ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И СЕРВИСА ПО СПОСОБАМ И ФОРМАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И СЕРВИСА ПО СПОСОБАМ И ФОРМАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глушак К.В. 1, Лехтянская Л.В. 1
1Владивостокский государственный университет экономики и сервиса филиал в г. Находка
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Представление об интеграции возникло сравнительно недавно, изначально ее рассматривали, как объединение людей и особенно государств в некую социально-политическую общность.

Но уже в 50-60-х годах XX в понятие «интеграция» стало свободно употребляться - сначала для отражения процессов, случающихся на уровне межнациональных образований и блоков (например, интеграция государств капиталистического или социалистического лагеря), а позднее под воздействием тенденции к всеобщей финансовой интеграции оно было перенесено на уровень организаций. Здесь оно трактуется как объединение усилий ряда организаций для достижения совместной стратегической цели, поддержания их конкурентоспособности и повышения эффективности [1].

Интеграция – это объединение технологически однородных производств (горизонтальная интеграция) или производств, образующих единую технологическую цепочку, начиная от обработки сырья и заканчивая выпуском готовых продуктов (вертикальная интеграция).

Открытость российской экономики, как и любое явление, содержит в себе не только положительные, но и отрицательные качества.

Ускоренное открытие российской экономики при ее нынешней не достаточно корректно-оформленной структуре в будущем предполагает достаточно серьезные отрицательные последствия:

Первое отрицательное последствие состоит в том, что туристская индустрия, при продвижении туристского продукта в зарубежные страны, обеспечивает сильный отток валюты из страны, причем в достаточно больших размерах, что приводит к «финансовой пропасти» в государстве, относительно данной сферы;

Вторым отрицательным последствием является то, что Россия, согласно статистике имеет один из самых низких в мире показателей туристской подвижности населения, что объясняется низким уровнем заработной платы населения, а так же внушительным повышением транспортных тарифов и цен на путевки;

Третьим последствием является преобладание среди отечественных туристских компаний предприятий, исполняющих исключительно перепродажу готового туристского продукта, что говорит о недостатке необходимого опыта и знаний, а так же финансовых возможностей для противодействия конкуренции.

Увеличение численности зарубежных компаний, напрямую связанных с туристской отраслью на российском рынке. Это приводит к тому, что большая часть прибыли от въездного туризма в Россию достается иностранным компаниям.

Преодолеть данную неблагоприятную для российского рынка ситуацию возможно путем создания современных модификаций организации и управления туристской индустрией, следующих последним достижениям теории и практики менеджмента и маркетинга.

Основная часть. Одной из тенденций современной туристской индустрии является повышение эффективности деятельности за счет диверсификации, а также использование различных вариантов объединений с различными туристскими предприятиями.

Диверсификация – расширение ассортимента, изменение вида продукции, производимой предприятием, фирмой, освоение новых видов производств, с целью увеличения эффективности производства, извлечение экономической выгоды, предотвращение банкротства

При связанной вертикальной диверсификации (вертикальной интеграции) компания туристской индустрии (к примеру, предприятие питания) получает новые виды производств и продукции, которые применяются в технологической цепочке пред или после (прямая интеграция) обслуживающего предприятия. Тогда в этом случае фирма завоевывает мощное конкурентноспособное преимущество – стабильный источник поставок и поддержки изготовителя средств производства, сырья.

При связанной горизонтальной диверсификации (концентрической) ассортимент услуг (товаров) дополняется новыми услугами (товарами), которые с позиции маркетинга идентичны уже оказываемым. Например, наиболее выгодно функционирующее предприятие сможет выкупить другие предприятия, включая и те, что находятся за пределами своей зоны обслуживания, с целью ослабления конкурентной борьбы и усиления своих позиций, расширения диапазона услуг и привлечения новых клиентов. Так в гостиничной отрасли образуются гостиничные цепи с гостиницами, располагающимися в разных регионах.

Диверсификация используется при условии:

излишнего насыщения рынка услуг и падения спроса на них;

усиления конкуренции;

накопления независимых экономических ресурсов, которые в настоящий момент выгоднее инвестировать в высокопривлекательные отрасли, чем в данную деятельность.

