она уже много лет находится в состоянии кризиса. Во-вторых, Китай, можно сказать, США сами же и взрастили. На сегодняшний день Китай – первый торговый партнёр США, на его территории находится множество американских компаний, производящих более дешёвую продукцию и поставляющих её на американский рынок. Это приводит к закрытию промышленных предприятий в США и переносу их в Китай. В-третьих, Индия, на которую США долгие годы также не обращали особого внимания, благодаря своим людским ресурсам и достаточно продуманной внутренней и внешней политике сумела занять третье место по показателю ВВП на душу населения. Сегодня Индия играет важную роль как в Южной и Юго-Восточной Азии, соперничая с Китаем, так и на мировой арене, принимая участие в различных организациях: ШОС, БРИКС, G20 и другие. В основном американский взор был направлен на Западную и особенно Восточную Европу, которую США затягивали в Европейский союз и НАТО.

США, явно не справившись с ролью мирового жандарма, начинают постепенно уходить из ненужных им регионов или регионов, где у них недостаточно влияния, чтобы сдерживать существующее положение.

Но такая политика началась только несколько лет назад с приходом к власти в США промышленных элит, главой которых был Дональд Трамп. А конфликты, с которыми США стали плохо справляться, появились ещё в середине 2000-х – начале 2010-х: война в Ираке, Ливии и Сирии. Избрание Трампа ознаменовало смену политической идеологии, которая как раз была нацелена на выход США из ненужных войн и проблем и переориентацию на внутриамериканские дела. Вместе с этим окончательно перестала существовать и концепция однополярного мира под эгидой США, так как сами американцы признали, что больше мировое господство их так сильно не заботит. Поэтому актуальность данной статьи лежит в изучении идеологии американских промышленных элит, так как на данный момент она оказывает решающее воздействие как на внутреннюю, так и на внешнюю политику США, что очень важно для создания национальной внешнеполитической стратегии стран, взаимодействующих с США.

Смена политической парадигмы также ознаменовала окончание эпохи эпоху финансового глобализма, господствующего в США с конца 1970-х – начала 1980-х. На его место пришёл правый консерватизм Трампа.

Говоря об идеологии промышленных элит США, следует обозначить, какие идеологии существуют в современном мире. Классификация идеологий будет рассмотрена по методологии российского экономиста М. Хазина, изложившего её в своей книге «Воспоминания о будущем» (см. таб. №1. Идеологические течения в современных США) [8]. Хазин предлагает рассматривать идеологии по двум аспектам: по отношению к перераспределению доходов и по отношению к национальным интересам и ценностям. Таким образом, идеологии делятся по первому основанию на правые и левые, а по второму - на консервативные и либеральные. Наложив их друг на друга, получается четыре вида идеологий: праволиберальные, леволиберальные, правоконсервативные и левоконсервативные.

Таб. №1. Идеологические течения в современных США

 

Левые

Правые

Консервативные

Бэннон С.

Трамп Д., Бьюкенен П.

Либеральные

Сандерс Б.

Клинтон Х., Байден Дж.

Для правых либералов (в США - чета Клинтонов, бывший вице-президент Дж. Байден) характерна поддержка транснациональных компаний и международных финансовых кругов, для них США или какая-нибудь другая страна не является тем местом, за которое надо держаться и которое надо защищать и сохранять для будущих поколений, а является лишь местом зарабатывания денег. Левые либералы (в США – Б. Сандерс, в Европе – А. Меркель и Э. Макрон) выступают за более справедливое распределение капитала среди различных слоёв населения, но также остаются верны международному капиталу, поддерживают, как и правые либералы, нетрадиционные ценности. Правые консерваторы (в США – Д. Трамп, в Латинской Америке – Ж. Болсонару, в Европе – М. Ле Пен, М. Сальвини, в России – В. Путин) выступают за национальные государства и традиционные ценности. Они связывают себя и своё будущее именно с государством и всячески стараются поддерживать национальные производства. Левые консерваторы (в США – С. Бэннон, в Латинской Америке – Р. Кастро) активно выступают за простых жителей страны; как и правые консерваторы, привязывают себя к государству, поддерживают производителей и традиционные ценности.

