Задача освоения прогрессивной и высокоэффективной продукции, способной выдержать конкуренцию на мировом рынке, напрямую связана с организацией и совершенствованием технической подготовки производства (ТПП). Она охватывает комплекс увязанных между собой проектно-конструкторских, научных, производственно-хозяйственных и технологических работ по созданию, освоению и внедрению новых технологий.
Техническая подготовка производства регламентируется общими стандартами и включает конструкторскую и технологическую подготовку. Она зависит непосредственно от разработанного на предприятии планом технической подготовки.
Сама техническая подготовка производства представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов по созданию и последующему освоению новых технологий и материалов или совершенствованию уже существующих на предприятии конструкций и технологических процессов. Она считается логическим продолжением инноваций и поэтому является частью жизненного цикла изделия. От нее зависят качество и эффективность внедрения инноваций в сферу их обращения.
Стоит отметить главные задачи технической подготовки производства:
обеспечение ускоренного развития научно-технического прогресса во многих отраслях хозяйства;
сокращение длительности производственного цикла, трудоемкости и стоимости работ по подготовке производства;
изготовление конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей потребностям потребителей и укладывающейся в сроки поставки.
Техническая подготовка производства делится на несколько взаимосвязанных этапов, таких как конструкторский, технологический, организационный, материально-технический, социально-психологический и экономический.
Исходными данными для проведения практически всех ТПП являются:
полный комплект конструкторской документации на новое изделие;
максимальный годовой объём ее выпуска;
предполагаемый срок выпуска изделий и объем выпуска по годам с учетом сезонности;
планируемый режим работы предприятия;
планируемый коэффициент загрузки оборудования основного производства и ремонтная стратегия предприятия;
планируемые кооперированные поставки предприятию деталей, узлов полуфабрикатов и предприятия-поставщики;
предполагаемые рыночные цены новых товаров с учетом ценовой стратегии предприятия и его целей;
принятая стратегия по отношению к риску (с точки зрения наличия дублирующего оборудования);
политика социологии труда предприятия.
Технологическая подготовка производства напрямую регламентируется стандартами «Единой системы технологической подготовки производства» [1].
Исполнителями работ по технической подготовке производства являются службы главного конструктора и главного технолога, призванные обеспечить конкурентоспособность продукции.
Этапы ТПП, содержание работ и исполнители приведены в таблице 1.
Технологичность – это экономичность изготовления изделия в конкретных условиях при заданных масштабах выпуска.
Технологический контроль, или отработка изделий на технологичность, производится на всех этапах создания конструкторской документации:
на стадии эскизного проекта – это анализ конкретных конструкторских решений (рациональности выбранных материалов, технологичности членения конструкции на сборочные единицы);
на стадиях технического и рабочего проектов принимаются окончательные решения о технологичности изделия и точности изготовления его элементов;
на стадии изготовления опытного образца или партии завершается отработка конструкции на технологичность, то есть конкретизируются условия обеспечения технологичности и возможность использования типовых технических процессов.
Показатели технологичности конструкции:
технологическая рациональность конструктивных решений;
преемственность конструкции.
Технологическую рациональность характеризуют:
трудоемкость изготовления;
удельная материалоемкость;
коэффициент использования материалов;
технологическая себестоимость;
удельная энергоемкость изготовления изделия;
удельная трудоемкость подготовки изделия к функционированию;
коэффициент применяемости материалов;
коэффициент применения групповых и типовых технологических процессов и др.
Таблица 1 – Этапы ТПП и их содержание [2]
Этапы ТПП |
Содержание работ ТПП |
Исполнители |
Планирование ТПП |
Прогнозирование, планирование и моделирование ТПП. |
Служба планирования подготовки производства (ОППП) |
Технологическое проектирование |
Распределение номенклатуры между цехами и подразделениями предприятия. |
ОППП |
Разработка технологических маршрутов движения объектов производства. |
ОППП |
|
Разработка техпроцессов изготовления и контроля деталей, сборки и испытаний и всей прочей технологической документации. |
Отделы главных специалистов (ОГТ, ОГС, ОГМет и др.) |
|
Типизация технологических процессов, разработка базовых и групповых процессов. |
Отделы главных специалистов (ОГТ, ОГС, ОГМет и др.) |
|
Технологическое проектирование |
Технико-экономическое обоснование технологических процессов |
Отделы главных специалистов, экономический отдел |
Выбор оборудования |
Выбор и обоснование универсального, специального, агрегатного и нестандартного оборудования. |
Отделы главных специалистов |
Выбор и технологическое конструирование оснастки
|
Выбор необходимого специального, универсального и унифицированного оснащения. |
Технологические и конструкторские отделы главных специалистов. |
Технологическая и конструкционная подготовка считаются самыми разработанными. Каждый их уровень регламентируется многочисленными нормативными документами по стандартизации и сертификации продукции.
Организационно-плановая подготовка включает в себя разработку перспективных графиков работ, организацию работ по созданию нормативной базы и обеспечению готовности структурных подразделений к производству новых изделий, оперативное управление и регулирование хода всех стадий подготовки, установление функций структурных подразделений по подготовке производства.
Материально-техническая подготовка представляет собой ведение работ по своевременной и комплектной поставке материалов и комплектующих изделий.
Социально-психологическая подготовка предполагает разъяснение специфики и необходимости внедрения инноваций, а также их социально-экономических последствий не только для коллектива предприятия, но и для всей отрасли хозяйства.