В стратегические союзы входят предприятия с целью согласования и координации усилий в решении отдельных задач: например, в проведении маркетинговых исследований, разработке, изготовлении продукции и сбыте услуг. Особенность данных связей заключается в том, что они прямо не касаются отношений собственности в компаниях, поскольку сотрудничающие предприятия сохраняют свою автономию, а также нишу в сферах национального, областного и локального рынков. Например, объединение туристских компаний между собой разрешает им особо эффективно использовать потенциал крупного туроператора и сохранять способность гибко реагировать на сдвиг спроса в ту или иную строну, присущий маленьким турфирмам.

Рассмотрим виды объединений (стратегических союзов) в туристской индустрии и характеристики их деятельности.

Картель принимает решения относительно тарифов на гостиницы. Одним из негласных решений является то, что абсолютно любая гостиница государства от 3* до 5* не имеет права устанавливать стоимость ниже назначенного уровня. Иными словами, здесь, в чистом виде, фигурирует принцип взаимодействия под названием «картель», когда стороны предварительно договариваются ввести высокие тарифы на тот или иной вид оказания услуг. Такое же картельное соглашение среди французских отелей. По сообщениям компетентных источников контролирующих органов, это первый прецедент подобного рода во французской юридической практике, когда представители управляющих звеньев гостиничного бизнеса изначально договаривались о повышении стоимости на бронирование номеров и обслуживание клиентов.

Синдикат. Конечная цель компании – познакомить посетителей ресторанов с новинками в этой области, вовремя оповещать их о гастрономических и развлекательных событиях в ресторанах. Задача синдиката – организовать яркое созвездие проектов в области специализированных гастрономических ресторанов. Особенных по отношению к подбору продуктов, приготовлению, подаче блюд.

Консорциум. Одним из примеров консорциума представляется организация «Ривьера Деллэтна» - это организация, которая объединяет изготовителей вин, крепких спиртных напитков и продуктов питания. Она обеспечивает продвижение продукции компаний, которые входят в состав этой компании в Италии и за рубежом

Ассоциации (союзы). Одним из примеров ассоциаций, соединяющих не только лишь гостиницы, является Интернациональное объединение гостиниц и ресторанов (IH&RA), которое представляет интересы всемирной индустрии гостеприимства. IH&RA признана ООН и представляет индустрию в таких глобальных организациях, как ЮНЕСКО, Программа ООН по окружающей среде, Всемирная туристская организация, Всемирная трейдерская организация, Всемирная организация здравоохранения, Всемирная организация интеллектуальной собственности, Интернациональная организация труда, Международная организация по стандартизации. Под управлением IH&RA были созданы Советы, которые занимаются техническими вопросами: стандарты и классификация; авторское и смежные права; корпоративная и социальная ответственность; маркетинг и продажи; трудности индустрии питания, безопасности, человеческих ресурсов; регулирование вопросов документации и легальным пересечением границ [1].

Ассоциация туроператоров России (ATOP) основана в Москве крупнейшими компаниями государства, как альтернатива другому всероссийскому социальному объединению турбизнеса – Российскому союзу туриндустрии (РСТ). С 2009 г. ATOP стала ассоциированным членом Всемирной туристской организации (UNWTO) [2].

Как утверждают инициаторы создания ATOP, предлогом послужило введение поправок в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», затрагивающих предоставления туроператорами финансовых гарантий. Как известно, Российский союз туриндустрии выступил с резко негативной оценкой поправок, но в то же время ряд крупных туроператоров поддержал инициативу Ростуризма. Вскоре было решено организовать альтернативную организацию, куда вошли около 40 туроператоров. На первом заседании ATOP его участникам стало ясно, что круг их общих интересов не ограничивается только вопросами экономических гарантий. Крупный туристский бизнес осознал, что у игроков рынка больше совместных интересов, нежели мотивов для конкуренции, и что общие трудности на пользу конечному потребителю легче разрешать сообща [3].

Оздоровительный трест «Сургут». ОАО «Сургутнефтегаз» объединяет 4-звездные санаторий «Нефтяник Сибири» и «Лермонтове», детский санаторий «Юный нефтяник». Трест предлагает своим работникам нефтегазодобывающие производства, открытую продажу оздоровительных путевок, а так же инвестирует в свои санатории и создает комфортабельность пребывания там гостей

Холдинг «Югра Сервис» был основан в 1995 г. и в настоящее время в структуре туристского и гостиничного бизнеса Ханты-Мансийского автономного округа является одним из крупнейших предприятий. Холдинг входит в состав членов Ассоциации делового туризма, Федерации рестораторов и отельеров, является членом РСТ.