Эта схема позволяет точно проследить противостояние либеральных и консервативных элит в США, что способствует подробному описанию идеологии американских промышленных, то есть, как сказано выше, правоконсервативной идеологии, которая сохранилась и приобрела популярность именно в ходе конфронтации.

***

Патрик Бьюкенен. Начиная с 1980-х годов, американское политическое, экономическое и культурное пространство занимают праволиберальные силы. Пиком их всевластия стал период с 1989 года по 2008 год, т.е. президентства Дж. Г. У. Буша, У. Клинтона, Дж. У. Буша. При Б. Обаме, после кризиса 2008 года, праволиберальная идеология продолжает доминировать во всех областях, но начинает постепенно сдавать свои позиции, что явно прослеживается на выборах президента США и в Конгресс.

Такое мощное воздействие правых либералов на все сферы жизни не могло не вызвать ответную реакцию в различных общественных кругах. Видным деятелем такого сопротивления стал советник Р. Никсона, Дж. Форда и Р. Рейгана – Патрик Джозеф Бьюкенен. В настоящее время Бьюкенен возглавляет журнал The American Conservative, который является одним из немногих американских СМИ, ориентированных на так называемую американскую глубинку, поддерживающую консервативные ценности. На страницах этого журнала многие деятели описывают существующие события с точки зрения консервативного мировоззрения, резко осуждая современные события, происходящие в политике, экономике и культуре, подвергая резкой критике многих либеральных деятелей, начиная от социалиста Б. Сандерса и заканчивая Дж. Байденом, Клинтонами, Б. Обамой и другими.

П. Бьюкенен в свои 82 года продолжает вести борьбу за традиционную Америку, но основной период его активной деятельности за национальные интересы США приходится на конец 1990-х – первую половину 2000-х. В этот период выходит множество его монографий, посвящённых проблемам иммиграции, защите традиционных ценностей, войнам, расовым конфликтам - «Смерть Запада», «Правые и неправые», «Великое предательство: как суверенитет Америки и социальная справедливость были принесены в жертву богам глобальной экономики», «Вторжение из Третьего мира и завоевание Америки».

Идеология П. Бьюкенена строится на противопоставлении с неоконсерваторами. Бьюкенен считает неоконсерваторов такими же либералами и глобалистами, которыми являются демократы. По его мнению, Республиканская партия Дж. У. Буша предала принципы традиционной Америки в пользу транснационального капитала, поддержав массовую иммиграцию в США мусульман и латиноамериканцев, также администрация 43-ого президента развязала никому ненужную войну в Ираке, которая подрывает интересы США на Ближнем Востоке [2].

Ключевым моментом в идеологии Бьюкенена является борьба с культурной революцией. Под культурной революцией автор понимает доминирование праволиберальной идеологии как во внутренней, так и во внешней политике США. Культурная революция направлена на полный отказ от традиционной семьи, христианской веры, которые должны быть заменены полной толерантностью ко всем и ко всему. Это приводит к разложению общества и уничтожению исторической памяти посредством переписывания истории, сноса памятников, изымания из библиотек и запрещения так называемых «нетолерантных» книг, замены традиционных праздников новыми, которые не затрагивают чувства всевозможных меньшинств. Так в «Смерти Запада» он указывает на снятие боевого знамени конфедератов в Южной Каролине и мемориальной таблички погибших в войне конфедератов со здания Верховного суда в Техасе [2, 284]; ещё Бьюкенен негодует по поводу замены празднования дня рождения Дж. Вашингтона, величайшего правителя США, празднованием Дня президента, где помимо первого президента чествуют «Милларда Филлмора, Честора Артура и Уильяма Джефферсона Клинтона»; «Томас Джефферсон, автор Декларации независимости, <…> был объявлен персоной нон грата в штате Нью-Джерси» [2, 223-224].

