МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА РУКОВОДИТЕЛЯ ДОО С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА РУКОВОДИТЕЛЯ ДОО С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

Павлюченко Е.А. 1, Левшина Н.И. 1
1МГТУ им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Модернизация российского образования ставит задачу повышения качества обучения в образовательных организациях. Успешное выполнение образовательной организацией своих задач, направленных на достижение качества образовательного процесса, сегодня напрямую зависит от эффективности взаимодействия всех его участников, прежде всего, администрации и педагогического коллектива.

В настоящее время проблеме работы руководителя ДОО с педагогическим коллективом уделяется особое внимание. Этим вопросом занимаются как специалисты-ученые, так и практикующие педагоги. Новейшие исследования и теоретические построения в основном строятся в русле лучших традиций известных советских педагогов, таких как Ю.К. Бабанский, Л.В. Занков, И.П. Раченко, М.Н. Скаткин и многих других; управление педагогическими коллективами рассматривается в трудах И.В. Андреевой, В.Г. Афанасьева, А.Т. Глазунова, М.Е. Демашевой, P.Л. Кричевского, Н.Н. Михайловой, Р.Х. Шакурова и других; технологиям взаимодействия с педагогическим коллективом, посвящают свои труды В.С. Лазарев, М.М. Поташник, Г.Л. Фриш, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин, Е.И. Рогов, Ю.А. Конаржевский, Т.И. Шамова; микроклимат и проблемы педагогического коллектива Р.Х. Шакуров, В.В. Шпалинский.

Определяя педагогический коллектив образовательной организации как организованную часть трудового коллектива общеобразовательной организации, включенную в процесс реализации осуществляемых им педагогических функций и представленную специалистами педагогического профиля, а также самой администрацией образовательной организации, следует отметить, что специфика функционирования образовательной системы обусловливает необходимость сочетания как традиционных для общего менеджмента подходов к управлению персоналом, так и особенных, которые, прежде всего, объясняются реализуемыми ДОО педагогическими функциями.

В.С. Зайцев считает, что от руководителя современной образовательной организации во многом зависит не только четкое и слаженное функционирование ее звеньев внутри, но и то, как будет осуществляться ее взаимодействие с образовательными системами, частью которых она является [3, с.4].

Проблемы организации методической деятельности в дошкольной образовательной организации изучались многими учеными: Ю.В. Васильевой, Ю.А. Конаржевским, М.М. Поташником, В.А. Сластениным, Т.И. Шамовой, В.И. Зверевой, A.M. Моисеевой и др.

С. Ф. БагаутдиноваК. В. Корнилова под методической работой предполагают деятельность не только заместителя руководителя, но и самого руководителя [1].

Методическая работа в современном ДОО – это система взаимосвязанных мер, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта, направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога, на развитие творческого потенциала всего педагогическогоколлектива.

С.Ф. Багаутдинова, Л.Н. Буйлова и С.В. Кочнева отмечают:

1) функции методической работы по отношению к педагогическому предлагают содержание методической работы рассматривать с точки зрения основных функций: коллективу ДОО:

совершенствование педагогической деятельности;

обновление программного обеспечения образовательного процесса;

ознакомление педагогических работников с достижениями педагогической науки и практики;

внедрение в практику учреждения достижения передового педагогического опыта.

2) функции методической работы по отношению к конкретному педагогу:

изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их профессиональных потребностей и проблем;

организация работы по развитию профессионального роста педагогов: повышение социально-психологической культуры; совершенствование специальных умений и навыков; знакомство с общечеловеческой и национальной культурой [1].

Таким образом, на современном этапе анализ психолого-педагогической литературы научных исследований позволяет выделить две точки зрения на определение методической деятельности. Первая состоит в том, что большинством авторов (Т.Г. Аргунова, И.В. Никишина, И.П. Пастухова, Г.П. Скамницкая и др.) методическая деятельность рассматривается как организационно-управленческая деятельность образовательного учреждения (деятельность методистов), т.е. методическая работа, которая по отношению к педагогу выполняет курирующую, контролирующую функции. Вторая – методической деятельностью занимаются педагоги в рамках профессиональной деятельности.

Применение, а тем более самостоятельная разработка технологий работы руководителя ДОО с педагогическим коллективом требует принципиально иного уровня профессионализма – профессиональной компетентности, базовой составляющей которой является понимание сущностного своеобразия этого вида технологий как социальных, в которых исходным и конечным результатом выступает человек.

Руководители должны четко представлять, что желательно получить в итоге. Если ставится информационная или просветительская цель, то подойдут технологии обучения. Если же необходимо, чтобы педагог чему-то научился, например, какой-то продуктивной деятельности или модели поведения, то следует прибегнуть к другим методам (семинарам, практикумам, тренингам). Или же «разбавлять» те же лекции играми, упражнениями, заданиями и т.п.

Таким образом, управленческую деятельность можно рассматривать как многофакторный процесс. Эти факторы можно подразделить на две большие группы: личностные (это те, что соотносятся с самим человеком как личностью) и операциональные (это те, что характеризуют сам процесс общения: каким образом, с помощью каких приемов, средств достигается контакт с людьми). Эти группы тесно взаимосвязаны, зависят друг от друга. Современные технологии работы руководителя ДОО с педагогическим коллективом должны быть основаны на достижениях науки и передовом педагогическом опыте и должны быть направлены на повышение профессионального мастерства каждого педагога, на развитие творческого потенциала всего педагогическогоколлектива.

Список использованных источников:

Багаутдинова, С. Ф. Организация методической работы в дошкольном образовательном учреждении: учебно-методический комплекс [Электронный ресурс] / С. Ф. Багаутдинова, К. В. Корнилова. — 3-е изд., стер. - Москва: ФЛИНТА, 2020. — 74 с. - ISBN 978-5-9765-2210-7. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1142414 (дата обращения: 12.01.2021). – Режим доступа: по подписке.

Богуславская, Т. Н. Проблемы управления муниципальной вариативной системой дошкольного образования в условиях социокультурной модернизации / Т. Н. Богуславская // Упр. образованием: теория и практика. – 2011. – № 4. – С. 45-55.

Зайцев, В.С. Управление образовательными системами.– Челябинск: Издательство ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2019. – 90 с.

Крулехт М. В. Современные технологии дошкольного образования: достоинства и возможные риски.//Проблемы современной науки и образования. - 2016. — URL: https://://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tehnologii-doshkolnogo-obrazovaniya-dostoinstva-i-vozmozhnye-riski (дата обращения: 25.06.2021).

Просмотров работы: 14