Уникальность холдинга состоит в том, что в его составе более чем 20 взаимосвязанных предприятий, деятельность которых ориентирована на развитие въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации, вовлечение гостей, оказание широкого спектра услуг в сфере гостеприимства

С 2007 г. группа компаний «Интурист» – крупнейший в России многопрофильный холдинг, предоставляющий комплексные услуги во всех главных секторах индустрии туризма и гостеприимства, состоящий из правящей компании ВАО «Интурист» и четырех дивизионов – «Туроперирование», «Розничные продажи», «Гостиничный бизнес» и «Транспортные услуги». В рамках новой холдинговой организационной структуры «Интурист» продолжает усиливать рыночные позиции через повышение эффективности, конкурентоспособности и привлечения масштабных инвестиционных ресурсов и внедрения современных управленческих решений

 Концерн TUI (Touristik Union International) объединяетфирмы Touropa, Scharnow-Reisen, Dr. TiggesFahrten, Hummel-Reisen Airtours Internationale и Quelle. Это позволяет концерну TUI, ставшему одним из крупнейших туроператоров Германии, диктовать свои условия сбыта большому числу турфирм, которым запрещалось продавать тур - продукт фирм, конкурирующих с TUI.

Для процессов становления новых организационных форм (ведение бизнеса) в туристской индустрии характерны следующие тенденции:

1) проникновение предприятий транспорта в сферу деятельности туристских фирм. Так, авиакомпания Air France основала туристскую фирму SOTAR, которая вошла в первую тройку крупнейших туроператоров Франции. Бельгийская авиакомпания Sabena организовала туристское предприятие Transair International, а швейцарская Swissair – туроператорскую фирму Kuoni. Государственная железнодорожная компания Франции SNSF имеет туроператорскую фирму Vacans 2000, входящую в число 13 крупнейших турфирм Франции, на долю которых приходится 50% туристического рынка страны. Голландский туристский консорциум HINT был основан авиакомпанией KLM, морским концерном NSU и голландской железнодорожной компанией [2];

2) создание многопрофильных отраслевых концернов, открывающих возможность перекрестного субсидирования, т.е. деятельность одних предприятий, входящих в концерн, финансируется из прибыли предприятий других отраслей этого же концерна. Формирование многоотраслевых концернов позволяет избежать разорения предприятиям туристской индустрии. В туризм устремляют капиталы нефтяные компании, например AGIP торговые фирмы, являющиеся владельцами сетей крупнейших универмагов и рассылочной торговли, такие как Neckermann, Kaufhof, Hertie. Имея разветвленную сбытовую сеть, торговые фирмы без значительных материальных затрат открывают офисы по продаже туристских путевок, располагая их в своих универмагах;

3) приобретение туристскими фирмами собственных средств размещения. Так, французская турфирма Club mediteranne имеет 172 туристских комплекса (туристские деревни), расположенных в 35 странах мира, а швейцарская турфирма Hotelplan располагает собственной гостиничной базой на 2739 мест;

4) участие в туристской индустрии финансовых структур. Во Франции банк «Ротшильд и Ко» финансирует деятельность туроператора Club mediteranne, в Нидерландах RABO Bank занимается туристскими операциями.

Традиционная гостиничная индустрия Европы стоит сегодня на пороге значительных изменений. Так как гостиницей движут в основном экономические факторы, период общего экономического спада диктует необходимость принятия мер, призванных улучшить финансовое положение индустрии. К таким мерам относятся действия по консолидации, рационализации и реструктуризации гостиничной собственности. Гостиницы объединяются в гостиничные цепи. Формы объединения могут быть различными: практикуются покупки гостиницы гостиничной компанией, подписывается контракт на управление или заключается договор франчайзинга.

Под контрактом на управление понимается письменное соглашение, заключаемое между владельцем предприятия (гостиницы, ресторана) и менеджером или компанией, специализирующейся в управлении соответствующими видами предприятий.

Управляющая компания, как правило, не получает никаких прав на имущество предприятия. Однако на практике имеются случаи, когда заключение контракта сопровождалось частичным участием управляющей компании в собственности. Такие случаи характерны для транснациональных гостиничных компаний (ТНК). Управление по контракту имеет свои слабые и сильные стороны.