Бьюкенен резко критикует проводимую «позитивную политику» Буша, утверждая, что «сама Америка, подобно консерваторам, утратила уверенность в собственных силах» [2, 285]. Его критика не остаётся без ответа: вместо адекватного аргументирования своей позиции либералы и неоконсерваторы ставят на Бьюкенена и его соратников клеймо расистов, фашистов, ксенофобов и шовинистов, не давая им заниматься пропагандой в СМИ, запрещая появляться на популярных телеканалах. На появление гегемонии правого либерализма повлияли несколько факторов, которые Бьюкенен указывает в «Смерти Запада» [2, 288-293]:

Во-первых, угасание консервативной побудительной силы, которая господствовала в США до избрания Р. Рейгана, так как стало понятно, что США смогли одержать победу над Советским Союзом в Холодной войне;

Во-вторых, захват правыми либералами ключевых СМИ и телеканалов, оказывающих решающее влияние на молодёжь, колледжи и университеты, поэтому либералы смогли влиять на мировоззрение американских молодых людей, для которых сейчас культурная революция не является переворотом ценностей, а является обычной жизнью;

Культурная революция не способна к политическим компромиссам, то есть победить может только одна из сторон конфликта;

Ослабление христианской морали вследствие проводимой в течение тридцати лет антирелигиозной политики;

Американские консерваторы не являются бунтовщиками и верят в проводимую политику правительства, поэтому они не оказали активного сопротивления политике правых либералов.

Таким образом, Бьюкенен видит причины появления этой гегемонии исключительно в социально-культурном поле. Он анализирует систему духовных ценностей, которые так сильно изменила культурная революция. Возврат к традиционным ценностям есть необходимое условие для сохранения и развития американского общества.

Экономист М. Хазин утверждает, что могущество праволиберальной идеологии связано с изменением экономической политики в США, начиная с 1980-х годов [8, 389-392] . Следствием проведения «рейгономики» стал бурный рост так называемого среднего класса, то есть людей со стандартным типом потребления. Средний класс, имеющий хорошее образование и неплохие зарплаты, обычно нуждается в собственном доме, нескольких машинах в семье, компьютере в каждой комнате и т.д. Средний класс стал серьёзной альтернативой традиционных ценностей, так как основное его ядро представляют финансовые элиты, которые являются праволиберальными. С этим связан отказ среднего класса от традиционных ценностей, в первую очередь семьи, которые не противоречат ценностям финансистов. Консерваторы всегда активно выступают за принцип «не давай в рост брату своему» [8, 390].

Средний класс крепко держится за сохранение существующего государственного строя, так как боится потерять свои активы. Бедному человеку государство вообще-то не нужно, потому что у него ничего нет и ему нечего терять, богатому также оно не требуется, так как он сам в состоянии защитить своё имущество, а вот среднему классу государство просто необходимо, так как сам он не способен защитить своё состояние, которое очень не хочется терять. Отсюда вытекает то, что средний класс будет делать всё, чтобы сохранить действующую социально-экономическую модель, если даже потребуется принять её культурные нормы.

Таким образом, идеология Бьюкенена противостоит не только изменению культурных устоев американского общества, но и той социально-экономической модели, начавшейся в начале 1980-х годов. В частности, Бьюкенен указывает на провальную внутреннюю политику правых либералов, следствиями которой, по его мнению, стали «деиндустриализации Америки, <…> падение уровня доходов населения, невиданный доселе рост государственного аппарата <…> колоссальный бюджетный дефицит, рост в обществе иждивенческих настроений» [5, 215].

Вся идеология Бьюкенена строится на понимании образа простого американца. Человек из американской глубинки представляется как воплощение американского традиционного общества, почитающего принципы семьи, христианской морали, классической англосаксонской культуры.

