Россия в конце XVII в. Предпосылки петровских преобразований - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Россия в конце XVII в. Предпосылки петровских преобразований

Айвазян Р.С. 1, Романова В.В. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения (филиал) ВА МТО им. генерала армии А.В. Хрулёва
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В странах Западной Европы в XVIXVII вв. произошли важные исторические события – Нидерландская буржуазная революция (XVI в.) и английская буржуазная революция (XVII в.).

В Голландии и Англии утвердились буржуазные отношения, и обе эти страны далеко опередили другие государства по своему социально-экономическому и политическому развитию. Многие европейские страны по сравнению с Голландией и Англией были отсталыми, но наиболее отсталой была Россия [1].

Причины исторической отсталости России были обусловлены тем, что:

- в эпоху монголо-татарского нашествия княжества спасли Западную Европу от орд Батыя, но сами были разорены и попали под иго золотоордынских ханов более чем на 200 лет;

- процесс преодоления феодальной раздробленности из-за огромной территории, подлежавшей объединению, занял около трехсот лет. Таким образом, объединительный процесс проходил в русских землях куда медленнее, чем, например, в Англии или во Франции.

Торгово-промышленные, культурные и, в известной степени, дипломатические связи России со странами Запада были затруднены вследствие отсутствия у России удобных морских гаваней на Балтике.

Россия кон. XVII в. еще не вполне оправилась от последствий польско-шведской интервенции начала века, разорившей ряд районов северо-запада, юго-запада и центра страны [2].

В XVII в. в результате деятельности первых представителей династии Романовых был преодолен социально-экономический и политический кризис государства и общества, вызванный событиями смутного времени. В кон. XVII столетия наметилась тенденция европеизации России, обозначились предпосылки будущих петровских преобразований:

- тенденция к абсолютизации верховной власти (ликвидация деятельности Земских соборов как сословно-представительных органов), включение в царский титул слова «самодержец»; оформление общегосударственного законодательства (Соборное Уложение 1649 г.). Дальнейшее совершенствование свода законов, связанное с принятием новых статей (в 1649–1690 гг. было принято 1535 указов, дополняющих Уложение);

- активизация внешней политики и дипломатической деятельности российского государства;

- реорганизация и совершенствование вооруженных сил (создание полков иноземного строя, изменения в порядке комплектования и набора в полки, распределение военных корпусов по округам;

- реформирование и совершенствование финансовой и налоговой систем;

- переход от ремесленно-цехового производства к мануфактурному с использованием элементов наемного труда и простейших механизмов;

- развитие внутренней и внешней торговли (принятие «Уставной таможенной грамоты» 1653 г., «Новоторгового устава» 1667 г.);

- размежевание общества под влиянием западноевропейской культуры и церковной реформы Никона; появление национально-консервативного и западнического течений [3].

Говоря о причинах петровских реформ, историки обычно ссылаются на необходимость преодоления отставания России от передовых стран Запада. Но, по сути, ни одно сословие не хотело никого догонять, не чувствовало внутренней потребности реформировать страну на европейский манер. Данное желание присутствовало только у очень малочисленной группы аристократов во главе с самим Петром I. Население же не испытывало необходимости в преобразованиях, тем более столь радикальных. Почему тогда Петр «Россию поднял на дыбы»?

Истоки петровских реформ надо искать не во внутренних потребностях российской экономики и социальных слоев, а во внешнеполитической сфере. Толчком к реформам послужило поражение русских войск под Нарвой (1700) в начале Северной войны. После него стало очевидным, что, если Россия хочет выступать равным партнером главных мировых держав, она должна обладать армией европейского типа. Ее можно было создать, только проведя крупномасштабную военную реформу. А это, в свою очередь, требовало развития собственной промышленности (для обеспечения войск оружием, боеприпасами, обмундированием). Известно, что мануфактуры, фабрики и заводы невозможно построить без больших капиталовложений. Деньги для них правительство могло получить от населения только путем проведения фискальной реформы. Для службы в армии и работы на предприятиях нужны люди. Чтобы обеспечить необходимое количество «воинских чинов» и рабочей силы, требовалось перестроить социальную структуру общества. Все эти преобразования был способен провести только мощный и эффективный аппарат власти, которого в допетровской России не было. Такие задачи встали перед Петром I после военной катастрофы 1700 г. Оставалось либо капитулировать, либо реформировать страну, чтобы побеждать в дальнейшем [4].

