Современная ситуация в образовании диктует новые требования к подготовке студентов средних учебных заведений, заключающиеся в том, что приобретения только специальных знаний не вполне достаточно для того, чтобы быть конкурентоспособным выпускником, необходимо развивать такие способности личности, которые в наибольшей степени раскрывают ее индивидуальность и творческий потенциал, поэтому основными показателями качества подготовки специалистов в настоящее время являются: профессиональная компетентность, творческое мышление и способность к самообразованию. Подготовка конкурентных специалистов сферы культуры и искусства, владеющих умениями и знаниями по своей специальности, имеющих практический, пусть и небольшой, опыт - предполагает использование в процессе обучения методов, способствующих развитию творческой активности студентов.
Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник колледжа – будущий специалист сферы культуры и искусства, оказывается более приспособленным к жизни, проще адаптируется к изменяющимся условиям, четко ориентируется в разнообразных ситуациях, имеет возможность расшить сферу своей профессиональной деятельности, т.к. проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора.
Актуальность овладения основами проектирования обусловлена:
во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения в системе среднего профессионального образования.
Во-вторых, владение логикой и технологией проектирования позволяет более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции.
В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста сферы культуры. Организация проектной деятельности позволяет повысить познавательную активность и творческие способности.
Творчество – это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники производства и организации.
Творческий процесс – это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.
Л.С. Выготский писал: «…высшие человеческие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано происхождением творческому процессу человека» [1].
Следовательно, творчество студентов в логике учебного проекта — это эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческой активности студентов в результате создания материальных объектов с признаками полезности и новизны;
• создание комфортной творческой образовательной среды в рамках учебного проекта, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности студентов, а методологические основы развивающего образования могут быть представлены в виде следующих основных (четырех) позиций:
• усвоение знаний, умений и навыков из цели образования превращается в средство развития способностей;
• на смену «субъект-объектной» логике воздействия на студента приходит логика содействия, сотрудничества;
• студент становится субъектом своего собственного развития, рассматривается как самоценная личность;
• стереотипное воспроизведение студентами стандартного минимума готовых истин вызывает острую необходимость создания особых учебных проектов и организации образовательной среды.
Творческая активность является неиссякаемым резервом профессионального роста и личностного развития человека, поэтому главная цель развития творческой активности студентов образовательных учреждений сферы культуры - воспитание подлинно творческой свободной личности.
Под творческой активностью понимается способность к реализации собственных креативных усилий в учебной и профессиональной деятельности в соответствии с индивидуальными интересами и целями. Показателями творческой активности студента могут считаться: новизна, оригинальность, отстранение от шаблона, ломка традиций, неожиданность, целесообразность, ценность, перенос знаний из одной предметной области в другую или в сферу профессиональных компетенций [5, С.55].
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи - формировать у студентов способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;
- развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;
- воспитывать интерес к участию в творческой деятельности;
- формировать профессиональный кругозор и творческий подход к своей профессиональной деятельности.
Современная ориентация профессионального образования на формирование компетенций предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых студент может проявить не только свою интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, потребность выразить себя как субъекта обучения и проявить себя в профессиональной сфере [3].
Итак, педагогическим коллективом ОГБПОУ «Ульяновский колледж культуры и искусства» создаются следующие условия, способствующие развитию творческой активности обучающихся:
- организация активной деятельности всех студентов на учебных занятиях (применение педагогических приемов, интерактивных технологии и активных форм организации учебного процесса);
- включение творческих заданий исследовательского характера профессиональной направленности во внеаудиторную самостоятельную работу;
- применение современных средств обучения;
- включение студентов в систему конкурсных мероприятий различных уровней: от внутриколледжных до международных.
К активным формам деятельности относятся такие формы организации образовательного процесса, которые способствуют разнообразному (индивидуальному и групповому) усвоению учебных вопросов, активному взаимодействию обучаемых и преподавателя, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой темы и способов ее практического использования.
В колледже существует практика проведения обобщающих занятий в форме творческого показа.
Также эффективной формой организации обучения в рамках профессиональных модулей или междисциплинарных курсов является мастер-класс. Именно такая форма организации урока имеет большой потенциал для развития творческой активности студентов.
Большим потенциалом для формирования творческой составляющей профессиональных компетенций студентов колледжа обладают олимпиады и конкурсы. В колледже сложилась система конкурсных мероприятий, которая позволяет уже на первом курсе выявить талантливых студентов с высоким уровнем творческого потенциала, индивидуально сопровождать их обучение, выращивать призёров региональных, всероссийских и международных конкурсов.
Необходимо отметить, что лучшие студенты колледжа принимают участие в чемпионатах движения «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) различного уровня по компетенции «Графический дизайн». Разработанная преподавателями система творческих задач оказала положительное влияние на уровень подготовки наших участников WS и обучающиеся колледжа неоднократно становились победителями региональных чемпионатов по компетенции ««Графический дизайн».
Таким образом, необходимыми условиями для развития творческой активности являются:
- совершенствование содержания учебного процесса;
- повышение уровня его организации;
- внедрение эффективных форм и методов обучения;
- широкое применение в учебном процессе современных средств обучения;
- конкурсное движение.
Проектная деятельность, как показывает опыт ОГБПОУ «Ульяновский колледж культуры и искусства» создает реальную ситуацию и творческую атмосферу соревнования между студентами. Покидая стены учебного заведения, выпускник колледжа унесет с собой попытку его самостоятельного воспроизведения уже в иных обстоятельствах собственной жизни. Он освоил соответствующие процессы (понимание, творческая инициатива, коммуникация, рефлексия и др.) и средства (событийная общность, сотрудничество, позиция профессионала и др.), у него сформирована потребность к реализации собственных творческих способностей в учебной и профессиональной деятельности, что, в конечном итоге, приводит к формированию выпускника-специалиста, конкурентного на современном рынке труда, которого ждут новые творческие достижения в профессиональной деятельности.
Список использованных источников:
Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. М.: АСТ. – 2019. – 480с.
Бибикова, Н.В. Технологии развития креативности личности / Н.В. Бибикова. – Москва: Издательство «Прометей», 2012. – 127 с.
Косырев, В.П. Моделирование учебной проектной деятельности с целью развития творческой активности студентов колледжа / В.П. Косырев, Т.Ю. Ломакина, О.Л. Раковская // Теория и методика профессионального образования – М.: Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 6/1. – 2008. – С. 119-121.
Коржуев, А.В. Педагогический поиск как диалог традиций и инноваций: Монография / А.В. Коржуев, М.Г. Сергеева. – М.: НОУ ВПО МИЛ. – 2015. – 186 с.
Сергеева, М.Г. Стимулирование творчества студентов в рамках учебной проектной деятельности / М.Г.Сергеева, Н.Л.Соколова, В.В.Углов, Т.Н. Герасименко // Казанский педагогический журнал. – №2. – Казань, 2018. – С. 54-60.
Сергеева, М.Г. Развитие педагогического мастерства преподавателя в современных условиях: Монография / М.Г. Сергеева. – М.: НОУ ВПО МИЛ. – 2015. – 180 с.
Синькевич, В.Ф. Развитие творческой активности обучающихся в условиях профессионального образования / сборник методических рекомендаций по материалам V Вероссийской научно-практической конференции «Культура, искусство, образование: история и современность» // под общ. ред. В.Ф. Синькевич, Е.С. Зев - Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2021. С. 271-273