Эта идеология также переходит в определение контуров внешней политики, которая строится на принципах изоляционизма, выхода США из ненужных конфликтов. В основном эта позиция строится на принципах американской внешней политики XIX века, где США вели активную внешнюю только в Латинской Америке, а не лезли во все конфликты по всему миру. По его мнению, деятельность американского правительства, основанная на мессианской идеологии, не соответствует интересам американского народа, так как приводит к возникновению войн в разных местах земного шара, где гибнут в огромных количествах американские военнослужащие. В частности, как было сказано выше, Бьюкенен резко критикует политику Дж. У. Буша на Ближнем Востоке, подрывающую интересы США и разрушающую американские отношения с мусульманскими странами. Единственное государство, которому выгодно ухудшение отношение США с арабскими странами, - Израиль. Бьюкенен считает, что Израиль старается руками США покончить с Ираком; вторжение же США в Ирак является спусковым крючком для распространения по всему миру терроризма[7, 113]. Критикуя американскую экспансию, Бьюкенен выступает за закрытие военных баз по всему миру, так как империализм и экспансионизм могут привести к разрушению самих США, как это было с Российской, Германской и Японской империями [7, 113-114]. Эта позиция ясно изложена во его знаменитой фразе «мы не империя, мы – республика».

Таким образом, идеология Бьюкенена направлена на возврат к идеологии отцов-основателей, которые считали, что США не следует впутываться в неамериканские дела. Не случайно Пол Готтфрид назвал Бьюкенена и его сподвижников «палеоконсерваторами», чтобы отделить традиционных консерваторов, считающих, что США должны развиваться по заветам отцов-основателей, от неоконсерваторов [7, 116], которые по идеологии являются правыми либералами.

Движение чаепития. Новый консервативный поворот в США связан с так называемым «Движением чаепития», или Чайной партией (Tea party movement). Образование этого движения тесно связано с экономическим кризисом 2008 года и дальнейшей политикой восстановления Б. Обамы. В отличие от П. Бьюкенена «Движение чаепития» заручилось поддержкой американских законодателей, объединив около четверти Конгресса США [9, 67] и заручившись поддержкой обширного электората. Этот консервативный поворот привёл к победе Республиканской партии в Палате представителей в 2010 году.

Сама Чайная партия возникла в 2009 году как ответ на повышение налогов и политику всеобщего медицинского страхования Б. Обамы. Название «Чайная партия» образовано от Бостонского чаепития 1773 года, когда американские колонисты, возмущённые британским чайным законом, стали сбрасывать ящики с чаем в воду. Поэтому основной целью Чайной партии является смягчение налогообложения, которое бы стимулировало американских предпринимателей открывать новые производства и тем самым создавать рабочие места. Это можно увидеть из основной социальной базы движения. Его составляют бизнесмены и представители среднего класса, которые были недовольны повышением налогов и ростом дефицита бюджета.

Таким образом, Чайная партия представляет собой движение, ориентированное на промышленные и предпринимательские круги, которые терпят убытки от проводимой политики Б. Обамы. Движение нацелено на уменьшение налогов, сокращение государственного долга и государственных расходов, а также на сокращение «большого правительства», которое кроме как увеличения бюрократического аппарата и роста затрат на его обслуживание ничего больше не даёт.

Со стороны культуры Чайная партия, в которую также входил и Бьюкенен, поддерживает традиционные американские ценности: защита семьи, изучение в школах Библии, запрет абортов и однополых браков [3]. Движение активно поддерживают правые религиозные активисты, консерваторы, которые негодуют по поводу морально-нравственного падения американского общества. Тем самым Чайную партию поддерживает значительная часть населения США. Так, доктор исторических наук Д.Н. Христенко в своей статье приводит данные статистики: «опрос Института Гэллопа в августе 2011 года показал следующие результаты: 25% американцев причислили себя к сторонникам, а 28% - к противникам Чайной партии» [9, 67].

Принципы внешней политики Чайной партии не такие прочные, как принципы внутренней политики. В движении существует две точки зрения на внешнюю политику. Первая из них – изоляционистская, которую представляет Рон Пол, конгрессмен от штата Техас, а вторая - политика активных действий, которую отождествляет Сара Пэйлин. Изоляционизм Пола так же основан на заветах отцов-основателей, как изоляционизм Бьюкенена. США, по его мнению, должны отказаться от чужих войн, от помощи другим народам и перестать платить за чужие неудачи. Позиция Сары Пэйлин основана на активно проводимой внешней политике с целью упрочить положение США на международной арене и достойно противостоять соперникам, так как американское правительство должно противостоять всё усиливающимся угрозам со стороны Китая и угрозам от международного терроризма. Пока позиция пейлинстов уступает позиции изоляционистов. Это во многом определяется тем, что изоляционистов поддерживает Бьюкенен, опытный политический игрок и тяжеловес Чайной партии. Д.И. Христенко указывает на то, что идеи изоляционизма превосходят идеи активной внешней политики из-за плачевного финансового положения в стране после кризиса 2008 года и роста бюджетного дефицита [9, 70]. Из-за такой внутриполитической ситуации складывается отказ от проведения активных действий за рубежом, так как это требует огромных финансовых средств.