Термин «франчайзинг» имеет французские корни (franchise – привилегия, льгота) и означает в современном понимании систему договорных отношений между крупными и мелкими самостоятельными предприятиями, при которой последние получают право на производство и реализацию от имени и под торговой маркой крупной фирмы определенного вида товаров и услуг.

В современной правовой теории наряду с термином «франчайзинг» используются термины «франшизинг», «договор франшизы» и «франчайз».

Наиболее развернутое определение франчайзинга дает Международная ассоциация франчайзинговых организаций. Она определяет франчайзинг как длящиеся во времени взаимоотношения, по которым франчайзер (франшизодатель) предоставляет защищенное в законном порядке право заниматься определенной предпринимательской деятельностью, а также помощь в организации этой деятельности, обучении, реализации и управлении за вознаграждение от франчайзи (франшизополучателя).

Франчайзер заинтересован в привлечении в свою рыночную сеть новых членов. С этой целью он обычно специально готовит для заинтересованных лиц документы, наиболее важным из которых является Заявление об условиях. Этот документ предоставляет предполагаемым франчайзи информацию о том, кем является франчайзер, какой характер носит осуществляемый им бизнес. В Заявлении об условиях написано о квалификации руководящего состава предприятия – франчайзера, о его финансовой стабильности, непосредственно затрагиваются вопросы франчайзинга: в чем будет заключаться суть отношений в случае заключения контракта; в каких конкретных вопросах франчайзер будет помогать франчайзи; какое дополнительное оборудование обязан приобрести франчайзи и т.д.

Первоначальный взнос зависит от известности марки франчайзера. Например, McDonald’s признан как ресторан быстрого обслуживания во всем мире. Его знают и в Лондоне, и в Париже, и в Москве, и в Минске. Чем сильнее рыночная позиция фирмы, тем большую цену имеет ее фирменный знак.

Несмотря на имеющиеся недостатки, форма управления предприятиями индустрии гостеприимства через договор франчайзинга является одной из наиболее перспективных. Исследования, проведенные учеными, свидетельствуют, что половина новых компаний прекращает свое существование уже через 2–3 года после открытия, а уже через пять лет уровень банкротств достигает 70%. Для компаний, работающих в системе франчайзинга, верны другие данные. Закрытие предприятий-франчайзи в первые пять лет их работы составляет 4%. Общее исследование, проведенное Международной организацией франчайзинговых организаций, показало, что среди ее членов количество банкротов составляет менее 1%.

Примеры консолидации включают приобретение таиландского отеля Dusit Sindhom группой Kempinski, приобретение компанией Forte отелей Meridien, ранее принадлежавших Air France, приобретение компанией ITT Sheraton сети GIGA Hotels и новое приобретение компанией Forte сети Granada Hotels. Эта деятельность имеет тенденцию к расширению по мере интеграции независимых отелей в международные сети, поскольку профессионалы гостиничного бизнеса понимают, что крупнейшие акционерные общества могут предложить инвесторам более выгодные условия и, таким образом, привлечь больше средств.

Один из наиболее активных зарубежных игроков на рынке России – компания Rezidor &4S Hospitality (бренды Radisson SAS (5*) и Park Inn (3–4*)), владеющая шестью отелями в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи и Екатеринбурге. В настоящее время под управлением компании находится более 400 отелей в 68 странах мира, через 5-10 лет увеличение гостиничной сети будет до 700 объектов.

Довольно прочно в России обосновалась компания Marriott International (США) (основные бренды – Marriott Hotels & Resorts, Renaissance, Courtyard, Residence Inn, Fairfield Inn). В настоящее время компания объединяет более 2700 отелей, размещенных по всему миру, в том числе шесть в Москве, Санкт-Петербурге и Самаре. 

Национальные гостиничные сети стали появляться в России с 2000 г. И хотя это явление сегодня еще не стало массовым, и российские гостиничные бренды не имеют такого веса, как иностранные, уже можно говорить о серьезных успехах отдельных операторов. Специалисты подчеркивают, что многие сети отелей, существующие в России, пока еще нельзя назвать полноценными сетями. Классическая модель подразумевает наличие в сети единых стандартов, уровня предоставляемых услуг и применяемых методов управления, что есть лишь у немногих операторов.

