Введение. Трудовые ресурсы являются одной из важнейших составляющих индустрии туризма. На сегодняшний день роль трудовых ресурсов неуклонно растет. Для эффективной работы предприятий и увеличению объемов предоставляемых товаров и услуг, возникает необходимость в достаточном обеспечении предприятия трудовыми ресурсами.
Автор статьи «Актуальные проблемы развития туризма» делает акцент на определенных проблемах в туризме, одной из которых является дефицит квалифицированных кадров в России на всех уровнях обслуживания. В целях решения данной проблемы был проведен международный форум «Туризм: наука и образование», который привлёк внимание общественности к данной проблеме. Кроме того, было предложено разработать концепцию по подготовке и переподготовке, повышению квалификации кадров, созданиию мониторинга профессионально-квалификационной структуры потребности туриндустрии в рабочей силе, расширение возможностей подготовки кадров для предприятий индустрии гостеприимства как в системе высшего, так и среднего специального образования [1].
В статье «Занятость населения в сфере туризма» Пирогова О.В. отмечает основные навыки, которыми должен обладать работник сферы туризма: знанием политической ситуации, международными коммуникациями, иностранными языками, знаниями областей психологии, географии, истории, менеджмента, маркетинга и многими другими.
Туристская отрасль значительно влияет на занятость населения, поскольку имеет стратегическое, социальное значение. На настоящий момент в стране недостаточно развита туристская отрасль, поскольку сотрудники данной сферы остаются недостаточно профессиональными, но, тем не менее, уже происходит увеличение занятых в туриндустрии, по сравнению с прошлым годом. В стратегии развития Российской Федерации до 2035 года говорится, что благодаря увеличению значения туризма, в экономике страны, произойдет ускорение экономического развития и увеличение занятости в стране [2].
На официальном сайте Федерального агентства по туризму представлены к рассмотрению статистические показатели развития туризма в Российской Федерации за 2011-2020 года. По результатам исследования можно сделать вывод, что численность трудовых ресурсов непостоянна, она колеблется в разные года к увеличению или к уменьшению числа сотрудников, однако можно увидеть сравнительно небольшое увеличение количества туроператоров в едином федеральном реестре. Численность работников турфирм наоборот уменьшается. Это лишь доказывает, что трудовые ресурсы в этой отрасли слабо развиты [3].
В статье «Разработка плана развития трудовых ресурсов в индустрии туризма» Стрижкова Т.В. говорит о множественных попытках рассчитать план дальнейшего развития трудовых ресурсов в туризме через анализ перспективы увеличения числа сотрудников данной сферы. Однако результаты получились совсем не такими, как были запланированы, что объясняется недостаточностью научного обоснования. Для получения более верных результатов к анализу развития трудовых ресурсов в туризме была привлечена Национальная академия туризма в г. Санкт-Петербург. Были сделаны выводы о том, что Россия во многом уступает развитым странам по занятости в сфере туризма. Это связано не только с нехваткой профессиональных кадров в индустрии туризма, но и с нехваткой профессорско-преподавательских кадров, которые готовят работников сферы туризма [4].
Основная часть. Рассмотрим понятие и структуру трудовых ресурсов индустрии туризма. Рабочая сила представляет собой умственные и физические способности человека, его готовность к труду. Трудовые ресурсы предприятия – это совокупность работников различных профессионально-квалифицированных групп, занятых на предприятии и входящих в их списочный состав. Персонал является неотъемлемой частью предприятия, а кроме того является также частью товара, предоставляемого в индустрии туризма. Это связано с тем, что основным его продуктом является – обслуживание. Персоналом называется весь личный состав работающих по найму, постоянных и временных, квалифицированных и неквалифицированных работников. А под кадрами предприятия понимается основной состав работников, как правило, квалифицированный. Рассмотрим показатели трудовых ресурсов, влияющих на их основные характеристики.
- Списочная и явочная численность работников предприятия на определенную дату;
- Среднесписочная численность работников предприятия за определенный период;
- Удельный вес работников отдельных подразделений в общей численности работников предприятия;
- Темпы роста численности работников предприятия за определенный период;
- Средний разряд рабочих предприятия;
- Средний стаж работы по специальности руководителей и специалистов предприятия;
- Текучесть кадров;
- Фондовооружённость труда работников и рабочих на предприятии.
Разница между списочной и явочной численностью в количестве рабочих из списочной численности не прибывших на работу по причине болезни, отпуска или командировки и т.д.
В состав общей численности работников предприятия входят:
- Списочный состав, т.е. все постоянные, временные, сезонные работники, принятые на работу.
