СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАТЕГОРИЙ «ТОВАР», «УСЛУГА» - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАТЕГОРИЙ «ТОВАР», «УСЛУГА»

Горошникова Е.В. 1, Лехтянская Л.В. 1
1Владивостокский государственный университет экономики и сервиса филиал в г. Находка
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Предприятия производят и предлагают на рынке свою продукцию – товары, услуги, то есть все, что может удовлетворить потребность потребителя и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования потребителем. Продукция может представлять собой материально-вещественные блага (пища, одежда, жилища, машины, материалы и т.д.) и услуги (транспорт, связь, здравоохранение, наука, образование, культура, коммунально-бытовое обслуживание, реклама, торговля)[1, с.120].

Основная часть. Одно из определений продукции: это физические объекты, услуги, любые символические частности и обстоятельства, т.е. все, что может удовлетворить нужды и потребности, а также принести выгоду покупателю. При этом подчеркнем, что продукция должна рассматриваться с точки зрения покупателя. Последний покупает продукцию не только как физический объект, но и как услуги, сопутствующие продаже или предоставляемые вместе с товаром. Если глубже смотреть в суть вопроса, то потребитель покупает удовлетворение той или иной своей нужды или потребности.

Воздействие услуг на хозяйственную жизнь не только усиливается, но и приобретает многогранный характер, все более заметный в процессах производства, формирования и реализации доходов населения, обмена, накопления общественного продукта. Поэтому приведем некоторый теоретический анализ сущности услуги как экономической категории.

Хотя есть различные мнения о том, каким должно быть точное определение услуги, в экономической науке сложилось общее представление о сервисной деятельности, обслуживающих отраслях и в целом о сфере услуг.

Следует разграничивать обыденное и научное представление об обслуживании. В обиходе понятие «услуга» употребляется в самом широком смысле: сделать кому-либо полезное словом или делом за плату или бесплатно, из личных или общественных побуждений. Предполагается действие, приносящее помощь. Нередко под этим понимается предоставление бытовых удобств [2].

Что касается научной трактовки понятия «услуга», то имеют в виду ее ключевое значение: сущность обслуживания как общественно организованного экономического процесса. Однако подходы к определению понятия услуг далеко не однозначны.

В отечественной экономической литературе советского периода проблема услуг затрагивалась редко, поскольку считалось, что в процессе производства услуг стоимость не создавалась, а лишь потреблялись элементы национального дохода в результате его распределения или перераспределения. Многие экономисты отождествляли услуги с непроизводственным потреблением, а сферу услуг - с непроизводственной сферой.

Однако позже позиции стали меняться. Услуга стала приравниваться к товару. В 1988 г. в экономической литературе уже сообщалось: «Для того чтобы быть потребительной стоимостью, продукт не обязательно должен принимать форму вещи, быть материальным благом. Потребительными стоимостями являются и услуги, носящие нематериальный характер». Более того, подчеркивался тот момент, что объем и качество услуг - один из важнейших показателей экономического прогресса общества и уровня жизни населения.

Специфика сферы услуг может создать впечатление, что товары и услуги - совершенно разные категории, и отсутствие у услуг определенных характеристик означает, что продуктами являются только товары. В действительности, товары и услуги существуют в неразрывной связи, хотя некоторые являются только товарами, другие - только услугами. Большинство же продуктов, тем не менее, являются смешанными категориями, имея черты, как товаров, так и услуг. По мнению Ю. Волкова, услуга определяется как вид деятельности, который можно предложить клиентам для непосредственного потребления. В отличие от обычных товаров, она не может перейти в собственность покупателя, поскольку не является чем-то осязаемым. В то же время услуга относится к разряду товаров, она продается и покупается. Однако не следует забывать, что услуга становится товаром, если поступает в обмен. Вне обмена она является просто благом [3].

В 1994 г. в Российской Федерации был введен в действие ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения». В соответствии с этим документом под услугой понимается результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя. По функциональному назначению услуги, оказываемые населению, подразделяются на материальные и социально-культурные [4].

Материальная услуга - это услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуги (транспорт, связь, торговля, материально-техническое снабжение, коммунальные услуги).

Социально-культурная услуга - это услуга по удовлетворению духовных и интеллектуальных потребностей и поддержание нормальной жизнедеятельности потребителя. Она обеспечивает поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства. К социально-культурным услугам относятся здравоохранение, туризм, образование, культура и искусство, спорт.