Одна из наиболее динамично развивающихся с 2000 г. гостиничных сетей «российского производства» –  Heliopark Hotel & Resorts, принадлежащая компании Heliopark Group. Компания ведет свой бизнес в трех направлениях: бизнес-отели, клубные и курортные. Интересно, что Heliopark Hotel & Resorts – первый сетевой оператор, который решил выйти на международный рынок. Сеть Amaks Grand Hotels, основанная в 2004 г., сегодня объединяет 18 гостинично-развлекательных комплексов, расположенных в российских регионах (Пермь, Уфа, Валдай, Великий Новгород, Владимир, Ростов-на-Дону, Азов, Тамбов, Казань, Ессентуки, Московская область). Интересной формой являются объединения гостиниц по взаимному информированию.

С появлением известного всему миру выражения «Мест нет» возник и существует по настоящее время закономерный вопрос, который задают гости, попавшие в трудную ситуацию: «Знаете ли вы, где можно снять комнату?» Иначе говоря, гостю требуется текущая информация [1].

Как это часто случается в индустрии гостеприимства, владелец гостиницы при повторении таких ситуаций быстро начинает понимать, что он контролирует предложение, так как у него в руках информация о том, где клиент может получить ночлег. Через короткое время он начинает также понимать, что сам может объединиться с другими владельцами гостиниц, подписав соглашение, суть которого выражена в следующей фразе: «Я буду направлять вам всех не размещенных мною гостей, если вы будете направлять мне своих».

Надо сказать, что такие справочные ассоциации обычно не останавливаются на достигнутом и идут гораздо дальше. Они создают систему бронирования, общий знак обслуживания или символ, используемый в рекламных целях, общую систему обучения для обеспечения единого качества обслуживания, адресную книгу членов ассоциации. Важной частью системы является общий сервис кредитных карт.

Многие из этих групп могут находиться в сговоре с нефтяными корпорациями, предоставляя услуги по их кредитным картам. Однако в последнее время это сотрудничество постепенно уменьшило объёмы. В некоторых случаях такие альянсы создаются для совместной оптовой закупки топлива и оборудования. Членство в такой ассоциации особенно выгодно, когда независимый владелец мотеля нуждается в кредите.

Ассоциации взаимной информации отличаются от гостиничных сетей и ассоциаций франчайзинга тем, что состоят из независимых операторов, которые автономны как в своей маркетинговой политике, так и в коммерческой деятельности.

Вывод. Обобщая опыт ведения работы с зарубежными предприятиями, необходимо отметить  тенденцию формирования собственной зарубежной сети с  крупными туристскими предприятиямиопытное присоединениеиприменение сбытовых каналов партнеров по кооперационным, а такжеобъединеннымдоговорам, чтогарантирует им крепкиепозиции врынкахиностранныхгосударств.

Анализ существующей организации и управления деятельностью российских предприятий туристской индустрии свидетельствует о том, что созданные в них подразделения в большинстве случаев уделяют недостаточно внимания маркетинговым и прогнозным исследованиям по созданию продукции для конкретного потребителя, в результате чего возникают проблемы сбыта того или иного турпродукта. Это объясняется новизной решаемых задач и отсутствием практического опыта.

Для проведения детальных и всесторонних маркетинговых исследований и расширения своих рынков российским туристическим предприятиям следует объединить свои усилия и капитал с предприятиями (близкими по технологической цепочке), финансовыми компаниями и банками и в полной мере использовать возможность создания стратегических альянсов, которые позволят российским туристическим предприятиям потеснить конкурентов на своих рынках [4].

Российские туристические предприятия не должны ограничиваться использованием одной формы организации своей деятельности. Необходимо использовать разнообразные организационные формы, учитывая специфические условия конкретного рынка, детально адаптируя их к собственным потребностям.

Список использованных источников

URL// https://eduherald.ru/en/article/view?id=13543 (дата обращения: 15.10.2021)

URL// https://www.unwto.org/ru (дата обращения 24.10.2021)

URL//https://www.unwto.org/tourism-statistics-data (дата обращения 19.10.2021)

Экономика предприятия туризма/ Степанова С.А, Крыга А.В // Учебник – 2013. – С. 90–117

Просмотров работы: 177