Таким образом, изоляционизм Чайной партии исходит из социально-экономического положения в США в отличие от изоляционизма Бьюкенена, который видит опасность американского мессианизма и империализма в надломе и разрушении США из-за неспособности справиться со всеми проблемами и конфликтами в мире.

К 2016 году Движение чаепития практически перестало существовать, распавшись на маленькие организации и отдельных членов. Но до сих пор участники Чайной партии продолжают проводить активную политику против правых либералов как в политической сфере, так и в общественной. Самыми известными на сегодняшний день и самыми влиятельными политиками из бывшего Чайного движения являются президент США Дональд Трамп и его бывший главный стратег и руководитель предвыборной кампании 2016 года Стивен Бэннон.

Идеология Дональда Трампа и Стива Бэннона. 21 января 2017 года Дональд Трамп, выиграв в ноябре 2016 года выборы, вступил в должность президента США. Его приход радикально изменил положение дел как внутри США, так и на международной арене. Его приход также стал причиной нового мощного консервативного переворота и серьёзного обострения между консерваторами и либералами, вследствие чего произошёл раскол между Республиканской и Демократической партиями, которые со времён У. Клинтона представляли, в общем-то, сходные элитные группы.

Ключевым моментом в идеологии Трампа является политика протекционизма и меркантилизма, посредством строительства новых предприятий, создания рабочих мест и выравнивания торговых балансов с другими странами. Из этого можно сделать вывод, что Трамп представляет промышленные элиты США, заинтересованные в индустриальном развитии Америки и видящие своё будущее здесь.

Критика Трампом политики администрации Б. Обамы начиналась задолго до самих выборов 2016 года. Ещё в 2009 году Трамп, как сторонник Чайной партии, резко осуждает налоговую политику 44-ого президента, а в 2010-2011-х годах напрямую обвиняет его в недальновидности и неопытности в отношении с Китаем, который каждый год, по мнению Трампа, выводит из США 300 млн долларов благодаря торговому дефициту и который уничтожает рабочие места в США, используя американскую политику аутсорсинга [6, 113-166], с нефтедобывающими странами Персидского залива, которые слишком сильно взвентили цены на нефть на мировом рынке [6, 17-40].

Политика Б. Обамы, как считает Трамп, совершенно не отвечает интересам США и противоречит заветам отцов-основателей. В частности, миллиардер указывает на то, что Обама в бытность кандидатом в президенты говорил, что он будет президентом мира и не будет развязывать ненужные войны, а на самом деле способствовал развязыванию войны в Ливии. Трамп приводит довод, что США ничего хорошего от этих войн не получают, кроме убитых военнослужащих. Также он приводит пример с Ираком, который после свержения С. Хуссейна ничего не сделал для американцев. По мнению Трампа, Ирак как минимум должен был дать в аренду на 25 лет свои нефтяные месторождения или хотя бы оплатить лечение раненным американцам и выплатить компенсацию семьям погибших [6, 17-40].

Таким образом, Трамп выступает за отказ от ненужных конфликтов и переориентацию на внутриамериканские проблемы, но стоит отметить, что Трамп, примыкая к изоляционистам, вовсе не отказывается от активных действий на международной арене, если только они будут отвечать национальным интересам США. Это сильно отличает его от Бьюкенена, видящего в экспансионистской политике крах Америки.