Экономическая подготовка заключается в определении технико-экономической целесообразности представленных инноваций, величины издержек производства и предполагаемого уровня цен, сроков и источников финансирования работ.
Отдельным пунктом стоит отметить важность формы организации и структуры её органов по подготовке и освоению нововведений. Они определяются, в первую очередь, отличительными чертами работы предприятия, выпускаемой им продукции, способом производства, а также масштабом и частотой обновления ассортимента.
Выделяют три организационные формы технической подготовки производства на предприятии: централизованная, децентрализованная и смешанная. При централизованной форме работы, характерной для массового и крупносерийного производства, выполняются в аппарате заводоуправления. При децентрализованной форме работы все действия ведутся соответствующими бюро производственных цехов, что характерно для мелкосерийного и единичного производства. При смешанной форме объем работ распределяется между заводскими и цеховыми органами.
Конструкторская подготовка выполняется отделом главного конструктора, а технологическая в цеховых бюро подготовки производства. Однако важно отметить, что на небольшом производстве его техническая подготовка может сосредоточиваться в едином техническом отделе.
Рассмотрим некоторые этапы технологической подготовки производства на примере ООО «Транснефть – Порт Козьмино».
Трубопроводный транспорт, зарождение и развитие которого связано практически с началом добычи нефти и газа, является основой энергообеспечения страны. ОАО «АК «Транснефть» является основным поставщиком нефти и газа. В Приморском крае предприятие представлено дочерней компанией ООО «Транснефть – Порт Козьмино».
Спецморнефтепорт Козьмино, оператор нефтеналивного терминала в порту Восточном, был открыт 28 декабря 2009 года. Полное наименование — специализированный комплекс современных сооружений ООО «Транснефть – Порт Козьмино» (до 01.12.2014 - ООО «Спецморнефтепорт Козьмино»). Является конечной точкой трубопровода ВСТО, в которой нефть перекачивается на современные морские суда, следующие в страны Азиатско-Тихоокеанского региона – Японию, Китай, Южную Корею, Малайзию, Таиланд, Филиппины, Сингапур, Новую Зеландию, Индонезию, а также США.
Юридический адрес предприятия: 692941, Российская Федерация, Приморский край, г. Находка, п. Врангель, ул. Нижне-Набережная, 78. ООО «Транснефть – Порт Козьмино» обеспечивает круглосуточную непрерывную работу объектов при круглогодичной навигации по следующим основным направлениям:
– прием нефти из магистральных нефтепроводов ВСТО-II;
– перекачка нефти на экспортную перевалочную нефтебазу;
– коммерческий учет количества и качества нефти;
– хранение товарной нефти на нефтебазе;
– налив нефти на морской крупнотоннажный транспорт.
Восточный нефтепровод (трубопроводная система «Восточная Сибирь — Тихий океан»; ВСТО) – нефтепровод, проходящий от г. Тайшет (Иркутская область) до нефтеналивного порта Козьмино, в заливе Находка. Соединяет месторождения Западной и Восточной Сибири с рынками Азии и США. Протяженность – 4740 км. Оператор нефтепровода – государственная компания «АК «Транснефть». Сорт нефти, поставляемый на мировой рынок посредством ВСТО, получил название ESPO [5].
Производственные мощности ООО «Транснефть – Порт Козьмино» располагаются на территории Находкинского городского округа и Партизанского муниципального района Приморского края и включают в себя:
площадку ж/д эстакад (ПЖДЭ) с двумя эстакадами двухстороннего слива, резервуарным парком, подпорной и магистральной насосными станциями;
23-километровый магистральный нефтепровод с линиями связи и электропередач;
нефтебазу емкостью резервуарного парка 600000 м3;
площадку береговых и причальных сооружений с двумя узлами учета нефти (СИКН, или системой измерения количества и показателей качества нефти) и выносным нефтепирсом для приема танкеров водоизмещением от 80 до 150 тыс. тонн;
площадку приема нефти (ППН) с узлом учета нефти (СИКН), системой безопасности нефтепровода, резервуарами сброса – конечная точка магистрального нефтепровода ВСТО-II;
ремонтно-эксплуатационный цех;
цех технологического транспорта и спецтехники;
службу безопасности.
Резюмируем, техническая подготовка – важный производственный процесс, от которого зависит качество и эффективность внедрения инноваций в сферу их обращения. Техническая подготовка производства увязывает несколько взаимосвязанных этапов, таких как конструкторский, технологический, организационный, материально-технический, социально-психологический и экономический. Каждый этап должен быть чётко проработан и содержит определенный вид работ.
Список литературы
ГОСТ 14. 004-74. Единая система технологической подготовки производства. Терминология. Основные понятия. Термины и определения основных понятий.
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент. Техническая подготовка производства // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m47/6_5.htm (дата обращения 30.10. 2021 г.)
Техническая подготовка производства // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/tehnologiya-proizvodstva.html (дата обращения 02.11. 2021 г.)
Содержание, задачи и этапы технической подготовки производства // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psyera.ru/6843/soderzhanie-zadachi-i-etapy-tehnicheskoy-podgotovki-proizvodstva (дата обращения 02.11. 2021 г.)
ПАО «Транснефть». Сайты обществ системы «Транснефть» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.transneft.ru (дата обращения 06.11.2021).