- Совместители. Внешние совместители - это те, кто состоит в списочном составе другого предприятия, а на данном работает по совместительству не более чем на 0,5 ставки. Внутренними совместителями являются те, кто выполняют на том же предприятии дополнительную оплачиваемую работу.
- Лица, работающие по договорам гражданско-правового характера. Работники, которые могут выполнять работу на нескольких предприятиях в отчетном периоде.
Рассмотрим структуру трудовых ресурсов предприятия, как качественный показатель персонала. В силу специфики индустрии туризма здесь заняты работники административно-управленческого и производственного персонала. В зависимости от функций, а также профессионализма сотрудников сферы индустрии туризма, все работники подразделяются на руководителей, специалистов, служащих, рабочих и младший обслуживающий персонал. Руководители решают различные производственные задачи, устраняют конфликты. Как правило, руководители имеют высшее образование и значительный стаж работы по специальности. Руководящими в туризме, являются такие должности как директор, начальники, заведующие и главные специалисты (главный бухгалтер, главный инженер). Специалистами называют сотрудников с высшим или средним специальным образованием, которые имеют необходимые знания и умения. Они занимают должности бухгалтеров, экономистов, юристов, техников и т.д. Служащими, являются работники, которые осуществляют подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание. Рабочие непосредственно заняты созданием материальных ценностей и работами по оказанию производственных услуг и перемещению грузов. Младший обслуживающий персонал занимается уходом за служебными помещениями.
Следующим качественным показателем является профессионально-квалификационная пригодность персонала, для выполнения тех или иных работ. Пригодность определяется профессией, специальностью и уровнем квалификации работников предприятия. Кроме этого, работники имеют разную степень овладения профессией т.е. разную квалификацию, которая различается степенью сложности и степенью оплаты труда [5],[6].
Туризм как вид экономической деятельности имеет ряд особенностей. Так, в результате производственного процесса получается продукт, имеющий форму туристской услуги, которая является нематериальной, и которая не подлежит хранению. Производство туристского продукта неразрывно связано с его потреблением, поскольку продукт производится только при заказе на него. Кроме этого, существует стандарт обслуживания – правила обязательные для выполнения при обслуживании потребителей, которые призваны гарантировать установленный уровень качества всех предоставляемых услуг [7].
Требования к персоналу туриндустрии содержатся в должностных инструкциях, утвержденных руководителем, и иных документах, которые определяют обязанности сотрудника.
К обязательным требованиям сотрудника можно отнести:
- Знание сотрудником своих должностных обязанностей;
- Знание Закона РФ «О защите прав потребителей»;
- Знание нормативных и законодательных актов РФ об индустрии туризма;
- Наличие опыта работы в туристской сфере или иных смежных с ней областях;
- Знание туристских формальностей;
- Знание иностранного языка, используемого в турфирме (не все сотрудники).
Задачи персонала, работающего в туристской фирме:
- Обеспечение развития турфирм, гостиниц, ресторанов и т.д.;
- Управление экономической структурой;
- Обеспечение работой сервисных служб в контактной с туристами зоне;
- Обеспечение и поддержка необходимого качества и безопасности предоставляемых услуг.
Законодательством, регулирующим отношения в сфере труда, является трудовое право. В России источником трудового права является Трудовой кодекс Российской Федерации. Основными актами, которые обязательно должны быть у руководителя можно выделить:
- Штатное расписание (статья 15, 57 ТК РФ);
- Правила внутреннего трудового распорядка (статьи 15, 21, 22, 68, 91, 100, 104, 108, 109, 111, 119, 137, 189, 190, 191, 227 ТК РФ);
- Положение о защите и обработке персональных данных работников (пункт 8 статьи 86 ТК РФ);
- График отпусков (123 ТК РФ);
- Положение об оплате труда (Раздел VI. ТК РФ).
Трудовые отношения оформляются трудовым договором – соглашение между работником и работодателем, при котором работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением работу, соблюдать действующий в организации внутренний трудовой распорядок.
В этом же трудовом договоре прописываются условия испытательного срока, прописывается о неразглашении государственной, служебной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны, также прописывается срок отработки после обучения, предоставляемого за счет руководителя, и т.д. [8].
Постановление Минтруда РФ «О квалификационных требованиях (профессиональных стандартах) к основным должностям работников туристской индустрии» было необходимо для совершенствования работы туриндустрии и улучшения туристских услуг. В нём представлен перечень должностей, должностных обязанностей и, кроме того, перечень ключевых умений и знаний для полного выполнения должностных обязанностей.