Но основные проблемы США Трамп видит во внутренней политике, в неспособности администрации Обамы справиться с последствиями экономического кризиса 2008 года. На это указывает быстрый рост государственного долга и рост бюджетного дефицита. Следствием этого стало повышение налогов. Особое место здесь сыграла реформа здравоохранения (Social Security), которая должна обеспечить всех американцев медицинской страховкой.

Трамп предлагает отказаться от этой реформы, которая, по его мнению, убивает рабочие места посредством повышенных социальных налогов, а взамен предлагает, наоборот, снизить налоги и дать предпринимателям развиваться и создавать новые рабочие места, тогда у американцев будет хватать финансов, чтобы покрыть свои медицинские расходы [6, 149-167]. Этот же способ он видит в решении проблемы бедности.

Вопрос «Мексиканской стены» стоит на повестке дня у Трампа уже долгие годы. Проблема незаконной миграции для США является одной из основных проблем их экономики и внутренней политики. Об этом писал ещё Бьюкенен, говоря, что мигранты размывают англо-саксонскую традиционную Америку, уничтожают европейскую культуру, угрожают национальной безопасности [2, 138-173]. Это всё те же последствия «культурной революции», которая проводится либеральными элитами против консервативных ценностей.

Трамп рассматривает проблему незаконной миграции не с точки зрения культурных воздействий мигрантов на американское общество, а с точки зрения американского предпринимателя и американской экономики, из которой мигранты выводят миллиарды долларов. В частности, президент США утверждает, что в 2006 году 73% мигрантов перевили свои средства на свою родину, что составило 45 миллиардов долларов [6, 117]. По мнению Трампа, латиноамериканские государства наживаются на США, хотя эти деньги могли остаться в США и принести пользу американской экономике.

В решении этого вопроса Трамп обращает внимание на опыт Канады, в которую также рвутся тысячи мигрантов ежегодно. Суть действий состоит в том, чтобы мигрант приносил пользу экономике. Когда он пожелает получить гражданство или вид на жительство, то он обязан сначала потрудиться на экономику страны, получая определённое количество баллов. Набрав баллы, достаточные для получения права на постоянное жительство, мигрант может подать такое заявление, чтобы его рассмотрели. Этот метод предоставления гражданства мигрантам представляется достаточно эффективным, к тому же он позволяет развивать экономику государства, получить прибыль от малооплачиваемой рабочей силы.

Такая политика может снизить миграцию, но не уберёт её до конца. Трамп видит также в мигрантах преступников и получателей пособий, которые не могут получить сами жители США, поэтому он предлагает, в первую очередь, улучшить жизнь собственного населения, а не кормить чужое; развивать науку и современные технологии, чтобы американские граждане, окончившие на “хорошо” и “отлично” учебные заведения, смогли реализовать себя в крупных компаниях или создавать свои, повышая стоимость экономику США и тем самым улучшая благосостояние своих семей. А что касается мигрантов, то они должны иметь высшее образование и внести вклад в американскую экономику.

Таким образом, промышленные элиты США в своей идеологии ориентированы не на приглашение низкооплачиваемых и низкоквалифицированных мигрантов, а на развитие собственного производящего контура, основанного на высокотехнологичном оборудовании и выпускающего продукции высокого качества. Это позволит развить американскую экономику и дать работу миллионам гражданам, сняв их с пособий и улучшив их благосостояние.

Эта идеология позволила Трампу войти в Белый дом. Стоит отметить вторую сторону идеологии промышленных элит США, которую представляет ближайший сторонник Трампа, бывший участник Чайной партии и бывший главный стратег Белого дома Стив Бэннон. Идеология Бэннона основана на нескольких понятиях: популизм, национализм, протекционизм, консерватизм. Тремя последними можно описать в целом идеологию американских промышленных элит, а первое является уникальной чертой идеологии Бэннона.

Популизм трактуется Бэнном не как политика каких-то быстрых и лёгких решений, которая должна воодушевить народ, а как политика, направленная на поддержку простого рабочего человека. В интервью французской газете Le Figaro Бэннон заявил: «… у меня есть только одна цель: обеспечить рабочему классу больше прав» [4]. Здесь лежит расхождение Бэннона и Трампа, так как Трамп проводит свою политику, опираясь на предпринимательские круги, а Бэннон – на простых американцев. Таким образом, его идеология в отличие от правоконсервативной носит левоконсервативный характер. Но цели Трампа и Бэннона, в общем, схожие: развитие американской экономики, улучшение благосостояния простых американцев, поддержание и продвижение американских традиционных ценностей.