Таким образом, возникшая после поражения под Нарвой необходимость военной реформы оказалась тем звеном, которое как бы потянуло за собой всю цепочку преобразований. Все они были подчинены единой цели - усилению военного потенциала России, превращению ее в мировую державу, без соизволения которой «ни одна пушка в Европе не могла бы выстрелить».

Для того чтобы поставить Россию в один ряд с развитыми европейскими государствами, было необходимо:

- добиться выхода к морям для торговли и культурного общения со странами Европы (на севере – к побережью Финского залива и Балтики; на юге – к берегам Азовского и Черного морей);

- быстрее развивать национальную промышленность;

- создать регулярную армию и военно-морской флот;

- реформировать государственный аппарат, не отвечавший новым потребностям;

- наверстать упущенное в области культуры.

Борьба за решение этих государственных задач развернулась в 43-летнее царствование Петра I (1682–1725) [5].

Отличительной чертой внешней политики России в 1-й четв. XVIII столетия была ее высокая активность. Почти непрерывные войны, которые велись Петром I, были направлены на решение основной общенациональной задачи – обретения Россией права выхода к морю. Без решения этой задачи невозможно было преодолеть технико-экономическую отсталость страны и устранить политическую и экономическую блокаду со стороны западноевропейских государств и Турции. Петр I стремился укрепить международное положение государства, повысить его роль в международных отношениях. Это было время Европейской экспансии, захвата новых территорий. В сложившейся ситуации Россия должна была либо стать зависимым государством, либо, преодолев отставание, выйти в категорию Великих Держав. Именно для этого России нужен был выход к морям: судоходные пути быстрее и безопаснее, Речь Посполитая всячески мешала проходу купцов и специалистов в Россию. Страна была отрезана и от северных и от южных морей: выходу в Балтийское море мешала Швеция, Азовское и Черное моря держала Турция. Первоначально внешняя политика петровского правительства имела ту же направленность, что и в предшествующий период. Это было движение России к югу, стремление ликвидировать Дикое Поле, которое возникло в очень давние времена в результате наступления кочевого мира. Оно преграждало России дорогу к торговле на Черном и Средиземном морях, препятствовало экономическому развитию страны. Проявлением этой «южной» внешнеполитической линии были походы Василия Голицына на Крым и «Азовские» походы Петра. Войны со Швецией и Турцией нельзя рассматривать как альтернативы – они были подчинены одной цели: наладить крупномасштабную торговлю между Балтикой и Центральной Азией [6].

В истории Петровских реформ исследователи выделяют два этапа: до и после 1715 г. (В.И. Роденков, А.Б. Каменский).

На первом этапе реформы носили в основном хаотичный характер и были вызваны в первую очередь военными нуждами государства, связанными с ведением Северной войны. Проводились в основном насильственными методами и сопровождались активным вмешательством государства в дела экономики (регулирование торговли, промышленности, налогово-финансовой и трудовой деятельности). Многие реформы носили непродуманный, поспешных характер, что было вызвано как неудачами в войне, так и отсутствием кадров, опыта, давлением старого консервативного аппарата власти.

На втором этапе, когда военные действия уже были перенесены на территорию противника, преобразования стали более планомерными. Шло дальнейшее усиление аппарата власти, мануфактуры уже не только обслуживали военные нужды, но и производили потребительские товары для населения, государственное регулирование экономики несколько ослабло, торговцам и предпринимателям предоставлялась определенная свобода действий.

В основном реформы были подчинены интересам не отдельных сословий, а государства в целом: его процветанию, благополучию и приобщению к западноевропейской цивилизации. Главной целью реформ стало обретение Россией роли одной из ведущих мировых держав, способной к конкуренции со странами Запада в военном и экономическом отношении.

Список использованных источников.

1. Горяйнов С.Г., Егоров А.А. История России IXXVIII вв.: учеб. для учащихся средних школ, гимназий, лицеев и колледжей. – Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1996. – 416 с.

2. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 560 с.

3. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: учеб. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: «ПБОЮЛ Л.В. Рожников», 2000. – 528 с.

4. Филюшкин А.И. История России с древнейших времен до 1801г.: пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2004. – 336 с.

5. Реформы Петра – итоги // История России: энциклопедия замечательных людей и идей. – Режим доступа: http://www.abc-people.com/typework/history/doch-9.htm, свободный.

Просмотров работы: 949