Деятельность по оказанию услуг - производство потребительских стоимостей, которые, как правило, не имеют овеществленной формы. Вследствие этого рынки услуг не похожи на другие рынки, что объясняется двумя причинами:

1) услуга не существует до ее предоставления, т.е. продукт создается в процессе предоставления услуги. Это делает невозможным сравнение предложений двух разных продавцов, двух конкурирующих фирм даже в том случае, когда продукты кажутся идентичными. Подобное сравнение возможно только после получения услуги, тогда как товары в материальной форме можно сравнивать различными способами еще до покупки. Единственное, что можно сделать на рынке услуг, — сравнить выгоды ожидаемые и полученные;

2) предоставление услуг нередко требует специальных знаний и мастерства, которые покупателю трудно не только оценить, но зачастую и понять. Высокая степень неопределенности при предоставлении услуг ставит клиента в крайне невыгодное положение, может вызвать чувство обиды, настороженности, подозрительности. Нередко клиент стремится работать с одним и тем же продавцом — страховым агентом, туристской фирмой и т.д. Эта инерция работает на продавца, так как в данном случае она является главным фактором повторяемости контактов.

Эти черты присущи практически всем рынкам услуг. В совокупности с особенностями самих услуг они определяют особый подход к предпринимательской деятельности, призванной обеспечить удовлетворение спроса на услуги.

При всем разнообразии услуг все они, как товар, имеют следующие общие характерные черты:

- неосязаемость;

- неразрывность производства и потребления;

- изменчивость качества;

- неспособность к хранению.

Неразрывность производства и потребления услуги, то есть специфика услуги заключается в том, что в отличие от товара, услугу нельзя произвести впрок. Оказать услугу можно тогда, когда появляется заказ или клиент. С этой точки зрения производство и потребление услуг тесно взаимосвязаны и не могут быть разорваны. При неразрывности взаимосвязи производства и потребления услуг степень контакта между продавцом и покупателем может быть различна. Но многие виды услуг неотделимы от тех, кто их предоставляет.

Вывод.

Таким образом, можно сделать вывод, что при изучении сферы услуг сохраняется многовариантность определений, понятий, терминов, характеристик, позиций. Они находят применение на предприятиях сферы услуг при разработке бизнес-планов и прогнозных альтернатив.

Сфера услуг имеет ряд специфических особенностей по сравнению с материальным производством.

Во-первых, в отличие от товаров, услуги производятся и потребляются в основном одновременно, не подлежат хранению. Это порождает проблему регулирования спроса и предложения услуг.

Во-вторых, услуги часто противопоставляются продукции, хотя и в промышленности увеличивается роль обслуживания, которое может включать ремонт оборудования, послепродажное обслуживание и другие услуги, связанные с продажей товаров. Можно сказать, что во многих случаях в услуге присутствует элемент продукции, точно так же, как при продаже продукции присутствует элемент услуги. Тесное переплетение продажи товаров и предоставления услуг затрудняет выделение и учет услуг.

В-третьих, сфера услуг обычно больше защищается государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Во многих странах транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука, образование, здравоохранение, коммунальные услуги традиционно находятся в полной или частичной собственности государства или же строго контролируются и регламентируются государством. Импорт услуг, по мнению правительства многих стран, может представлять угрозу национальной безопасности и суверенитету, поэтому он регламентируется более жестко по сравнению с торговлей товарами.

Как правило, компании держат запас товаров при себе, чтобы выполнить срочные требования. Он также отслеживает количество товаров в начале и в конце. В отличие от услуг, предоставляемых по запросу самого клиента. Одним словом, производство услуг зависит от спроса клиента. Оба облагаются налогом, таким как налог на добавленную стоимость (НДС), взимаемый с товаров, в то время как налог на услуги- за предоставленные услуги.

Иногда продукты, предлагаемые компаниями таким образом, что трудно разделить товары и услуги, как в случае ресторана, вы платите за еду, которую вы едите, а также за дополнительные услуги официантов, шеф-повара, сторож и тд.

Список источников

1. Степанова С.А., Крыга А.В. Экономика предприятия туризма: учебно-методическое пособие/ Степанова С.А., Крыга А.В.–Москва, 2013. – 120 с.

2. Википедия – свободная энциклопедия. Услуга: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B3%D0%B0 (дата обращения: 19.10.2021)

3. Производственные услуги в составе промежуточного потребления: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proizvodstvennye-uslugi-v-sostave-promezhutochnogo-potrebleniya-mashinostroitelnogo-predpriyatiya-teoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 19.10.2021)

4. Услуги населению: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://docs.cntd.ru/document/1200006608 (дата обращения: 19.10.2021)

Просмотров работы: 246