Во время президентской кампании 2016 года Бэннон возглавлял штаб Трампа и заведовал его идеологией. Он активно борется с либеральными элитами даже после ухода из Белого дома, организовав политическое движение «Movement», которое оказывало поддержку европейским консервативным партиям во время выборов в Европарламент, где они упрочили своё положение.

Бэннон выступает с жёсткой критикой либералов, называя их либо «прогрессистами», либо глобалистами. Он подчёркивает, что глобалистам абсолютно всё равно на американский рабочий класс; Бэннон приводит пример с кризисом 2008 года, который банкиры залили деньгами в ущерб простых американцев [4]. Но победа Трампа нанесла либералам «самое горькое поражение в истории США» [4], а также она сильно уменьшила их влияние в мире.

Об этом можно судить по сегодняшнему противостоянию Республиканской и Демократической партий США. До прихода Трампа к власти, как уже отмечалось ранее, эти партии представляли собой практически единое целое, то есть ими руководили одни и те же либеральные элиты. Бэннон в том же интервью указывает: «Во время кампании у нас было три врага: элитная медиа-партия была первой из них, левое крыло Демократической партии и Республиканская партия. Объедините эту тройку, и вы получите политическую и медийную элиту страны, класс, который боролся с Дональдом Трампом с самого начала» [4]. Сейчас же Республиканская партия, которую серьёзно вычистили за 2-3 года, представляет из себя практически полную противоположность Демократической партии. Идеология промышленных элит в ней возобладала над идеологией транснациональных финансовых элит. Результат этого можно увидеть в деле об импичменте, когда республиканцы защищали Трампа от нападок демократов, или в президентской кампании 2020 года.

Бэннон не только оказывает мощное влияние на американскую внутреннюю политику, но и активно работает в других странах. Так, он был советником кандидата в президенты Бразилии Ж. Болсонару, который выиграл выборы. Болсонару – правоконсервативный проамериканский политик, активно поддерживающий Трампа. Его даже прозвали «Трамп из тропиков».

В свете неспособности США в дальнейшем поддерживать свои позиции во всём мире, они плавно начинают оставлять свои позиции, уходя на Американский континент. И в этом плане приход к власти в самой большой по площади, населению и экономике стране Латинской Америки проамериканского политика усиливает позиции США в этом регионе. К тому же, в 2019 году Бразилия получила статус «основной союзник вне НАТО» [1, 169-177], что ещё больше укрепляет американо-бразильские отношения и делает Бразилию фактически сателлитом США. Таким же статусом обладает Аргентина.

Таким образом, имея под контролем фактически две крупнейшие латиноамериканские страны, США нацелились на закрепление этого региона в в своей зоне влияния. Они начинают возвращаться к доктрине Монро, что видно из торгового соперничества США и Китая в Южной Америке. Эта политика изоляционизма и закрытия Американского континента вписывается в идеологию промышленных элит США, направленную на решение внутриамериканских проблем и контроль за собственным панрегионом.

Будущее идеологии промышленных элит США. Политика Трампа за 4 года его нахождения у власти носит системный характер. Трамп направляет ресурсы на поддержание реального сектора и постепенный отход США из всех точек, которые не отвечают их интересам. Сэкономленные от уменьшения численности репрессивного аппарата деньги идут всё в ту же промышленную индустрию, создавая рабочие места и улучшая жизненный уровень американцев.

Анализируя действия администрации Трампа, российский геостратег А. Школьников выделяет два сценария будущего, если нынешняя идеология промышленной элиты будет продолжаться [10, 191-210]. Это сценарий гражданской войны, который, по его мнению, более вероятен из-за усилившегося противостояния консервативной и либеральной элиты. После победы промышленных элит в гражданской войне США должны приступить к ускоренному развитию, перейдя на новый технологический этап.