Данные профессиональные стандарты направлены не только на улучшение туриндустрии, но и на улучшение системы образования, поскольку они создали основу для образовательных стандартов и во многом помогли в улучшении подготовки профессиональных кадров для туриндустрии [9].
Руководитель Федерального агентства по туризму З.Догузова [10], считает основной проблемой в улучшении туристских кадров старую образовательную программу, по которой проходят обучение во многих образовательных учреждениях страны. Данные программы обучения уже не актуальны, а кроме того в них преобладает теория, которая в настоящее время должна быть наравне с практикой, чтобы дать обучаемым больше знаний о той области, по которой они проходят обучение. Также З. Догузова упоминает о возможности переобучения и повышении квалификации преподавательского состава, для улучшения преподаваемых знаний будущим работникам сферы туризма [11].
Данные проблемы будут решены согласно «Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2035 года», однако на данный момент развитие проходит только в Северо-Кавказском регионе по распоряжению Правительства РФ от 05.07.21 г. [12].
Выводы. Таким образом, можно сделать вывод, что трудовые ресурсы в сфере туризма слабо развиты, что объясняется не квалифицированностью кадров. Сейчас туриндустрия терпит изменения: увеличивается спрос на туристские услуги, появляются запросы на новых специалистов. Туризм активно развивается во всем мире и отдельно в России. В перспективе стоит решение такой проблемы, как улучшение образования в сфере туризма. В ближайшем будущем отрасль пополнится новыми квалифицированными специалистами, способными активно развивать сферу туризма в России. Трудовые ресурсы имеют сложную классификацию, структуру, что объясняется разнообразием сотрудников, имеющих отдельные профессии и специальности, а кроме того разное овладение своими навыками. Трудовая деятельность в туристской организации регламентируется законами как общими, так и индивидуальными для сферы туризма. Такое разграничение помогает упорядочить трудовые туристские ресурсы для упрощения анализа ресурсов и их управление.
Список литературы:
1 Статья № 1 «Актуальные проблемы развития туризма»
URL: http://council.gov.ru/activity/activities/roundtables/29490/ (25.10.21)
2 Статья №2 «Занятость населения в сфере туризма» Пирогова О.В., Пирогова А.Ю.
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1553 , (22.10.21).
3 Статья №3 «Статистические показатели, характеризующиеразвитие туристской отрасли в Российской Федерации»
URL:https://tourism.gov.ru/contents/analytics/statistics/statisticheskie-pokazateli-kharakterizuyushchie-razvitie-turistskoy-otrasli-v-rossiyskoy-federatsii-/ (20.10.21).
4 Статья № 4 Стрижкова Т.В. «Разработка плана развития трудовых ресурсов в индустрии туризма»
URL:https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-plana-razvitiya-trudovyh-resursov-v-industrii-turizma, (5.10.21).
5 Степанова С.А., Крыга «Экономика предприятия туризма»: учебник. – М.: ИНФА-М, 2013. - 346с. – (Высшее образование: Бакалавриат).
6 Егорова, М.С. Трудовые ресурсы предприятия: оценка потребности и эффективного использования/ М.С. Егорова, И.Г. Пищальников. - Текст: непосредственный// Молодой учёный.- 2015. - №9 (89). – С.586-589. –
URL: http://moluch.ru/archive/89/18292/ (дата обращения: 13.10.2021).
7URL:https://studfile.net/preview/5713892/page:7/#:~:text=1.3.2%20Особенности%20туристского%20продукта.%20Туристскому,они%20не%20приобретают%20овеществленной%20формы (дата обращения 15.10.21)
8 «Трудовой договор, трудовое законодательство и трудовые отношения: гарантии и льготы» О.А. Чернова
URL:https://pnu.edu.ru/ru/recruitment/graduates/legal-aspects/ , (15.10.21).
9 Постановление Минтруда РФ от 17.05.99 n 8 (ред. от 10.10.2002) "О квалификационных требованиях (профессиональных стандартах) к основным должностям работников туристской индустрии" (дата обращения: 19.10.2021).
10.URL:https://tourism.gov.ru/contents/ob_agentstve/struktura-agentstva/rukovoditel/#:~:text=догузова%20зарина%20валерьевна%2c%201985%20г.р.,международных%20отношений%20(университет)%20мид%20россии
11 https://ria.ru/20190912/1558615680.html (5.10.21).
12 «Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2035 года» URL:https://tourism.gov.ru/contents/documenty/strategii/strategiya-razvitiya-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-v-period-do-2035-goda (15.0.21).