Второй сценарий идёт в обход гражданской войны. Этот сценарий плавного, контролируемого отхода на Американский континент. Промышленные элиты смогут спокойно справиться с транснациональными финансовыми элитами и перевести США в новый технологический уклад. Это сценарий, по мнению Школьникова, займёт примерно на 10 лет больше времени, чем первый.

Таким образом, политика Трампа, несмотря на большую вероятность кровопролитной гражданской войны, позволяет американскому государству перейти на новый технологический уклад и остаться одним из ведущих государств на международной арене.

Выводы. Идеология американских промышленных элит – правоконсервативная идеология, направленная на развитие промышленного производства в США, улучшение уровня благосостояния граждан, защиту традиционных ценностей, так как они позволяют сохранить общество целостным; консерваторы воспринимают понятие «нация» с точки зрения Вестфальской системы международных отношений. Развитие промышленного производства осуществляется при помощи методов протекционизма и меркантилизма, улучшение жизни простых американцев – с помощью понижения налогов и создания условий для ведения предпринимательства. Ради защиты традиционных ценностей ведётся пропаганда семейных, христианских ценностей, осуждаются однополые браки и аборты.

Анализ идеологии промышленных элит и происходящие сейчас события дают понять, что современный мир претерпевает сегодня большие изменения, связанные с разрушением глобализма, системы международной безопасности, которая действовала после разрушения Советского Союза, системы международных отношений, где появились новые сильные игроки, претендующие на свой собственный регион. Эта идеология соответствует сегодняшним мировым тенденциям, поэтому политика, основанная на ней, с большей долей вероятности направлена на то, чтобы с меньшими потерями пережить современный кризис. Поэтому обвинения в адрес Трампа, что он, наоборот, разрушает США, являются недальновидными с точки зрения долгосрочных перспектив.

Сегодня промышленные элиты США, во главе которых стоит 45-й президент США Трамп, представляют достаточную силу, чтобы сопротивляться либеральным элитам, правившим с 1980-х годов. Политика Трампа способствует уменьшению влияния мирового экономического кризиса на экономику США, а также отвечает их интересам в меняющемся мире, где США перестали быть мировым гегемоном.

Список использованной литературы

Баженова О.А. Бразилия во внешнеполитической паутине Трампа//Баженова О.А.//Социально-гуманитарные знания. – 2020. - №1. – С. 169-178

Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 444 с. ISBN 5-17-020462-0

Гарбузов В. Движение чаепития в США: [Электронный ресурс]. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/dvizhenie-chaepitiya-v-ssha/ (дата обращения: 1.11.2020)

Интервью Стива Бэннона газете Фигаро: [Электронный ресурс]. URL: https://aurora.network/articles/165-interv-ju/66853-le-figaro-frantsija-stiv-bjennon-ljudey-kotorye-zhili-po-pravilam-vsju-zhizn-vybrosili-na-pomoyku (дата обращения: 10.11.2020)

Сургуладзе В.Ш. Кризис гражданского самосознания в США: идеология и стратегия консервативного поворота Патрика Бьюкенена//Сургуладзе В.Ш.//Проблемы национальной стратегии. – 2017. - №4(43). – С. 214-220

Трамп Д. Былое величие Америки. – М.: Эксмо, 2017. – 256 с. ISBN 978-5-699-88577-0

Фролов Р.В. Патрик Бьюкенен//Фролов Р.В.//Вопросы национализма. – 2011. - №4(8). – С. 112-125

Хазин М. Воспоминания о будущем. Идеи современной экономики. – М.: Группа Компаний «РИПОЛ классик»/ «Пальмира», 2020. – 464 с. ISBN 978-5-386-12785-5

Христенко Д.Н. «Движение чаепития» и внешняя политика США при администрации Б. Обамы»//Христенко Д.Н.//Вестник Московского университета. Серия 25: международные отношения и мировая политика. – 2012. - №2. – С. 62-86

Школьников А.Ю. Национальные стратегии: геостратегический взгляд на будущее мира и России. – Спб.: Corvus, 2020. – 544 с.

Просмотров работы: 8